Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок живописи в школе

Статья на тему «Уроки живописи в общеобразовательной школе»

Шнякин Алексей Владимирович

учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением

отдельных предметов №38»

Уроки живописи в общеобразовательной школе.

Развитие художественного вкуса и творческих способностей школьника являются неотъемлемой частью урока изобразительного искусства. Одна из задач уроков живописи – научить ребёнка видеть красоту в природе и окружающей жизни.

Первое, на чём следует заострить внимание ребёнка перед началом работы – это то, как правильно построить пространство и линейную перспективу в своём рисунке. Здесь не обойтись без правил воздушной и линейной перспективы.

Воздушная перспектива используется при передаче именно воздушной среды, так как в пейзажах мастер прорисовывает не только осязаемые объекты, но и воздух. При рисовании отдельных объектов художник условно разделяет пространство в глубину на три плана – передний, средний и дальний. При этом объекты на переднем плане изображаются более подробно, художник тщательно прорабатывает их форму и окраску. На втором плане чёткость элементов пейзажа смягчается по сравнению с передним планом. На дальнем плане изображаемые объекты приобретают неясный и бледный характер. Таким образом, по мере удаления тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлея. Воздух по мере удаления – голубеет. Здесь не обойтись без пространственных свойств тёплых и холодных цветов. Цвет является одним из главных выразительных средств живописи.

Работа над пейзажем начинается с общего рисунка. Первым делом необходимо наметить перспективу, так как она играет самую важную роль в общем сюжете картины. Для изображения пространства необходимо

обратить внимание на соотношение предметов ближнего и дальнего плана. Предметы, по мере удаления от зрителя уменьшаются в размере. Предметы, находящиеся друг за другом, будто скрывают друг друга – это достигается при помощи пересечения. Линии, удаляющиеся от поверхности картины, сокращаются. При параллельности линий изображение сходится на горизонте в одной точке. Основная задача художника-пейзажиста – создать целостное построение.

Занятия живописью должны быть направлены не только на развитие творческих способностей и технических знаний и умений школьника, но и на формирование вкуса и видения красоты. Для этого необходимо общаться с природой, наблюдать за её состояниями и переносить всю её красоту с помощью красок на рабочую поверхность. Индивидуальным средством каждого начинающего художника является пятно и характер мазков, поэтому работы у каждого школьника будут разные. Каждая будет иметь свои особенности и почерк.

Когда дети пишут поэтапно вместе с учителем, заполняют пространство листа краской и когда они справляются с задачей и видят, что получается красиво – тогда возникает радость и желание творить дальше. Важно, чтобы результаты творчества всегда приносили удовлетворение ребёнку, вызывали у него интерес к дальнейшему художественному развитию. Каждый ребёнок должен получать удовольствие и радость от своей работы!

Урок живописи — путешествие в новый мир

В художественной школе «Найди себя» на уроке живописи для начинающих вы сможете с помощью опытного преподавателя освоить азы создания натюрморта или пейзажа.

Уроки живописи для начинающих

Итак, переходим к уроку живописи. Сначала наносят контурный рисунок карандашом на высохший грунтовый слой краски. Затем наша задача – создание градуированного фона с переходом одного цвета в другой. Технику уроков живописи в художественной школе можно осваивать шаг за шагом. Если что-то кажется сложным, преподаватель всегда подскажет и повторит объяснение. Краски смешивают на палитре, затем грубыми мазками наносят на холст. После этого кистью водят по холсту, делая перекрест цветов. Следующий шаг – окончательная доработка градиентного перехода цвета при помощи параллельных мазков чистой кистью (от темного цвета к светлому). Лучше всего использовать плоские кисти.

Каждый урок живописи вы будете начинать с этапа достижения плавного перехода цветов фона на холсте.

Затем наступает важный новый этап – создание форм. Особенно овладеть этим этапом важно тем, кто хочет рисовать натюрморты. Считается, что нужно научиться рисовать пять основных форм: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик). Эти пять форм целиком или частично образуют все окружающие нас предметы и объекты. Первые уроки живописи должны начинаться с отработки рисования шара. Это простая и универсальная фигура. Форму, а не плоское изображение, создает светотень. Шар образуют серп и овалы из светотени. Конус состоит из треугольных переходов цвета. Куб рисуют с градиентным переходом цвета на плоских поверхностях. Цилиндр состоит из полосок. Тор – из полосок и полумесяцев. Уроки живописи для начинающих обязательно включают тренировки по рисованию этих пяти фигур. Отточив навыки, вы сможете смело приступать как к натюрмортам, так и любым пейзажам и даже портретам.

Подбор и смешивание цветов.

Художники используют так называемый «цветовой круг», то есть последовательно размещенные цвета радуги по кругу. Желтый – самый яркий и светлый цвет, располагают напротив фиолетового – самого темного цвета. Желто-красная гамма цветов – это теплые тона. Зелено-синяя гамма – это холодные тона. Любые два цвета, расположенные друг напротив друга на круге, называют «дополняющими» цветами. Они создают друг с другом яркие контрасты и усиливают цвет друг друга. Соседние по кругу цвета называют аналогичными, их сочетание дает цветовое разнообразие общей картине. Уроки живописи маслом помогут вам научиться точно изображать нужный цвет на картине. Сначала вы определяете цвет, затем подбираете его интенсивность (добавляя другие краски) и оттенок (затемняя или осветляя его). Уже к середине курса живописи вы будете уверенно смешивать краски, добиваясь нужного оттенка.

На каждом уроке живописи в художественной школе вы будете отрабатывать навыки вырисовывать тень. Принято выделять три типа теней: затененная часть предмета, падающая тень от предмета и тень от соседних предметов. Для живописи акварелью, акрилом и маслом очень важно уметь изображать свет, попадающий на объект от его окружения. Такой свет называют отраженным светом или рефлексом. Здесь большую роль играет цвет окружающих предметов, которые будут давать зеленые или красные оттенки (или любые другие) в отраженном свете на конкретном предмете. Падающая тень от предмета более интенсивна около него и более рассеяна на отдалении.

Поскольку это урок живописи для начинающих, то всех тонкостей и секретов сразу рассказать невозможно. Но, посещая уроки живописи, особенно мастер-классы, через пару месяцев занятий вы сможете писать настоящие шедевры.

Чтобы ценить живопись, войти в контакт с миром великих художников, «читать» те новеллы, о которых повествуют великие полотна, вам нужно самим начать рисовать. Пока вы не попробовали сами, любой поход в музей или художественную галерею не принесет вам того глубокого чувства сопричастности к великому, какое вы можете испытать будучи начинающим художником. Для этого надо победить страх и неверие в свои таланты, выйти за рамки привычной жизненной колеи.

Рисование иногда сравнивают с решением сложной логической задачи. Несомненно, это именно так. На уроках рисования в художественной школе вы каждый раз будете решать новую логическую задачу, состоящую из множества компонентов – выбор фона, выбор композиции, выписывание фигур и теней, подбор цветов. Это не только творчество, но и важная тренировка для мозга – задействованы память, внимательность, наблюдательность, мышление, нужно ставить задачи и искать их решения.

И вот здесь заговорили о важности уроков рисования. Это единственная область, где человек вновь держит в руке карандаш (или кисть). Уроки живописи для взрослых дают единственную и уникальную возможность не терять навыки владения карандашом и ручкой. На курсе живописи в нашей художественной школе вы можете их поддерживать.

Читать еще:  Уроки английского языка чтение с нуля

Введение в учебное пространство изобразительного искусства

Методы формирования художественного восприятия

Искусство — это художественно организованная действительность (А.В. Бакушинский)

Существуют разные подходы к преподаванию ИЗО в школе. Многие из них основаны на формировании художественных умений, а также на изучении деятелей искусства. Однако одного занятия в неделю недостаточно для того, чтобы сформировать у ребенка художественные навыки на высоком уровне. В результате школьник приобретает некоторые представления об искусстве, он представляет, что и как хотел бы нарисовать, но воплотить это не может. Из-за неуспешности ученик теряет интерес к урокам ИЗО.

Гораздо эффективнее изучать изобразительное искусство как часть окружающей действительности, способ построения целостной картины мира и входа в социум. Искусство можно использовать как форму, с помощью которой ученик познает нравственно-этические, эстетические представления и законы взрослой жизни. Уроки ИЗО и МХК позволяют учителю поговорить о том, что волнует его и учеников, а школьнику — задать любой вопрос и не бояться этого вопроса (учтем, что чем младше ребенок, тем глобальнее темы его интересуют).

Построение интересного урока ИЗО

Творческая деятельность в приоритете (перенос педагогического акцента с изучения памятников на детское художественное творчество, с приобретения навыков рисования на получение творческого опыта).

Междисциплинарный подход (использование знаний, полученных учеником на других уроках).

Субъект-объектные отношения (ребенок не только объект педагогического воздействия, но и полноправный участник учебного процесса).

Разнообразие художественных материалов, техник, видов деятельности.

Разнообразие форм работы (индивидуальная, коллективная, групповая).

Отсутствие репродуктивных и авторитарных форм образования (в искусстве нет правильного результата).

Формирование мировоззренческих, эстетических, духовно-нравственных основ личности ученика.

Психологический комфорт ученика (обсуждение «слабых» работ без явной критики, с точки зрения возможного улучшения).

Отсутствие физкультминутки (ребенок должен быть погружен в творческий процесс).

При подготовке к уроку ИЗО лучше сделать конспект, а уже на его основе — технологическую карту.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие;

Оборудование для ребенка;

Оборудование для педагога;

Зарисовка-эскиз предполагаемой работы, (ожидаемый результат занятия);

Учебные задачи для учащегося;

  • План занятия по минутам:

Организационный этап (1-3 минуты);

Беседа с учащимися (10-12 минут);

Самостоятельная работа (20-25 минут);

Подведение итогов, обсуждение работ (3-4 минуты);

Уборка класса (2-3 минуты);

Ход занятия с уточнением видов деятельности и формы работы ребенка.

Этапы изучения изобразительного искусства

1 класс. Человек рисующий. Знакомство с искусством как насущной потребностью человечества. Начало знакомства с изобразительным искусством. Обучение составлению сюжета, активизации зрительной памяти и воображения. Освоение всей поверхности листа (около, рядом), изображение предметов крупно.

2 класс. Художник и природа. Изучение образов природы в искусстве. Развитие дифференцированного зрения, умения замечать и видеть: соотношение величин, формы предмета, разнообразие цвета.

3 класс. Пространство мира в творчестве художников и личное пространство человека. Формирование представлений о красоте окружающей природы, чувства любования. Освоение фрагмента: что это такое, равновесие в листе, формат работы.

4 класс. Искусство, мировоззрение, культура. Изучение искусства как отражения памяти народа. Развитие зрительного восприятия, чувства цвета: оттенки цветов, гамма цвета, композиционный центр. Уклон на сопереживание, отражение впечатлений в собственных работах.

5 класс. Природа зарождения искусства. Взгляд на искусство и мифологическое мышление как на форму освоения древним человеком мира и понимания своего места в нем. Развитие композиционного мышления: законы передачи пространства на плоскости листа, линейная перспектива.

6 класс. Искусство и культура. Изучение места человека в пространстве искусства. Сравнение природы и рукотворного мира человека. Развитие пространственного мышления: передача предметов в объеме, воздушная перспектива.

7 класс. Искусство и наука. Взгляд на природу как на источник вдохновения и инженерного решения, базу существования истории и видов искусства.

8-9 классы. Самореализация человека в творчестве. Познание искусства как формы отражения мира, мировоззрения, эстетических и духовных основ. Освоение выразительных возможностей, изобразительной грамоты и языка изобразительного искусства.

Данная последовательность реализована в книгах «Изобразительное искусство» издательства «Российский учебник». Материалы созданы учеными ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» на основе полихудожественного подхода, разработанного выдающимся ученым-педагогом Б.П. Юсовым. Учебники содержат множество высококачественных иллюстраций, чтобы дети, проживающие в разных регионах, имели одинаковые возможности в развитии своих эстетических знаний. Также в УМК входят: рабочие программы, методические пособия, рабочие тетради, рабочие альбомы, электронные учебники. На платформе LECTA в сервисе «Классная работа» предложены готовые уроки ИЗО для 1 и 5 классов, в скором времени появятся материалы для всех школьных возрастов.

Методические рекомендации для урока живописи в ДХШ, ДШИ «Техника акварельной заливки»

для урока живописи

«Техника акварельной заливки».

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Преподаватель МАУДО «ДХШ» И. М. Царьков

Выполнение упражнений акварельной заливки.

Время: 3 аудиторных часа.

Знакомство детей с техникой акварельной заливки и применение её на практике.

Познакомиться с понятием «градиентная заливка» (хроматическая, ахроматическая, монохромная, разделённая и непрерывная).

Овладеть техническими приемами при работе акварелью:

Приобрести навыки работы круглой мягкой кистью.

Научиться получать определенный тон на практике при работе акварелью.

Научиться выполнять линейную непрерывную акварельную заливку.

Научиться выполнять непрерывную акварельную заливку по контуру с обводкой границ.

Оборудование и принадлежности:

Графические материалы для демонстрации:

— Образцы градиентов. (Приложение 1).

— Примеры использования градиентов (Приложение 2).

— Шаблоны для выполнения заливок формата А 4 (Приложения 3).

— Образцы конечного результата упражнений. (Приложение 4).

— Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 5).

Акварельные краски, кисти (колонок №3, №6,

плоская синтетика № 10 или 12),

Палитра пластмассовая и бумажная.

Губка поролоновая, мягкая тканевая салфетка.

Акварельная живопись обладает большими возможностями в развитии у детей творческих способностей, позволяет решать много разных задач в силу использования в ней большого количества техник и приёмов. В то же время, акварель это достаточно сложный в освоении материал и очень требовательный к исполнителю. Он не прощает ошибок и предполагает владение определёнными навыками и техникой. Техника акварели обладает множеством нюансов и сложностей, которые следует учитывать при обучении, так как пренебрежение ими вызывает у детей трудности и впоследствии может вовсе оттолкнуть их от изучения техники акварельной живописи.

Изучая вопрос о цветовых и тональных переходах в процессе освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в рамках предмета «Цветоведение», полезно упражнение с практическим применением полученных знаний в определенных техниках акварельной живописи. Например, это могут быть упражнения на выполнение градиентных хроматических и ахроматических заливок многослойным и непрерывным способами, заливки по контурам.

Акварельная заливка градиентом может использоваться как художественное средство.

— Сплошная заливка неба в пейзаже.

— Распространение света по гладкой поверхности цилиндрического или изогнутого предмета в натюрморте (гипсовый цилиндр, складки ткани и пр.)

— Отражение на глянцевых поверхностях, и другие.

При работе акварелью, решая задачи перехода из одного цвета в другой, от темного тона к более светлому и наоборот, обучающиеся могут использовать технику непрерывной хроматической заливки.

Данный урок позволяет детям закрепить полученные знания по теории цвета, узнать о хроматических, монохромных и ахроматических градиентных заливках в непрерывной и многослойной техниках и применить это на практике.

Преподаватель в течение 30-45 минут проводит вступительную беседу, в ходе которой уточняет пройденный материал.

Перечисляет, какие бывают виды акварельных заливок и способы их выполнения. Дает определения терминам.

— Что такое хроматический , ахроматический и монохромный градиент, какие виды градиентов бывают. Градиент, как художественный приём. Практическое применение.

Читать еще:  Шахматы дебюты с комментариями гроссмейстера видео уроки

— Что такое непрерывная хроматическая, ахроматическая или монохромная градиентная заливка.

— Что такое многослойная хроматическая, ахроматическая или монохромная градиентная заливка.

Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями.

Градие́нт — (от слова градация) вид заливки в компьютерной графике , которая по заданным параметрам цвета в ключевых точках рассчитывает промежуточные цвета остальных точек. При этом создаются плавные переходы из одного цвета в другой. В живописи этот термин используется как цветовой/тональный переход или цветовая/тональная растяжка.

Линейный — ключевые точки располагаются на одной прямой .

Круговой — относительно первой ключевой точки строятся концентрические окружности , цвет которых зависит от расположения остальных ключевых точек.

В данном уроке рассматривается только линейный градиент трёх типов: хроматический (цветной), монохромный (тональный, может быть любого одного цвета), и ахроматический или монохромный (черно-белый). Каждый из них может быть непрерывным и разделённым.

Преподаватель демонстрирует графические материалы следующего содержания:

— Образцы градиентов. (Приложение 1).

— Примеры использования градиентов (Приложение 2).

— Шаблоны для выполнения заливок формата А 4 (Приложения 3).

— Образцы конечного результата упражнений. (Приложение 4).

— Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 5).

Подробно объясняет, какие виды градиентов бывают, по какому принципу делятся:

Образцы градиентов. (Приложение 1 листы 1,2)

Как художник может на практике применить умение выполнять плавные переходы из цвета в цвет и из тона в тон? Давайте найдем примеры таких переходов в окружающем мире!

Примеры использования градиентов.

Далее детям предлагается выполнить несколько упражнений.

Делится на две части;

Первая — упражнение на линейные градиентные заливки:

разделенные (приложение 3 лист 1) и непрерывные

(приложение 3 лист 2).

Вторая — заливки по контуру разной степени сложности.

(Приложение 3 листы 3,4,5). Всего три степени сложности.

Ученикам раздаются листы чертежной бумаги формата А-4 с уже размеченными контурами. И демонстрируются образцы, на которые необходимо ориентироваться при выполнении задания. (Приложение 4 листы с 1 по 7).

Для выполнения первой части упражнения на планшет крепятся два листа с разметкой разделенного градиента и непрерывного (ориентация листа ГОРИЗОНТАЛЬНО).

Необходимо объяснить технику выполнения упражнения: в процессе выполнения не допустима спешка. Сначала выполняется разделенная заливка. Первый квадрат закрашивается чистым цветом. Далее в цвет добавляется переходный оттенок. Выполняется плоской кистью.

При выполнении сплошной заливки (не разделенной) важно просушить каждый предыдущий фрагмент, иначе краски сольются. На завершающей стадии более тонкими кистями следует подработать неточности заливок. Оценивается упражнение по трём критериям: аккуратность, равномерность, точность (каждый отдельно взятый тон и цвет отличается от соседних). У большинства детей правильное определение оттенка и тональности трудности не вызывает. Дети справляются с этим заданием достаточно успешно примерно за 45 минут.

Вторая часть практической работы заключается в выполнении сплошной заливки по контуру разной степени сложности. Здесь формируется навык обращения с кистью. Необходимо объяснить, как правильно замешать цвет, набрать краску в кисть большого размера. Объем краски должен быть такой, чтобы он давал возможность провести непрерывную линию широкой кистью от одного края листа до другого.

Важное примечание: наклон листа при выполнении этого упражнения должен быть не большим, почти горизонтальным (5-10 градусов относительно поверхности стола). В каждую следующую строчку добавляется промежуточный оттенок. Сложность заключается в необходимости совершать обводку по рисунку. Упражнение выполняется последовательно от первой до третей степени сложности по одному листу за раз. Расположение формата листа может быть произвольным, но желательно вертикально: так легче контролировать объем краски. Оценивается упражнение по двум критериям: аккуратность и равномерность. После выполнения заливки допускается подработка не точностей тонкой кистью. Дети справляются с этим упражнением за 45 минут (15 минут на каждый лист).

После завершения все работы выставляются в один ряд для сравнения. Проводится краткий разбор ошибок и анализ. Находятся наиболее удачные моменты.

Вот примеры работ, выполненных учениками 1 класса МАУДО «ДХШ»

г. Петропавловска-Камчатского (приложение 5, листы 1-7).

Дети познакомились с понятием «градиентная заливка» (хроматическая, ахроматическая, монохромная, разделённая и непрерывная).

Овладели техническими приемами при работе акварелью:

Приобрели навыки работы плоской и круглой мягкой кистью.

Научились получать определенный тон на практике при работе акварелью.

Научились выполнять линейную разделенную и непрерывную акварельные заливки.

Научились выполнять непрерывную акварельную заливку по контуру с обводкой границ.

После выполнения данных упражнений в последующих учебных постановках, дети демонстрируют лучшие навыки передачи плавных переходов. При выполнении градиентных заливок улучшается навык владения кистью. Данный урок совмещает в себе теорию и практику живописи. И особенно полезен в первый год обучения. Несмотря на кажущуюся сложность, дети легко усваивают материал, все без исключения показывают хорошие результаты.

Список литературы для преподавателя:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.

2. П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов, ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Учебное пособие Санкт-Петербург 2011.

4. Техника акварельной живописи, Ревякин П.П.

Издательство: Гос. издательство литературы по строительству, архитектуре и стройматериалам

Год издания: 1959.

5. Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство» .

Список литературы для обучающихся:

Изаксон А. Гризайль // Художник. 1962, № 7. С.61-62

  1. Шембель А. Ф. «Основы рисунка» 2016. John Raynes «Полный курс акварельной живописи»

Перевод с английского: К. Ткаченко © «Издательство ФАИР», 2006. 5. Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство» .

Методические рекомендации для урока живописи в ДХШ, ДШИ «Техника акварельной заливки»

для урока живописи

«Техника акварельной заливки».

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Преподаватель МАУДО «ДХШ» И. М. Царьков

Выполнение упражнений акварельной заливки.

Время: 3 аудиторных часа.

Знакомство детей с техникой акварельной заливки и применение её на практике.

Познакомиться с понятием «градиентная заливка» (хроматическая, ахроматическая, монохромная, разделённая и непрерывная).

Овладеть техническими приемами при работе акварелью:

Приобрести навыки работы круглой мягкой кистью.

Научиться получать определенный тон на практике при работе акварелью.

Научиться выполнять линейную непрерывную акварельную заливку.

Научиться выполнять непрерывную акварельную заливку по контуру с обводкой границ.

Оборудование и принадлежности:

Графические материалы для демонстрации:

— Образцы градиентов. (Приложение 1).

— Примеры использования градиентов (Приложение 2).

— Шаблоны для выполнения заливок формата А 4 (Приложения 3).

— Образцы конечного результата упражнений. (Приложение 4).

— Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 5).

Акварельные краски, кисти (колонок №3, №6,

плоская синтетика № 10 или 12),

Палитра пластмассовая и бумажная.

Губка поролоновая, мягкая тканевая салфетка.

Акварельная живопись обладает большими возможностями в развитии у детей творческих способностей, позволяет решать много разных задач в силу использования в ней большого количества техник и приёмов. В то же время, акварель это достаточно сложный в освоении материал и очень требовательный к исполнителю. Он не прощает ошибок и предполагает владение определёнными навыками и техникой. Техника акварели обладает множеством нюансов и сложностей, которые следует учитывать при обучении, так как пренебрежение ими вызывает у детей трудности и впоследствии может вовсе оттолкнуть их от изучения техники акварельной живописи.

Читать еще:  Карточные фокусы видео уроки

Изучая вопрос о цветовых и тональных переходах в процессе освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в рамках предмета «Цветоведение», полезно упражнение с практическим применением полученных знаний в определенных техниках акварельной живописи. Например, это могут быть упражнения на выполнение градиентных хроматических и ахроматических заливок многослойным и непрерывным способами, заливки по контурам.

Акварельная заливка градиентом может использоваться как художественное средство.

— Сплошная заливка неба в пейзаже.

— Распространение света по гладкой поверхности цилиндрического или изогнутого предмета в натюрморте (гипсовый цилиндр, складки ткани и пр.)

— Отражение на глянцевых поверхностях, и другие.

При работе акварелью, решая задачи перехода из одного цвета в другой, от темного тона к более светлому и наоборот, обучающиеся могут использовать технику непрерывной хроматической заливки.

Данный урок позволяет детям закрепить полученные знания по теории цвета, узнать о хроматических, монохромных и ахроматических градиентных заливках в непрерывной и многослойной техниках и применить это на практике.

Преподаватель в течение 30-45 минут проводит вступительную беседу, в ходе которой уточняет пройденный материал.

Перечисляет, какие бывают виды акварельных заливок и способы их выполнения. Дает определения терминам.

— Что такое хроматический , ахроматический и монохромный градиент, какие виды градиентов бывают. Градиент, как художественный приём. Практическое применение.

— Что такое непрерывная хроматическая, ахроматическая или монохромная градиентная заливка.

— Что такое многослойная хроматическая, ахроматическая или монохромная градиентная заливка.

Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями.

Градие́нт — (от слова градация) вид заливки в компьютерной графике , которая по заданным параметрам цвета в ключевых точках рассчитывает промежуточные цвета остальных точек. При этом создаются плавные переходы из одного цвета в другой. В живописи этот термин используется как цветовой/тональный переход или цветовая/тональная растяжка.

Линейный — ключевые точки располагаются на одной прямой .

Круговой — относительно первой ключевой точки строятся концентрические окружности , цвет которых зависит от расположения остальных ключевых точек.

В данном уроке рассматривается только линейный градиент трёх типов: хроматический (цветной), монохромный (тональный, может быть любого одного цвета), и ахроматический или монохромный (черно-белый). Каждый из них может быть непрерывным и разделённым.

Преподаватель демонстрирует графические материалы следующего содержания:

— Образцы градиентов. (Приложение 1).

— Примеры использования градиентов (Приложение 2).

— Шаблоны для выполнения заливок формата А 4 (Приложения 3).

— Образцы конечного результата упражнений. (Приложение 4).

— Упражнения, выполненные другими учениками. (Приложение 5).

Подробно объясняет, какие виды градиентов бывают, по какому принципу делятся:

Образцы градиентов. (Приложение 1 листы 1,2)

Как художник может на практике применить умение выполнять плавные переходы из цвета в цвет и из тона в тон? Давайте найдем примеры таких переходов в окружающем мире!

Примеры использования градиентов.

Далее детям предлагается выполнить несколько упражнений.

Делится на две части;

Первая — упражнение на линейные градиентные заливки:

разделенные (приложение 3 лист 1) и непрерывные

(приложение 3 лист 2).

Вторая — заливки по контуру разной степени сложности.

(Приложение 3 листы 3,4,5). Всего три степени сложности.

Ученикам раздаются листы чертежной бумаги формата А-4 с уже размеченными контурами. И демонстрируются образцы, на которые необходимо ориентироваться при выполнении задания. (Приложение 4 листы с 1 по 7).

Для выполнения первой части упражнения на планшет крепятся два листа с разметкой разделенного градиента и непрерывного (ориентация листа ГОРИЗОНТАЛЬНО).

Необходимо объяснить технику выполнения упражнения: в процессе выполнения не допустима спешка. Сначала выполняется разделенная заливка. Первый квадрат закрашивается чистым цветом. Далее в цвет добавляется переходный оттенок. Выполняется плоской кистью.

При выполнении сплошной заливки (не разделенной) важно просушить каждый предыдущий фрагмент, иначе краски сольются. На завершающей стадии более тонкими кистями следует подработать неточности заливок. Оценивается упражнение по трём критериям: аккуратность, равномерность, точность (каждый отдельно взятый тон и цвет отличается от соседних). У большинства детей правильное определение оттенка и тональности трудности не вызывает. Дети справляются с этим заданием достаточно успешно примерно за 45 минут.

Вторая часть практической работы заключается в выполнении сплошной заливки по контуру разной степени сложности. Здесь формируется навык обращения с кистью. Необходимо объяснить, как правильно замешать цвет, набрать краску в кисть большого размера. Объем краски должен быть такой, чтобы он давал возможность провести непрерывную линию широкой кистью от одного края листа до другого.

Важное примечание: наклон листа при выполнении этого упражнения должен быть не большим, почти горизонтальным (5-10 градусов относительно поверхности стола). В каждую следующую строчку добавляется промежуточный оттенок. Сложность заключается в необходимости совершать обводку по рисунку. Упражнение выполняется последовательно от первой до третей степени сложности по одному листу за раз. Расположение формата листа может быть произвольным, но желательно вертикально: так легче контролировать объем краски. Оценивается упражнение по двум критериям: аккуратность и равномерность. После выполнения заливки допускается подработка не точностей тонкой кистью. Дети справляются с этим упражнением за 45 минут (15 минут на каждый лист).

После завершения все работы выставляются в один ряд для сравнения. Проводится краткий разбор ошибок и анализ. Находятся наиболее удачные моменты.

Вот примеры работ, выполненных учениками 1 класса МАУДО «ДХШ»

г. Петропавловска-Камчатского (приложение 5, листы 1-7).

Дети познакомились с понятием «градиентная заливка» (хроматическая, ахроматическая, монохромная, разделённая и непрерывная).

Овладели техническими приемами при работе акварелью:

Приобрели навыки работы плоской и круглой мягкой кистью.

Научились получать определенный тон на практике при работе акварелью.

Научились выполнять линейную разделенную и непрерывную акварельные заливки.

Научились выполнять непрерывную акварельную заливку по контуру с обводкой границ.

После выполнения данных упражнений в последующих учебных постановках, дети демонстрируют лучшие навыки передачи плавных переходов. При выполнении градиентных заливок улучшается навык владения кистью. Данный урок совмещает в себе теорию и практику живописи. И особенно полезен в первый год обучения. Несмотря на кажущуюся сложность, дети легко усваивают материал, все без исключения показывают хорошие результаты.

Список литературы для преподавателя:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.

2. П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов, ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Учебное пособие Санкт-Петербург 2011.

4. Техника акварельной живописи, Ревякин П.П.

Издательство: Гос. издательство литературы по строительству, архитектуре и стройматериалам

Год издания: 1959.

5. Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство» .

Список литературы для обучающихся:

Изаксон А. Гризайль // Художник. 1962, № 7. С.61-62

  1. Шембель А. Ф. «Основы рисунка» 2016. John Raynes «Полный курс акварельной живописи»

Перевод с английского: К. Ткаченко © «Издательство ФАИР», 2006. 5. Наука о цвете и живопись. Алексей Зайцев. Год издания: 1986 Издательство: «Искусство» .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector