Openbravo-rus.ru

Образование по русски
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг по бесконфликтному общению

Конспект занятие с элементами тренинга для подростков «Конфликты в нашей жизни»
план-конспект занятия

Формирование у подростков навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для подростков

«Конфликты в нашей жизни»

Цели: формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи: познакомить подростков с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов; познакомить воспитанников с методами выхода из конфликтной ситуации;
формировать умения воспитанников конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Время проведения: 40-45 минут.

Оборудование: ватман, маркеры , мультимедийная презентация, карточки с фразами; памятки «Учимся жить без конфликтов».

Этап I. Информационный

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята. Наше занятие посвящено важной теме конфликтов. Сегодня мы с вами рассмотрим понятие «конфликт», изучим тактики поведения в различных конфликтных ситуациях, будем учиться конструктивно преодолевать конфликты.

Давайте для начала с Вами познакомимся с правилами работы в группе, обратите внимание на стенд:

  1. Единая форма обращения друг к другу (по имени)
  2. Общение по принципу здесь и сейчас
  3. Правило активности
  4. Искренность в общении
  5. Уважение к говорящему
  6. Мобильные телефоны отключены
  7. Правило Стоп

Педагог-психолог: эти правила не сложные, думаю что вы без труда с ними справитесь, давайте попробуем дать определение слову «конфликт» (ответы воспитанников).

Педагог-психолог : Конфликт — это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие. Ребята как вы думаете, можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? (ответы).

Конфликты — это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт — это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами рассмотрим, какие бывают конфликты.

Межличностный конфликт , давайте приведём пример, как вы понимаете межличностный конфликт? (ответы)
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Разногласия в интересах может вызвать конфликт.
Другой и очень распространенный – неуправляемый конфликт. Приведите пример неуправляемого конфликта? (ответы).

На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки.
Межгрупповой конфликт – конфликт между группами людей, коллективом (пример – болельщики, фанаты).
Политический конфликт – конфликт между государствами (пример: Россия-Украина).

Педагог-психолог: Ребята как вы думаете, можно ли конфликт решить мирным путём? (ответы).

Молодцы, сейчас мы с вами рассмотрим, какие существуют выходы из конфликтных ситуаций.

У. Томасом и Р.Х. Килменном были выделены основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление; компромисс; сотрудничество; избегание; конкуренция.

Давайте с вами попробуем разобраться что из себя представляет каждая стратегия поведения в конфликтной ситуации. Для этого разыграем несложную бытовую ситуацию «Праздничный пирог».

Этап II. Диагностический

Упражнение «Праздничный пирог»

Педагог-психолог: мне нужен один доброволец ( педагог приглашает одного участника ) представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом ( макет торта можно вручить участнику ), украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете? (ответы)

Давайте конкретно рассмотрим эту ситуацию по стратегиям поведения:

  1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть (избегание).
  1. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется
  1. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок — не важно, себе – лучший (конкуренция).
  1. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он

весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели (компромисс).

5.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя (сотрудничество).

Упражнение «Конфликтная ситуация»

Педагог-психолог: сейчас мы с вами попробуем выделить самую эффективную стратегию поведения при назревании конфликтной ситуации, обратите внимание на слайд, бытовая ситуация которая может произойти с каждым из вас (слайд с описанием ситуации и стратегий поведения).

Воспитатель сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сделала тебе замечание сделать музыку по тише, а у тебя такое настроение, что ты хочешь громко слушать музыку. Как решить эту ситуацию? (ответы).

Давайте разберём по стратегиям поведения, и выберем самую эффективную.

Как можно поступить в стратегии конкуренции? (ответы).

Заходите в комнату, закрываете дверь своей комнаты, продолжаете слушать музыку, как прежде. Конфликт не исчерпан, стратегия не эффективна. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека

Стратегия поведения «Избегание»? (ответы)

Выключаешь музыку, с воспитателем сегодня ссориться нельзя, у тебя планы покататься на велосипеде. Конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется . Стратегия не эффективна.

Стратегия поведения «Сотрудничество»? (ответы).

Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Стратегия поведения «Приспособление»? (ответы).

Выключаешь тут же музыку и садишься делать уроки. Отказываешься от собственных интересов и приносишь их в жертву. Конфликт исчерпан, но остаётся обида.

Стратегия поведения «Компромисс»? (ответы)

Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину. Конфликт исчерпан, стратегия поведения эффективна.

Педагог-психолог: Ребята, так какие, по вашему мнению, самые положительные стратегии поведения в конфликтных ситуациях? (ответы)

От того какую стратегию поведения вы будете выбирать в конфликтных ситуациях, будет зависеть ваша репутация, ваше эмоциональное состояние.

Этап III. Игровой

Тест «Конфликты в группе»

Педагог-психолог: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково, и не понимают друг друга. Сейчас мы с вами проведём небольшой тест, на ватмане каждый из вас отметит крупными точками количество воспитанников, которых вы не понимаете, конфликтуете с ними — чёрным маркером, а количество воспитанников, которые вам приятны в общении, обозначите крупными красными точками.

После выполнения теста участники подсчитывают количество точек, если чёрных точек больше чем красных, конфликтность в группах преобладает.

Педагог-психолог: ребята как сделать так чтобы чёрных точек стало меньше? (ответы). Действительно надо учиться договариваться, идти на компромисс, сейчас мы с вами проверим, как вы сможете найти выход из конфликтных ситуаций.

Упражнение «Достойный ответ»

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами проведём игровое упражнение, которое называется «Достойный ответ», обращаю ваше внимание на правила, не стоит воспринимать всерьёз высказывания, отнеситесь с юмором к замечаниям соседа, это игровое упражнение. Сейчас я раздам вам карточки, на которых содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения.

Вы по очереди произносите записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», мы перейдём к обсуждению.

Обсуждение: Педагог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

«Фразы на карточках»

Ты слишком высокого мнения о себе.

Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты никогда никому не помогаешь

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

Педагог-психолог: Не секрет, что конфликт всегда вызывает неприятные эмоции у конфликтующих. Как вы думаете, какие последствия могут быть у конфликта? (ответы воспитанников). Вы правы, у конфликта может быть множество отрицательных последствий, итог конфликтов зачастую непредсказуем.

Многих конфликтов можно избежать, если вы научитесь контролировать свои эмоции и прислушиваться к мнению других.

Педагог-психолог знакомит воспитанников с рекомендациями по способам самоконтроля, разбирая каждый способ на практике.

«Как научиться контролировать свои эмоции»

1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас, можно нарисовать то, что первым придет вам в голову, позволить грифелю порвать бумагу, с силой заштриховать рисунок и в конечном итоге разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.

2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем поддадитесь нахлынувшему эмоциональному всплеску. Вы поймете, насколько незначителен на самом деле повод к вашей бурной реакции, уже на подходе к цифре «10».

3. Необычный способ. Во время спора попробуйте посчитать во рту свои зубы при помощи языка.

Читать еще:  Театральные тренинги для взрослых

4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя, остановитесь на мгновенье и подумайте о самых хороших и незабываемых моментах вашей жизни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и определяете ваш выбор – пойти на поводу у разрушительных эмоций или взять себя в руки

5. Есть еще один эффективный способ справиться с эмоциями, это физические упражнения. А от этого улучшается настроение. И это не обязательно должен быть определенный вид спорта, а просто регулярные прогулки и активный отдых.

Этап IV. Рефлексивный

Вопросы к участникам

Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?

Как вы считаете, что нужно делать, чтобы конфликты случались как можно реже?

Что нового вы узнали для себя на сегодняшнем занятии? Будете ли вы использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни?

Этап V. Заключительный

Психолог. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству и конфликтов в вашей жизни было как можно меньше!

Педагог-психолог раздаёт подросткам памятки «Учимся жить без конфликтов» .

Тренинг по формированию бесконфликтного общения

«КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА».

Цель: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Задачи:

1.Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.

Ход занятия:

Организационный момент.

1.Приветствие. Упражнение «Я сегодня вот такой».

Ведущий: Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

1.Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Было ли решения ситуации эффективным?
  • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте.

Стратегии поведения в конфликте

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание:для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?
  • Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?

6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.

Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?

Техники бесконфликтного общения. Психологическое айкидо

Психологическое айкидо — реально мощная техника общения.

На протяжении всей нашей жизни мы выстраиваем коммуникации на различных уровнях. Не всегда общение доставляет нам удовольствие, ведь иногда да найдутся любители покритиковать, уколоть, словом обидеть нас и опустить ниже плинтуса уровень нашей самооценки.

Возникает вопрос, как выстроить общение с такими людьми не в ущерб себе и своей психике, как научиться отражать колкие реплики в свой адрес?

На самом деле такая замечательная техника существует, и называется она психологическое айкидо. В его основе лежат два принципа: первый — это умение амортизировать, второй — умение уходить от конфликта.

Техника «психологического айкидо» — это современное учение, с помощью которого можно нейтрализовать любую негативную информацию, направленную против вас. Эта техника поможет вам значительно улучшить качество жизни и добиться успеха.

Для начала, давайте разберём, что такое амортизация.

Амортизация — это согласие со всеми утверждениями противника.

Основные принципы амортизации:

  • Спокойно принимай комплименты.
  • Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.
  • Hе предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.
  • Предлагай сотрудничество только один раз.
  • Hе жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.
Читать еще:  Тренинги по английскому языку

Есть ещё интересные фишки — это строкусы, которые можно использовать, в тот самый критический момент, когда вас хотят вызвать на конфликт. Вместо того, чтобы начать сопротивляться оппоненту по шаблону, используйте строкусы.

Если вы слышите в свой адрес слова о безответственности и непонимании, а человек, говорящий их раздражён и очень расстроен, примените строуксы, для сглаживания ситуации. Будьте любезным и обходительным, говорите комплименты и лёгкую лесть.

Например, ваша начальница начала ругаться: «Да что это такое! Ты вообще ни на что не способна! Даже систему защищённого электронного документооборота настроить не можешь… Сколько можно тебе объяснять»

Ваш ответ должен звучать как: «Ой, Тамара Сергеевна, вы сегодня так потрясающе выглядите! Извините, я меньше всего хотела бы вас расстраивать, никогда себе это не прощу. Я непременно всё сделаю!»

Скорей всего, вы услышите ещё пару колких фраз, но отвечайте в том же духе. Вы заметите, что Тамара Сергеевна уже на так злится, как прежде, а значит, страсти скоро улягутся.

Техника «Невинной овечки» тоже иногда бывает кстати. Невинная овечка — робкое согласие.

Когда человек в гневе и начинает говорить громкую обличительную тираду, схитрите и займите самую лучшую позицию — согласие. Таким образом, вы очень быстро потушите зловещую искру. Раз с ним во всем соглашаются, подпитывать негативные эмоции неоткуда.

Например, вам было поручено важное задание — купить подарок шефу на день рождение. Но вы забегались и забыли об этом. На вашу голову полилась обличительная речь: «Как ты могла! Сложно, что ли купить подарок на 45 лет мужчине? Взяла бы какой-нибудь сувенир! Мы на тебя так рассчитывали! А ты подвела весь коллектив!»

Ваш ответ примерно звучит так: «Да, я вообще в шоке. Виновата, запамятовала. Взяла и всех подвела. Просто ужас. Я такая безответственная».

Этот приём шикарно тушит конфликт на корню. Вы согласны и вам больше нечего возразить

Условия бесконфликтного общения

Конспект группового занятия для старшеклассников

Цель: развитие коммуникативных навыков; социальной компетентности.

– ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия;

– ознакомление с барьерами общения;

– развитие навыков сотрудничества;

– отработка навыков бесконфликтного поведения;

– развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

Оборудование: карточки с изображением лица человека, карточки с обозначением роли, мячик, памятка «Рецепт счастья».

Организация пространства: работа в кругу.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Школьники передают мячик по кругу со словами: «Привет (имя), ты сегодня…»

2. Актуализация знаний

Цель: активизировать жизненный опыт детей, показать значимость изучаемого материала.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как люди общаются друг с другом. Обсудим, что влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия.

Класс делится на две группы (по типу «день / ночь»). Работа с карточками.

Упражнение «Эффекты восприятия»

Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека (можно вырезать из журнала) с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой — что это преподаватель. Дети сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

Учащиеся обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение в общем кругу. И здесь дети видят, что у них были фотографии одного и того же человека, а характеристики они дали разные. Например, профессор — человек сосредоточенный, глубоко мыслящий, альтруистичный, так как для людей старается, для науки, взгляд у него внимательный. Человек, который убивал людей, — жестокий, скрытный, напряженный, брови сдвинуты, нахмурены, взгляд исподлобья.

Ведущий. Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему?

(Учащиеся делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.)

3. Актуализация знаний

Цель: предоставление теоретической информации по теме занятия.

А) Ведущий. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Общению между людьми мешают:

Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.

Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.

Ошибка отношения к нам

Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами.

Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.

Конечно, мы перечислили не все ошибки восприятия, но наиболее распространенные.

Ролевая игра «Барьеры в общении»

Б) Ведущий. Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании.

Выбираются пять человек — активных игроков, остальные — наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.

Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы другие игроки поняли, какая им досталась роль, дать им понять, что у них написано на шапочке. Соответственно, каждый должен понять, что написано на шапочке у него.

– обращайтесь со мной как с лидером;

– спорьте со мной;

– выслушивайте меня внимательно;

– соглашайтесь со мной.

Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе несколько лет, дружите семьями, отмечаете вместе некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш».

Далее участники игры обсуждают ситуацию (дается несколько минут), остальные наблюдают.

После выполнения задания – общее обсуждение.

– Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло понять?

– Как вы друг другу помогали?

– Что было легко, что тяжело?

– Свойственна ли вам такая позиция в обыденном общении?

– Что было приятно, что неприятно?

– Что помогло (или помешало) договориться, решить проблему?

Предлагается высказать свои мнения наблюдателям.

В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»:

– демонстрация разницы позиций;

– непонимание интересов собеседника;

– конфликтогенные черты характера;

– отсутствие чувства юмора;

В) Ведущий. Мы обсудили, что такое восприятие, как строится понимание между людьми, что мешает общению, какие барьеры могут возникать в процессе общения. Сейчас мы обозначим условия бесконфликтного общения.

Класс снова делится на две группы (по типу «луна/ солнце») так, чтобы учащиеся попали в новые группы.

Упражнение
«Условия бесконфликтного общения»

Задание: обсудить условия бесконфликтного общения. Создается общий список.

– умение конструктивно выражать негативные чувства;

– умение располагать к себе и др.

Ведущий. Можно ли считать это основой жизненного успеха, успеха в учебе, любви, дружбе, профессии? Что нужно знать, чтобы общение было конструктивным?

Учащиеся. Знать ошибки восприятия, учитывать барьеры общения, развивать коммуникативные навыки.

Цель: закрепление изученного.

Работа по группам.

Задание: проигрывая вымышленную ситуацию, необходимо договориться, используя при этом все полученные знания по теме занятия.

Ситуация: общей группе предлагается на выбор поездка в Москву или в Санкт-Петербург. Обе группы должны договориться о том, куда они все вместе поедут. Принятое решение должно устроить всех.

– Какие стратегии вы выбирали?

Читать еще:  Речевой тренинг дикция и произношение

– Какие встречались барьеры?

– Что получилось, не получилось?

Цель: рефлексия занятия.

Учащимся предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Раздаются «подарки»:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Цель: закрепление хорошего настроения.

Школьники встают в круг, улыбаются друг другу и аплодируют.

Бесконфликтное общение

Конфликт – это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого конфликта – конфликтная ситуация. В свою очередь в структуре конфликтной ситуации можно выделить участников конфликта и его объект – то, из-за чего возник конфликт, на что претендует каждый из его участников.

Объект конфликта может быть как материальным (например, какая-либо престижная вещь), так и идеальным (правила поведения, статус в группе и т.д.). Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, никак не проявляясь. К примеру, в комнате, в которой проживают поэт, музыкант и футболист, — один телевизор. Конфликт может возникнуть только тогда, когда они одновременно выразят желание посмотреть свои любимые передачи: один – вечер поэзии, другой – концерт, третий – футбол – и попытаются завладеть пультом управления. Такие действия условных жителей комнаты называют инцидентом.

Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. При этом рекомендуется использовать тип «я-высказываний»: «я обиделся». «я рассердился» и т.д. При этом «нападайте» на проблему, а не на личность. Это, к примеру, значит, что высказывание «вы нарочно ставите громкую музыку, чтобы раздражать меня» должно быть перефразировано примерно так: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточиться, так как это вызывает у меня раздражение». Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек. Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть на ситуацию «его глазами».

Правила бесконфликтного общения:

  1. В своей речи следите за словами, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию сотрудника и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе. Эти слова или фразы называют конфликтогенами, так как они направлены на провоцирование такого же общения, с взаимодействующей с Вами стороны. Никогда не употребляйте конфликтогены в общении с людьми с которыми у вас общая деятельность.
  2. Если Вы услышали в обращении к Вам коллеги слова – конфликтогены, не отвечайте ему тем же, чтобы не позволить распространиться конфликтной ситуации. Поверьте, игнорирование подобных слов не означает Вашу слабость и подчинение, а напротив подчеркивает Вашу силу, как специалиста. Для коллеги направляющего против Вас конфликтогены Ваша подобная неожиданная реакция сделает его слова бессмысленными. Конфликтогены, направленные на Вас, потеряют свою силу и значимость;
  3. При взаимодействии и обсуждении непонятного Вам вопроса или вопроса с которым Вы не согласны, попытайтесь поставить себя на место Вашего собеседника и понять его точку зрения и чувства, движимые в этом случае им. Демонстрируйте уважение к мнению коллеги. Создавайте дружеский настрой при любом взаимодействии;
  4. Подходите к любому человеку с позиций гуманистического отношения: доброжелательно, сочувственно, уважительно. Добро и дружеское участие есть в каждом коллеге, если Вы изначально предполагаете эти качества у него.
  5. Старайтесь быть уравновешенными, спокойными и уверенными в общении с людьми. Помните, что уверенность и высокомерие не тождественные понятия;
  6. При агрессии и конфликтогенах, направленных против Вас, смените на некоторое время тему разговора.;
  7. Не скрывайте своих негативных чувств, вызванных обсуждением от Вашего собеседника. Спокойно, и в правильной форме демонстрируйте их, как лично Ваши переживания и сомнения;
  8. Не ущемляйте права человека с которым взаимодействуете. Не задевайте его чувств, говоря о качествах его личности. Лучше апеллируйте к их внешнему проявлению в поведении;
  9. Всегда своевременно разъясняйте возникшие в ходе обсуждения недоразумения, задавая уточняющие вопросы;
  10. Уверенные в себе люди и хорошие специалисты умеют признавать свои ошибки, так как это делает их сильнее. Свободно и своевременно извиняйтесь, если знаете о своей ошибке. Умейте признавать свою неправоту. В другой раз Вы сможете рассчитывать на такое же признание со стороны Ваших знакомых или друзей.
  11. Если Вы обнаруживаете, что Ваше взаимодействие с кем-либо , превращается в напряженный похожий на открытый конфликт процесс, сделайте в Ваших переговорах паузу. Молчание и пауза даст Вам время успокоиться и спокойно продолжить разговор;
  12. Каждый заслуживает уважения. Во избежание наиболее вероятных здесь конфликтов, сохраняйте уже установленные отношения, не разрушайте даже слабых связей между Вами.

Твои инструменты воздействия, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов:

  1. Эмпатия.
  2. Доброжелательность.
  3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).
  4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы).
  5. Инициативность ( способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперед», а не только реагировать на их действия),
  6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).
  7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).
  8. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).
  9. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.
  10. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе

Как научиться слушать и слышать?

  1. Помолчите. Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая. Будьте терпеливы, не экономьте время, не перебивайте, сдерживайте свой характер. Покажите взглядом, позой и жестами, что слушаете и понимаете клиента. Подавайте подтверждающие сигналы, поддакивайте, кивайте головой. Будьте внимательны, не притворяйтесь, что слушаете. Проявите интерес, сопереживайте говорящему. Помогите ему раскрепоститься, создайте ощущение свободы. Не давайте совета, если Вас не просят. Избегайте критиковать, не вступайте в дискуссии, не допускайте споров. Это заставляет говорящего занять защитную позицию, он может замолчать или рассердиться. Именно победив в споре, Вы проиграете.
  2. Выясняйте. Не пытайтесь догадаться, что думает, чувствует и хочет клиент, спрашивайте. Чтобы активизировать клиента, задавайте открытые вопросы, требующие развернутых ответов, на которые нельзя было бы ответить лишь «да» или «нет». Вопросы должны помочь клиенту открыть что-либо, задуматься, развить свои мысли. Уточняйте неясные стороны сказанного, просите повторить, объяснить. Краткие и закрытые вопросы используйте только в том случае, если клиент торопится, много говорит, затрудняется в высказываниях или очень напряжен.
  3. Проговаривайте сказанное, повторяйте то, что было услышано. Перефразируйте, изменяйте формулировки, передавайте своими словами высказанные клиентом мысли и чувства («Как я понял вас…», «Другими словами…», «Вы сказали, что…»). Подтверждайте, уточняйте, проверяйте значение полученных от клиента сообщений. Резюмируйте, воспроизводите высказывания клиента в сокращенном, обобщенном виде, выделяйте самое важное в сообщении («Итак…», «Вашими основными идеями являются…»). Расширяйте смысл сказанного, помогите клиенту выразить свои чувства и мысли. Развивайте идеи, делайте выводы и следствия из слов клиента, предположения о причинах высказываний («Вы так считаете, видимо, потому что…», «Если исходить из того, что Вы сказали…»). Расшифруйте проблему клиента, опишите, как Вы ее поняли, покажите, как Вы видите ее («Похоже, что Вы…», «Мне показалось, что…», «Вы, наверное…»). Проявите сочувствие, поставьте себя на место клиента («Я бы на Вашем месте тоже…»). Пересказ Вами услышанного показывает, что Вы слушаете и интересуетесь. Чувство, что его поняли, побуждает клиента к дальнейшей открытости.
  4. Будьте наблюдательны, следите за неречевыми сигналами говорящего. Как он смотрит, стоит, сидит, соответствуют ли его поза и жесты тому, что он говорит? Сосредотачивайтесь не только на том, что клиент говорит, но и на том, как он это говорит. Старайтесь понять чувства и мысли, которые не были прямо высказаны клиентом, но, видимо, подразумевались в сообщении. Стремитесь понять не только смысл слов, но и переживания клиента.
  5. Прислушайтесь к себе. Ваша озабоченность мешает Вам слушать клиента. Не отвлекайтесь на плохие привычки говорящего, думайте о том, что нравится в собеседнике. Не грезьте наяву, делайте выводы, оценивайте аргументы, прислушивайтесь к тону говорящего. Старайтесь понять, а не искать поводов для возражений. Не делайте оценок и поспешных выводов до полного понимания. Если Вы не согласны с чем-то, не прекращайте слушать, ждите своей очереди высказаться. Сначала выслушайте до конца, чтобы понять, с чем не согласны, а потом излагайте свою точку зрения.
  6. Делайте замечания о ходе беседы. Держитесь в русле проблемы. Если Вы отвлеклись или перебили собеседника, восстановите ход его мысли.

Сравнительные характеристики насильственного и не насильственного общения

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector