Openbravo-rus.ru

Образование по русски
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Голосо речевой тренинг

Упражнения для голоса

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

2.1. Голос. Атаки:

мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

2.2. Опора звука:

САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда.
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!

5. Темпо-ритм речи

Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.
cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие.

Голосо-речевой тренинг
учебно-методический материал

Голосово-речевой тренинг (по З.В.Савковой). В помошь студентам — практикантам

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (по З.В.Савковой)

Установка на эффективный тренинг

Управление речью идёт из двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому « ставить голос» отдельно как физзарядку, не задействуя при этом весь организм в целом – методически неверно . По этому поводу К.С.Станиславский говорил: «…чтобы не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть, мимики, голоса, жеста, тела, — надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу». Таким образом, подлинно реальное или воображаемое действие, включённое в тренинг, будет втягивать природу , она рефлекторно будет вызывать к действию голосоречевой механизм .

Итак, любое упражнение должно подчиняться действию . Проще реализовать этот процесс через глаголы действия (но не глаголы движения!): попросить, упросить, приказать, призвать, сговориться, пожалеть, пригрозить, выведать, обрадовать, обрадоваться …

Ещё одна принципиальная установка тренинга – игра . Причём, игра, осуществляемая с детской верой и увлеченностью. Упражнения игрового характера втягивают в работу душевную сферу, вызывают положительные эмоции, раскрывают фонационные пути, помогают сформировать свободное звучание голоса.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает: голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание.

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция.

  • Вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь , достигается упражнением» «Звукоподражатель .

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер : ССССССС.

Шумит лес: ШШШШШШШ.

Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ .

Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ.

Звенит комар : 3333333

  • Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).

Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

  • Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь , произносимую в быстром темпе.

Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф.
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на грушу — то рывками ( Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ! ..).

Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр .

Читать еще:  Тренинги для менеджеров по персоналу

Восприятие речи — это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.
Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям, и тс либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу выступления оратора.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения .

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки . Атака, или начало звучания — это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха.

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность « постонать», и вы на звуке «М» тихо стонете.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм. Произносите «на стоне» целые фразы: Мам, меду нам.

Речь диаметрально противоположного характера: волевая, уверенная, экспрессивная (упражнение « Коварное «ам-ам «»).

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам ! )
Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы . Она будет успевать выравнивать все звуки речи в звучании, создавать «опору» звука. Для этого полезно включить в упражнения всевозможные междометия.

Вообразите, что вы стали. собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи. Клонит ко сну.
Вдруг скрипнула садовая калитка. Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: « Ав-ав!» (что в переводе на язык людей означает: « Я здесь! »). Не «облаивайте» зло своего друга. Подайте ему голос. Но —

  • не имитировать «собаку», то есть не искажать тембр своего голоса;
  • «подлаивать» на мягкой атаке;
  • упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв. Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет.

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напрааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два!» рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!. .

При усилении звука непоставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого .

Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием « алле! », а на междометии « гОп » руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — « Алле—гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп».

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ. .. «Гудок» не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу.
Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте .

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

  • найти и укрепить « центр» голоса ;
  • совершенствовать координацию деятельности дыхания, голоса и артикуляции;
  • развивать голосовую гибкость ;
  • обогащать тембральную палитру , ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства ;
  • обеспечивать звучность хорошей «опорой» дыхания при различных характерах речи.

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Следует ставить голос, попутно исправляя дикцию. В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г ; согласные Ч-Ц , часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф , которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы: п-пь, п-пь, п-пь; т-ть, т-ть, т-ть; к-кь, к-кь, к-кь . Тренируйте сочетания: птку, птко, птка, пткэ, птки, пткы ! Или: бдгу, бдго, юдга, бдгэ, бдги, бдгы !

Следующие упражнения развивают подвижность диафрагмы.

Передайте стук колёс поезда в разных темпах:

Вот поезд отходит : ТуктУктуктукТуктУктуктуктукТуктУктуктукТук …

Вот поезд прибавляет ход…

И вот: Вагоны вперёд покатили как мячики: ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики…

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В , Ф . Они «западают», их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. Именно потому, что эти согласные действительно «запирают» звук, следует тренировать особую активность их произнесения.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, — отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите… Но только не делайте это формально, механически – «без душевного участия» — по Станиславскому.

Можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пучки» согласных в словах и на стыках слов во фразах:

Методика проведения голосоречевого тренинга

Голос – это оркестр многообразных инструментов. Оркестр благозвучный сильный, выдержанный, подвижный, тонкий, один способный передать малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать мысли и чувства.

Сценический голос – это превосходно разработанный природный голос человека. Совершенный, он звучит легко, точно, ярко, красиво и выразительно. Гибкий, подвижный, послушный воле актера, точно, ярко предает тончайшие чувства и мысли. Закаленный ежедневным тренингом, сценический голос, работает безотказно не зная усталости и частых заболеваний.

Голос осуществляет три действенных функции речи актера. Он дает возможность:

1. УСЛЫШАТЬ то, о чем идет речь в постановке.

2. ПОНЯТЬ мысли героев, выраженные звуковыми рисунками интонаций.

3. УГАДАТЬ чувства героев, которыми живут персонажи пьесы на сцене.

Во время работы над сценическим голосом противоестественными являются требования педагога: установки верного положения языка, держи дыхание, подними мягкое небо, опусти гортань, раздвинь ребра и т.д. Это утомляет центральную нервную систему, разрушает естественный процесс речеобразования, ведет к неверному напряженному звучанию, могут вызвать заболевания голосовых мышц. При этом вырабатываются неправильные навыки, которые тормозят развитие голоса, Появляются зажимы. Нельзя вмешиваться в естественный процесс голосообразования, упражнения по постановке голоса должны быть приложение уже заранее выработанной механики. Т.е. природные голосовые данные человека должны быть доразвиты до такой степени, чтобы речь стала сценической: благозвучной, слышимой на большое расстояние, сохраняющей всю тонкость выразительности естественно разговорной речи.

Этапы проведения голосоречевого тренинга:

1. Снятие зажимов, полная мышечная свобода, возрождение к жизни природного тембра голоса – самомассаж, артикуляционная гимнастика (привести примеры упражнений).

2. Дыхательный упражнения: каждое упражнение выполняется 4-8 раз. На первом этапе после упражнений кружится голова из-за активного притока кислорода в легкие, нужно давать организму отдохнуть.

ü Упражнения для выработки верного носового вдоха. Физиологически верный вдох должен быть коротким, бесшумным, быстрым, носовым.

ü Упражнения для выработки смешанно-диафрагмального дыхания.

ü Упражнения, развивающие опору дыхания и речи.

ü Тренировка речи в движении.

3. Организация внутриглоточной артикуляции.

4. Упражнения, развивающие работу резонаторной системы:

ü Вибрационный массаж.

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, мы «разогреваем» их, предупреждаем мышечные зажимы, и способствуем вольному, свободному течению звука. Массаж резонаторных полостей помогает формированию звука, попаданию его в резонаторы без какого-либо усилия.

Общие правила самомассажа:

— кожа массируемых частей тела и рук должна быть чистой;

— все движения массирующей руки должны быть направлены
по ходу лимфатических и венозных сосудов;

— массируемые мышцы должны быть расслаблены;

— вибрационный массаж проводится обязательно со звуком.

ü Упражнение работу регистров, и сглаживание регистров.

5. Голосовые упражнения.

6. Дикционный тренинг:

ü Дикционные сочетания: в таблицу гласных «УОАЭИЫ» подставляются дикционные сочетания:

Приемы голосоречевого тренинга (по Савковой)

1. Речевой характер упражнений – рассчитан на то, чтобы сосредотачивать внимание обучающегося на выполнении элементарного действия, отвлекая тем самым от чрезмерного анализа отдельных частей голосового аппарата во время фонации, контролируя качество звучания слухом. (звучание и темпо-ритм – проза, стихи, нараспев и т.д.)

2. Игра в процессе голосового тренинга – развивает творческую природу, воображение и фантазию. Игра увлекает, раскрепощает и в том числе фонационные пути, помогает верно сформировать свободное звучание. К игровым моментам часто в своей практике прибегал Станиславский.

3. Стихи – как один из видов тренировочного материала. Стихи, как ритмически организованная речь, легко возбуждают нервную систему. Ритм сам по себе вызывает в нас эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию или ритмическое переживание, которое приводит в активное состояние весь организм человека, в том числе и голосоречевой аппарат. Разумеется стихотворные тексты упражнений носят число тренировочный характер. Причем некоторые написаны специально для лучшего запоминания методических советов и правил, с целью контроля за выполнением задания (например: «В грудном регистре, что за гром…»).

Читать еще:  Тренинг по этикету

4. Прием «установки» в работе над голосом – выработка и фиксация «установки» на осуществление определенного действия – готовность к действию. «Установка» — задает последовательность действий, их направленность к конечному результату – цели. Установка может осуществляться путем оглашения названия упражнения и на что оно направленно, или мы можем осуществлять установку стихотворными текстами. Стихи мнемонического характера , к которым мы прибегаем в голосоречевом тренинге и есть своего рода словесные приказы организму. Например: в упражнение на развитие диапазона голоса мы даем себе словесный приказ:

«Сейчас я начну опускаться.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном,

И непрерывно – головном…»

Мы предрасполагаем себя к выполнению задания: соединить работу верхнего и нижнего резонаторов.

Установка – психологическая готовность ведет к более согласованной работе всех частей голосоречевого аппарата.

5. Междометия в работе над голосом – междометия являются самыми простейшими сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуя на его волю и чувства. Междометия состоят из гласного: И, Э, А, О, У и неслогового Й (Эй, Ий, Ай и т.д.), согласных (Эх, Ах, Ух, Хе, Ха, Фу, Фи и т.д.) Междометия позволяют органично вовлекать в действие нашу душевную природу, потому, что они рождаются непринужденно, неожиданно. Помогают тренировать опору звука, находить естественный тон разговорной речи. Верно используемый прием междометий в работе над голосом помогает:

ü Найти и укрепить «центр» голоса;

ü Сохранять и совершенствовать координационную деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, деятельности гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);

ü Тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;

ü Предоставлять полную свободу глоточной и ротовой полостям, рефлекторно расширяя их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

ü Развивать голосовую гибкость, легкость модулирования, перехода их одного тона в другой при сохранении качественности звучания;

ü Обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства, отношения и внутренней жизни человека;

ü Воспитывать навык качественного звучания голоса, при различных характерах речи, то есть при любых изменениях в силе, высоте, темпо-ритме речи, обеспечивать звучание хорошей «опорой» дыхания.

6. Ручной рефлекс в формировании навыков звучания речи – движения рук координируются с речью, помогая рождению свободного звучания голоса, придают нужный характер отдельным звукам речи, словам, фразам.

7. Тренировка речи в движении – помогает тренировать навыки звучащей речи, воспитывает необходимое чувство того, что слово становится орудием действия лишь при настройке всего физического аппарата на выполнение этого действия. Воспитывает умение соединять в едином сценическом действии речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и сменяющихся по ходу действия темпо-ритмах.

ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Голос, правильно поставленный по законам природы, растет и крепнет.

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно – в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным (от греческого слова «phone» – звук). Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны. Проверить это легко, произнося поочередно, например, гласные А и И: более сильное напряжение в области диафрагмы будет ощущаться при произнесении гласного И, потому что он забирает больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания от гласного А. Такое выравнивание звуков речи – необходимое условие ее разборчивости.

В фонационном дыхании участвуют многие мышцы – вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) и группы мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным. Оно позволяет в процессе речевой деятельности легче пополнять воздух движением одной диафрагмы. А это очень важно.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает: голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно распоряжаться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом, силой), делают звучащее слово наиболее действенным. Добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы, ибо физиологическая пауза не воспринимается как пауза в речи. И добор можно осуществлять даже перед одним, важным в логике действия, словом.

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. В ротовое же отверстие выходит только незначительная часть звуковой энергии. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить «коэффициент полезного действия голосового аппарата», то есть при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. А для этого необходимо развить, довести до совершенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования: энергетической (дыхательные мышцы), генераторной (гортань с голосовыми связками), резонаторной (усиливающей звучание голоса). Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления.

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция. Меняется только установка на различные компоненты речевого комплекса. Меняя установку, можно доминирующим делать то дыхание, то свободное звучание, то четкость произношения, то звуковысотные изменения в речи, то силу звука, то мелодическое оформление мыслей и т.д.

Однако перед тем как начать работу над голосом, полезно «разогреть» дыхательные мышцы, т.е. подготовить их к речевому действию.

Задача тренинга фонационного дыхания заключается в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно «обслужить» любой вид речевого действия.

А дыханье Ее послушный адъютант.

Любое выполнит заданье

С пристрастьем, точно, как педант.

Разнообразно мы звучим.

Коль захотим – услышим:

В трех разных ритмах говорим –

В трех разных ритмах дышим,

Спокойно говорим с тобой,

И каждый замечает,

Что воздух «будто сам собой

В природу вытекает».

Этот первый вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь, достигается упражнением «Звукоподражатель».

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: ССССССС… Шумит лес: ШШШШШШШ… Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ. Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ. Звенит комар: 3333333.

Вот зазвучала с силой речь – И выдох изменяется: Перестает наш воздух «течь» – Он «с силой выгоняется».

Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).

Упражнение «Насос». Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

При экспрессивной, волевой и быстрой речи видим сами: Ритм выдоха опять иной – «Выталкивается рывками».

Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.

Упражнение «Пульверизатор». Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф.

Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на грушу – то рывками (Ф!Ф!Ф!Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ. ).

Ведь надо только захотеть

И приложить старание,

Чтоб ловко и легко уметь

Лишь в нужный ритм «переключишь»

И ты свободно зазвучишь.

Непременно придумайте сами упражнения, как это с увлечением делают все занимающиеся тренингом:

«Просверлить стену» звуком «3»: 3333333… (первый и второй виды выдыхания).

«Рубанком стругать доску» па звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ! (первый и второй виды выдыхания).

«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ! (второй вид выдыхания).

«Косить траву косой» па звуке «С»: СССС! ССССС! ССС! (второй вид выдыхания).

«Натереть пол щеткой» па звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШШШ! ШШШ! (второй вид выдыхания).

«Выключающийся пылесос»: ЖЖШШШШ… Когда пылесос выключается, появляется «запихивающийся» звук «Ш». (Первый и третий виды выдыхания).

«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид выдыхания).

Упражнение «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук СССССС… ССССССС…ССССС…

Упражнение «Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р!Р!… РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬ…

Упражнение «Звонок». Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь… рьрьрьрь… рьрьрьрьрьрьрьрь… рьрьрьрьрьрьрьрь…

Упражнение «Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Нафантазируйте, о чем говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой.

Читать еще:  Тренинг по стилю

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.

Часто оратор, начиная говорить громче, четче, медленнее, напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И тогда к чему и сила, и гибкость, и выразительность голоса, если «душа и ухо слушателя не принимает его».

Надо знать, что восприятие речи – это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.

Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям, и те либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу выступления оратора.

Свободное звучание голоса – необходимое условие публичного общения, обусловленное психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, подчиняющийся оратору, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания — это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.

При твердой же атаке, когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим», малоподвижным. Кроме того, перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнутся связки. Не использованный в фонации «дикий» воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в «маске» – верхнем, или головном, резонаторе – рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона. Стон – это свободный, беспрепятственно льющийся звук.

Мастер-класс по программе «Театральное искусство » «Голосо-речевые тренинги»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр детского творчества»

Исаченко Татьяна Викторовна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Центр детского творчества»

пгт. Яя ул. Школьная,5

1. Пояснительная записка

Тема: Голосо -речевые тренинги

Артист должен явиться на сцену

во всеоружии, а голос- важнейшая

часть его творческих средств

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения голосо -речевого тренинга.

Формировать способность к импровизации.

Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Развивать возможности собственного голоса.

Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.

воспитать свое слуховое внимание

сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь

Для работы необходимы следующие материалы и инструменты : стулья,.

Здравствуйте гости сегодняшней встречи. Я очень рада видеть Вас! Вы присутствуете на мастер-классе, тема которого: «Голосо-речевые тренинги ». Искусство чтеца ,актера –это искусство речевого взаимодействия ,которое складывается из целого ряда элементов внутренней и внешней техники, органично взаимосвязанных друг с другом. Невозможно действовать, не владея сосредоточенным вниманием ,мышечной свободой, восприятием, оценкой, отношением ,внутренним видением ,навыком внедрения своих видений в сознание партнера, зрителя, художественной перспективой .Так точно нельзя говорить о мастерстве речевого взаимодействия ,если голосо-речевой аппарат воплощения не способен передать всю тончайшую внутреннюю жизнь творящего на сцене чтеца, актера . И внутренняя и внешняя техника речевого взаимодействия одинаково значительны в искусстве чтеца и актера .Человек , не владеющий техникой звучащего слова ,испытывает психические и физические перегрузки ,пытаясь достичь желаемого результата в процессе выступления .Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Известно, что на интуицию откликается только то, что натренированно .Значит, надо развивать природные голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до такой степени ,чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним приказам творящего человека

2.2 Теоретическая часть

Голос должен ласкать не только слух, но и душу зрителей. Часто актер или чтец, начиная говорить громче, четче, медленнее напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И к чему тогда и сила ,и гибкость, и выразительность голоса, если «душа и ухо слушателя не принимает его»

Надо знать о том ,что восприятие речи- это не только слуховой ,но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха ,но и мышцами голосо-речевого аппарата ,который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки

Атака, или начало звучания, -это момент установки голосовых связок на определенный тон или характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак :придыхательную, твердую и мягкую.

Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания и воздуха до того ,как сомкнуться связки Не использованный в фонации «дикий»воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.

При твердой атаке, когда связки до начала выхода слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим»,малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно ,сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков. Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой ,вашему вниманию предоставляются ряд упражнений построенных по типу стона .Стон –это свободный ,беспрепятственно льющийся звук.

Спокойно напряженье снять,

Свободно ,мягко зазвучать

И отыскать удобный тон

Поможет упражненье «стон»

Вообразите ,что у вас слегка побаливает горло, или голова ,или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать»,и вы на звуке «М»тихо стонете. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи ,плеч, лица, рук, свободнее. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз. Запоминайте ,это мышечное чувство свободы ( хочется спать).Не дремлет только дыхание .Оно действует-стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину « центр» голоса.( тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос)

Подключайте к согласному М гласные звуки А, О, У,Э, И, Ы.

Упражнение «Коварное «ам – ам » Больны. Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно на стоне : Мам , а мам ( напоминая) .

Затем,с более активной просьбой: Мам ,а мам! ( Она не откликается) Еще активнее звучит фраза –приказом ,требованием АМ-АМ!Мам !

В этом упражнении в первом случае «Воздух сам вытекает в природу»,во втором –«с силой выгоняется »,в третьем –«рывками выталкивается »

Вообразите ,что вы стали …собакой .Жарко ,скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи.Клонит ко сну. Вдруг скрипнула садовая калитка .Неожиданная радость : вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: Ав-ав! Не «облаивайте »зло своего друга. Подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий ; «облаять»и «подать голос»В первом случае –эмоция злости ,ведущая к твердой атаке ,которую следует избегать. Во втором –эмоции радости и легкого удивления ,ведущие к мягкой атаке звука. Значит ,в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия:

1.не имитировать «собаку»,т.е не искажать тембр своего голоса;

2. «подлаивать» на мягкой атаке ;

3. упражнение сопровождать положительными эмоциями ,зная о том ,что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо — речевой аппарат.

А теперь сосчитайте ,сколько в аудитории стульев, хватит ли всем : ав-ав-ав-ав-ав-ав. Обязательно включите руку ,которая подчеркивает счет стульев. Успевайте и в быстром темпе непременно «подлаивать».Этим тренируется третий вид выдыхания ( когда воздух «рывками выталкивается »

Упражнение «В пляс»

Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей ,чтобы они пустились в пляс : Гоп-ляля! Гоп-ляля !гОп!гОп!гОп!Гоп-ляля!гОп-ля-ля!гОп! гОп!гОп!гОп!Гоп-ляля!гОп-ля-ля!гОп!

Звуки междометий летят весело, свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх-в головной резонатор, но на низких тонах голоса.

Слитно ,как гудок тяните гласный :УУУУУУУУУУУУУ(Гудок)не громкий ,без напряжения голосового аппарата ,губы находятся в положении «хоботка».Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание :

Упражнение «У зубного врача »

Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать ,когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда !

Два часа ждать ? Ерунда

Есть характер ,воля есть

Раз нельзя -не стану есть .

Активная «артикуляция» диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки ,в мягкой атаке, «опоре» звука. Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом . «Это первый и непременный этап. Действительно ,от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук ,неверно атакованный ,позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке –таким будет и все звучание голоса »

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector