Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг по мнемотехнике

Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения

Часами зубрите учебный материал, готовясь к контрольной или экзамену? Эта статья поможет вам овладеть искусством запоминания и сэкономить уйму времени.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника или по-другому мнемоника — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.

Потренируйтесь! Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится.

С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл вам на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация.

Ассоциации сугубо индивидуальны. Выши могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. Это может быть что угодно — подкова, богиня Фортуна, клевер, ваш друг, которому достаются лёгкие билеты на экзаменах.

Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам. Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта «Удивительные люди».

Три эффективных мнемоприёма

Объём статьи ограничен, и мы рассмотрим лишь самые популярные техники. С другими способами запоминания информации вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать», который стартовал 13 октября 2019 года.

  • запоминание цифровой информации;
  • запоминание текстов;
  • запоминание терминов и стихотворений;
  • запоминание иностранных слов;
  • секреты правильного повторения и многое другое.

Метод историй

Суть: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальной и фантастической будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

  • Не требует предварительной подготовки.
  • Тренирует креативность.
  • Это весело и интересно.
  • Не подходит для запоминания большого объёма информации.

Потренируйтесь! Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумаем и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Например. Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть: соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно не обращать внимания на пропорции (все образы должны быть примерно одного размера), соединять ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении ну нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

  • Быстрота запоминания.
  • Можно использовать буквально на ходу.
  • При забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.

Потренируйтесь! Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Например. Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть: создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберете там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (см. предыдущий метод). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:

  • Можно запоминать большие объёмы информации.
  • Запоминание происходит достаточно быстро.
  • При повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком метода является трудоёмкость.

Потренируйтесь! Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Желаем вам удачи в освоении приёмов запоминания и приглашаем на курс домашней онлайн-школы «Фоксфорда» — «Мнемотехника: как легко запоминать». Его проведёт преподаватель мнемотехники, автор учебных пособий и участник проекта «Удивительные люди» Гаяне Курятова.

Мнемотехника для развития памяти взрослых: 7 эффективных упражнений для мощного ума

Привет-привет, дорогие посетители блога! С вами Людмила Редькина. Считали ли вы когда-нибудь феноменальную память шарлатанством? Не так давно смотрела передачу “Круче всех”, где маленькие дети запоминали число Пи, угадывали ячейки с разными цифрами, решали огромное количество примеров за доли секунд! В это трудно поверить, но все-таки это возможно! Ох, интересная сегодня тема нас ждет – поговорим о том, что такое мнемотехника для развития памяти взрослых, расскажу о 7 упражнениях, которые помогут запоминать много информации за ограниченное время.

Что такое мнемотехника и чем она полезна

Начнем с непонятных слов, так уж нужно, чтобы понять важные вещи.

Мнемотехника – это методы, которые позволяют вам очень хорошо запоминать любую информацию. Такие техники созданы на основе психологии человека и его восприимчивости. Методы помогают запомнить день рождения тещи и мамину девичью фамилию, ну и еще массу нужных дат, адресов, цифр и т. д.

Мнемонических приемов много, их разрабатывали на основе разных особенностей человека. Одному лучше схемами мыслить, другой их ненавидит, но картинки запоминает на ура, а третьему что ни вдалбливай, все без толку. Но мнемоника объединяет всех-всех людей, подстраиваясь под каждого. Поэтому будьте уверены, что, используя эти методы, хуже точно не будет!

Так, остановитесь на минутку. Прежде чем мы перейдем к упражнениям, ответьте себе на простой вопрос: “А зачем эта мнемотехника мне нужна?” Понятно, что человек – существо ленивое и учиться чаще всего не хочется, нам проще все записать, сфоткать, заскринить. Но есть моменты, когда запомнить надо кровь из носу, а вот память подводит. И таких моментов, как назло, довольно много:

  • учеба в университете, когда нужно запомнить огромное количество текста за последнюю ночь перед экзаменом;
  • изучение иностранного языка, когда трудно запомнить happy или happi, table или teibl ну и так далее;
  • спикеры и ведущие вообще должны поблагодарить умных людей за такие техники, ведь не будь этих методов, выступления были бы под угрозой срыва, тут как бы с волнением справиться, а еще и тексты запоминать;
  • даже во время курсов обучения вождению на авто требуется мнемотехника – как ведь запомнить все перекрестки, знаки и цифры?!

В общем, мы с вами определились, что мнемоника нужна во многих профессиях, ситуациях жизни. Поэтому освоить ее желательно каждому.

Упражнения

Вот, наконец, мы с вами перешли к самому интересному и полезному – практике. И да, полезный совет: важно не количество времени, которое вы потратите на одну тренировку памяти, а именно регулярные занятия. Старайтесь каждый день заниматься по 10–15 минут, тогда вы быстро увидите результат.

Кодирование букв цифрами

Это древнейшая мнемотехника. Ее смысл в том, чтобы букву зашифровать цифрой. Например, 1 – раз – буква “Р”, 2 – два – “Д” и так далее до 9. Но саму девятку назовем “М” – много.

Таким способом можно зашифровать одно слово, а можно – даже целое предложение. Например, возьмем число 583 567: 5 – “п”, 8 – “в”, 3 – “т”, 6 – “ш”, 7 – “с”. Разобьем по парам 58-35-67. Теперь кодируем в слова. Первая цифра в паре соответствует первому слогу, вторая – второму: ПоВтор ТолПы ШеСть раз. Принцип кодирования вы поняли, да?

Ассоциации

Наш мозг устроен очень сложно и интересно. Часто, чтобы запомнить какую-то мелочь, важно ее с чем-то сравнить. Например, вы хотите запомнить имя потенциального работодателя, но, проблемка, на имена-то у вас память отшибает… И вот перед вами Элеонора Евгеньевна. Ну как это запомнить?!

И тут включается главный процессор: итак, Элеонора… Вспоминаем, например, любимую книжку из детства “Волшебник изумрудного города” с героиней Элли, присоединяем “нора”, вы летом видели из норы торчащий нос барсука. И вспоминаем смешного дедушку Женю – соседа, который гонял вас по двору… Сопоставляем: безоблачное детство, Элли, нора, дед Женя. И, опля, получаем: ЭлеоНора Евгеньевна!

Читать еще:  Видео тренинг по управлению персоналом

Такими же ассоциациями можно запоминать что угодно. Сюда же приписывают “метод вешалок”: на одну цифру “цепляют” в памяти несколько слов, которые запоминают. Например, 1 – слон, актер, отец, 2 – ехать, смотреть, 3 – Виктор, Федор, 4 – Добронравов, Воля, Иванов. Что получается? Когда нужно запомнить “смотреть актера Федора Добронравова”, запоминаем комбинацию цифр 2134.

Придумываем рифмы

С рифмой все запоминать намного легче. Еще с детства в школе мы учили стихи, чтобы развивать память. Если вам нужно запомнить что-то, постарайтесь это переложить на рифму: вчера пять пельменей съели, сегодня сели, похудели, завтра вместе мы опять пойдем пельмени покупать. Шутка, конечно, но хозяйкам можно так целый список запоминать!

Или: мне пассатижи покажи, отвертку дай и винт держи, чтоб дрель я завтра не забыл, все заново я повторил… Это на случай, если на работу нужно взять пассатижи, отвертку, винт и дрель.=)

Вы учили когда-нибудь акростих? Это когда стих начинается из первых букв, составляющих слово. Например:

Лишь разверните шелуху,

Уже глаза становятся мокрее,

К тому же чешется в носу сильнее.

Это тоже мнемотехника, которая помогает запоминать смысл, списки, характеристики и т. д.

Фонетические ассоциации

Этот метод помогает запомнить новые слова на другом языке. Вы находите созвучное слово и составляете с ним предложение, стих или словосочетание. Приведу пример из жизни. Мой сын долго не мог запомнить слово living room – гостиная. Я ему объяснила, когда идет ливень, хочется сесть в гостиной и пообщаться за чашкой чая. С той поры “ливень рум” – ассоциация к слову “гостиная” на английском языке.

Этот метод хорошо применим для начинающих, желающих запомнить как можно больше слов. Есть данные, что за один час занятий взрослый человек может запомнить до 50 слов по такому методу.

Шаг за шагом, упражняясь такими методами, вы эффективно развиваете память, к тому же это происходит за короткий промежуток времени.

Метод истории

Это уже давно известный метод, упражнение для запоминания. Суть его в том, что слова, которые вам нужно запомнить, вы составляете в одну историю. Смешные истории вообще составляются на ура! Но здесь есть один минус – большой объем информации запомнить сложно.

Привожу пример. Нужно запомнить слова: компьютер, носки, шкаф, грязь, батареи, пельмени, девочка, бык. И вот вы начинаете фантазировать.

Девочка Леночка возвращалась со школы домой. На улице смеркалось, она торопилась, как вдруг – кааак ляпнет в грязь! Леночка угодила туда ногами до самых щиколоток так, что сапоги и даже носки были мокрыми и грязными.

Пришла она домой и сразу положила обувь в шкаф, а носки положила на батареи, и побежала кушать. На ужин были вкуснейшие пельмени, Леночка наелась, как бык. День закончился быстро, но она все-таки успела немного поиграть на компьютере.

Повторения

В погоне за улучшением памяти и работы мозга не забудьте про повторения – это самое распространенное упражнение, помогающее что-то запомнить. Мы так учим стихи, тезисы, отрывки из книги.

Открою секрет: ученые уже давно обнаружили способ максимально эффективного запоминания с помощью повторений! Вам нужно выучить текст, затем через 15–20 минут его повторить. Второе повторение – через 6–8 часов, а третье – через сутки.

Ментальная арифметика

И немного об этом способе. Сейчас такая арифметика очень распространенная среди родителей, которые хотят вырастить из своих детей гениев. Ментальная арифметика пришла к нам из Японии, и это действительно очень действенный способ быстро вычислять громадные примеры.

Дети учатся решать примеры на специальных счетах. Запоминая расположение счетов, комбинации пальцев, они в уме при вычислении уже не цифры складывают, а просто пальцы представляют и переставляют их. Освоить такой счет можно за 2 года максимум – год на сложение, вычитание, год – на умножение и деление. Почему дети? Потому что наш мозг уже заточен на вычисление цифр, а не на комбинации пальцев.

Видео о техниках и упражнениях мнемотехники поможет вам всю информацию “разложить по полочкам” и понять, как работает каждый метод.

Тренинг “Мнемотехники”

Я понимаю вашу ситуацию, и раз вы читаете эту статью, у меня есть для вас эффективное решение.

Вы уже знаете, что для успешного запоминания требуется постоянная тренировка. Поэтому я предлагаю вам самый эффективный способ потренироваться – онлайн-курс “Мнемотехники”. В нем 15 уроков, которые гарантированно помогут вам запоминать имена всех знакомых, помнить дни рождения близких и друзей, запоминать пароли и номера телефонов, а также быстро и надолго учить отрывки текста.

Проходя этот курс, вы получите уникальную возможность обучаться на онлайн-тренажерах, а также получите доступ к набору важных методик запоминания. Ну и, конечно же, куда без практики?! Курс предоставит вам возможность практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться!

Викиум дает 7-дневную гарантию возврата средств!

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете учиться самостоятельно, можете купить за небольшие деньги курс “Мнемотехники” и максимально быстро добиться результатов, а можете потренироваться на онлайн-тренажерах Викиум. Попробуйте, это бесплатно. В любом случае есть гарантия, что вы прокачаете себя в этой сфере. На нашем блоге есть статья-обзор, прочитайте:

Ну что, учимся?

Заключение

Эффективность мнемотехники доказывают разные исследования, и наблюдения простых людей говорят нам, что мнемотехники реально работают! Да я и сама на себе это проверяла. Особенно метод историй и упражнение ассоциаций.

Нам будет очень интересно, если вы напишете в комментариях о своем опыте и результатах использования мнемотехник. А также если статья вам помогла узнать что-то новое, делитесь ею со своими друзьями! А я прощаюсь с вами до новых встреч!

Тренинг по мнемотехнике

Мнемотехника. Упражнения. Развитие памяти.

Действия

2 962 записи

Напоминаем, что уже через несколько минут (в 18:00) начнётся прямая трансляция, на которой мы объявим победителей первого этапа, прошедших во второй этап, и ответим на все вопросы участников.

Мнемофраза: Простой прием в помощь школьнику.

В прямом эфире мы говорили о том, что не стоит знакомить ребенка с мнемотехникой слишком рано: обучение специальным приёмам должно происходить постепенно и своевременно. Показать полностью… Оптимальный возраст на наш взгляд – это 9-10 лет.

Тем не менее, есть мнемоподсказки, которые можно использовать сразу.

Абсолютное большинство детей знают цвета радуги только благодаря Охотнику, который желает знать. Этот прием называется акростихом или мнемофразой. Суть в том, что нужно придумать осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки (или слова) того, что нужно запомнить. Кстати, только о радуге люди до сих пор сочиняют мнемофразы! Например: «Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп».

Что можно еще запомнить таким образом? Последовательность падежей (Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку), классификации в биологии (Царский Терем кто откроет сразу рыцарем вернется), последовательность планет (Мы Все Знаем: Мама Юли Утром Стала На ходули). Список можно продолжить для любой последовательности.

В США таким образом запоминают, например, последовательность президентов. Ниже – список первых восьми президентов и мнемофраза для запоминания:
1. Джордж Вашингтон (George Washington)
2. Джон Адамс (John Adams)
3. Томас Джефферсон (Thomas Jefferson)
4. Джеймс Мэдисон (James Madison)
5. Джеймс Монро (James Monroe)
6. Джон Куинси Адамс (John Quincy Adams)
7. Эндрю Джексон (Andrew Jackson)
8. Мартин Ван Бюрен (Martin Van Buren)
Из букв W, A, J, M, M, A, J, V составлена следующая мнемофраза: Wilma and John made merry and just vanished (Вилма и Джон развеселились и просто исчезли).

Важно понимать, что эти мнемофразы являются элементами аудиальной мнемотехники, а не визуальной. То есть, такие приёмчики работают медленнее, менее эффективно, и в целом примитивнее, чем вся мощь мнемотехники визуальной. Но в аудиальной мнемонике тоже есть польза: дети усваивают новые слова, развивают аудиальный аппарат, ну и конечно, получают непосредственную пользу от заученных фраз.

В общем, это может быть замечательной разминкой для ума: предложить детям придумать предложение, каждое слово в котором начинается с определенной буквы.

ЭТАП 1. НА СТАРТ!

Первым делом зарегистрируйтесь на сайте Memoryman.ru

Далее, выбираете любые 3 дисциплины из данного списка: Показать полностью…

— Цифры — 2,5 минуты;
— Бинарные цифры — 2,5 минуты;
— Слова — 2,5 минуты;
— Колода карт — 5 минут;
— Цифры на слух — интервал 1 секунда.

Количество ваших попыток ограничено только рамками текущей недели — с 09:00 30 марта по 12:00 5 апреля (это последний срок приёма ваших результатов).
Запоминаете, сохраняете ссылки на ваши лучшие попытки в трёх дисциплинах и отправляете нам через эту форму https://vk.com/im?media=&sel=-192188560 с указанием ФИО.
Ваши результаты будут пересчитаны в турнирные очки и суммированы.

Обратите внимание, что от каждого участника учитывается только один результат в каждой дисциплине! Это означает, что мы ждём от каждого участника только одно письмо с тремя ссылками. Все последующие ваши сообщения с результатами не будут приниматься в расчёт.

Начисление очков за запомненные элементы:
— цифра — 2 очка;
— слово — 5 очков;
— бинарная цифра — 1 очко;
— карта — 2,14 за карту, но в случае запоминания всей колоды очки начисляются по формуле: 8030/(время^0.75);
— цифры на слух — 6 очков за цифру. В зачёт идут все цифры до первой ошибки.

Читать еще:  Лучшие тренинги в москве рейтинг

Все результаты будут опубликованы 5 апреля.
Во второй этап пройдут с лучшей суммой очков 50%участников из категории «Любители» и 75% участников из категории «Опытные».

Для тех кто ещё не успел зарегистрироваться — приём заявок продлён до 22:00 1 апреля. Ссылка на регистрационную форму — https://docs.google.com/forms/d/1sNtmRV3ziVcC4W1HGr-x..

Также рекомендуем всем, кто хотя бы минимально планирует попасть в финал, завести аккаунт на сайте Memoryleague.com и начать прокачивать этот аккаунт в трёх ваших лучших дисциплинах.

ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ, КОГДА ЕСТЬ ГАДЖЕТЫ, ГУГЛ И «АЛИСА» ?

На этот вопрос отвечает Мария Фаликман, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ:

«Собственно вопрос в том, а сколько мы готовы делегировать гаджетам? Показать полностью… На самом деле, чем больше ученые пытаются исследовать гугл эффекты памяти, тем больше они выясняют, что для современного человека не существует границы между собственной памятью и распределенной памятью интернета.

Это ужасно интересная история, если человеку дать погуглить факт, который отвечает на вопрос в какой-то области, он выше оценивает собственную память в этой области.

Исследователи брали две группы испытуемых, им задавали вопросы из области, примерно, курса школьной географии. Одним давали пользоваться поисковыми системами, другим – нет. В последствии, тем, кому давали – оценивали свою память выше. И более того, вот те, которые оценивали свою память выше, запоминали новые факты в области географии хуже, потому что она у них «и так была хорошая». У них нет такого: это — моя память, а это — распределенная память интернета, поэтому вопрос: а зачем развивать мою собственную память, когда у нас есть общая — это очень хороший вопрос.

Возможно, где-то и незачем. Возможно, где-то и очень даже необходимо: потому что, если мы говорим, что память работает в системе психических процессов, то есть вместе с вниманием, мышлением, то как мы без нее можем представить себе обобщение группы фактов? Как мы можем продвинуться вперед в научном познании, если мы не держим все эти факты в голове?

Более того, а вдруг мы окажемся в ситуации, когда отключится электричество, когда в кармане не окажется гаджета, когда нам зададут вопрос и не будет возможности загуглить ответ…

На самом деле, я могу вообразить себе великое множество ситуаций, где память точно так же, как и 200, 300, 500, несколько тысяч лет назад окажется воспетой. Так то хоронить ее пытались уже много раз: и в Древнем Египте в связи с изобретением письменности, и когда Гутенберг придумал печатный станок, все это сопровождалось очередными похоронами памяти. Но тем не менее она нам до сих пор нужна, поэтому и развивать ее, и держать в тонусе имеет смысл.
___
Этот же вопрос чуть позже я задал Александру Горячеву, руководителю Ассоциации Мнемоспорта России, и вот, что он ответил:

Зачем человеку ноги, если есть машины, спортивные протезы Procarve и сервис Яндекс.Еда?
Всё, что у нас есть от природы, необходимо нам для полноценного существования. В организме человека всё имеет свою функцию. Если же что-то неисправно, то человек становится инвалидом.

Так же и с памятью. Память — одна из базовых психических функций. Если у человека не развита память, если она атрофирована или функционирует на минимуме, то такой человек, по сути, инвалид.
Плохая память выливается в слабый интеллект, и как следствие — общая недоразвитость личности.

И напротив, чем лучше память, тем сильнее развиты интеллектуальные способности человека, ведь память — основа интеллекта. Чем лучше память, тем большим количеством умений и навыков может овладеть человек.
Хорошая память даёт хорошее качество жизни. В принципе, это справделиво для любой другой функции организма — если у вас хорошая физическая форма, то качество вашей жизни выше. Если у вас хорошо развиты психические функции, то качество жизни выше.
Память проявляется почти во всей жизнедеятельности человека.
А Google и Алиса нужны для того, чтобы расширять человеческие возможности, чтобы помогать человеку, а не замещать его функции.

В профессиональной деятельности роль памяти особенно велика. Чем больше человек знает в своей области, тем он более профессионален. Вы хотели бы чтобы, например, хирурги, спрашивали у Алисы, что нужно делать в данный момент операции.

————————————————————————————————————————————-
Друзья, а как вы считаете: стоит ли вкладываться в развитие собственной памяти, когда есть гаджеты? Проголосуйте, пожалуйста, ниже!

Мнемотехника

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

Что такое мнемотехника.

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.

Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника .

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»

Какая польза от мнемотехники для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

Читать еще:  Тренинги по охране труда

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.

Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

  1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
  2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
  3. Привести пример описания.
  4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Выбрать мнемотаблицы

Мнемотаблицы для рассказов описаний

Мнемотаблицы учим стихи

Интересно почитать

5 упражнений мнемотехники для запоминания информации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Чтобы была хорошая память — её необходимо развивать, как и заниматься спортом для получения желаемых форм. А вот чтобы лучше запоминать большие объёмы информации – важно знать способы, которые помогают сделать этот процесс более простым и удобным. Поэтому сегодня я расскажу о том, какая она, мнемотехника в упражнениях.

Топ 5 техник

1. Рифма

Очень действенный метод, который заключается в том, чтобы придумать рифму для материала, вызывающий сложности для запоминания. Даже в рекламе его частенько используют в качестве песен, чтобы они с наложенным лёгким мотивом могли надолго «заседать» в голове, вызывая положительные ассоциации и создавая иллюзию, что близко знаком с рекламируемым товаром.

Вот бывает же, что в магазине или аптеке мы приобретаем что-то только потому, что поверили рекламе, или потому что интересно проверить, действительно ли этот товар достоин внимания? А замечали, что, только увидев знакомый логотип, легко «всплывает» весь текст из ролика? Так что, даже если у вас с рифмоплетением всегда было сложно – не беда, попробуйте применить к списку необходимых слов цифры.

«Один два три четыре пять
В среду рано в сад бежать
И чтобы вдруг не опоздать
Нужно встать нам в пять ноль пять»

Или, например, если нужно запомнить телефонный номер или набор цифр, просто срифмуйте их с какой-то фразой. Между прочим, легко учить пароли, особенно, если они разные на каждом сайте и в приложениях:

«Шесть шесть два три сорок пять
Я всегда буду мечтать»

Этот способ хорош ещё тем, что не нужно для рифмы искать обязательно слова с особым смыслом, чтобы он соотносился с темой и прочее. Чем нелогичней и смешней получится стишок, тем лучше запоминание, а если вы ещё и будете его напевать, то важная информация останется в вашей голове чуть ли не навсегда.

2. Акроним

Это создание аббревиатур. Они нас окружают повсюду, в основном в названиях компаний и организаций, так как возникает необходимость сократить количество слов ведь, если хоть одно удалить, весь смысл поменяется, поэтому и был придуман этот метод. Потренируйтесь, к примеру, по дороге за покупками, зашифровав список продуктов. Допустим, Молоко Имбирь Корица Руккола Оливки Батон = МИКРОБ.

Если периодически будете так тренироваться, то не только память, но и ваше мышление всегда будет в тонусе. А в качестве приятного бонуса – больше вы не забудете, что следовало было купить. Кстати, по этому принципу, раньше, да и, сейчас, наверное, учат детей запоминать цвета радуги, помните, Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан?

3. Ассоциативные картинки

Бывают случаи, когда ну совсем невозможно запомнить какое-то одно слово. В таких ситуациях не все способы могут оказаться эффективными, и тогда на помощь спешит метод ассоциаций. Вот, к примеру, устроились на новое место работы, а как зовут начальника – ну никак не можете выучить. И как быть, если это сложное имя, допустим, Аркадий Сигизмундович, ну совсем не укладывается в голове?

Закройте глаза и присмотритесь, какие образы возникают. У меня картинка с каким-то попугаем в очках… Пусть образы будут нелепыми, детскими, нелогичными, тогда больше шансов, что они сохранятся надолго, сослужив хорошую службу. Кстати, при изучении иностранных слов он наиболее эффективен, можете убедиться в этом, посмотрев статью «Программы и техники для быстрого запоминания английских слов» .

4. Ассоциативные цепочки

Приемы с ассоциациями между собой схожи, везде даёте фантазии волю, и придумываете подходящие образы, но при этом сами техники разнятся и используются для разных задач. В этом случае вам необходимо будет выбрать ключевые слова, на которые сможете опираться при воспоминании, после чего «связать» их между собой, причём последовательно.

Например, если взять уже указанный список продуктов, можно представить, что из батона вырезан корабль, в море из молока, а внутри него бегают оливки, будто моряки, и пытаются справиться с напавшими на них пиратами, которые выглядят, как имбирные чудовища… В общем, такое, весёленькое занятие, приносящее необходимые результаты.

5. Ассоциация с другим человеком

В случае, когда необходимо запомнить данные о каком-то человеке, и то, как он выглядит, попробуйте подумать о том, кого он вам напоминает, то ли знакомого человека, то героя из любимого фильма или мультика, тогда мысленно перечислите все его характеристики, и соотнесите с выбранным образом. Главное, потом при общении уметь замечать разницу межу ними, потому что совершенно случайно ему можно «приписать» те нюансы, которые совсем его реального не касаются.

Рекомендации

1. При необходимости что-то вспомнить, постарайтесь не бросаться сразу к своим записям, а выделите хоть небольшое количество времени и попробуйте восстановить информацию с помощью памяти. Не всегда возникает желание заниматься подобным, да и времени у современного человека не так много, но придумайте мотивирующую игру или какое-либо поощрение, тогда удастся заинтересовать себя, и даже возбудить азарт. Например, бросить самому себе вызов, удастся самостоятельно вспомнить что-то, или таки придётся заглянуть в шпаргалки? Удалось – порадуйте себя чем-то, а если не осилили, то отожмитесь раз 10, откажитесь в этот день от пирожного и прочее.

2. Пробуйте различные способы, чтобы выбрать наиболее оптимальный и комфортный для себя. Популярностью пользуется комната Цицерона, о ней было подробно рассказано в этой статье . Попробуйте, вдруг и вам понравится мысленно расставлять необходимую информацию по хорошо знакомой комнате?

3. Развитие должно быть полноценным и комплексным, а не только тренировка памяти. А знаете почему? Потому что, чем больше вы привлечёте других когнитивных процессов, тем эффективней будет результат. Так что периодически проверяйте себя с помощью упражнений, описанных в статье по этой ссылке .

4. И загляните сюда «Самый простой и быстрой способ выучить стих за 5 минут наизусть» . Возможно, рекомендации, указанные в этой статье, окажутся полезными для вас ведь, для достижения желаемого все средства хороши, и нужно обязательно попробовать каждое.

5. Ну и как всегда, рекомендую в принципе держать мозг в тонусе, при помощи онлайн сервиса тренировки памят и . Считаю его лучшим в рунете. Тренировки проходят в игровой форме, причем результаты записываются и сравниваются при повторном прохождении.

Лайфхаки

  • Поддавайте критике все идеи и мысли, тогда, находясь в поиске аргументов, спорных моментов и фактов, за которые можно ухватиться, весь необходимый материал будет неосознанно, без усилий сохраняться в памяти.
  • Связывайте нужные сведения и данные со своим опытом, он усваивается неосознанно, поэтому будет храниться у вас в голове ещё очень долго.
  • В случае, когда приходится обрабатывать большие объёмы информации, ещё и из разных отраслей, то может наступить момент, так называемой, «каши в голове». Это обычно возникает у студентов перед экзаменом, когда срочно что-то учили, а потом не смогли понять, откуда и к какой теме целые куски материала. Чтобы такого не допустить, попробуйте парадоксальный способ – изначально всё смешайте. То есть, выучите часть из одной темы, и переходите к другой, потом опять возвращайтесь к первой. Это, кстати, будет служить ещё и отличной разрядкой мозгу, вы же знаете, что смена деятельности более благоприятный и полезный отдых, чем ничегонеделание? В смысле, устали думать, вместо того, чтоб посмотреть новости или полежать, лучше сделайте какую-то физическую работу, тогда голова быстрей «проветрится».
  • После окончания совещания или большого куска работы, обязательно хорошенько обдумайте полученные сведения. То есть, осмыслите, что удалось добиться, с чем ещё придётся справляться, и каким образом можно улучшить результат. Помимо осознания своих действий, вы хорошенько закрепите в памяти недавно полученные данные. В школе бизнеса в Гарварде был проведён ряд экспериментов, в ходе которых учёные выяснили, что, если уделить хотя бы 15 минут в сутки письменной рефлексии (я имею в виду выписывание на бумагу своих мыслей по поводу какого-то задания), то производительность и эффективность труда возрастёт практически на 25%.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если хотите больше узнать о мнемотехнике, о том, как она возникла и каким образом стоит начинать тренировки, чтобы они приносили пользу и результат, перейдите по ссылке «Что такое мнемотехника и почему она незаменима для запоминания?» . Успехов вам и свершений!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector