Openbravo-rus.ru

Образование по русски
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки вежливости и этикета для детей

Проект «Уроки вежливости и этикета»

Светлана Морочко
Проект «Уроки вежливости и этикета»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательно-игровой, краткосрочный.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Предмет исследования: окружающий мир, художественное творчество, художественная литература.

Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12.2016 г. -16.12.2016г.)

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе. То, что мы заложим в душу сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Цель проекта: Способствовать формированию представлений у детей о различных формах вежливого общения, знакомить с правилами культурного поведения и речевого этикета

Задачи:

• Учить детей употреблять различные формы этикетных выражений.

• Знакомить детей с правилами культурного поведении.

• Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

• Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

• Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Ожидаемые результаты:

• употребление детьми различных форм этикетных выражений;

• соблюдение правил вежливого, культурного поведения;

• сформированность первичного навыка доброжелательного общения;

• воспитание уважительного отношения к близким и окружающим людям.

Пути реализации проекта:

I этап: Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Проведение анкетирования с целью, выявить уровень развития речевого этикета.

5. Подготовка конспектов и планов занятий, консультаций для родителей.

6. Оформление информационного стенда для родителей.

7. Подборка художественной литературу по теме.

8. Подборка дидактических игр.

9. Обновление уголка этикета настольными играми.

10. Изготовление методических пособий.

II этап: Практический.

Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Вежливые часики», «Комплименты». Сюжетно-ролевые игры: «В автобусе», «В детском саду», «В магазине», «А у нас гости», «День рождения куклы Кати», «Семья».

Познавательное развитие: Беседы по теме: «Наши добрые дела», «Как и чем можно порадовать близких», «Волшебные слова — почему они волшебные», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Будь всегда вежливым». Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым». Заучивание пословиц, отгадывание загадок.

Речевое развитие: Словесные игры: «Как поступают вежливые дети», «Ромашка», «Волшебный клубочек». Составление рассказа на тему: «Вежливый мишка», Составление рассказа из личного опыта: «Наши добрые поступки». Составление рассказа по картинкам: «Так ведут себя вежливые дети». Беседа по картине «Правила поведения во время еды». Чтение художественной литературы. «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева, В. Степанов «Уроки вежливости», Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», С. Маршак «Урок вежливости», В. Осеева «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Благинина «Добрые слова».

Художественно-эстетическое развитие: Музыка: прослушивание песен: «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной». Рисование: «Подарок для мамы» (салфетки, «Волшебный цветик — самоцветик». Аппликация: «Солнышко». Лепка: «Выставка посуды». Конструирование: «Мебель для гостей». Изготовление книги «Правила культурного поведения».

Физическое развитие: Подвижные игры: «Море волнуется», «Догони – вежливое слово говори», «Пожалуйста», «Кто быстрее», «Мяч лови слова прощанья говори» Спортивный досуг: «Путешествие в страну волшебных слов».

Работа с родителями: Консультации: «Вежливость — это важно», «Что такое этикет?», изготовление буклетов «Игры — вежливости», «Игры — мирилки».

Результат: В процессе реализации данного проекта дети стали чаще употреблять различные формы этикетных выражений; соблюдать правила культурного, вежливого поведения; у детей сформировались первичные навыки вежливого, доброжелательного общения; сформировалось уважительное отношение к близким и окружающим людям.

Азбука этикета. Проект для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта. Педагогический Название проекта. «Азбука этикета» Масштаб. 27 человек Время и место проведении. С 22 января 2015 по 1 февраля.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета» Ноябрь 4 неделя (21.11-25.11) «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета». Задачи: Развивать у детей начала социальной активности,желание.

Конспект НОД «Уроки вежливости с Вежливичком» в средней группе детей с ЗПР Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме «Уроки вежливости.

Конспект ООД по музыкальному воспитанию в условиях инклюзивного образования «Уроки вежливости» «Уроки вежливости» в условиях инклюзивного образования в средней группе. Цель:Формирование у детей вежливого и доброжелательного отношение.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета» Автор — составитель: Неборская. И. Н воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко» п. Тяжинский. Кемеровская область Цель: Формирование представлений.

Познавательно-игровой проект «Путешествие в страну этикета» Учебные предметы: Коммуникация Познание Социализация Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Участники проекта: воспитатель,.

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа) Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В.

Проект «Уроки нравственности» Проблема приобщения подрастающего поколения к культуре родного края сегодня является одной из наиболее актуальных. В Концепции дошкольного.

Сценарий заседания клуба для родителей в ДОУ «Уроки вежливости и красоты» Цель: осуществление практической помощи родителям в формировании правил этикета у детей через вовлечение родителей в творческую деятельность.

Уроки вежливости (продолжение) Литературная викторина. «Волшебные слова». (Вспомни, кто говорил эти волшебные слова). 1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля.

Занятие:Урок вежливости и этикета.
методическая разработка на тему

Учить детей культуре поведения и общения.Закрепить нормы правила общения со взрослыми, сверстниками.Воспитывать чувство увожения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

.ЗАНЯТИЕ:УРОК ВЕЖЛИВОСТИ _И ЭТИКЕТА.

  • Учить детей культуре поведения и общения, Закрепить нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать вежливое поведение в общественных местах, в быту.
  • Воспитывать чувство уважения и доверия к старшим, приветливость, умение сопереживать, сочувствовать.

Чтение рассказов ,беседы.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об этикете .Само слово Этикет пришло к нам в 17 веке .Как-то на одном придворном приёме Французкого короля Людовика 14гостям раздали карточки ,и на этих карточках были написаны правила поведения.И от Французкого названия этих карточек произошло слово Этикет.

Ребенок : Что такое здравствуй?

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров»

Встретились с утра,

Значит слово «Здравствуй»

Педагог: — Скажите, ребята, что значит, познакомится с человеком? Что надо говорить при этом? (ответы детей).

— Да, знакомясь, люди называют друг другу свое имя.

— А почему они это делают?

Дети: Чтобы знать, как обращаться друг к другу.

Педагог: — Можно ли детям обращаться к взрослым по имени?

Дети: Нет, надо обращаться по имени и отчеству.

Педагог: — А почему при знакомстве люди говорят друг другу «Очень рад», «Очень приятно» и при этом улыбаются?

Дети: Люди показывают этим свою вежливость.

Педагог: — Давайте поиграем с вами в знакомство и этим напомним, друг другу правила культуры речи.

Педагог обращается к ребенку: Катя. Представь себе, что ты пришла в гости к Лере. Дома у Леры бабушка и дедушка. Что ты им скажешь?

КАТЯ : Когда войду – поздороваюсь, назову свое имя, спрошу о здоровье и скажу, что пришла поиграть к ЛЕРЕ (инсценируем ответ девочки).

Педагог обращается к ребенку: БЕРИК, а ты представь, что идешь с бабушкой по улице, а навстречу вам иду я. Как ты представишь меня своей бабушке?

БЕРИК: сначала поздороваюсь с вами, а потом скажу: «Бабушка, познакомься – это МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА. Она работает в детском саду (инсценируем ответ ребенка).

Педагог: — Все вы знаете, что при встрече люди здороваются. А как можно приветствовать друг друга по-другому: утром, днем, вечером? (ответы детей).

Ребенок : Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота –

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» — я кричу

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю

Педагог: — А сейчас давайте вспомним песню, которая называется «Будем знакомы» Педагог: ребята, расскажите, пожалуйста, о своих привычках.

Виталя: завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок не дергать за косички!

Никогда с братишкой не драться за обедом!

На уроках больше не говорить с соседом!

Я согласен даже не рисовать на карте!

И согласен даже не танцевать на парте!

Входит старуха Шапокляк.

Ш. Привет всем! Что это я слышу здесь? Мальчик, ты, что такое говоришь? Ты это брось – новые привычки. Зачем тебе новые привычки? Ведь так здорово дергать девчонок за косички, драться с мальчишками. Я могу еще научить вас многим гадостям и пакостям.

Читать еще:  Шапка крючком женская видео уроки

Педагог: Что ты такое говоришь? Кто ты, представься, пожалуйста.

Ш. Кто, кто? А вам-то что? Да, Шапокляк, я. Старуха Шапокляк!

Педагог : Дело в том, что мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о вежливости, этикете. А ты, наверное, не из нашего детского сада. Наши дети все добрые и воспитанные. Ты, наверное, с другой планеты и ничего о вежливости не знаешь и ничего не умеешь?

Ш . Да я много чего знаю и умею. Самое главное всегда говорить: «Нет, не буду, не хочу, не умею», грубить взрослым, стрелять из рогатки, обижать других …..

Педагог : Нет, Шапокляк, ты не права. У нас таких детей нет.

Ш . Скучно с вами. Пойду себе новых друзей искать: ленивых, злых и грубых…

Педагог : Оставайся с нами, Шапокляк, мы научим тебя быть доброй, вежливой и заботливой.

Ребята, давайте назовем все добрые слова, которые мы знаем (ответы детей).

А сейчас поиграй с нами в игру «Добрые слова»

игра «Добрые слова»

педагог: а еще наши дети знают пословицы о добре и вежливости, хочешь послушать? (дети называют пословицы и объясняют их значение)

Ш. Все! Поняла! Сейчас, я вам, покажу! (оглядывается вокруг, видит девочку, которая читает книгу). Давай, давай, побыстрее!

КРЕСТИНА Сначала научись вежливо просить, а потом приходи.

Ш . (грустно) Ребята, научите меня. Что я сделала не так? Я же хотела всем показать картинки, а она книгу не дает.

Дети: Повторяй за нами: «Пожалуйста, будь добра, разреши мне, позволь мне, очень прошу».

Ш — Крестина, будь добра, дай мне, пожалуйста, книгу.

КРЕСТИНА: Пожалуйста, мне не жалко, бери.

(Шапокляк с детьми рассматривает картинки)

Педагог : А сейчас мы с ребятами покажем тебе сценку.

Ш. Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли измениться в лучшую сторону. Я очень многое поняла: — человек должен быть добрым и вежливым. А чему же вы меня научили? (задумывается…., дети помогают вспомнить все, чему они научили Шапокляк). Да, теперь я знаю добрые слова, умею вежливо просить что-либо, Что нового вы узнали на занятие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час — соревнования можно провести в 7-8 классе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Новоузеевская основная школа” Аксубаевского муниципального района Воспитательное меро.

8 КЛАССКлассный час.Продолжительность: 40 минут.Тема: «Азбука вежливости или этикет на каждый день».Цель: Сформировать представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Цель:- Воспитывать умение играть дружно со сверстниками, воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми.- Формировать понимание доброты, как основы взаимоотношений между л.

quot;. — Подумайте, а нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием «этикет»? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как.

Занятие на тему: «Урок вежливости» Вид занятия — путешествие.

Методические рекомендации по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №50

«Детский сад комбинированного вида»

Методические рекомендации по детскому этикету

«Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, . для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.

Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. Это и определило выбор темы- обучение детей детскому этикету»Уроки вежливости и доброты»

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально — экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения. Работая ,уже много лет на логопедической группе я отметила, что

речь детей с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с нарушениями речи обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Поэтому ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника ,с нарушениями речи ,коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников:

1.раскрыть понятие этикет, речевой этикет.

Познакомить детей с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ) ; формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Дети должны научиться:

— Пользоваться правилами поведения в обществе;

— Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

— Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно, в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Еще А.С. Макаренко писал: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки — значит, воспитаны другие, и уже надо не воспитывать, а перевоспитывать. А это значительно труднее, а иногда и невозможно»

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда воспитаны, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопрос воспитания детей этикету с наибольшей остротой встает в наши дни. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

В нашей современной жизни из-за неумения ладить с окружающими , часто люди причиняют друг другу моральный ущерб, вызывают обиды, душевную боль. Грубое обращение стало нормой жизни, а дефицит культуры привел людей к нравственному обнищанию. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели помогли ребенку в усвоении и понимании взаимоотношений между людьми, в приобретении знаний, умений и навыков культуры поведения.

Автор книги «Детский этикет», Корчинова О.В. считает, что обучение этикетному поведению надо начинать не с 6-7 лет, как было принято ранее, а гораздо раньше. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважения к ним, проявляется общая воспитанность ребенка. Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры, и это актуальный вопрос нашего общества, вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать возможность овладеть необходимыми нормами этикета.

Читать еще:  Екатерина фирсова стретчинг урок 10

Сложность процесса формирования этикетного поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует в полной мере усвоения этикетного поведения. Эффективность воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы детского сада и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Поэтому очень важно, чтобы этикетными формами поведения владели в полном объеме, как педагоги, так и родители. Вот почему необходимо знакомить родителей с рекомендациями программы ДОУ, планами на год. и убедить родителей в том, что и дома надо поддерживать работу , начатую в группе детского сада,

Методы и приёмы воспитания этикетных норм у дошкольников.

Словесные (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)

Игровые (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные (картинки, видеоматериалы, иллюстрации)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

Комплекс рекомендаций рассчитан на весь учебный год с сентября по май и включает в себя 8 циклов

Методические рекомендации по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №50

«Детский сад комбинированного вида»

Методические рекомендации по детскому этикету

«Уроки вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, . для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.

Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. Это и определило выбор темы- обучение детей детскому этикету»Уроки вежливости и доброты»

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально — экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения. Работая ,уже много лет на логопедической группе я отметила, что

речь детей с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с нарушениями речи обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Поэтому ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника ,с нарушениями речи ,коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников:

1.раскрыть понятие этикет, речевой этикет.

Познакомить детей с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ) ; формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Дети должны научиться:

— Пользоваться правилами поведения в обществе;

— Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

— Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно, в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Еще А.С. Макаренко писал: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки — значит, воспитаны другие, и уже надо не воспитывать, а перевоспитывать. А это значительно труднее, а иногда и невозможно»

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда воспитаны, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопрос воспитания детей этикету с наибольшей остротой встает в наши дни. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

В нашей современной жизни из-за неумения ладить с окружающими , часто люди причиняют друг другу моральный ущерб, вызывают обиды, душевную боль. Грубое обращение стало нормой жизни, а дефицит культуры привел людей к нравственному обнищанию. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели помогли ребенку в усвоении и понимании взаимоотношений между людьми, в приобретении знаний, умений и навыков культуры поведения.

Автор книги «Детский этикет», Корчинова О.В. считает, что обучение этикетному поведению надо начинать не с 6-7 лет, как было принято ранее, а гораздо раньше. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважения к ним, проявляется общая воспитанность ребенка. Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры, и это актуальный вопрос нашего общества, вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать возможность овладеть необходимыми нормами этикета.

Сложность процесса формирования этикетного поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует в полной мере усвоения этикетного поведения. Эффективность воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы детского сада и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Поэтому очень важно, чтобы этикетными формами поведения владели в полном объеме, как педагоги, так и родители. Вот почему необходимо знакомить родителей с рекомендациями программы ДОУ, планами на год. и убедить родителей в том, что и дома надо поддерживать работу , начатую в группе детского сада,

Методы и приёмы воспитания этикетных норм у дошкольников.

Словесные (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)

Игровые (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные (картинки, видеоматериалы, иллюстрации)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

Комплекс рекомендаций рассчитан на весь учебный год с сентября по май и включает в себя 8 циклов

Этикет для детей и школьников

Этикет для детей предполагает правила хорошего поведения, которые позволяют быть ребенку вежливым, дружелюбным и воспитанным.

Их применяют с родными, близкими, друзьями, учителями и другими взрослыми.

Базисное правило детского этикета заключается в том, чтобы ребенок понимал, что необходимо уважительно относиться ко всем окружающим независимо от их пола, возраста, социального статуса.

Читать еще:  Танцы для самых маленьких видео уроки

Детей с самого раннего возраста родные, близкие, другие взрослые (воспитатели, учителя и пр.), книги и прочие источники учат правилам общения, поведения.

Этикет для детей можно условно разделить на несколько разновидностей:

  • для школьников;
  • правила телефонных звонков;
  • этикет за столом;
  • правила поведения в гостях и при принятии гостей, в кино, театре и на концерте;
  • правила ведения беседы;
  • правила поведения в общественном транспорте.

Если рассматривать этикет для детей различных лет в общем, то он будет заключаться в том, что ребенку неприлично делать следующее:

  • не здороваться с членами семьи по утрам и вечерам;
  • ковыряться под ногтями и в зубах, почесывать голову и копошиться в волосах;
  • громко кричать, разговаривать, топать, вести себя вызывающе и чересчур навязчиво;
  • хлопать дверью;
  • не прикрывая рот чихать, кашлять и отрыгивать;
  • без стука, а также без разрешения входить в закрытое дверью помещение;
  • обходя кого-то, вырываться вперед и не приносить за это извинение;
  • шаркать ногами;
  • прерывать разговор других людей без важной причины и разрешения;
  • жевать на людях жевательную резинку.

Далее мы подробнее рассмотрим, какие существуют правила поведения за столом, а также какие правила должен соблюдать каждый ученик.

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек. Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что правила поведения для детей за столом имеют некоторые отличия от столового этикета для взрослых.

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

  1. Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени. Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
  2. Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
  3. Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
  4. Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
  5. Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
  6. Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
  7. Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти. Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
  8. Встают со стула с правой стороны.

Рекомендация: правила этикета за столом для детей должны выполняться с самого раннего возраста.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Этикет ученика

Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.

Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.

Ключевые правила поведения для детей школьного возраста в учебном учреждении:

  • Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
  • Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
  • Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
  • На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
  • Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
  • На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
  • Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
  • Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
  • Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
  • Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону.

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила и осваивать правила этикета в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.

Жду ваши комментарии, вопросы и дополнения в комментариях.

Оцените пожалуйста мой пост, я старался:)

Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста

Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок 6

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector