Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Актерские тренинги описание

Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

Марина Отиева
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

В данный сборник вошли наблюденные и авторские упражнения, апробированные на театральных занятиях театрального объединения.

Развивающий характер тренинга раскрывается в выявлении и развитии специальных творческих способностей, необходимых в сценической деятельности и работе актера:

концентрированное и многоплоскостное внимание;

чувство пространства и композиции;

образная, эмоциональная память и память тела;

гибкость и отзывчивость тела и так далее.

ЗНАКОМСТВО

Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его – знакомство педагога с группой, знакомство учащихся друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.

«ЗНАКОМСТВО С МЯЧОМ»

Участникам предлагается встать в круг. Педагог (стоящий либо тоже в круге, либо в его центре) кидает по очереди участникам мяч; участники должны вернуть педагогу мяч, одновременно назвав свое имя.

Упражнение рекомендуется начинать, используя большой яркий мяч. На первом круге проведения упражнения нужно сделать акцент, чтобы учащиеся «пристроились» к мячу: его размеру, весу, расстоянию, на которое его нужно кинуть, а также координацию голосового посыла и физического действия броска.

В процессе усложнения педагог использует мячи все меньшего и меньшего размера, а также при возможности помещения увеличивает расстояние броска, что требует более серьезного сосредоточения внимания и распределения физических усилий.

Вариант 1. Мяч бросается через удар мяча в пол. При этом участникам предлагается представить, что звук (во время произнесения имени) соответствует полету мяча и опускается «вниз», как будто бы падает в пропасть, что в свою очередь активизирует грудные резонаторы. Это простое упражнение в свою очередь диагностирует физические зажимы ног (напряженные прямые ноги во время ловли и бросания мяча, спины и рук (слишком сильный бросок, при котором мяч летит намного дальше, чем нужно, либо мышечную вялость (мяч недолетает до цели, состояние речевого аппарата и голосовых данных и общую координацию движений и речи.

Вариант 2. Мяч бросается по воздуху (без падения на пол). При этом участникам предлагается во время произнесения имени сохранять ощущение полета звука вниз, тогда как мяч летит наверх. В этом упражнении также важно отметить, что необходимо «попадать звуком в партнера», то есть, называть имя для партнера, чтобы тот запомнил, и чтобы конец звучания совпадал с моментом, когда мяч оказывается в руках партнера, а не улетал в сторону или падал на середине круга.

«ПОВТОРИ МОЕ ИМЯ» («РИТМ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)

Это упражнение является хорошим продолжением предыдущего.

Участники стоят в круге (педагог среди них). Педагог предлагает участникам одновременно, то есть хором называть по очереди имена всех присутствующих по часовой стрелке, начиная с педагога. Здесь важно, чтобы все называли того или иного человека именно так, как он сам себя назвал в предыдущем упражнении (Дима, а не Дмитрий, например, т. к. от того как человек сам себя представил всем зависит то, как он хочет, чтобы его называли в этой группе.

Вариант 1. То же, что и прежде, только хоровое произнесение каждого имени отбивается ритмически двумя хлопками в ладоши. Это ритмическое привнесение очень хорошо организует начало упражнения (2 начальных хлопка исполняют роль затакта, собирая внимание) и весь его ход, не давая хоровому звучанию «расползаться».

Вариант 2. Сохраняя предыдущие условия, участникам предлагается так назвать имена друг друга, чтобы они чем-то запомнились, или нужно не просто назвать имя, а «представить», «презентовать» человека, при этом можно использовать соответствующие жесты. При ритмической организации этого варианта упражнения возникает нечто вроде забавного танца.

При повторных кругах проведения этого варианта упражнения рекомендуется менять направление движения (до этого называние имен шло по часовой стрелке, теперь же – против, начинать не с педагога, а с какого-нибудь другого участника и через какой-то промежуток времени менять положение в круге, чтобы последовательность имен не «ложилась на язык», то есть не запоминалась механически. Также при повторных проведениях (2-й, 3-ий круг и т. д.) нельзя повторять использованные ранее жесты, что провоцирует учащихся мгновенно реагировать и придумывать новые варианты.

Далее учащиеся также хором называют имя, но только тот человек, чье имя не называется, молчит, не подсказывая остальным, как его зовут, он только использует жесты, все должны вспомнить и озвучить его имя.

«ЧТО ОБЩЕГО?» (групповые скульптуры)

Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека в каждой в зависимости от общего количества детей в группе). В каждой малой группе участникам нужно в течение 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Всем остальным участникам коллектива нужно отгадать, что объединяет членов той или иной группы.

Упражнение можно выполнять во многих вариантах, меняя составы групп и темы для «скульптур»: «что мы любим», «что ненавидим» и т. д.

НАСТРОЙКА ДРУГ НА ДРУГА

Говорить друг другу «Доброе утро» или «Здравствуйте» — в этом заключено всё упражнение. Актеры, пришедшие на занятие заниматься тренингом еще не готовы к нему. Им нужно время, чтобы погрузиться в атмосферу и настроиться друг на друга.

Участникам тренинга предлагается ходить по комнате в хаотическом движении, ничего не играть, не суетиться, просто ходить, видеть друг друга и общаться глазами – только не разговаривать! Почувствовать себя в команде. Это еще не театр, но уже команда.

Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:

a) сказать друг другу «доброе утро»;

b) представить себя партнеру;

c) пожать друг другу руки;

Комбинировать разные виды приветствий.

Найти свой собственный способ поприветствовать партнера.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Любое занятие актерского тренинга хорошо начинать с мышечной разминки. Упражнения, приведенные ниже с одной стороны хорошо прогревают мышцы, мобилизуют физический аппарат, избавляют от излишнего мышечного напряжения, с другой, дают хороший эмоциональный запал к последующему ходу занятия.

«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»

У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.

Участникам, стоящим в круге, предлагается представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными. (На более позднем этапе можно предложить использовать прыжки на корточках). После можно предложить в прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнером. Важно в упражнении следить за ритмичностью дыхания.

«ГАЗЕТА» (СЖАТЬ СЕБЯ)

Встать ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты, причем мышцы лица также растянуты «во всех направлениях», рот открыт. Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в маленький шарик – начиная от пальцев рук нужно начать медленное скручивающее движение.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Участники стоят в круге лицом в одном направлении (друг за другом). Ведущему и участникам нужно договориться о «системе знаков», например:

1 хлопок – идти вперед по кругу;

2 хлопка – остановиться;

1 свисток – идти спиной вперед;

2 свистка – идти в противоположном направлении.

Участники движутся по кругу, реагируя на команды ведущего и выполняя соответствующие действия. Необходимо сохранять равные расстояния между друг другом, чтобы круг не терял своей формы.

Когда задание успешно выполнено, ведущий может «изменить язык» — предыдущая система знаков будет иметь абсолютно противоположное значение, например:

1 хлопок теперь будет значить «идти в противоположном направлении»

1 свисток — остановиться;

2 хлопка – идти спиной вперед;

2 свистка – идти по кругу вперед.

После этого можно опять «изменить язык», введя абсолютно новые знаки и соответствующие им задания, например:

3 хлопка – поднять руки вверх;

3 свистка – прыгать на одной ноге и т. д.

Или можно присваивать одному знаку несколько команд, например:

2 хлопка = остановиться, поднять руки;

1 свисток = двигаться спиной вперед, руки положить на колени и так далее.

При проведении этого упражнения ведущий может использовать звуки одного или несколько музыкальных инструментов или различные аккорды или даже коротенькие мелодии в качестве знаковой системы.

На более позднем этапе выполнения упражнения участникам предлагается не только успевать реагировать на тот или иной сигнал, соотнести с ним верную команду, выполнить ее, но также оправдать ее, моментально сочинив предлагаемые обстоятельства и ответив на вопрос: почему я это делаю?

Читать еще:  Актерский тренинг для детей

(На данном этапе участникам не обязательно стоять в круге: они могут двигаться хаотично)

«ВЛЕВО ЗНАЧИТ ВПРАВО»

Участники располагаются на тренировочной площадке в положении «стайкой» и выполняют следующие инструкции ведущего:

«Вперед» — маленький прыжок вперед;

«Назад» — маленький прыжок назад;

«Влево» — шаг влево;

«Вправо» — шаг вправо.

Хлопок в ладоши – хлопнуть в ладоши;

Удар ногой в пол – поворот вокруг себя на 180 градусов.

Как мы видим, «язык» команд соответствует действиям, которые необходимо выполнить за исключением последней команды.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.

Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры.

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей — дошкольников и школьников

детские творческие конкурсы с дипломом за 1 день без регистрации

Открытое занятие по актёрскому мастерству “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Открытое занятие по актёрскому мастерству “Театральные этюды, как источник творческого воображения” (+ “Технологическая карта занятия” и “Самоанализ занятия”)

Автор: Сафонова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования ВКК, МБОУ ДО «РДДТ»

Цель: продолжить знакомство воспитанников с видами театральных этюдов.

Задачи:

Образовательная:

– дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

– познакомить с видами театральных этюдов;

Развивающая:

– развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

– формировать способности к импровизации;

– развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

– развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

– развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

– развивать умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная:

– сформировать навыки КТД;

– прививать навыки взаимодействия с партнером;

– научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.

Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер

Продолжительность занятия: 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.

План занятия:

  1. Приветствие 5 мин.
  2. Разминка 15 мин
  3. Теоретическая часть 5 мин.
  4. Практическая часть 15 мин.
  5. Домашнее задание 5 мин.
  6. Заключение 5 мин.

Ход занятия.

  1. Приветствие. Организационный момент

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.

1) Упражнение-игра «Здравствуйте».

Педагог здоровается с воспитанниками, показывая: радость, печаль, удивление, обиду, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.

Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое эмоции?

Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.

  1. Разминка.
    1) Артикуляционная гимнастика
    (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
    Цель:подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

3.Упражнение «Заборчик +трубочка».

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5.Упражнение «Весёлый пятачок».

сомкнутые вытянутые губы двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;

затем делаем круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)

6.Упражнение «Шарик». В спокойном темпе поочерёдно надуваем правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Упражнение «Почистим зубчики». Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

2).Упражнения на три вида выдыхания.

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер – ССССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШШШ….

Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!

Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

3).Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.

1.Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговарению.

От топота копыт пыль по полю летит
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку

2.Упражнение «Кнопки»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

4). Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского).

1.Упражнение «Камень, бревно, собака»:
Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия:
– «камень слева!» – отклониться вправо
– «камень справа!» – отклониться влево
– «камень сверху!» – пригнуться или присесть
– «бревно!» – подпрыгнуть на месте
– «собака!» – повернуться назад и гавкнуть.
Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения
Упражнения – снова замедлить.

  1. Упражнение «Мизансцена».
  2. Упражнение «Оправдать свою позу»

Ребята ходят по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. По команде «Отомри» продолжайте это действие.

  1. Упражнение «Расслабление по счёту».

Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.

На счет «раз» – расслабляются кисти рук,

На счет «два» – расслабляются локти рук,

«три» – плечи, руки;

«пять» – туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;

«шесть» – полное расслабление, учащиеся садятся в «точку».

Затем по хлопку, учащиеся встают.

III. Теоретическая часть.

Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала

Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения».

Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

Читать еще:  Тренинги по управлению персоналом видео

Этюд состоит из:

  1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
    2. События;
    3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
    4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
    Вопрос:Какие этюды мы с вами уже выполняли?

Ожидаемые ответы воспитанников: на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах.

IV.Практическая часть.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на развитие творческого воображения.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.

Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)

  1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

аквариум с рыбками

куст цветущих роз.

  1. Передать книгу друг другу так, будто это:
  1. Взять со стола карандаш, как будто это:

горячая печеная картошка

  1. Выполнять различные действия:

нанизывать на нитку бусы

5.Упражнение «Напишите письмо»

Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и пишите. Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, может – близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.

6.Упражнение “Зонтик

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

Педагог: А теперь, давайте проверим ваше домашнее задание: театральные этюды на логичность и последовательность действий.

Вопросы для обсуждения:

Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?

В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

  1. Заключительная часть.

Итак, мы познакомились на занятии с театральными этюдами творческого воображения.

Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным?

Хотели бы вы продолжить изучать эту тему?

Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие) с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Актёрское мастерство

Описание

В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогает курс по актёрскому мастерству.

Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актёра, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идёт по жизни легко и играючи.

Начинается курс со знакомства с собой. Этот этап позволяет открыть в себе своё творческое «я», свободно и естественно выражать эмоции. И начинается курс с работы с голосом. Взволнованный голос выдаёт внутреннее состояние человека. Преподаватели помогут зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр.

Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др.

Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.

Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта.

Также изучается на этом этапе импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.

Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх.

На курсе большое значение придаётся развитию воображения и внимания. Ведь, как правило, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят.

Второй этап включает в себя работу над диалогом, монологом, умением общаться с партнёром, работу с новыми образами. Он состоит из:

  1. Путь к самому себе. Это этап принятия себя, развитие способности видеть прекрасное, понимание других людей.
  2. Путь к партнёру. Здесь человек учится общению с людьми, воздействовать на партнёра и отвечать на его контрдействия через различные этюды.
  3. Путь к автору. Человек погружается в мир идей и образов автора. Это актёрское умение органично действовать в логике персонажа.
  4. Путь к характеру и образу. На этом этапе человек учится пониманию персонажа, изучает его походки, жесты, речь. Это помогает лучше понимать мысли и чувства других людей.

Курс актёрского мастерства помогает человеку открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт человеку харизму. Он становится непревзойдённым оратором, легко общающимся с публикой. Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как человек после курса легко управляет своими чувствами и эмоциями. Через своё тело он управляет своим настроением и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.

Актерские тренинги: их разновидности и задачи

Актерские тренинги – не бывают «в общем». В их основе всегда – какая-то определенная задача. Решению такой задачи или проблемы — и подчинен любой актерский тренинг. Существуют следующие разновидности актерских тренингов:

1) краткосрочные курсы с полным погружением в предмет. Длительность таких тренингов составляет от одной до трех недель, в самом крайнем случае, месяц. Занятия ведутся почти каждый день, по много часов (6 или 8, в среднем). В день изучается по несколько предметов (вопросов, дисциплин), которые сменяют друг друга с небольшим интервалом для участников — на перерыв. «Погружение» в предмет с каждодневной практикой, конечно, полезно, вот только у меня всегда вызывала сомнение практичность подобных курсов в долгосрочной перспективе.

Например, какой-то человек прошел двухнедельный курс в январе. Хорошо, первые несколько недель он еще в тонусе. А потом – ему же этот тонус надо где-то поддерживать!? А как. Я искренне сомневаюсь, что люди за 2-3 недели могут постичь все то, что иные постигают месяцами, равно как и — иметь возможности «поддерживать форму». И дело даже не в мастерстве конкретных педагогов, а долгосрочной фиксации учениками тех знаний и навыков, которые они получили в рамках курса.

Я искренне сомневаюсь, что за 2-3 недели можно обучиться театру или какому-то предмету настолько хорошо, чтобы этого «хватило» надолго. Да, какие-то элементы в этот период наверно можно взять. Но в целом, театр – это очень сложная штука, и быстро ему научиться, к сожалению, нельзя. Возможно, я в чем-то и ошибаюсь, но до настоящего времени никто меня в обратном не убедил;

2) среднесрочные курсы с частичным погружением в предмет. Такие актерские тренинги длятся обычно 2-3 месяца, по определенным дням 2-3 раза в неделю. На них обычно изучается ограниченное количество предметов (2-3 предмета или дисциплины). Среднесрочные тренинги всегда тематически заточены. Люди приходят на них не просто «изучить актерское мастерство», а с более приземленными и практическими целями, например, избавиться от страха публичных выступлений или подготовить программу для поступления в театральный вуз.

Забегая вперед, могу сказать, что среднесрочные курсы – самый оптимальный, на мой взгляд, вид актерского тренинга , поскольку он достаточно растянут во времени для того, чтобы материал успел «отложиться» в головах и сердцах участников, и в то же время — чтобы не превратиться в «бесконечно вкусный апельсин», когда у людей уже пропадает мотивация и сокращается интерес к происходящему на курсе. На таких курсах изучаются практические вопросы, сообразно целям участников, там нет «воды» и прочих условных знаний;

3) долгосрочные курсы, ставящие целью постепенное погружение в предмет, без интенсива. Длительность подобных курсов составляет обычно 5-7 месяцев, занятия начинаются ранней осенью и завершаются весной (обычно «с перерывом» на зимние каникулы – январь месяц). Обучение на таких курсах их организаторами приравнивается к обучению в театральной школе с широким охватом изучаемых предметов, как специализированных, так и не очень. Возможно, такой формат актерского тренинга и был бы полезен, но у него есть два ощутимых минуса.

Читать еще:  Тренинги для менеджеров по подбору персонала

Первый – в некоторых случаях на подобных тренингах зачем-то даются разные околотематические предметы, например, «история театра». Я искренне считаю, что историю театра знать нужно, если ты занимаешься театром. Но знание истории театра Вас к практическому освоению предмета обучения (актерского мастерства) — никак не приблизит. Я называю это «фоновым» знанием – нужным, но не первоочередным (не тем, что приведет к практическому результату). В конце концов, есть много книг по истории театра, и если есть желание и потребность (а главное, практическая необходимость) – можно с ними ознакомиться и самому. Для этого совсем необязательно «красть» из тренинга драгоценные часы, лучше их использовать на практические наработки.

Второйперерыв на «зимние каникулы». Есть такой термин «подводка к результату». Это когда ты выстраиваешь образовательный процесс таким образом, чтобы участники тренинга достигли кульминации (ощущения максимума) всех своих знаний, навыков и возможностей — к его финалу. Этот процесс нельзя загонять и нельзя его прерывать, он должен быть выстроен в едином темпе.

Так вот, к середине «нашего» долгосрочного тренинга (концу декабря) ребята «разбежались», они уже что-то умеют, почувствовали свои силы, им хочется улучшить рост, они еще не устали. И тут… на тебе! Каникулы. И не несколько дней или пара недель, а месяц. Со всеми вытекающими последствиями «постпраздничного» периода. Как Вы думаете, в каком состоянии ребята вернутся в начало февральского продолжения? Не в самом лучшем, скажем так.

И, фактически, в этот период группа скатывается если не своему начальному уровню, то, по крайней мере, к уровню на 30-50% себя поздне-декабрьского периода. А педагоги, вместо того, чтобы увеличивать набранную «высоту», — пытаются собрать все «в кучу», делая, по сути, двойную работу .

Поэтому я считаю, что польза от таких долгосрочных курсов — гораздо менее ощутима, чем от среднесрочных. Но, в конечном счете, все зависит от целей. Если Ваша цель – неторопливое прикосновение к театру с элементами дружеской тусовки – тогда, почему бы и нет? «Любой каприз за ваши деньги». Но если Вы хотите реально и серьезно подготовиться, выйдя «на пик» формы в нужный момент для достижения КОНКРЕТНЫХ задач – лучше среднесрочных курсов «зверя нет».

Как подбирать актерские тренинги? Вот несколько советов:

актерские тренинги не должны быть очень длинными (2-3 месяца – «потолок»),

— на них не должно быть много народа. Думаю, этот тезис понятен, « чем больше народу – тем меньше кислороду », то есть, в данном случае меньше внимания уделяется конкретному человеку (то бишь, Вам). Лично я считаю, что среднесрочные курсы с количеством участников больше 10-12 человек – не целесообразны,

желательно не посещать актерские тренинги и курсы «при театральных вузах», и в этой статье я подробно рассказал, почему,

— на тренингах не должно быть много предметов для изучения (мастерство, пластика или танец, и речь – этого вполне достаточно, если это, например, тренинги для поступления в творческие вузы),

— и перед поступлением желательно собрать подробную информацию о тренинге (кто педагог, какие отзывы, какая программа; и чем подробнее будет информация – тем лучше). Помните, истинно талантливые люди не утаивают информацию, а наоборот – делятся ей. И делятся щедро.

Понятие режиссерско-актерского тренинга

Ведущую роль в выявлении и развитии творческой индивидуальности режиссеров и актеров занимает комплексный тренаж.
Выявление и развитие творческой одаренности режиссеров и актеров имеет свои особенности и включает в себя:
I. Определение общеличностных свойств:
морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений);
жизненного и профессионального опыта;
индивидуально-психологических свойств личности (эмоционально-волевых, интеллектуальных характеристик).
II. Выявление специальных творческих данных для режиссеров:
способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению;
организационные качества;
развитая фантазия и творческое воображение;
способность к пространственно-временному восприятию;
широкая осведомленность в сфере смежных искусств;
актерские данные;
чувство юмора, художественный вкус; ощущение стиля и жанра.
III. Для актеров:
эмоциональная возбудимость: способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств;
диапазон сценической заразительности, обаяние, мягкость;
творческое воображение;
способность к импровизации;
пластическая выразительность;
музыкальные, речеголосовые и ритмические данные. Основными акцентами в определении степени одаренности являются:
а) способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению — режиссеров;
6) эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств и диапазон артистической заразительности – у исполнителей.
Для обнаружения перечисленных способностей применяются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я».
Для определения степени одаренности посредством предлагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала:
1. Способность воспринять НЕОБЫЧНОЕ в ОБЫЧНОМ (или непосредственность).
2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или стереотипное.
3. Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий, суждений).
4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в основе решения).
5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование).
6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО – АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (или буквальное).
7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность решения (или фрагментарность).
8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения:
отсутствие (или слабая);
незначительная (или средняя);
бурная (или сильная).

Каждое тестовое задание в разных вариантах может быть повторено несколько раз и затем оценено по данной шкале. Руководствуясь необходимостью, испытуемым может быть предложено неограниченное количество художественных заданий и тренингов. Надежность общих результатов тренажа повышается от количественного увеличения упражнений в нем. Время, отпущенное на каждое задание, упражнение, строго не лимитируется. Предложенные здесь задания, упражнения, тесты становятся эффективным средством выявления и развития творческой индивидуальности испытуемого только в совокупности с практическим участием в творческих роботах и спектаклях.
Актерские тренинги – это тренировки и упражнения, которые направлены на развитие и поддержку профессионализма. Есть профессии, где без регулярной тренировки своих навыков специалист просто теряет свои профессиональные качества. Актер не может быть творчески состоятельным, если не будет заниматься актерским тренингом. Тренинг – это своеобразный фундамент, который закладывается в душу актера. Умелый актерский тренинг помогает управлять всеми составляющими своего поведения на сцене. Много внимания следует уделить внешним и внутренним составляющим поведения – это мимика, жесты, интонация голоса, чувства, эмоции, понимания партнера и смысла игры. Актерский тренинг помогает создавать сценический продукт, который будет интересен зрителю.
Сценический продукт может быть индивидуальным, парным или групповым. Первая задача актерского тренинга помочь артисту наработать специальное состояние, которое поможет в будущем комфортно чувствовать себя на сцене, правильно ставить цели и задачи представления и правильно управлять своим состоянием. Вторая задача – нарабатывать опыт пребывания на сцене. Такой опыт позволяет актеру более эффективно осваивать азы актерского искусства. Театральные актерские тренинги держаться на трех основных китах:
• актерская техника,
• игротехника,
• психотехника.
Актерские тренинги позволяют актеру за короткий промежуток времени раскрыть себя, а значит развить в себе индивидуальные качества – память, воображение, мастерство общения, ораторское искусство, интуицию и многие другие качества, так необходимые актеру. актер должен научиться работать на сцене, начать пробовать играть на сцене, раскрыть свои сильные стороны актерского мастерства. Научиться поддерживать обратную связь с партнерами и зрителями. Овладеть техникой перевоплощения и вживания в сценический образ. Такие тренинги научать актера не только быть на сцене раскрепощенным, видеть свои недостатки и правильно оценивать свои ошибки, чтобы в последствие их не повторять или правильно использовать.
Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение. Психофизический тренинг является неотъемлемой частью каждого урока по мастерству актера.
Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим направлениям (темам):
1) Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно- ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры».
2) Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.
3) Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.
4) Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
Необходимо специально оговориться, что такое разбиение на темы имеет целью только обозначение направлений работы и является достаточно условным, так как большинство упражнений (кроме части разогревающих (кроме части разогревающих процедур) охватывает сразу несколько тем. Упражнения по мере их освоения, а также в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector