Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речевой тренинг упражнения

Упражнения для голоса

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

2.1. Голос. Атаки:

мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

2.2. Опора звука:

САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда.
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!

5. Темпо-ритм речи

Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.
cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие.

Голосо-речевой тренинг
учебно-методический материал

Голосово-речевой тренинг (по З.В.Савковой). В помошь студентам — практикантам

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (по З.В.Савковой)

Установка на эффективный тренинг

Управление речью идёт из двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому « ставить голос» отдельно как физзарядку, не задействуя при этом весь организм в целом – методически неверно . По этому поводу К.С.Станиславский говорил: «…чтобы не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть, мимики, голоса, жеста, тела, — надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу». Таким образом, подлинно реальное или воображаемое действие, включённое в тренинг, будет втягивать природу , она рефлекторно будет вызывать к действию голосоречевой механизм .

Итак, любое упражнение должно подчиняться действию . Проще реализовать этот процесс через глаголы действия (но не глаголы движения!): попросить, упросить, приказать, призвать, сговориться, пожалеть, пригрозить, выведать, обрадовать, обрадоваться …

Ещё одна принципиальная установка тренинга – игра . Причём, игра, осуществляемая с детской верой и увлеченностью. Упражнения игрового характера втягивают в работу душевную сферу, вызывают положительные эмоции, раскрывают фонационные пути, помогают сформировать свободное звучание голоса.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает: голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание.

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция.

  • Вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь , достигается упражнением» «Звукоподражатель .

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер : ССССССС.

Шумит лес: ШШШШШШШ.

Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ .

Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ.

Звенит комар : 3333333

  • Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).

Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

  • Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь , произносимую в быстром темпе.

Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф.
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на грушу — то рывками ( Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ! ..).

Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр .

Восприятие речи — это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.
Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям, и тс либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу выступления оратора.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения .

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки . Атака, или начало звучания — это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха.

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность « постонать», и вы на звуке «М» тихо стонете.

Читать еще:  Тренинг для менеджеров по персоналу

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм. Произносите «на стоне» целые фразы: Мам, меду нам.

Речь диаметрально противоположного характера: волевая, уверенная, экспрессивная (упражнение « Коварное «ам-ам «»).

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам ! )
Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы . Она будет успевать выравнивать все звуки речи в звучании, создавать «опору» звука. Для этого полезно включить в упражнения всевозможные междометия.

Вообразите, что вы стали. собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи. Клонит ко сну.
Вдруг скрипнула садовая калитка. Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: « Ав-ав!» (что в переводе на язык людей означает: « Я здесь! »). Не «облаивайте» зло своего друга. Подайте ему голос. Но —

  • не имитировать «собаку», то есть не искажать тембр своего голоса;
  • «подлаивать» на мягкой атаке;
  • упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв. Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет.

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напрааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два!» рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!. .

При усилении звука непоставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого .

Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием « алле! », а на междометии « гОп » руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — « Алле—гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп».

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ. .. «Гудок» не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу.
Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте .

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

  • найти и укрепить « центр» голоса ;
  • совершенствовать координацию деятельности дыхания, голоса и артикуляции;
  • развивать голосовую гибкость ;
  • обогащать тембральную палитру , ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства ;
  • обеспечивать звучность хорошей «опорой» дыхания при различных характерах речи.

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Следует ставить голос, попутно исправляя дикцию. В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г ; согласные Ч-Ц , часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф , которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы: п-пь, п-пь, п-пь; т-ть, т-ть, т-ть; к-кь, к-кь, к-кь . Тренируйте сочетания: птку, птко, птка, пткэ, птки, пткы ! Или: бдгу, бдго, юдга, бдгэ, бдги, бдгы !

Следующие упражнения развивают подвижность диафрагмы.

Передайте стук колёс поезда в разных темпах:

Вот поезд отходит : ТуктУктуктукТуктУктуктуктукТуктУктуктукТук …

Вот поезд прибавляет ход…

И вот: Вагоны вперёд покатили как мячики: ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики…

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В , Ф . Они «западают», их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. Именно потому, что эти согласные действительно «запирают» звук, следует тренировать особую активность их произнесения.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, — отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите… Но только не делайте это формально, механически – «без душевного участия» — по Станиславскому.

Можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пучки» согласных в словах и на стыках слов во фразах:

5 упражнений по сценической речи

5 упражнений начального уровня изучения и практики сценической речи

Упражнение №1. Разминка языка

Теория

Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.

Описание упражнения

1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод.

Зубы при этом разомкнуты.

2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Упражнение №2. Разминка лица

Теория

Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица.

Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.

Описание упражнения

Упражнения лучше выполнять перед зеркалом

1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.

2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.

3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.

Упражнение №3. БАО ВАО ГАО

Теория

Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.

Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.

Описание упражнения

1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.

Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».

Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.

Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.

2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением.

Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.

Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.

Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

Упражнение №4. Правильное дыхание

Теория

Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.

Читать еще:  Тренинг для лица

Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.

Описание упражнения

Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.

Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.

Упражнение №5. На мели мы лениво…

Теория

Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.

Упражнение

Выучите данную трудноговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4. Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима мы вам на линя.

Не меня о любви ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня.

Успехов Вам и творческих успехов!

Понравилась статья? Расскажите, пожалуйста, друзьям

Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

Наш голос – эффективный инструмент, который позволяет достигать целей, но в неподходящее время он способен предательски задрожать и испортить впечатление о нас. Как избавиться от того, что мешает говорить, найти «свой» голос, сделать так, чтобы ваш голос услышали? Рекомендации и упражнения от преподавателя курса сценической речи и актера Филиппа Хитрова.

Довольны ли вы тем, как говорите? Может, хотели бы перестать тараторить, когда нервничаете? Не шептать, опустив глаза, а спокойно отстаивать свое мнение? Справиться наконец с тем, что каждый раз, когда вам нужно выступать, у вас перехватывает горло? Смотреть собеседнику прямо в глаза?

Голос может многое рассказать о нас. Не умеем говорить звучно – значит, по какой-то причине не выпускаем свою природную энергию, силу. Говорим монотонно – возможно, нам просто не хватает игры, и не только в голосе, а и в жизни? Сбиваемся или тараторим против воли – значит, пора разобраться с тем, что происходит в нашей жизни не по нашей воле. Не нравится собственный тембр – самое время найти «свое», природное звучание. И понять, что один голос звучит как скрипка, другой – как виолончель, третий – как контрабас, и ни один не хуже остальных.

Вот несколько упражнений для того, чтобы ваш голос услышали. Их делают студенты в театральных вузах.

Правильное дыхание – это когда вам легко

Важно прислушаться к себе: кое-где в разговоре мы замедляем дыхание, притормаживаем. Кто-то – на выдохе, некоторые – на вдохе. Не потому ли и перехватывает голос в ответственный момент?

Работа над голосом начинается с постановки правильного дыхания. «Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх, – забудьте об этом, – говорит Филипп Хитров, преподаватель сценической речи в театральной студии «Бенефис». – Правильное дыхание – брюшное. Не только у нас, людей, но и во всем животном мире: вы когда-нибудь видели кота, который бы дышал грудью?»

Наша речь – это звучащий выдох. Значит, набирать полные легкие воздуха, как перед прыжком в воду, не нужно. Наша цель – мощный короткий вдох и легкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь «дышать спиной» – чувствовать, как ребра раскрываются, словно жабры у рыбы.

Но самое главное ощущение, которое должно быть у вас перед тем, как заговорить, – вам легко! Так, как бывает легко в море парить над глубиной с маской, или скользить на лыжах, или катиться с горы. У каждого есть такое воспоминание – найдите его и вспоминайте эту картинку накануне выступления.

Мы не говорим «в пространство». У наших слов всегда есть адресат, мы передаем их ему, как ценную посылку

Упражнение 1.

Убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла

Обдумывая то, что мы собираемся сказать, мы забываем, что перед выступлением точно так же нужно подготовить и наше тело. Нужны простые энергичные движения, чтобы снять напряжение в теле.

Поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!» Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз.

Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

Произнести «рррр» (это называется – «шампанское для языка»), прокричать «ла-ла-ла», протянуть «иииии», чтобы звук упал от самой верхней ноты к самой нижней.

Вспомните, как мы любили это делать в детстве!

Упражнение 2.

Бросать звук точно в цель

Как мы говорим? Торопливо или куда-то в сторону. А ведь сказать: «Алексей!» – это как добросить мячик этому Алексею прямо в руки. И то, как именно вы произносите это слово, для него очень важно.

Потренируйтесь обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать.

Многие актеры слушают свой голос в записи — чтобы привыкнуть, полюбить его и уже с этой любовью идти к зрителям

Упражнение 3.

Говорить так, чтобы вас было слышно

Это упражнение для тех, кто говорит еле слышно, «в себя». Его очень любят в группах сценической речи.

Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Как в фильме «Волга-Волга». В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!» А теперь еще дальше – на километр.

Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим «в пространство». У наших слов есть адресат, мы буквально передаем ему свои слова, как ценную посылку, заботясь, чтобы он получил их в целости.

Найти «свой» голос

Большинство женщин искусственно завышают голос, сжимая гортань. Почему-то нам кажется, что так правильнее. Голос становится плоским и неестественным.

Наша цель – найти свой настоящий, природный, грудной голос. Ведь наш голос так же уникален, как отпечатки пальцев. И если он ниже, чем у других, – в этом и есть его красота.

У голоса много характеристик. Каждая из них влияет на то, как нас слышат и воспринимают.

Тембр – это на самом деле о том, что чувствуют люди, когда слышат ваш голос. Какой он для них? Чистый, нежный, медово-тягучий, бархатный, теплый, как чашка шоколада.

Очень полезное упражнение – записать свою речь и прослушать, как она звучит со стороны. Сразу могу сказать, что, скорее всего, вам поначалу не понравится. Но так делают многие актеры, именно для того, чтобы привыкнуть, полюбить его звучание и уже с этой внутренней любовью к своему голосу идти на сцену, к людям. Это упражнение нужно повторять несколько раз, чтобы объективно оценить также, чем он может быть неприятен тем, кто его слышит. Ведь очень многие ошибки дикции можно исправить с помощью специальных упражнений.

Просодия (проще говоря, монотонность) – это, если смотреть глубже, то ощущение внутренней свободы, которые вы передаете другим в каждом своем слове. Если ее нет, голос звучит скучно, на одной ноте.

Немногие знают, что у голоса есть и такая характеристика, как регистр. Вы можете «поместить» свой голос внутрь тела, и тогда он будет звучать из груди (о таком говорят – «задушевный голос»), из живота (утробное, вкрадчивое звучание, воркование), «из головы» (полетный, летящий голос). Это связано с тем, какой внутренний резонатор нашего тела используется.

Утробный голос воспринимается окружающими как сексуальный, полетность звучания особенно ценна для тех, кто поет или выступает перед большой аудиторией. Грудной голос звучит громко без усилий.

Как понять, что вы нашли «свой» голос? С ним резонирует все тело: даже кончики пальцев вибрируют, когда вы произносите слова. И звучит этот природный голос только на определенной, «вашей» ноте: стоит взять выше или ниже – и вибрация пропадет. Мистика какая-то.

Театральный принцип тренировок таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое сделать удовольствием

Упражнение 1.

Найти «свою» ноту

Одну ладонь положите на грудь, вторую на макушку, громко произнесите «ммммм» сквозь закрытые губы. Меняйте высоту звука, пока не почувствуете, как под ладонью вибрируют и грудная клетка, и голова. Это значит, вы поймали свое природное звучание, нашли природный голос.

Упражнение 2.

Освободить гласные звуки

Это упражнение особенно полезно для тех, чей голос звучит глухо, в нос. Причина в том, что напряжен ваш язык. Сдерживаемые слова, подавленные эмоции, невыплаканные обиды – все это приводит к зажимам гортани.

Наша цель – «уложить» язык так, как его укладывает доктор, когда проверяет горло. Самостоятельно, волевым усилием это получается не сразу. Но есть простое упражнение – попробуйте зевнуть с закрытым ртом, сжав челюсти. Вы почувствуете, как язык сам опускается вниз, давая волю широкому потоку воздуха. Запомните это ощущение. Любой гласный звук, даже «И», нужно произносить на таком широком раскрытии гортани.

Упражнение 3.

Сделать четкими согласные звуки

А вот с согласными все наоборот. Нас и не слышат по большей части из-за того, что мы их смазываем, «проглатываем», не произносим четко, как Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера».

Это создает ощущение небрежности, будто мы сами не ценим и не считаем важным то, что собираемся сказать. Чтобы было легче говорить, представьте такую метафору: гласные как река, согласные – как берега. Река течет плавно и свободно, когда берег не размыт.

Попробуйте такое упражнение: произнесите любую скороговорку, но без гласных (например, «От топота копыт пыль по полю летит»). Это вполне возможно – более того, вас даже поймут.

Напишите на листе целый «рассказ» из скороговорок и прочтите его. зажав между зубами пробку. Она будет мешать вам произносить согласные – делайте больше усилий! Студенты театральных вузов даже продевают сквозь пробку нить, чтобы носить ее шее и тренироваться в свободную минуту.

Читать еще:  Тренинги для детей и подростков

Да, тренировки речевого аппарата такие же упорные, как тренировки в спорте. Театральный принцип таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое – удовольствием.

Упражнение 4.

Дикция – это важнее, чем вы думаете

Очень простое задание: произнесите «Король – орел» три раза подряд. Скорее всего, вы не собьетесь. Но о четкости дикции можно говорить, когда вы не будете сбиваться, произнеся эту фразу 30 раз без остановки.

Зачем это делать? Когда вы владеете своей речью, это уже придает вес всему, что вы скажете. И это значит, что вы уважаете и себя, и своего собеседника, и то, о чем вы с ним ведете разговор.

Как быть, если трудно даются первые слова? Психофизика предполагает, что как ум связан с телом, так и тело – с умом. Попробуйте простое упражнение: быстро потирая руки и разминая каждый палец, говорите все что угодно – не задумываясь, без пауз. Сначала это непросто, но с каждым разом будет все легче. А потом перед тем, как заговорить, достаточно будет одного такого движения – и речь польется сама!

Знакомство с собственным голосом, его возможностями, – процесс небыстрый, но регулярно выполняя эти несложные упражнения, вы обязательно увидите результат.

И напоследок еще один старый театральный совет застенчивым и тем, кто боится говорить перед аудиторией. На вас смотрят? Надо этот шар поймать и отбросить в зал, снова принять и бросить – и так раскачать аудиторию.

Об эксперте

Филипп Хитров – актер, преподаватель театральной студии «Бенефис» .

Сексуальный голос: тайна женщины

Невероятно соблазнительный и в то же время честный. Или властный и немного опасный – магический голос. Есть ли у меня этот сексуальный голос, находит ли мужчина в нем те нотки, которые сводят с ума и обещают наслаждение?

Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы

Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают. Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить.

Урок 5. Сценическая речь

Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи. Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.

Оглавление:

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Техника речи: советы и упражнения

Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание – тональность, диапазон, интонация.

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.

  1. Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом.

Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector