Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинги для социальных работников

Тренинги для социальных работников

В 2015 году более 1,5 тыс. сотрудников учреждений столичного департамента соцзащиты прошли тренинги и семинары по предотвращению профессионального выгорания и усилению стрессоустойчивости. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе ГБУ «Московская служба психологической помощи населению».

«В 2015 году специалисты ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» провели тренинги и семинары по предотвращению выгорания и усилению стрессоустойчивости для более 1,5 тыс. сотрудников различных учреждений департамента социальной защиты. По нашим наблюдениям и по публикациям, широко обсуждаемым в настоящее время, порядка 15% сотрудников различных организаций, а особенно специалисты социальной сферы, имеют выраженный синдром эмоционального выгорания, еще у 40% синдром находится на стадии формирования», — сказал собеседник агентства.

Начальник отдела психологической поддержки работников социальной сферы ГБУ «Московская служба психологической помощи населению (МСППН)» Елена Чудина рассказала Агентству «Москва» как распознать и преодолеть профессиональное выгорание.

«Распознать профессиональное выгорание можно по различным симптомам. На телесном уровне оно может проявляться как напряжение, головная боль, бессонница. На эмоциональном — повышенная нервозность, спешка, подавленность и нежелание идти на работу, когда ничего не радует, не хочется общаться с людьми, все раздражает, появляются необоснованные и преувеличенные страхи. Когда, придя домой, одолевают настойчивые мысли о работе и невозможно переключиться на личные и семейные дела», — рассказала она.

Психолог объяснила, что первое, что нужно сделать тем, кто чувствует профессиональное выгорание, это признать проблему и не пытаться ее игнорировать. По ее словам, важно не оставаться один на один с проблемой, обратиться за помощью, поговорить с близкими людьми, а лучше обратиться к психологу.

«В МСППН проводится много тренингов, как для обычных москвичей, так и для людей, занятых в «помогающих» профессиях (социальных работников, медиков и других специалистов)», — сообщила Е.Чудина. Она уточнила, что тематика занятий разнообразна — управление стрессом, управление эмоциями, гневом, тренинги по отработке навыков противостояния манипуляциям и отстаиванию своих границ, эффективному общению, уверенности в себе и так далее.

«В Москве многие категории граждан подвержены стрессу и эмоциональному выгоранию, в частности профессиональному. Любой москвич может позвонить к нам на круглосуточный телефон психологической помощи — 051, прийти на личный прием и при необходимости пройти курс психологической реабилитации», — рассказала Е.Чудина.

По ее словам, рекомендации по борьбе с профессиональным выгоранием просты: уделять время любимым занятиям, заниматься спортом и не зацикливаться на работе.

«Физическая активность важна, через движение выходит излишнее нервное напряжение, происходит разрядка стрессовой энергии. Важно также уделять время тем видам деятельности, которые приносят радость, это может общение с семьей и друзьями, хобби, путешествия и тому подобное. Кроме того, если человек зациклен на работе и не видит других смыслов в жизни, то он больше подвержен стрессу. Поэтому важно расширять круг интересов. Также нужно прислушиваться к себе и заботиться о себе», — отметила она.

Ранее руководитель Московской федерации профсоюзов Сергей Чернов сообщил Агентству «Москва», что в столице, как и в других регионах России, 78% населения живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса и страдает синдромом эмоционального выгорания. По данным отечественных и зарубежных исследователей, синдром выгорания встречается в 30-90% случаев всех категорий руководителей, полицейских, судей, учителей, врачей, психологов, социальных работников, спасателей, продавцов.

Тренинг в социальной работе

Понятие тренинга и его функции в социальной работе

Одной из основных проблем клиентов социальной сферы являются трудности общения, взаимопонимания и взаимодействия с другими людьми. Работа специалистов «помогающих профессий» — психолога, педагога, социального работника — часто направлена на обучение клиентов навыкам, позволяющим успешно справляться с жизненными трудностями, и в первую очередь коммуникативным навыкам. Хорошо зарекомендовал себя в этом направлении социально-психологический тренинг. Для проведения этого вида тренинга необходимо специальное обучение, которое проводится в рамках дополнительного образования. Вместе с тем освоение данной деятельности начинается с изучения теоретических представлений о тренинге и участия в тренинговых программах. Сделаем первый шаг в приобретении знаний о работе специалиста социальной сферы в тренинговом формате.

Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет много значений. Это обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Тренинг — это совокупность приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Общепризнанного определения понятия «тренинг» не существует. Ученые выделяют различные аспекты данного вида психологической работы. Так, Л.А. Петровская определяет социально-психологический тренинг как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

Для определения тренинга часто используют термин «психологическое воздействие». Однако воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его пользователей. Тренинг это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Общепризнанным основателем тренинговой формы психологической работы считаются К. Левин и его ученики, которые впервые начали проводить тренинговые занятия на повышение компетентности в общении, называя такую форму работы Т-группами. Основная идея таких групп была в том, что люди живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин высказал идею, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в группе, поэтому, чтобы выработать новые эффективные формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие. Успешная работа учеников К. Левина легла в основу Национальной лаборатории тренинга в США.

Большой вклад в развитие тренинговой формы работы внесла гуманистическая психология К. Роджерса, которая легла в основу тренинга социальных и жизненных умений. В зависимости от подхода к участникам тренинга жизненных умений учеными были выделены три основные модели, которые включали различное количество развиваемых жизненных умений:

Модель 1: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, умение самоуправления и развития R-концепции.

Модель 2:межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Модель 3:эмоциональный контроль, межличностные отношения, самопонимание, финансовая самозащита, самоподдержка, концептуализация опыта.

Автором социально-психологического тренинга как метода работы считается М. Форверг, предложивший в качестве средств тренинга ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.

Специалиста, который организует групповую работу в формате тренинга, называют «ведущим тренинговых программ», или просто «тренером».

Предметом работы тренера всегда являются определенные психологические феномены, заданные выбранной проблематикой и поставленными целями, в зависимости от которых работа направлена:

  • o на поведенческие образцы (паттерны), конкретные действия в определенных обстоятельствах;
  • o личностную или групповую динамику;
  • o определенное состояние участников группы;
  • o когнитивные аспекты поведения;
  • o выработку определенных навыков и т.д.

Ученые выделяют основные задачи, которые решаются в процессе тренинга. Это помощь участникам в изменении существующей до начала работы (неэффективной, неадекватной и т.п.) системы отношений, представлений, умений.

Выполнение поставленных задач связано с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека. Особое внимание при этом уделяется коррекции и развитию системы отношений человека.

Целью социально-психологического тренинга является повышение компетентности в общении. Важным аспектом при этом является ограничение области базового социально-психологического тренинга. В тренинге коммуникативной компетентности речь идет о деловом, инструментальном, а не личностном общении.

Определение видов общения, которые традиционно включаются в область тренинга, приведены в табл. 7.

Виды общения, включаемые и не включаемые в содержание

Источник: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2004. — С. 12.

Вместе с тем в практике социальной работы большое внимание уделяется личностному общению, поэтому тренинг личностного роста, где в центре внимания находятся психологические проблемы внутреннего характера, проводится специалистами как индивидуально, так и в группе.

Клиенту (человеку, «не посвященному» в тайны научной психологии), трудно представить, как можно тренировать уверенность в себе, умение «регулировать» рабочие и семейные отношения, правильно общаться с детьми, супругом или супругой, коллегами по работе, а также тренировать собственную успешность, эффективное руководство людьми, противостоять манипуляциям со стороны других людей и многое другое. Не просто понять, за счет чего происходят изменения с людьми, посетившими психологические тренинги.

На сегодняшний день существует большое количество различной литературы по развитию коммуникативных навыков. Это и научная, и популярная литература, доступная практически любому человеку. Однако рекомендации, почерпнутые клиентом во время совместной со специалистом работы, знания, приобретенные из книг и лекций на интересующую тему, можно освоить исключительно на практике. Прежде чем человек приобретет определенный навык, он должен несколько раз сделать это правильно — именно сделать, а не прочитать об этом. Причем уникальность тренингового пространства заключается в том, что совершаемые в нем ошибки не влекут за собой серьезных последствий, как это происходит в жизни. Здесь можно очень четко рассмотреть, что именно мешает добиться успеха в тех или иных взаимоотношениях, в той или иной деятельности. Именно в этом и заключается основная задача психологического тренинга — на практике отрабатывать те приемы, которые хотелось бы освоить, чтобы потом в жизни уметь правильно ими пользоваться.

Читать еще:  Тренинг по самодисциплине

Большое значение здесь имеют безопасные условия, которые создает тренер в работе с группой. Безопасные — это значит, что можно ошибаться и пробовать снова, экспериментируя, подбирать то, что подходит конкретному человеку.

В процессе тренинга возникает много эмоций, но после окончания тренинговой работы яркость постепенно стирается, а перемены не спешат преобразовывать жизнь. Все встает на привычные места, и от полученного эффекта не остается и следа. Оказывается, что в тренинговом пространстве было много помощников — тренер, участники, которые поправляли ошибки, поддерживали, если что-то шло не так. А в повседневной жизни нужны собственные усилия и время. Поэтому большое значение для воплощения полученных в результате тренинга знаний и умений в жизнь имеет посттренинговое сопровождение клиента.

Таким образом, эффективность любого психологического тренинга складывается из трех слагаемых: практики; активности и желания участника изменить что-либо в себе или в своем поведении, а также поддержки полученных на тренинге знаний в реальной жизни самим участником. В этой связи тренер-специалист социальной сферы должен предусмотреть в своей работе посттренинговое сопровождение клиента, возможность организации самостоятельной работы клиента по формированию навыков, которые были в центре внимания тренинга.

Занятие — тренинг для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

— способствовать у присутствующих приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки,

— отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Задачи: — расширить представление у участников тренинга о себе; — актуализировать и осознать свои сильные стороны; — помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного;

Оборудование: бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры.

«Самое страшное – неверие в себя». (Платон)

— Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами об одной из важных черт характера – об уверенности в себе.

Самооценка многое определяет в нашей жизни — уверенность в своих силах, в своей ценности, выбор какого – то дела, ориентировку на возможность успеха, самопринятие или непринятие удачи и неудачи и отношение к ним. Самооценка регулирует желания и чувства, на её основе переживаются победы и поражения, ставятся новые цели.

Скромность украшает человека, а застенчивость нередко даже уродует, принося её «носителю» немалые страдания. И в самом деле, ну что же здесь хорошего, если порой так робеешь, так трясёшься, что покрываешься пятнами, начинаешь заикаться, теряешь дар речи. Твоя «неконтактность», скованность, неумение общаться мешает окружающим; не знаешь, как и заговорить с таким.

Некоторые люди считают себя слабыми, неспособными на какую-то серьёзную работу, не верят в себя. Ни в этом ли кроется причина их неудач?

« Надо жить смелее. Это только трусу всегда страшно, да трудно, а смелому и трудное кажется лёгким» — говорил советский писатель Федор Гладков

Один американский хирург прославился пластическими операциями на лице. Он делал чудеса и самых уродливых людей превращал в красавцев. Но вот, что он заметил. Иные из его больных, несмотря на удачную операцию, приходили к нему и жаловались на то, что они по- прежнему некрасивы; мол, и операция не помогла, они чувствуют что уродливы. Тогда врач понял: дело не в том какое у человека лицо, а в том каким он видит себя сам!

Если человек видит себя красивым, он и вправду становится красив. Если его не покидает мысль, что он безобразен, то он становится угловатым, неуклюжим существом с тусклыми глазами. Человек не может быть умным, если он не чувствует себя умным. Человек не может быть добрым, если он себя таковым не ощущает (пусть в самой глубине души).

Стоит ему внушить, что он красивый, умный, добрый – и он действительно становится таким.

Уверенность или неуверенность не даются от природы. Внешние причины действуют через внутренние – это один из законов человеческой психики.

Возникшие хорошие представления о нас самих человек инстинктивно стремится всеми силами охранять. Если же кому- то удастся всё- таки ухудшить эти представления, то наше стремление быть хорошим уменьшится.

А представление о себе, «модель себя» очень важно для человека и зависит от трёх условий.

Насколько успешны наши действия;

Как относятся к нам люди, чьё отношение к нам дорого;

Насколько мы сами умеем правильно оценивать (первые два условия)

Всегда во всех ситуациях надо попытаться понять причины неуспеха.

Старайся держаться уверенно. Расправь плечи, подними повыше подбородок и дай понять всем, что ты есть и что из себя представляешь;

Не бойся смотреть людям в глаза;

Совершенствуй свой облик (внешний и внутренний);

Понаблюдай и проанализируй поведение человека, на которого тебе хотелось бы быть похожим!

Раскрепостился сам – помоги это сделать другому!

Будь естественным даже в своих милых недостатках. И никогда не комплексуй. Полюби себя и тогда тебя полюбят другие!

— Сегодня мы постараемся стать немного увереннее, а помогут нам в этом специальные игры и упражнения. Но сначала послушайте притчу.

Однажды стая мышей собралась на печальное совещание. «Все нас гнобят. Все стараются нас извести. Жить так больше нельзя. Что же делать?» — причитали они. Вдруг один из мышей сказал: «Я знаю! Нужно спросить у Филина. Он известный и мудрый стратег!» И вся толпа пошла к Филину. Они окружили Филина и спросили: «Как нам быть? Мы беззащитны, и каждый может нас обидеть!» Филин глубокомысленно воздел очи и сказал: «Всё очень просто: вам нужно стать ежиками». Мыши обрадовались и помчались обратно с восторженными криками: «Да-да! Конечно! Все так просто, мы и сами могли до этого додуматься! Нужно просто стать ежиками!» Вдруг один мышь остановился и озадаченно уставился в землю. «Да… — задумчиво произнес он, —… я вот подумал: а как же мы станем ежиками?» — «Точно, точно! — закричали мыши. И правда, как же мы станем ежиками? Пойдемте обратно к Филину, спросим у него». И вся стая развернулась, как большой пароход, и понеслась обратно к Филину. «Филин, а как же нам стать ежиками?» — вновь спросили мыши. «Ну, — задумчиво и гордо сказал Филин, — это вам решать. Я — стратег. А как стать ежиками — это уже технология».
— Что имел в виду филин, говоря о технологии?
— Как можно измениться, не меняя себя в корне?

— Действительно, чтобы быть успешным человеком в любой сфере деятельности не нужно менять себя до неузнаваемости, мы не можем стать кем-то другим, но можем научиться использовать тот ресурс, который в нас заложен, и тогда каждый сможет добиться успеха.
Как вы думаете, что это за ресурс?
— Этот ресурс – уверенность в себе, вот об этом сегодня и пойдёт речь!
— Что такое уверенность в себе, как вы считаете? — Кто такой уверенный в себе человек? — Придумайте ассоциации к слову «уверенность».
Уверенный человек это человек, исполненный спокойного сознания своей силы, своих возможностей, способный к решительным действиям, внушающий доверие и располагающий к себе окружающих. Уверенные в себе люди живут полной жизнью и не позволяют страхам и сомнениям управлять собой. Они отлично справляются со своими эмоциями и всегда мыслят позитивно. Эти умения играют огромную роль в их жизни, так как именно от мозга зависит поведение человека, его поступки и то, сможет ли человек чувствовать себя по-настоящему счастливым
«Быть уверенным в себе – значит доверять себе и верить в себя» — писал американский философ и писатель Ральф Эмерсон.

Читать еще:  Семинары и тренинги для парикмахеров в москве

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

— Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

— Почему, как вы думаете?

— Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

— Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

Упражнение «Я – звезда»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

— Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

— Что схожего между Вами и выбранной звездой?

— Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

— Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

— Где было легче, показывать или отгадывать?

Упражнение «Ромашка откровений»

На лепестках ромашки пишутся фразы, нужно продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

1. Я отличаюсь от других тем, что.

2. Моя самая большая проблема — это.

3. Я счастлив потому, что.

4. Меня радует, когда.

5. Меня раздражает.

6. Я себе не нравлюсь за то, что.

7. Самое мое лучшее качество — это.

8. Я обижаюсь, когда.

9. Я себя люблю за то, что.

10. Я хочу, чтобы.

11. Когда я окончу университет.

12. Если бы я был(а) волшебником.

13. Мне хотелось бы изменить.

14. Друзья меня ценят за.

15. Мое жизненное кредо.

16. Я не смогу простить человека, если он.

17. В людях я больше всего ценю.

18. Мир вокруг кажется мне.

19. Иногда люди не понимают меня, потому что.

20. Мне бывает стыдно, когда.

Рисуночный тест «Лесенка»

Участникам предлагается нарисовать лесенку из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает результаты:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена.

Упражнение «Ромашка откровений»

На лепестках ромашки пишутся фразы, нужно продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

1. Я отличаюсь от других тем, что.

2. Моя самая большая проблема — это.

3. Я счастлив потому, что.

4. Меня радует, когда.

5. Меня раздражает.

6. Я себе не нравлюсь за то, что.

7. Самое мое лучшее качество — это.

8. Я обижаюсь, когда.

9. Я себя люблю за то, что.

10. Я хочу, чтобы.

11. Когда я окончу университет.

12. Если бы я был(а) волшебником.

Упражнение «Рецепт на каждый день»

1.Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

2. Добавляем три полные (с верхом) столовые ложки оптимизма.

3. Большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости.

4. И, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем.

5. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.

6. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания.

7. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

В «Моей карьере» стартуют тренинги для молодых специалистов и студентов старших курсов

Эксперты в сфере подбора персонала единодушны в том, что задумываться о будущей карьере лучше начинать как можно раньше. На первую работу или подработку советуют устраиваться на третьем или четвертом курсе университета. С чего же начать свой профессиональный путь? Какое направление выбрать для старта? Какие навыки нужно отработать, чтобы вас заметили и оценили?

Специалисты центра «Моя карьера» подготовили подборку тренингов, которые помогут успешно начать профессиональный путь.

5 февраля, 10.00 — 13.00. Как успешно пройти собеседование. Практикум

На нашем тренинге-практикуме вы получите уникальную возможность пройти реальное собеседование, получить обратную связь от всех участников тренинга и самого тренера, что позволит выявить свои слепые зоны и ошибки в личной стратегии прохождения собеседования. Вы научитесь отвечать на каверзные вопросы, которые задают работодатели на собеседовании.

6 февраля, 10.00 — 13.00. Как успешно пройти испытательный срок

Как необходимо вести себя, чтобы у работодателя возникло желание продолжить сотрудничество с вами после испытательного срока? Об этом и многом другом поговорим на тренинге.

11 февраля, 10.00 — 13.00. Как правильно составить резюме

Как составить современное резюме, которое поможет вам выделиться из массы других кандидатов? На занятии мы подробно расскажем, как оформлять каждый из обязательных разделов, рассмотрим типичные ошибки оформления. Приносите свои резюме, чтобы получить подсказки от экспертов!

12 февраля, 10.00 — 13.00. Эффективная самопрезентация

На тренинге вы узнаете, какова роль первого впечатления, какие существуют виды и инструменты самопрезентации, научитесь писать и говорить свой Elevator Pitch (короткий рассказ о продукте, проекте или о себе, основная цель которого — разжечь любопытство у собеседника, стимулировать желание получить больше информации).

14 февраля, 14.00 — 17.00. Современные технологии поиска работы

Вот вы составили резюме и возникает вопрос — что дальше? Где найти свободную вакансию? Как найти своего работодателя? Об этом мы расскажем на тренинге. Участники узнают о современной ситуации на рынке труда, познакомятся с самыми эффективными каналами поиска работы.

Участие во всех тренингах бесплатное, необходима предварительная запись.

Адрес проведения: центр «Моя карьера», ул. Сергия Радонежского, д.1, стр.1.

Справки по телефону: 8 (495) 870 44 44.

Ознакомиться с полной программой тренингов вы можете на сайте www.моякарьера.москва

Приходите и начните карьеру с нами!

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Социально – психологический тренинг

Цель: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, умения объективно видеть как «+», так и « — » качества личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Социально – психологический тренинг.

Цель : развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, умения объективно видеть как «+», так и « — » качества личности.

а) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;

в) осознание целостности социально-психологического бытия людей;

г) развитие способности адекватно и понимать себя и других;

д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;

е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;

ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Выработка правил работы в группе.

— принцип «здесь и сейчас»

-искренность в общении

-уважение к говорящему

Руководитель коротко повторяет главные нормы общения в группе. Потом следует коллективное обсуждение и уточнение этих норм: что-то можно прибавить, исправить и в дальнейшей работе пользоваться только этими нормами общения.

1. Упражнение «Как начался ваш сегодняшний день»

Давайте встанем в круг у своих стульев.

В центр круга выйдут те, кто

— сегодня выспался (погладить друг друга, обнять)

— кому нравится сегодняшняя погода()

2. Упражнение «Мишутка»

Мишутка передается по кругу. И каждый участник говорит «Какое сегодня настроение у Мишутки. Как он себя чувствует? И почему?»

Схоже ли ваше настроение с настроением пупсика? Почему?

3. Упражнение-игра «Крокодилы и лягушки»

Описание упражнения: ведущий раскладывает на полу листки газеты. Сам ведущий становится на время «крокодилом», пол — «озером», участники -«лягушками», газеты — «листками водяных лилий», на которые могут вспрыгнуть «лягушки», убегая, спасаясь от «крокодила».

По сигналу ведущего игра начинается. Все участники встают с места и ходят по кругу, не наступая на газеты. В руках у ведущего колокольчик, и пока он звенит, «лягушки» спокойно «плавают в пруду». Как только «крокодил» перестает звонить в колокольчик, «лягушки» стараются быстро прыгнуть на газеты, спасаясь от преследования. Если кто-то хоть частью ступни стоит на полу, т.е. в «воде», «крокодил» имеет право его «съесть», что означает выведение из игры. В этом случае проигравший участник должен выйти из круга и сесть на стул. Если все участники встали на газеты, а несколько газет остались свободными, их быстро убирают. В результате количество газет уменьшается и, соответственно, возрастает трудность выполнения упражнения. Затем ведущий снова звонит в колокольчик, участники гуляют вокруг газет. Если газет все еще много, ведущий может убрать еще несколько и перестает звонить. В результате многократного повторения действия количество газет неуклонно сокращается, опережая в этом «лягушек». Им становится все труднее удержаться на небольшом количестве газет. Участники могут стоять на цыпочках, на одной ноге, опираться на других участников и т.д. Участники, стоящие более уверенно, пытаются помочь другим, удерживая их.

Читать еще:  Тренинг для собак

Смысл проведения упражнения-игры:

— игра способствует развитию внимательности и быстроты реакции каждого участника;

— игра также способствует выработке скоординированности действий коллектива;

— кроме того, игра является отличной разрядкой напряженности.

4. Упражнение «Видение других»

Один из участников тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей.

Или можно создать такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должен детально воссоздать последовательность его поведения, например, за последние полчаса.

Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.

5. Упражнение-ролевая игра «Конфликтные пары» (отбор вариантов)

Примерный список стандартных ситуаций:

1. Кассир — покупатель билета. Кассир не дает справок по требованию покупателя, объясняя, что это не входит в его компетенцию.

2. Учитель — родитель. Учитель призывает родителя наказать нерадивого ребенка, родитель, в свою очередь, обвиняет учителя в плохом качестве преподавания.

3. Муж — жена. Существует подруга семьи, о связи которой с мужем догадывается жена.

4. Девушка — молодой человек. Девушка в хороших отношениях со своим шефом. Молодой человек недоволен, так как до него доходят слухи о ее интимных отношениях с шефом, и он готов разорвать свои отношения с ней. Она знает о его подозрениях, но не соглашается менять место работы, так как сама ситуация ее унижает.

5. Идеалист — материалист. Суть конфликта в различном отношении к мироустройству.

6. Взрослый сын (дочь), имеющие свою семью, — родители, недовольные выбором семейного партнера сына или дочери.

7. Начальник — подчиненный. Подчиненный недобросовестно относится к выполнению своих служебных обязанностей.

8. Родитель — ребенок. Давление родителей на ребенка с целью повлиять на выбор дальнейшего жизненного пути. Отсутствие свободы выбора для ребенка.

9. Студент — преподаватель. Некорректное поведение и невыполнимые требования к студенту со стороны преподавателя.

10. Сноха — свекровь. Свекровь излишне придирчива, постоянно делает

несправедливые (с точки зрения снохи) замечания. Складывается впечатление, что она хочет, чтобы молодая семья распалась.

Пояснение: проводится голосование для того, чтобы определить, чья ситуация окажется наиболее популярной, значимой и злободневной. Ведущий не навязывает свой выбор. Отбор производится демократическим путем. Ситуация, набравшая большее количество голосов, будет предложена для общего рассмотрения и обсуждения. Остальные ситуации, набравшие меньшее количество голосов, будут разобраны в следующем упражнении.

Смысл проведения упражнения:

актуализация жизненного опыта.

Упражнение «Конфликтные пары» (коллективный вариант)

Предлагается для разбора ситуация, получившая самое большое количество выборов и оставленная для коллективного рассмотрения и разбора. Например, может быть предложен для рассмотрения вариант «родитель -ребенок». Ведущий предлагает желающим принять участие в игре поднять руки. Если желающих на ту и другую роль несколько, выбор делается путем жребия.

Далее участники определяют пол, возраст, образование, семейный статус, род занятий родителя и ребенка и т.д., т.е. все биографические данные в деталях. Затем дается возможность подготовиться и настроиться каждому участнику игры. Затем конфликт разыгрывается на глазах всех участников, разгораясь и нагнетаясь с каждой минутой. В тот момент, когда становится ясно, что конфликт созрел настолько, что готов разразиться скандал, ведущий останавливает игру, дав возможность участникам разыгрываемого конфликта посидеть и осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

В это время остальные участники, разделившись на пары, продолжают развитие конфликта так, как они сами себе это представляют. После 5-ми-нутной подготовки каждая пара предлагает свой игровой вариант продолжения конфликта и путь выхода из этого конфликта. Таким образом, ведущий выводит конфликт с «уровня позиций» на «уровень интересов», направляя участников на поиск наиболее оптимального и ненасильственного пути разрешения конфликта.

Затем предлагается продолжить ролевую игру. На этот раз «родитель» и «ребенок» пытаются перейти с «уровня позиций» на «уровень интересов», найти общеприемлемое решение назревшего конфликта. До того, как назревший конфликт был по-разному интерпретирован и решен в парах, у основной пары участников появляется уникальная возможность попробовать переосмыслить ситуацию и выбрать альтернативный способ выхода из конфликта. Возможность наблюдать решение конфликтной ситуации другими участниками порождает дополнительные возможности и варианты и в какой-то мере облегчает выбор пути решения. В результате появляется возможность найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

При этом варианте конфликт переводится с «уровня аффекта» на «уровень рацио», что помогает несколько отстраненно, вне «взрывоопасной» ситуации разобраться с конфликтом, но несколько снижает эффект катарсиса. Если катарсис необходим и ситуация будет разыграна практически спонтанно, то потребуются дополнительные упражнения для снижения эмоционального напряжения участников.

Смысл проведения упражнения:

— упражнение служит изучению психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с люди ми;

— упражнение является по существу исследованием психологических проблем участников и оказывает помощь в их решении путем моделирования и проигрывания;

— упражнение гармонизирует личности участников, помогая снимать эмоциональное напряжение.

6. Упражнение «Чемодан»

Один из участников выходит из комнаты, а другие начинают готовить ему в дальний путь «чемодан». В этот чемодан собирают то, что, по мнению группы, очень нужно человеку в общении с другими людьми, обязательно учитывая и положительные характеристики, которые группа в особенности ценит в нем. Не забывают «собрать» и то, что мешает этому человеку, от чего ему следует избавиться. На практике это делается следующим образом. Избирается «секретарь», который берет лист бумаги и делит его вертикальной линией пополам. На одной стороне сверху ставится знак «+», на другой — знак «-». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а под знаком «-» — все отрицательное. При этом каждая характеристика должна быть поддержана большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучшее воздержаться от категоричной оценки. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик.

Далее участнику, который выходил, зачитывается и передается этот список. У него есть право лишь на один вопрос, если нему что-то непонятно. Потом выходит другой участник группы и вся процедура повторяется. В конце концов, это дает основания к некоторым выводов.

Половина участников встает позади стульев других участников. У ведущего стул свободный, он пытается переманить к себе любого сидящего различными средствами.

8. Упражнение «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3-5 минут для того, чтобы написать брачное объявление. Любой пишет о себе, составляя свой психологический портрет, выделяя свои преимущества, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. В инструкции подчеркивается, что следует выделять прежде всего психологические характеристики, а не восхищаться описанием внешнего вида, квартиры, машины.

И снова все поочередно зачитывают свои объявления, а группа помогает, дополняя то, что участник пропустил.

9. Подводя общий итог тренинга, каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самым собой, отвечая на такие вопросы:

1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы?

2. Что нового я узнал о других?

3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

4. Каким образом я буду это делать?

Соглашение вкладывается в конверт, на котором указывается точный почтовый адрес того, кто его подписал. Все конверты сдаются руководителю. Через месяц он разошлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить себя самого» таким, которым каждый из них видел себя в конце работы группы.

В конце руководитель обращается к членам группы с сердечными словами:

«У Вас есть последняя возможность сказать о том, что вас беспокоит больше всего. Если Вы хотите что-то сказать, говорите, группа Вас слушает. Успехов и счастья Вам среди людей!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector