Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Голосовой тренинг упражнения

Упражнения для голоса

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

2.1. Голос. Атаки:

мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

2.2. Опора звука:

САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда.
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!

5. Темпо-ритм речи

Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.
cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие.

Мастер-класс по программе «Театральное искусство » «Голосо-речевые тренинги»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр детского творчества»

Исаченко Татьяна Викторовна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Центр детского творчества»

пгт. Яя ул. Школьная,5

1. Пояснительная записка

Тема: Голосо -речевые тренинги

Артист должен явиться на сцену

во всеоружии, а голос- важнейшая

часть его творческих средств

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения голосо -речевого тренинга.

Формировать способность к импровизации.

Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Развивать возможности собственного голоса.

Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.

воспитать свое слуховое внимание

сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь

Для работы необходимы следующие материалы и инструменты : стулья,.

Здравствуйте гости сегодняшней встречи. Я очень рада видеть Вас! Вы присутствуете на мастер-классе, тема которого: «Голосо-речевые тренинги ». Искусство чтеца ,актера –это искусство речевого взаимодействия ,которое складывается из целого ряда элементов внутренней и внешней техники, органично взаимосвязанных друг с другом. Невозможно действовать, не владея сосредоточенным вниманием ,мышечной свободой, восприятием, оценкой, отношением ,внутренним видением ,навыком внедрения своих видений в сознание партнера, зрителя, художественной перспективой .Так точно нельзя говорить о мастерстве речевого взаимодействия ,если голосо-речевой аппарат воплощения не способен передать всю тончайшую внутреннюю жизнь творящего на сцене чтеца, актера . И внутренняя и внешняя техника речевого взаимодействия одинаково значительны в искусстве чтеца и актера .Человек , не владеющий техникой звучащего слова ,испытывает психические и физические перегрузки ,пытаясь достичь желаемого результата в процессе выступления .Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Известно, что на интуицию откликается только то, что натренированно .Значит, надо развивать природные голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до такой степени ,чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним приказам творящего человека

2.2 Теоретическая часть

Голос должен ласкать не только слух, но и душу зрителей. Часто актер или чтец, начиная говорить громче, четче, медленнее напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И к чему тогда и сила ,и гибкость, и выразительность голоса, если «душа и ухо слушателя не принимает его»

Надо знать о том ,что восприятие речи- это не только слуховой ,но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха ,но и мышцами голосо-речевого аппарата ,который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки

Атака, или начало звучания, -это момент установки голосовых связок на определенный тон или характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак :придыхательную, твердую и мягкую.

Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания и воздуха до того ,как сомкнуться связки Не использованный в фонации «дикий»воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Читать еще:  Тренинг по похудению бесплатно

При твердой атаке, когда связки до начала выхода слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим»,малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно ,сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков. Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой ,вашему вниманию предоставляются ряд упражнений построенных по типу стона .Стон –это свободный ,беспрепятственно льющийся звук.

Спокойно напряженье снять,

Свободно ,мягко зазвучать

И отыскать удобный тон

Поможет упражненье «стон»

Вообразите ,что у вас слегка побаливает горло, или голова ,или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать»,и вы на звуке «М»тихо стонете. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи ,плеч, лица, рук, свободнее. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз. Запоминайте ,это мышечное чувство свободы ( хочется спать).Не дремлет только дыхание .Оно действует-стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину « центр» голоса.( тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос)

Подключайте к согласному М гласные звуки А, О, У,Э, И, Ы.

Упражнение «Коварное «ам – ам » Больны. Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно на стоне : Мам , а мам ( напоминая) .

Затем,с более активной просьбой: Мам ,а мам! ( Она не откликается) Еще активнее звучит фраза –приказом ,требованием АМ-АМ!Мам !

В этом упражнении в первом случае «Воздух сам вытекает в природу»,во втором –«с силой выгоняется »,в третьем –«рывками выталкивается »

Вообразите ,что вы стали …собакой .Жарко ,скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи.Клонит ко сну. Вдруг скрипнула садовая калитка .Неожиданная радость : вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: Ав-ав! Не «облаивайте »зло своего друга. Подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий ; «облаять»и «подать голос»В первом случае –эмоция злости ,ведущая к твердой атаке ,которую следует избегать. Во втором –эмоции радости и легкого удивления ,ведущие к мягкой атаке звука. Значит ,в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия:

1.не имитировать «собаку»,т.е не искажать тембр своего голоса;

2. «подлаивать» на мягкой атаке ;

3. упражнение сопровождать положительными эмоциями ,зная о том ,что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо — речевой аппарат.

А теперь сосчитайте ,сколько в аудитории стульев, хватит ли всем : ав-ав-ав-ав-ав-ав. Обязательно включите руку ,которая подчеркивает счет стульев. Успевайте и в быстром темпе непременно «подлаивать».Этим тренируется третий вид выдыхания ( когда воздух «рывками выталкивается »

Упражнение «В пляс»

Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей ,чтобы они пустились в пляс : Гоп-ляля! Гоп-ляля !гОп!гОп!гОп!Гоп-ляля!гОп-ля-ля!гОп! гОп!гОп!гОп!Гоп-ляля!гОп-ля-ля!гОп!

Звуки междометий летят весело, свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх-в головной резонатор, но на низких тонах голоса.

Слитно ,как гудок тяните гласный :УУУУУУУУУУУУУ(Гудок)не громкий ,без напряжения голосового аппарата ,губы находятся в положении «хоботка».Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание :

Упражнение «У зубного врача »

Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать ,когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда !

Два часа ждать ? Ерунда

Есть характер ,воля есть

Раз нельзя -не стану есть .

Активная «артикуляция» диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки ,в мягкой атаке, «опоре» звука. Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом . «Это первый и непременный этап. Действительно ,от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук ,неверно атакованный ,позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке –таким будет и все звучание голоса »

Голосо-речевой тренинг
учебно-методический материал

Голосово-речевой тренинг (по З.В.Савковой). В помошь студентам — практикантам

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (по З.В.Савковой)

Установка на эффективный тренинг

Управление речью идёт из двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому « ставить голос» отдельно как физзарядку, не задействуя при этом весь организм в целом – методически неверно . По этому поводу К.С.Станиславский говорил: «…чтобы не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть, мимики, голоса, жеста, тела, — надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу». Таким образом, подлинно реальное или воображаемое действие, включённое в тренинг, будет втягивать природу , она рефлекторно будет вызывать к действию голосоречевой механизм .

Итак, любое упражнение должно подчиняться действию . Проще реализовать этот процесс через глаголы действия (но не глаголы движения!): попросить, упросить, приказать, призвать, сговориться, пожалеть, пригрозить, выведать, обрадовать, обрадоваться …

Ещё одна принципиальная установка тренинга – игра . Причём, игра, осуществляемая с детской верой и увлеченностью. Упражнения игрового характера втягивают в работу душевную сферу, вызывают положительные эмоции, раскрывают фонационные пути, помогают сформировать свободное звучание голоса.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает: голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание.

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция.

  • Вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь , достигается упражнением» «Звукоподражатель .

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер : ССССССС.

Шумит лес: ШШШШШШШ.

Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ .

Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ.

Звенит комар : 3333333

  • Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).

Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

  • Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь , произносимую в быстром темпе.

Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф.
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на грушу — то рывками ( Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ! ..).

Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр .

Восприятие речи — это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.
Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям, и тс либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу выступления оратора.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения .

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки . Атака, или начало звучания — это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха.

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность « постонать», и вы на звуке «М» тихо стонете.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм. Произносите «на стоне» целые фразы: Мам, меду нам.

Речь диаметрально противоположного характера: волевая, уверенная, экспрессивная (упражнение « Коварное «ам-ам «»).

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам ! )
Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы . Она будет успевать выравнивать все звуки речи в звучании, создавать «опору» звука. Для этого полезно включить в упражнения всевозможные междометия.

Вообразите, что вы стали. собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи. Клонит ко сну.
Вдруг скрипнула садовая калитка. Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: « Ав-ав!» (что в переводе на язык людей означает: « Я здесь! »). Не «облаивайте» зло своего друга. Подайте ему голос. Но —

  • не имитировать «собаку», то есть не искажать тембр своего голоса;
  • «подлаивать» на мягкой атаке;
  • упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв. Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет.

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напрааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два!» рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!. .

При усилении звука непоставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого .

Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием « алле! », а на междометии « гОп » руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — « Алле—гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп».

Читать еще:  Психологический тренинг по профориентации

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ. .. «Гудок» не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу.
Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте .

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

  • найти и укрепить « центр» голоса ;
  • совершенствовать координацию деятельности дыхания, голоса и артикуляции;
  • развивать голосовую гибкость ;
  • обогащать тембральную палитру , ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства ;
  • обеспечивать звучность хорошей «опорой» дыхания при различных характерах речи.

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Следует ставить голос, попутно исправляя дикцию. В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г ; согласные Ч-Ц , часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф , которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы: п-пь, п-пь, п-пь; т-ть, т-ть, т-ть; к-кь, к-кь, к-кь . Тренируйте сочетания: птку, птко, птка, пткэ, птки, пткы ! Или: бдгу, бдго, юдга, бдгэ, бдги, бдгы !

Следующие упражнения развивают подвижность диафрагмы.

Передайте стук колёс поезда в разных темпах:

Вот поезд отходит : ТуктУктуктукТуктУктуктуктукТуктУктуктукТук …

Вот поезд прибавляет ход…

И вот: Вагоны вперёд покатили как мячики: ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики…

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В , Ф . Они «западают», их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. Именно потому, что эти согласные действительно «запирают» звук, следует тренировать особую активность их произнесения.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, — отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите… Но только не делайте это формально, механически – «без душевного участия» — по Станиславскому.

Можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пучки» согласных в словах и на стыках слов во фразах:

Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса

Галина Павлова
Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса

Основные свойства голоса

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т. п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов, от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее)повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»;нанизывание слов с несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так,чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся

Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т. д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Практические упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон.

Развитие силы голоса

Упражнение 1. Произнесите тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Скажи погромче слово «гром»

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом)

И снег идет (тирлим-бом-бом).

Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные, другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Изменение высоты голоса, то есть расширение его диапазона

Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голосасоответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

Упражнение 6. “Рисуйте” голосомлинию движения прыжка в высоту:

Отработка благозвучности голоса

Упражнение 7. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 8. Произнесите протяжно и плавно (как при пении)слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Тренировка полетности голоса

Упражнение 9. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров, говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 10. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Выработка подвижности голоса

Упражнение 11. Произносите слова сначала медленно,затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали».

Упражнение 12.Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Полети на солнышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Упражнение 13.Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — —(медленный темп)

Завертелись карусели. — — —(медленный темп)

А потом, потом, потом — — —(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! — — —(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, — — —(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! — — —(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите — — —(средний темп)

Карусель остановите. — — —(средний темп)

Раз, два, раз, два — — —(медленный темп)

Вот и кончилась игра. — — —(медленный темп)

Упражнение 14. Укажите,в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

А потом как аист встали —

Работа над тоном речи

Упражнение 15. Произнесите фразу «Какая у него профессия» так,чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Читать еще:  Музыкальный тренинг про телевизор видео скачать

Упражнение 16.Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла! Мне страшно за тебя! — — —(со страхом)

Во всем вини саму себя! — — —(со страхом)

Пришла! А самолюбье где? — — —(с осуждением)

За ним как верный пес везде! — — —(с осуждением)

Пришел? Так обмануть меня! — — —(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! — — —(с презрением)

Пришел! Вот и попался, друг! — — —(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! — — —(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — —(радостно)

Нам друг без друга не прожить! — — —(радостно)

Ушел. Придет иль нет? Загадка. — — —(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! — — —(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — —(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! — — —(с облегчением).

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной.— М: Айрис-пресс, 2005. — 151 с.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. — М. :АСТ: Астрель, 2007. — 222 с.

3. Борозинец Н. М.Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова.— Ставрополь: СГПИ, 2009. — 224 с.

4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л. С. Вакуленко. — СПб. : Детство-пресс, 2002. — 128 с.

Упражнения на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ Упражнения на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Игры и упражнения на развитие восприятия ритма. Игры и упражнения на развитие восприятия ритма «Язычки – дразнилки» Цель: развитие у детей способности различать и посредством движений.

Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания» № 89 Эхо Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей.

Конспект упражнения на развитие эмоций «Радостный-грустный» Конспект упражнения на развитие эмоций. Тема:»Радостный, грустный» Возрастная категория детей: вторая младшая группа (3-4 года). Цель:.

Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения.

Развитие голоса. Распевание «Прогулка в лес» Музыкальный руководитель высшей категории МДОУ №69 Федотова Ольга Викторовна. Раменский р-он пос. Дружба. Сказка для распевания и дыхательная.

Конспект игрового занятия «Упражнения на развитие меткости» Дата: 06.09.2017 год Тема: Упражнения на развитие меткости Цель урока: Развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств,.

Упражнения на развитие крупной моторики у детей с РАС Предлагаемые в этой статье упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей включают в себя занятия, которые не только развивают.

13 простых упражнений для развития голоса

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector