Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современное обучение это

Современная школа: что представляет из себя это заведение в наше время? Чему учат детей сейчас?

Школа – важный этап в жизни каждого. Она дает нам не только знания, она учит применять их на практике, а также дарит много незабываемых моментов, которые вспоминаются еще долго. Общество сильно изменилось за последние десятилетия, изменились и требования, предъявляемые к образовательным учреждениям. Учат теперь по новым программам и преподносят их по-новому. Вопрос – насколько эффективна современная школа, что представляет из себя она, является одним из резонансных. Поэтому мы не можем обойти его стороной и хотим понять, на чем держится российское начальное и среднее образование.

Цели и задачи образовательного процесса

Сегодня каждое учреждение в отдельности и школа в целом, ставят перед собой такие цели:

  1. Подготовка учащихся к трудовой деятельности, выработка навыков, способных помочь им в решении необходимых задач;
  2. Формирование понимания социальных норм поведения и установок на решение социальных проблем;
  3. Сохранение физического и психического здоровья.

Для достижения поставленных целей приходится решать огромное количество задач, мы перечислим основные из них:

  1. Развитие способностей, позволяющих принимать решения и готовности нести ответственность за них;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Формирование культурных и моральных ценностей;
  4. Формирование практических и теоретических знаний в соответствии с современными достижениями науки и техники, накопленным опытом;
  5. Обучение навыкам бесконфликтного сотрудничества.

Чтобы добиться успеха, необходим набор методов, только при их наличии можно работать на результат. Над созданием методик трудится наука и практика, выбирая самые эффективные и компромиссные решения.

Методы обучения в современной школе

Методы – это формы организации учебного процесса, которыми пользуется преподаватель для мотивации и обучения учащихся. Сегодня предлагается большой выбор способов, которые не исключают творческого вмешательства педагога и позволяют ему импровизировать в рамках программы. Состоят они из трех групп:

Споры среди исследователей о видах допустимых методов ведутся и сегодня. Предлагались разные классификации. Ученые и методисты решали, делать упор в обучении на частично-поисковые структуры уроков или репродуктивные, где ребенок лишь усваивать уже готовые знания.

Но по сути все предложенное является лишь аналогами вышеперечисленных трех групп. Таким образом решено было оставить данную классификацию, разнообразив ее приемами обучения.

Совокупность обучающих способов и приемов

Внутри каждого из вышеперечисленных методов педагог может использовать следующие приемы:

  • Беседы, лекции, дискуссии;
  • Обработку информации с помощью схем, таблиц или графиков и конспектов;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций (сомнение, удивление, затруднение в выполнение действий);
  • Игры;
  • Лабораторные работы;
  • Словесное и письменное стимулирование учебной деятельности с помощью похвал, оценок, создания ситуации успеха;
  • Проектную деятельность, которая дает значительную степень свободы ученикам;
  • Театрализацию.

Список активных способов гораздо больше. Мы привели примеры самых распространённых, их чаще всего применяют педагоги сегодня на занятиях. Они призваны помочь детям научиться ориентироваться в разных ситуациях, рассуждать и доказывать.

Современные образовательные технологии в школе

Сегодня считается, что лучшие технологии в образовательном процессе – те, которые позволяют обеспечить гарантированное достижение цели за четко определенное количество времени. К ним относятся вышеперечисленные методы и приемы. Но в последние десятилетия добавились совершенно новые:

  • Тестовые. Данный вид контроля знаний позволяет отследить уровень усвоения программы от самого простого к сложному;
  • Информационные технологии. Это весь набор компьютерных возможностей, которые используются непосредственно на уроке и дома. Сюда можно отнести в первую очередь мультимедийные презентации. Учителя и дети активно используют их, первые для объяснения материала, вторые для демонстрации своих знаний;
  • Обучение в сотрудничестве – когда школьники трудятся сообща, решают задачи парами и группами, а не по одному. Предполагается, что так ребенок учится брать ответственность за других, работать вместе, находить выход в конфликтных ситуациях.

Критика и общественное мнение

Сейчас среди населения идет активное обсуждение произошедших реформ в образовании. Внедрение новых технологий, программ и принципиально новый подход к обучению вызвал бурю эмоций. Мнения разделились, одни довольны произошедшими переменами, другие осуждают их и хотят вернуть советскую систему.

Чтобы понять, что происходит, проводятся многочисленные исследования. Выясняется мнение разных институтов: родителей, работодателей, преподавателей ВУЗов. Всех, кто так или иначе видит результат работы школы.

Но точные выводы получится сделать к сожалению, нескоро. Должен пройти не один десяток лет, чтобы понять, нужны ли нам внедренные технологии, подходят ли они российским школьникам, родителям и учителям. Остается ждать и верить, что наши министры и наука, знают, что делают.

Российская система образования перетерпела серьезные изменения. Нелегко они дались учителям и родителям. Будем надеяться, что это сделано не зря и действительно эффективной станет современная школа. Что представляет из себя она теперь, мы рассказали, опираясь на научные разработки и методические материалы.

Видео про современное образование

В данном ролике ученик средней школы Кирилл Стасов расскажет, что не так по его мнению с современным образованием:

III. Современное традиционное обучение (ТО)

Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

— учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры ТО

По уровню применения:общепедагогическая.

По философской основе:педагогика принуждения.

По основному фактору развития:социогенная — с допущениями биогенного фактора.

По концепция усвоения:ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры— информационная, ЗУН.

По характеру содержания:светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления:традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам:классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку:авторитарная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная.

По категории обучаемых:массовая.

Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

• формирование системы знаний, овладение основами наук;

• формирование основ научного мировоззрения;

• всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

• воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;

• воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились -исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

• природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

• последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

• прочности (повторение — мать учения);

• сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

• принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

• принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

• учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

Содержание образования в традиционной массовой школе, сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют ««коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Читать еще:  Обучающие семинары для предпринимателей

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

• регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

• ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

• сообщении готовых знаний;

• обучении по образцу;

• индуктивной логике от частного к общему;

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:

• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

• планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения классно-урочная. Ее отличают:

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

10 трендов современного обучения

Гибкий график обучения
Сейчас каждый обучающийся может сам подбирать удобное время для занятий и обучаться не в ущерб работе.

Удобное место для занятий
Онлайн-обучение позволяет просмотреть, изучить материал лекций практически в любом месте – в общественном транспорте, спортзале на беговой дорожке, дома во время уборки, в машине, когда стоите в «пробке».

Индивидуальный подход к слушателю курса
Данный подход замечателен тем, что информация адаптирована под потребности студентов и преподаватель обращается к каждому отдельно. Обучение предполагает обратную связь: любой слушатель может задать вопрос спикеру в онлайн-формате.
В организациях для персонализации обучения проводят анализ, определяя потребности каждого обучающегося, исключают области, которыми он интересуется, и выявляют области, в которых требуется повышение квалификации. Индивидуальный план электронного обучения помогает организациям с легкостью сократить разрыв в навыках и демонстрирует сотрудникам их ценность для компании.

Сторителлинг (storytelling) – способ донесения информации аудитории через рассказ историй с реальными или выдуманными персонажами. В образовании истории хороши тем, что мотивируют и побуждают к действию, они позволяют объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах.

В будущем образование еще больше будет уходить в упрощение материала через привлечение историй людей, примеров из фильмов или книг. Однако не все рассказы – сторителлинг. Прежде всего, истории должны быть короткими, однозначно трактоваться и пересекаться с жизненным опытом. Любая история должна иметь логичное завершение, которое подтолкнет слушателей к выводу. История должна быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям. Немаловажно качественное оформление истории в виде презентации или видео.

Startup Challenge – онлайн-курсы по созданию своего бизнеса. Лучшие бизнес-практики страны в достаточно короткий срок обучают всем тонкостям предпринимательства. Организаторы курса представляют полезные материалы и инструменты для создания своего бизнеса, проводят серию обучающих вебинаров и организуют индивидуальные консультации с менторами.

Эффективность формата огромна. И обусловлена она, прежде всего, особой соревновательной атмосферой процесса обучения. Обучающийся не просто самостоятельно изучает бизнес-планирование, он бросает вызов себе и окружающим, пытаясь выйти в лидеры и стать полноправным участником рынка предпринимателей. Многие опытные бизнес-практики уже отметили, что Startup Challenge полезен как тем, у кого еще нет идеи и бизнеса, так и начинающим стартаперам для получения необходимых знаний для развития проекта.

Сегодня социальное обучение – процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленный на достижение разнообразных, общественно значимых целей.

Главным элементом социального обучения является взаимодействие обучающихся, цель – учиться у друг друга. Такой процесс обучения можно стимулировать, создавая виртуальные сообщества, форумы, где люди в неформальной обстановке делятся своим опытом, проблемами и идеями их решения. Обсуждение материала способствуют лучшему его усвоению, а также позволяет оперативно осуществлять обратную связь и формировать значимые связи внутри коллектива.

Получение новых знаний – процесс утомительный, потому немаловажно обучаться в комфортных условиях. В этом случае можно выбрать такой формат, как коворкинг (коворкинг (англ. сo-working) – совместная работа). Он предполагает обучение в удобном месте. Усвоение знаний на диване, в кресле, с чашкой чая или кофе уже пришлось по душе многим.

Положительных сторон у коворкинга много. Он полезен тем, у кого есть проблемы с дисциплиной, кому трудно собраться, ведь вокруг находятся деятельные и перспективные люди, занятые делом, обсуждающие важные вопросы и не позволяющие лениться. Такая атмосфера не даст расслабиться и затянет в водоворот мыслительного процесса, а значит, резко возрастет эффективность и производительность. В отличие от онлайн-обучения в домашних условиях при коворкинге человек не отвлекается на посторонние вещи, так как это не позволяет сделать рабочее расписание.

Перевернутый класс – педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Во время традиционных лекций студенты часто пытаются понять то, что они слышат в момент речи лектора. У них нет возможности остановиться, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упустить важные моменты, потому что стараются записать слова преподавателя.

Перевернутое обучение соединило преимущества традиционного образования за партами и онлайн-образования с гаджетами. Использование видео и прочей электронной информации позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: они могут смотреть и пересматривать материал.

Разница традиционного и перевернутого обучения в том, что лекции студенты смотрят дома в удобное время, а на занятиях в классе выполняют практические задания в группе вместе с лектором и его подсказками. При этом преподаватель имеет возможность видеть, сколько времени вы потратили на просмотр лекции, сколько задержались на том или ином слайде презентации.

Микрообучение (англ. microlearning) представляет собой концепцию получения какого-либо знания небольшими единицами за короткий промежуток времени. Чаще всего термин употребляется в контексте электронных форматов обучения.

Материал представляется обучающимся небольшими разделами, продолжительность которых намного меньше тех, которые присутствуют в онлайн-курсах. Формат подачи информации разнообразен – интерактивное видео, подкасты, викторины и др. Длина информационных блоков – ключевой фактор микрообучения. Разбивая большую тему на несколько коротких видео, объясняющих какую-то одну из составляющих, создатели курсов способствуют лучшему ее усвоению. Это имеет смысл, так как максимальный уровень концентрации внимания у человека – пять минут. Такой подход может применяться в различных областях, в том числе и при приобретении профессиональных (производственных) навыков.

Геймификация образования – сильный инструмент для увеличения индекса вовлеченности в образовательный процесс. Прием геймификации срабатывает одинаково хорошо с детьми и взрослыми. В современном мире миллионы людей, которые играют в компьютерные игры, отлично представляют, что такое «уровни», «прокачка», «задания» («quests»), «награды», «достижения». При этом могут совершенно не понимать, что от них ждет начальник или как получить максимум от сервиса.

Существует тенденция в переходе от простых рейтингов, рангов, очков опыта к более вдумчивым интеграциям игровых механик в образовательные процессы – социальность, реальные бонусы за достижения и т.д. Если раньше разработчики просто бездумно копировали друг у друга элементы, то теперь налицо более вдумчивый подход – создатели курсов уже понимают, как работают механизмы принятия решений, как вырабатываются привычки, навыки, как можно сделать образование действительно увлекательным.

Большая часть обычного образования уйдёт в онлайн и в виртуальную среду, добавится персонификация, моделирование и прогнозирование карьеры, основанное на использовании искусственного интеллекта, и подходов Big Data.

Интеллектуальные помощники и чат-боты уже могут взять на себя большую часть работы в обучении: выдача лекционного материала, прием заданий в виде автоматизированных тестов.

Современное образование или традиционная школа: сравнивайте и выбирайте

От первоклассников сегодня требуется очень многое: читать, писать, считать, делать бесконечные домашние задания и, кажется, никогда не уставать. А что взамен даёт школа? Папа двоих детей Алексей Калачёв рассуждает о современном образовании и сравнивает между собой обычные и альтернативные школы.

Что ищут родители в альтернативных школах или формах обучения? Целей по большому счёту всего три:

  1. Найти более комфортный и безопасный для психики и здоровья ребёнка режим обучения (я бы даже сказал, жизни на много лет).
  2. Сохранить интерес к обучению и развить творческие способности ребёнка.
  3. Повысить качество и полезность обучения за счёт использования там более новых методов и возможности выбора предметов, а значит, и приоритетов.
Читать еще:  Сайт с нуля обучение

А вот причин, почему порой стоит уйти из традиционной школы — временно или совсем — существенно больше. И часто они весьма серьёзные. Например, переход на альтернативную форму обучения ребёнка может быть необходим.

  • из-за состояния здоровья, в том числе из-за перегрузок или психологического дискомфорта;
  • из-за насилия, систематического унижения или травли со стороны одноклассников;
  • из-за угрозы быть втянутым в криминальные группировки или наркоманию;
  • из-за проблем с поведением;
  • из-за существенного отставания в учёбе;
  • из-за полной потери интереса к учёбе.

В случае с травлей или угрозой быть втянутым в криминальные проблемы, бегство очень даже оправдано. Причём бегство — куда подальше. Ситуация сама не разрулится и не рассосётся, тут родители должны понять, что в школе их ребёнок может оказаться один на один с такими проблемами, которые и взрослым не по силам. Даже профи спецподразделений советуют не принимать бой на чужой территории. А почему мы должны быть глупее из-за ложных принципов?

Бывает, что ребёнку в целом нормально, а вот родителям категорически не нравится, что весь день их ребёнок занят учёбой (если считать с домашними заданиями), да ещё и зубрит то, что ему в жизни не пригодится. Мол, какой смысл так бездарно тратить время и силы? Бывает, что они совсем неправы, а бывает, что это вполне обоснованное решение.

В целом, если смотреть на причины, то возникает ощущение, что не менее трети школьников должны стремительно покинуть традиционную школу. Чего, конечно, не происходит и не стоит ожидать в ближайшем будущем.

Причины просты: только государственная школа даёт официальный документ об образовании. Минус альтернативного обучения ещё и высокая стоимость, а иногда и сложность организации такой учёбы. Тем не менее, такая возможность есть.

А какой вообще есть выбор, если вы решили, что лучше забрать своего ребёнка из школы по месту жительства? Давайте посчитаем все возможные варианты.

  • Найти другую, нормальную школу. По сути, это поиск методом тыка, но на новом месте ребёнок может себя чувствовать существенно лучше.
  • Эмигрировать в страны. Туда, где в школах детям дают много свободы, домашние задания сведены к минимуму, а предметы и темп обучения ребёнок выбирает сам. Конечно, это радикальный метод: смена языка, правил игры, всего окружения… Причём для всей семьи. Да и будет ли у родителей время уследить за ребёнком, когда самим придётся осваиваться в незнакомой среде и как-то зарабатывать на жизнь? Примерами, как известно, ничего доказать нельзя, но некоторые эмигранты в восторге от своего решения.
  • Уйти на экстернат или семейное обучение и свести контакты со школой к минимуму. Напомню, что по российскому законодательству любая государственная школа обязана предоставить возможность сдачи школьной программы экстерном.

Но здесь как минимум две мощные проблемы. Как организовать процесс обучения дома, чтобы сдавать все тесты по той же школьной программе? Рассчитывать на самостоятельность ребёнка до такой степени — во многом утопия. Вторая проблема — отрыв от общения со сверстниками. Решить их непросто, но возможно, — при наличии денег (на ментора и репетиторов), желания, упорства и высокого уровня самоорганизации как детей, так и родителей.

  • Пойти в экспериментальную (альтернативную, авторскую) школу. Заманчиво — там всё по-другому. Но эксперимент он и есть эксперимент. Может, будет супер, а может, потом будут проблемы во время контактов с реальным миром (например, при обучении в университете, на работе, в личных отношениях). Риск есть, а впрочем, где его нет?

К альтернативным школам у многих родителей настороженное отношение. И оно нередко обоснованное. Государственного аттестата нет, чему учат — непонятно, ну проиграет ребёнок с удовольствием много лет, а что дальше. Так ещё и идеи некоторых школ отдают если не сектой, то странностями. И кто их контролирует? Да и вообще, с нашими детьми нужно построже.

Но есть страны, где ситуация намного лучше, так как есть уже зарекомендовавшие себя компании. И эти экспериментальные школы часто бывают самыми современными. Согласитесь, по-другому звучит: современная — вместо альтернативная. И выходит — за ними будущее? Как же, хотя бы в общих чертах, понять, что школа — современная?

Набросаем сравнительную таблицу, которая позволит самостоятельно провести свой первичный чек-лист (в колонке «современная / альтернативная школа» приведены характеристики уже состоявшихся, хороших школ).

Критерии среднего образования

Традиционная (государственная) школа — ТШ

Современная (альтернативная) школа — СШ

Требования к «входу»

  • ТШ: Формально равные, но есть определённая сегрегация (обычные, специальные, элитные).
  • СШ: Относительно высокая стоимость обучения (далеко не всем по карману).

Помещения для занятий

  • ТШ: Классы — однотипные комнаты.
  • СШ: Помещения могут быть разного размера, дизайна и функциональности.

Формат и размер классов

  • ТШ: Одновозрастные дети. Размер классов — 25-40 человек (в среднем — 30).
  • СШ: Состав учеников может меняться на разных уроках, скорее, это проектные группы. Иногда в них вместе работают разновозрастные дети.
  • ТШ: Все, кто живёт в этом районе. В лучших школах — дети бизнес- и чиновничьей элиты или самые успешные в учёбе.
  • СШ: Условно из богатых семей, одарённые и творческие, и, наоборот, отстающие от темпа традиционной школы, а также дети родителей, которые верят в альтернативное обучение.
  • ТШ: Фиксированное: 4-6 уроков по 45 минут.
  • СШ: Гибкое, много мероприятий за пределами класса. Продолжительность урока может меняться.
  • ТШ: Парты, стулья, доска. В специализированных классах и элитных школах есть дополнительное оборудование (часто высокого уровня).
  • СШ: Круглый стол, интерактивная доска, иногда пуфики вместо стульев. В целом, менее строгая и более творческая атмосфера.
  • ТШ: Руководство организует учебный процесс. Выступает гарантом результатов и дисциплины.
  • СШ: Руководство организует учебный процесс, выступая в своего рода лидерами и модераторами.
  • ТШ: Организатор учебного процесса в классе. Отвечает за прохождение и освоение программы, дисциплину и успеваемость.
  • СШ: В авторских школах энергией талантливых учителей-создателей просто пропитано всё: они не столько учат, сколько вдохновляют и заряжают.

Отношение к ученику

  • ТШ: Ученик подчиняется своему учителю, который играет роль его начальника. Оценки и отношение учителя часто делит школьников на хороших (успевающих и дисциплинированных) и плохих (двоечников и свободолюбивых).
  • СШ: Уважительное — на равных. Помогающие отношения. Всем дают слово. Все участвуют в общем деле. Детей не сравнивают между собой.
  • ТШ: Обеспечить единое обучение с определёнными результатами качества (фиксируется тестами).
  • СШ: Обеспечить комфортное для детей обучение, направленное на раскрытие их способностей.
  • ТШ: За результаты обучения отвечает школа.
  • СШ: Результат обучения в зоне ответственности самого ученика. Дело школы — дать возможность ему раскрыть свои способности.
  • ТШ: Принципы определены государством, то есть чиновниками от образования и незначительно руководством школ.
  • СШ: Учителя и ученики совместно их разрабатывают и поддерживают. Традиционные педагогические правила не отвергаются. Новые идеи приветствуются.

Программа (учебный план)

  • ТШ: Фиксированная, единая — закреплена законом и госстандартом.
  • СШ: Гибкая, предполагает изменения и различия. Учитывает индивидуальные особенности учеников.
  • ТШ: Значительно ограничен: только факультативные предметы можно выбирать.
  • СШ: Есть выбор любых предметов (однако, нередко, при определённом минимуме основных).
  • ТШ: Проверенные временем и частично устаревшие.
  • СШ: Новые методики. Например, Вальдорфская школа практически не использует учебники, а чтению начинают учить со второго класса. В ряде школ основой обучения является работа в проектах, когда дети в деятельности познают мир и сами делают открытия.
  • ТШ: В большом объёме (порой несоразмерно возможностям).
  • СШ: Гибкий подход, во многих школах — существенно меньше.
  • ТШ: В основе — понятия «надо» и «должен».
  • СШ: В основе — интерес, любопытство, удовлетворение от осязаемого и полезного результата.
  • ТШ: Для всех — одинаковый.
  • СШ: Дети сами выбирают свой темп обучения.

Отношение к здоровью детей

  • ТШ: На основе норм, и за этим следят контролирующие органы. В целом, стандарт поддерживается. Но есть «серые зоны», как например, реальный вес ранцев, объём домашних заданий (нагрузка на глаза) или однотипные парты — для разных по росту школьников.
  • СШ: Гибкое. В целом, меньшая нагрузка на здоровье. Как правило, более широкий спектр физической активности.

Отношение к поведению учеников

  • ТШ: Есть прописанные правила, которые подкрепляются жёсткой, в идеале, дисциплиной. За нарушение предусмотрено наказание, вплоть до исключения из школы (но в реальности эта система даёт сбои).
  • СШ: Правила создаются совместно, и так же поддерживаются. Корректировка поведения осуществляется, прежде всего, превентивными мерами, а не наказанием.

Способ оценивания знаний и умений

  • ТШ: Тесты и ЕГЭ, а также активная работа на уроках. Упор на запоминание фактов и законов, а также умения выполнять стандартные действия.
  • СШ: Оценок часто нет совсем или они не публичны. Упор на творческий, индивидуальный подход, возможность предложить своё видение.
  • ТШ: Аттестат государственного образца.
  • СШ: В России альтернативные школы не всегда могут выдать документы гособразца.

Перспективы учеников после окончанию школы

  • ТШ: Если высокие баллы ЕГЭ, то обучение в университете.
  • СШ: Для поступления в университет нужно сдавать ЕГЭ.

Казалось бы, принципы альтернативного обучения выглядят привлекательно и могут быть полезны в любой школе. Каждый человек охотнее занимается делом, если оно ему интересно, когда на него не давят, относятся уважительно, дают право выбора. Но для родителей часто принципиальнее другой вопрос: чему там научат? И поможет ли это стать их ребёнку успешным?

Читать еще:  Обучение разработка мобильных приложений

Сегодня альтернативное обучение пытается, это моё личное мнение, усидеть на двух стульях: подготовить к ЕГЭ (то есть пройти ту же программу), но другими, более современными методами, и научить тому, чему не учат в госшколе. У кого-то получается, у кого-то не очень.

Понятно, что пока закон об образовании на стороне государственных школ, альтернативные школы так и останутся у нас экзотикой. И стоит, прежде всего, осторожно, но целенаправленно двигать традиционные школы в сторону современного образования.

Тем не менее у альтернативного, а точнее современного обучения, — большие перспективы, по мере того, как ценность образования с диплома всё больше будет переноситься на реальные умения и навыки. В том числе те, которым совсем не учат в наших школах. Но это отдельная, большая тема.

Буду признателен за комментарии, позволяющие уточнить или расширить формулировки, а также исправить возможные неточности.

Наиболее распространенные методы и способы современного обучения учеников.

«Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться». Д. Дидро

В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В современном мире есть огромное количество методов обучения, помимо традиционных. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенные методы и способы современного обучения учеников.

«Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться». Д. Дидро

Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования — подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу. На смену им должны прийти новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии. В данной статье рассматриваются современные способы преподавания, направленные на совершенствование результата обучения в начальной школе.

В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В современном мире есть огромное количество методов обучения, помимо традиционных. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Тренинг — это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.

Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.

  1. Модульное обучение — это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.

Отрицательные стороны состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.

  1. Дистанционное обучение — применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность обучения на дому, возможность выбора учащимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.

  1. Ценностная ориентировка. Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей учащимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции.

Положительные характеристики ценностной ориентировки – это её содействие адаптации учащихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.

Слабый момент метода выражается в том, что учащийся, если педагог приукрасил какие-либо моменты, может разочароваться в полученной информации, когда столкнётся с действительным положением вещей.

  1. Метод Кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности.

С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.

  1. Коучинг (в более обычной для нас форме – наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения.

Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент – процесс подбора педагогов (в данном случае – тренеров) требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.

  1. Креативные группы. Они состоят, преимущественно, из педагогов – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами учащиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.

Преимущества креативных групп заключаются в предоставлении учащимся возможности работать самостоятельно и вырабатывать навыки принятия решений.

Но недостатком можно считать то, что если лидер группы принял неверное решение, это может вызвать отрицательную реакцию со стороны остальных членов группы или привести к снижению продуктивности.

  1. Метод «Лидер-ведомый». Согласно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к более опытному учащемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Сложность состоит в том, что учащийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником.

  1. Метод «Летучка». Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

  1. Мифологемы. Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.

Положительными характеристиками метода являются формирование в учащихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности учащихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.

К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.

  1. Консалтинг(консультирование) сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

Положительная черта этого метода состоит в том, что учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат.

  1. Использование информационно-компьютерных технологий. Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в аудитории или классе.

Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведётся учёт индивидуальных особенностей учащихся, а педагог не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих учеников.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×