Обучение на бизнес аналитика
Бизнес-аналитика
Программа профессиональной переподготовки «Бизнес-аналитика» затрагивает области интеллектуальной обработки данных, управления требованиями к проектируемым информационным системам, стратегического бизнес-анализа. Программа обучения охватывает все основные аспекты деятельности специалистов по системному и бизнес-анализу: выявление круга заинтересованных лиц, сбор бизнес требований, анализ объекта автоматизации, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, анализ требований к системе, построение моделей, формирование требований к информационной системе, интеллектуальная обработка данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств.
Для желающих повысить свой статус, поменять профессию, приобрести новые знания в удобное для себя время, а так же получить престижный диплом ведущего университета.
Программа разработана на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK (Business Analysis Body of Knowledge), а так же с учетом требований российского профессионального стандарта «Системный аналитик» (Утвержден Приказом Минтруда России № 809н от 28.10.2014).
В настоящее время подобных программ на образовательном рынке России нет.
Программа реализуется с 2011 года.
За это время прошли обучение несколько сотен человек из Челябинска, Сахалина, Волгограда, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Брянка, Владимира, Кирова, Перьми, Уфы, Томска, Казани,Тамбова, Белгорода, Смоленска, Москвы и других городов.
Подайте заявку на обучение
Цель реализации программы:
- формирование системных знаний и компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере бизнес-анализа, и позволяющих осуществлять управление требованиями к программному обеспечению, интеллектуальную обработку данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств моделирования бизнес-процессов и обработки данных.
Главная задача обучения по программе – не прохождение тестирования по дисциплинам, путем заучивания учебного материала, а получение слушателями навыков управления данными, формирования требований к проектируемым ИС, моделирования бизнес-процессов реальной компании путем выполнения контрольных домашних заданий c помощью консультаций от практиков-экспертов.
Структура и содержание программы
Эксперты подчеркивают, что сегодня все больше нужны специалисты широкого профиля, умеющие анализировать бизнес компании в целом, а не отдельных ее подразделений и компетентные как в области бизнеса, так и ИТ. Они должны уметь оценить ситуацию в бизнесе «с высоты птичьего полета», обосновывать принятие управленческих решений на основе интеллектуального анализа данных, и столь же важно глубокое понимание технологических особенностей потенциальных решений. Хорошо понимая терминологические различия между языком ИТ и языком бизнеса, бизнес-аналитик выступает в роли «переводчика» для установления контакта с ИТ-департаментом или внешним поставщиком программного продукта или ИТ-сервиса, на базе которых будет реализовываться решение бизнес-проблемы.
Планируемые результаты обучения: В результате освоения программы слушатели должны:
- обосновывать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность;
- выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
- знать методы стратегического анализа и планирования;
- описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы компании;
- разрабатывать и применять экономико-математические модели для обоснования принятия управленческих решений;
- применять инструментальные средства моделирования социально-экономических процессов;
- знать особенности процесса управления изменениями в организации при доработке ИТ-решений;
- иметь представление об основных методах анализа бизнес-требований;
- уметь разрабатывать бизнес-требования к ИТ-решениям;
- уметь проектировать ИТ-решения на основе анализа бизнес-требований;
- знать современные подходы к моделированию и анализу предметной области организации;
- знать и уметь применять стандарты, своды знаний, корпоративные методики в области проектирования информационных систем;
- уметь выбирать методику и технологию проектирования в соответствии с особенностями проекта;
- проводить обследование деятельности объекта автоматизации;
- применять специализированные формализованные языки и нотации для описания моделей.
Программа разработана ведущими преподавателями НИУ ВШЭ и практиками-экспертами, имеющими большой опыт практической работы и обучения взрослых людей.
Для качественного освоения материала имеет значение, как состав, так определенная последовательность изучения дисциплин.
Для задания необходимой логики изучения, а также приобретения практических навыков, программа разбита на четыре блока с соответствующими контрольными практическими заданиями:
1) Стратегический и финансовый анализ
Обучение аналитике бизнес-процессов
В своем развитии компании все чаще используют процессный подход. Стремление к систематизации и глубокому пониманию целей и задач деятельности всех структурных подразделений предприятия приводят к появлению должности бизнес-аналитика. В компетенции этого специалиста входит комплексная оценка и регламентация бизнес-процессов компании, выявление проблем и разработка предложений по их устранению, а также оптимизация работы организации.
Русская Школа Управления представляет образовательный курс по настройке системы управления бизнес-процессами. Главная задача тренинга – повысить квалификацию
- бизнес-аналитиков,
- специалистов по стратегическому развитию,
- руководителей среднего и высшего звена,
- менеджеров по качеству.
В ходе обучения Вы узнаете:
- какие методы применяются при описании бизнес-процессов предприятия;
- как справиться с проблемами целевых показателей;
- какие инструменты диагностики позволяют вовремя вмешаться в бизнес-процесс для его корректировки;
- как разработать план управления процессом и т.д.
Описание, регламентация и оптимизация бизнес-процессов
- Формы управления деятельностью, место процессного подхода.
- Понятие клиента и сети процессов. Основные, вспомогательные и управленческие процессы.
- Практикум: Построение процессного ландшафта.
- Инструменты описания процессов: от табличного формата к картам процессов.
- Практикум: Описание процесса по одному из форматов.
- Регламентация процессов и документарное обеспечение.
- Практикум: Разработка содержания типового регламента процесса.
- Владелец процесса и ключевые показатели эффективности (KPI).
- Практикум: Разработка KPI процесса.
Бизнес-процессы: диагностика и настройка
- Введение в процессный подход, соответствующий стандарту ISO 9001.
- Процессы, ориентированные на потребителя (COP — customer oriented process).
- Практика: Идентификация процессов, ориентированных на потребителя (COP — customer oriented process). Диаграмма «Осьминог».
- Процессы системы менеджмента качества.
- Результативность процесса.
- Практика: Измерение результативности процесса с точки зрения качества.
- Практика: Диаграмма «Черепаха».
- Риск-ориентированное мышление в процессном подходе (ISO 9001, п. 6.1).
- Функции отдельных операций, их отказы и последствия.
- Практика: Операция → Функция операции → Отказ операции → Последствия.
- Причины отказа отдельных операций процесса.
- Практика: Определение причин отказа отдельных операций процесса.
- Практика: Определение приоритетного числа риска для причин отказа отдельных операций процесса.
- Практика: Разработка мероприятий по изменению операций процесса для снижения приоритетного числа риска причин отказов.
- Приложение. Рождественская история о рисках процесса, изготавливающего табуретки.
Практика внедрения процессного подхода и международных стандартов
- Практика: Анализ основной терминологии ISO 9000 в области корректирующих действий.
- Операционная стратегия «Решение проблем процесса». ЦИКЛ ДЕМИНГА PDCA и цикл компании форд «8D».
- Практика: Разработка корректирующих действий (цикл PDCA).
- Практика: Анализ поля сил (факторов) движущих и сдерживающих реализацию процесса решения проблем.
- Практика: Выбор операционной стратегии процесса.
- Последовательность внедрения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям ISO 9001:2015.
- Приложение 1. Измерение результативности процессов.
- Приложение 2. Документирование процессов. Краткий обзор методов стандартизации (регламентации) процессов.
Реинжиниринг или начни с чистого листа (16:30-19:30)
- Реинжиниринг как радикальная форма развития процессов.
- Понятие идеальной системы, как цели развития процессов.
- Системно-функциональный подход для проектирования процесса.
- Определение клиента и главной функции (цели) процесса.
- Проектирование обязательных подсистем эффективного процесса: процесс, обеспечение, управление.
- Внедрение разработанного решения в практику, преодоление сопротивления радикальным изменениям.
Как стать бизнес-аналитиком онлайн/online?
Как бесплатно обучиться бизнес-анализу не выходя из дома (online)? В данной статье приведены онлайн курсы и презентации в сети интернет, которые помогут Вам освоить такую сферу деятельности как бизнес-анализ.
Кто такой бизнес-аналитик
Давайте сначала определим, кто такой бизнес-аналитик, какими качествами он обладает, какие знания и навыки у него есть.
Бизнес-аналитик – это:
- wikipedia.org: Бизнес-аналитик — специалист, использующий методы бизнес-анализа для аналитики потребностей деятельности организаций с целью определения проблем бизнеса и предложения их решения.
- enjoy-job.ru: Бизнес-аналитик (Business Analyst) — специалист, задачей которого является детальное изучение структуры компании, выявление проблем и поиск путей их успешного разрешения.
- itkeys.ru: Бизнес-аналитик — это человек, который анализирует бизнес-потребности организации, а также формулирует пути и схемы усовершенствования бизнес-процессов, осуществляет стратегическое планирование.
- proforientator.ru: Бизнес-аналитика – изучение бизнес-процессов компании-заказчика для наиболее эффективного внедрения информационных систем.
- consulting.ru: Бизнес-аналитик в информационных технологиях – это человек, выступающий в роли интерфейса между ИТ и бизнесом, который может говорить на одном языке с представителями обеих областей и может организовать совместную работу над предметной областью. Бизнес-аналитик в бизнесе – это человек, который умеет анализировать определенный вид бизнеса или процесса (непрерывное производство, розничный бизнес, управление проектами и т.п.) или круг задач в бизнесе (маркетинг, управление запасами, бюджетирование и т.д.).
- BABOK v.3: Бизнес-аналитик — это любое лицо, которое выполняет задачи бизнес-анализа, описанные в руководстве BABOK, независимо от своей должности или организационной роли. Бизнес-аналитик отвечает за обнаружение, обобщение и анализ информации из разных источников в рамках компании, в том числе: инструментов, процессов, документации, а также заинтересованных лиц. Бизнес-аналитик отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных лиц (что часто включает в себя разбор и прояснения выражаемых пожеланий) для того, чтобы определить основные задачи и выявить мотивы. Бизнес-аналитики принимают активное участие в том, чтобы спроектированное и реализованное решение соотносилось с потребностями заинтересованных лиц.
- iiba.org: Бизнес-аналитик является проводником изменений в организации. Бизнес-анализ является дисциплинированным подходом к внедрению и управлению изменениями в организации.
Что нужно знать и уметь бизнес-аналитику?
Для начала хочу описать как я понимаю профессию бизнес-аналитика. Лично я вижу специализацию бизнес-аналитика в двух плоскостях — в бизнесе и в сфере ИТ. На мой взгляд — это два принципиально разных по навыкам специалиста.
Бизнес-аналитик в сфере ИТ:
Бизнес-аналитик — это разносторонний специалист, который должен уметь:
- коммуницировать с различными заинтересованными сторонами (это может быть топ-менеджмент компании, либо мидл-менеджмент)
- коммуницировать с бизнес-пользователями
- коммуницировать с членами команды (разработчики, аналитики, менеджеры проектов)
- использовать различные инструменты для систематизации требований (именно инструменты — почти всегда Excel)
- знать и уметь предвидеть какие требования нужны для каждого конкретного проекта и кому задавать вопросы
- уметь правильно формулировать вопросы и «выковыривать» информацию из людей (это очень сложный процесс, особенно когда начинается скрытое сопротивление)
- проводить интервью по выявлению требований
- понимать «политику игры» различных заинтересованных сторон и влияние этого процесса на исход проекта
- видеть влиятельных людей и уметь убеждать их
- уметь исключать мешающих членов рабочей группы из проекта (того, кто постоянно тратит время команды, либо уводит проект не в ту сторону, желательно перевести на другую деятельность внутри компании и обращаться только за отдельными консультациями)
- уметь четко формулировать тезисы, делать четкие выводы
- уметь проводить воркшопы для уточнения требований
- уметь проводить общие конструктивные собрания (цель собрания, проблема, возможные решения должны описываться до собрания, чтобы исключить лишние бла-бла-бла)
- понимать принципы построения систем, уметь трансформировать цели проекта в бизнес-требования, а бизнес-требования в функциональные и нефункциональные требования (т.е. трассировка должна быть в таком порядке)
- быть способным генерировать новые решения
- знать sql, принципы построения моделей данных, бизнес-процессов
- знать и уметь использовать визуальные инструменты для представления информации
Дорожные карты профессии бизнес-аналитика от IIBA.ORG
Онлайн-курсы
Ниже приведены курсы на сайте ИНТУИТ.ру, которые могут быть полезны как начинающим бизнес-аналитикам, так и профессионалам.
BAF Курс «Основы бизнес-анализа»
Бизнес-анализ является одной из дисциплин, без которой сложно обойтись в быстро меняющемся мире. Успешность и компаний, и самих сотрудников зависит от способности адекватно реагировать на изменения и оперативно изменяться, сохраняя при этом конкурентные преимущества. Скорость и объем информационных потоков определили необходимость развития нового направления аналитической работы – бизнес-анализа.
Бизнес-анализ помогает решать задачи трансформации бизнеса, в том числе:
- выявление ожиданий и потребностей;
- сбор и формализация требований,
- рассмотрение альтернативных вариантов реализации требований;
- управление требованиями, включая контроль за их реализацией;
- разработка текущих и целевых моделей бизнес-процессов.
Конкурентные преимущества компаний в настоящее время определяются их возможностями подстраиваться под изменения рынка: внедрять инновационные технологии, новые продукты, адаптировать методы управления.
В то же время довольно часто возникает недовольство бизнес-руководства, связанное с конечными результатами внедрения новых технологий, инвестиции в технологии не всегда приводят к требуемому результату, не всегда соответствуют ожиданиям, а сами технологии используются недостаточно эффективно. Фактически новые решения далеко не всегда отвечают требованиям бизнеса, не дают значительных конкурентных преимуществ. Зачастую это связано с отсутствием необходимого уровня взаимодействия разработчиков технологий с лицами, определяющими цели создания этих технологий, а также с другими заинтересованными в технологиях сторонами, или лицами, использующими технологии в своей деятельности.
Связующим звеном между сферой бизнеса (с ее потребностями в эффективности деятельности с учетом требований стейкхолдеров) и сферой технологий (обеспечивающей разработку новых решений) выступает бизнес-анализ. Бизнес-аналитики могут иметь различные роли в организации, которые задействованы в изменениях бизнеса.
Одним из признаков актуальности направления бизнес-анализа является наличие сообществ и общественных институтов, занимающихся развитием профессионального направления в целом и его представителей – специалистов в данной области. Наиболее крупными сообществами из них являются International Institute of Business Analysis (IIBA — Международный институт бизнес-анализа) и Project Management Institute (PMI — Институт управления проектами). Бизнес-аналитики могут стать членами и других профессиональных сообществ, таких как Американское общество по качеству (ASQ), Институт аналитиков и программистов (IAP) в Великобритании и др.
Курс «Основы бизнес-анализа» позволит познакомиться с ключевыми принципами и практиками бизнес-анализа. Знания, полученные на курсе, будут является основной для применения подходов бизнес-анализа в вашей организации, и помогут понять, каким образом практики бизнес-анализа могут быть встроены в текущие процессы управления ИТ и принести пользу.
Бизнес-анализ многогранен, он имеет огромный спектр инструментов, помогающий эффективно выполнять поставленные перед аналитиком задачи. Наиболее распространенными сводами знаний и практик по бизнес-анализу являются:
- разработанный International Institute of Business Analysis свод знаний BABOK v3 (Business Analysis Body of Knowledge),
- разработанные Project Management Institute «Business Analysis for Practitioners: A Practice Guide» и «The PMI Guide to Business Analysis».
Во многих областях, в том числе в бизнес-анализе, на сегодняшний день не существует единого полного источника знаний с детальным описанием всех необходимых практик. Курс «Основы бизнес-анализа» уникален тем, что позволяет объединить и систематизировать знания из различных источников (BABOK v3, материалы PMI, требования государственных профессиональных стандартов Российской Федерации, международного стандарта ISO/IEC 19510:2013 Information technology-Object Management Group Business Process Model and Notation), сформировать полную комплексную картину по данной теме и получить основу для развития в области бизнес-анализа.
Без владения инструментами бизнес-анализа невозможно обеспечить качественный анализ данных, провести моделирование процессов или консалтинг, подготовить описание и обеспечить реализацию бизнес-требований, эффективно управлять проектом и многое-многое другое.
Анализ и моделирование бизнес-процессов
- 10 недель
от 3 до 4 часов в неделю
понадобится для освоения
3 зачётных единицы
для зачета в своем вузе
Каждый из нас ежедневно сталкивается со множеством бизнес-процессов – в одних мы выступаем в качестве потребителя, получающего продукты или услуги, в других – сами вместе с коллегами создаём что-то ценное для других людей. Курс рассказывает о современных методах моделирования и анализа бизнес-процессов. Вы узнаете, как увидеть общие закономерности в деятельности компаний и взаимодействии её сотрудников, как использовать различные графические нотации — общий и понятный язык для построения моделей бизнес-процессов, как выявить и устранить ошибки и риски, мешающие процессам быть эффективными, как применять современные методы искусственного интеллекта и машинного обучения для совершенствования процессов. Курс адресован всем, кто так или иначе связан с автоматизацией и управлением: бизнес-аналитикам и архитекторам, разработчикам, менеджерам, специалистам в области организационного управления и управления персоналом и т.п. Изучение курса сопровождается выполнением практических заданий и анализом конкретных примеров, основанных на реальных бизнес-процессах современных российских организаций.
О курсе
Целями освоения курса являются: 1) получение теоретических знаний о системном, процессно-ориентированном подходе к управлению деятельностью, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов; 2) изучение основ системного мышления и управления сложными системами.
В результате освоения курса будут получены практические умения и навыки, позволяющие:
- собирать, обобщать и систематизировать информацию, которая необходима для создания моделей бизнес-процессов;
- идентифицировать и классифицировать бизнес-процессы, разрабатывать модели бизнес-процессов с использованием методологий и нотаций IDEF0, ARIS, BPMN в специализированных компьютерных программах;
- формулировать цели бизнес-процессов и связывать их со стратегическими целями деятельности предприятия;
- анализировать бизнес-процессы и интерпретировать информацию, получаемую в результате этого анализа,
оценивать бизнес-процессы с точки зрения их зрелости, выявлять ошибки в бизнес-процессах;
- решать задачи, связанные с совершенствованием и внедрением бизнес-процессов.
Для освоения курса необходимы знания математики, основ экономики, менеджмента, информационных технологий в объёме программы средней школы. Практические и самостоятельные задания выполняются с помощью свободно-доступного ПО и интернет-сервисов (ARIS Express, bpmn.io, …).
Формат
Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов. Также по некоторым темам предусмотрено выполнение практического задания в формате взаимного оценивания. По завершении курса проводится итоговый экзамен, включающий тестовую часть и решение задачи.
Требования
Для освоения курса необходимы знания математики, основ экономики, менеджмента, информационных технологий в объёме программы средней школы.