Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение через открытие

обучение через открытие
статья по истории по теме

Аннотация к статье «Обучение через открытие».

Статья посвящена организации проблемного обучения на уроках истории и обществознания. Новые социальные запросы требуют организацию учебных занятий таким образом, что ученик анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает новую информацию. Помогает этому создание проблемных ситуаций.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Ключевыми словами являются: учебно-познавательная деятельность, педагогическая технология, проблемное обучение, проблемная ситуация, тью́тор.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация к статье «Обучение через открытие».

Статья посвящена организации проблемного обучения на уроках истории и обществознания. Новые социальные запросы требуют организацию учебных занятий таким образом, что ученик анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает новую информацию. Помогает этому создание проблемных ситуаций.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Ключевыми словами являются: учебно-познавательная деятельность, педагогическая технология, проблемное обучение, проблемная ситуация, тью́тор.

Мухина Галина Михайловна

преподаватель истории и обществознания

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище

Обучение через открытие.

Новые запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетентность образования «научить учиться».

Обучение через открытие — это главный принцип проблемности, который реализуется как в содержании, так и в процессе обучения. Цель проблемного обучения: развитие способностей к самореализации, к самостоятельному мышлению воспитанников.

Элементы проблемного обучения мы находим в трудах Сократа, французских просветителей, русского педагога К.Д. Ушинского. Глубокие исследования проблемного обучения начались в 60- годы прошлого столетия. Идея и принципы в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Исследования в этой области ведутся и сейчас представителями педагогической науки.

Проблемное обучение сегодня — это организация учебных занятий таким образом, что создается проблемная ситуация и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение сегодня – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа: постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез по её решению, поиск решения через изучение фактического материала, аргументации, осмысления и наконец – дискуссия. Структура проблемного урока , представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Почему именно проблемное обучение чаще всего используется на уроках истории и обществознания?

1. Это связано с рядом трудных дискуссионных вопросов – норманнская теория; революция или переворот (октябрь 1917г); оценка деятельности ПетраI; восстание, дворцовый переворот, военный переворот или акт неповиновения ( историческое событие 14 декабря 1825 года) и т.д. На первое место выходит исследовательская работа учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной и документальной литературы.

2. Огромный поток информации, а количество часов сокращено – все это ставит перед учителем задачу в перестройке своей деятельности, в усовершенствовании учебного процесса.

Активность ученика заключается в том, что анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. В условиях проблемного обучения возможна организация, как индивидуальной работы, так и групповой. Группы обычно составляю постоянные, но дифференцированные — это ускоряет работу слабых. Назначается руководитель группы.

Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1) Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события.

2) Задачи на противоположные высказывания одного человека.

3) Задачи на анализ факта, события.

4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности.

5) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.

Примеры некоторых проблемных задач, используемых на уроках:

-Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

-Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?

-Ряд лет археологи работали на раскопках кургана, под которым скрывались неукрепленные поселения и укрепленное городище, непосредственно примыкавшие друг к другу. В городище они находили предметы только христианского верования, а в поселениях – только языческих верований. Выскажи гипотезу, объясняющую этот факт.

-Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940г.)

-Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

— Подумайте, как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу?

Начиная с младших классов учимся работать над проблемой, выдвигать гипотезы и искать решения. Так в 7 классе при изучении темы «Дворцовые перевороты» перед ребятами был поставлен проблемный вопрос: «Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I – дворцовыми переворотами?»

Просмотр фрагмента видеофильма, описание историков, анализ генеалогии Романовых, иллюстраций и отрывка произведения М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» позволили воспитанникам восстановить основные даты и события данного исторического периода. В ходе выполнения проблемного задания ребята составляли словарь урока и опорную схему, на основе которых смогли самостоятельно сформулировать значение понятия «дворцовый переворот» и выдвинуть свои гипотезы-ответы на поставленный вопрос.

Неожиданностью для всех участников урока явилась возможность «взять интервью» у одних из самых значимых участников этих событий — Елизаветы Петровны и Петра III. Воспитанников интересовали вопросы: На кого опирались правители во время дворцовых переворотов? Какими причинами обусловлены дворцовые перевороты 18 века? Какие группировки дворян боролись за власть? Как это проходило во время смуты?

В заключение работы ребята смогли выделить причины дворцовых переворотов, их особенности и ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос. Реализованные на занятии методы проблемного, частично-поискового и игрового обучения содействовали развитию аналитических способностей воспитанников, умений устанавливать следственно-логические связи, делать выводы. Тьюторское сопровождение урока активизировало личный опыт воспитанников, развивало навыки самообразовательной деятельности.

Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос Н.Г. Дайри дал ответ: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».

Организация учебно-познавательной деятельности на основе технологии проблемного обучения помогает воспитанникам разобраться в непростых вопросах истории. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

1. Г.К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г.

2. Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.

3. Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.

4. Л.Н. Алексашкина. «Учебные лекции по истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания», № 8, 2006 г.

5. Е.Е. Вяземский. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем, М. Просвещение, 2012

Обучение через открытие

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое «Обучение через открытие» в других словарях:

Открытие морского пути из Европы в Индию и на Дальний Восток — Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. В поисках были заинтересованы дворяне, купцы, духовенство и королевская власть этих стран. С окончанием реконкисты (в Португалии она… … Всемирная история. Энциклопедия

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (система Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова) — (англ. developing education) в настоящее время это полное научно методическое и практически организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному (г. о. рус.) языку, изобразительному искусству, литературе,… … Большая психологическая энциклопедия

ОЗБЕЛ — (Ausubeb Дейвид Поль (р. 25.10.1918, Нью Йорк), амер. психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Окончил Пенсильванский ун т (1938), в 1950 защитил докторскую дисс. по возрастной и пед. психологии в Колумбийском ун те.… … Российская педагогическая энциклопедия

Читать еще:  Таблица xl обучение

ОЗБЕЛ Дейвид Поль — (р. 25.10.1918, Нью Йорк), амер. психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Окончил Пенсильванский ун т (1938), в 1950 защитил докторскую дисс. по возрастной и пед. психологии в Колумбийском ун те. Работал в Между нар.… … Российская педагогическая энциклопедия

Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора

Финансовый регулятор — (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… … Энциклопедия инвестора

Интернет-мошенничество — Мошенничество в самом широком смысле, это обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом либо правом на чужое имущество имущество (собственность или деньги). Мошенничество, как правило, является преступлением. Уголовно… … Википедия

Компьютерное мошенничество — Мошенничество в самом широком смысле, это обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом либо правом на чужое имущество имущество (собственность или деньги). Мошенничество, как правило, является преступлением. Уголовно… … Википедия

Лохотрон — Мошенничество в самом широком смысле, это обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом либо правом на чужое имущество имущество (собственность или деньги). Мошенничество, как правило, является преступлением. Уголовно… … Википедия

Мошенник — Мошенничество в самом широком смысле, это обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом либо правом на чужое имущество имущество (собственность или деньги). Мошенничество, как правило, является преступлением. Уголовно… … Википедия

Обучение через открытие

Уважаемый читатель! Данная книга-диалог является очередным этапом в представлении двух научных направлений современной педагогики – дидактической эвристики и системы обучения на основе эвристического диалога. Эвристический характер образования основывается не на получении готовой и правильной «теории», а на создании учащимся своего собственного образовательного продукта, отличного от образовательного продукта другого учащегося. Для создания образовательного продукта ученику предлагается изучить область действительности, исходя из личных особенностей, и только затем сопоставить полученный результат с достижением человечества по данной теме – культурно-историческим аналогом.

В результате диалога «своего» с «чужим» каждый ученик делает не просто свои собственные открытия по учебным предметам, но и открывает себя: понимает, кем он не является, учится видеть границы своего незнания, задавать вопросы, ставить цели и рефлексировать, развивает познавательные, креативные, организационные способности личности. Ведь качество образования определяется не «суммой» наук, переданной обучаемому. В этом случае мы работали бы на склад стройматериалов и подготовку кладовщика, готового отпустить эти материалы по первому требованию. Важно научить ученика «строить дом», поэтому качество образования напрямую зависит от того, насколько мы смогли выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого.

В технологии эвристического обучения на основе диалога вопрос ученика является главным методологическим и методическим инструментом в создании своего собственного образовательного продукта. Научить ученика задавать вопросы – ключ к развитию креативной, нравственно-зрелой личности, способной к самоизменениям и администрированию своего образовательного, а потом и жизненного пути.

Одна из учениц старших классов, выполняя рефлексию по результатам участия в эвристической олимпиаде, где предлагались задания, не имеющие заранее известных ответов, написала буквально следующее: «Сократ был прав: все ответы внутри нас!» Приоритет внутреннего перед внешним – в ученических открытиях, возможности самореализации для ученика, принципе человекосообразности в образовании (Научная школа А.В. Хуторского).

В книге высказывания известных людей сочетаются с фрагментами рефлексий учеников, прошедших школу эвристического обучения. Это лишний раз подтверждает, что ученик способен совершать открытия, соизмеримые с культурно-историческим наследием.

ректор Белорусского государственного университета доктор педагогических наук, профессор

Нужны ли инновации в образовании?

На семинарах с учителями, а нередко и на занятиях со студентами, можно услышать две, на первый взгляд, точки зрения.

Первая точка зрения: нужны ли какие-то инновации в образовании вообще? Ведь не секрет, что природа человека не меняется. Тысячи лет назад в Египте учили слушать своего учителя и били ученика розгами по спине, считая, что там у него находится ухо, чтобы он был восприимчив к словам учителя. В настоящее время изменились лишь объемы информации и способы ее доставки до адресата. Почему студенты очень любят учебники с картинками? Потому что это всегда приводит к некому образу, который вмещает в себя или замещает очень большие объемы информации.

Вторая точка зрения: так жить больше нельзя, надо что-то менять по причине того, что динамично меняющийся мир сегодня выдвигает новые требования подготовки специалиста, а мы готовим как-то по старинке.

Но это только кажущаяся противоречивость двух названных точек зрения: правы те и другие. Такова и сущность законов микромира: элементарная частица – это и частица, и волна одновременно. В этом проявляет себя корпускулярно-волновой дуализм – одновременное существование двух противоположностей.

Такова природа человека: и стереотипная – «делать как все», минимизируя затраты энергии, и творческая – как выход за рамки шаблона. Об этом писали такие мыслители, как Г. Гессе, философ X. Ортега-и-Гассет.

Мы можем познать

которые сделали сами.

Практически любая система образования начинается с вопроса «Кто есть человек?». Речь идет о взгляде на природу человека. Ответ на вопрос «Кто есть человек?» является первым, методологическим уровнем проектирования системы образования, раскрывающим суть вопроса «Зачем учить?». И только после ответа на этот вопрос мы можем перейти ко второму уровню – «Чему учить?», а затем и к третьему, исполнительному, – «Как учить?».

Сегодня много говорится о том «Как учить?», отчасти – «Чему учить?». Но практически вне поля изысканий и обсуждений остается вопрос «Зачем учить?». Так, неоднократно можно услышать, прочитать утверждения, что школа – это враг творчества. Однако возникает вопрос, а зачем нужна креативная школа?

Многие также задаются вопросом «Каким будет образование будущего?». Например, в 2030 году? И на сей счет проводится множество самых различных форумов, научных конференций, выступлений. Звучат слова о глобальной роли информационно-коммуникативных технологий в образовании, искусственном интеллекте. Массовым будет образование или элитарным? Этот и другие вопросы соотносят прежде всего с вопросом «Зачем учить?». Каков взгляд на природу человека? Существует ли сам человек как заказчик своего образования?

И как бы вы ответили?

Существует два древнейших взгляда на сущность природы человека: Человек – «чистый лист», Человек – «семя неизвестного растения». Наиболее образно мысль об этих представлениях на природу человека сформулировал писатель Д.Х. Джебран:

Они говорят мне, очнувшись ото сна:

«Ты и мир, в котором ты живешь, —

всего лишь песчинка на неоглядном

берегу неоглядного моря».

А я говорю им во сне:

«Я – неоглядное море, и все миры —

лишь песчинки на моем берегу».

Если ученик – «чистый лист», то основная цель – заполнить его как можно более мелким почерком.

Большинство из нас –

это чужие суждения;

Человеку дается нечто вроде статуса «пустое место». Тогда понятно, каков ответ на вопрос «Чему учить?» – учить достижениям человечества. На этот ответ и будут работать образовательные стандарты, программы, школьные учебники. Учебник – это часть содержания образования, который дает в том числе ответ на вопрос «Чему учить?» и, будучи частью системы обучения – дидактики, служит реализации тех целей образования, которые являются основой для проектирования всей системы обучения. Следовательно, при подходе «ученик – „чистый лист“» в учебнике должен быть больший процент того, что передается ученику, и, наоборот, меньший процент того, что ученик должен сделать сам. Критерии оценки будут определяться исходя из степени соответствия того, что говорит ученик, в сравнении с тем, что было изложено или передано ему.

Самостоятельность в обучении

Психолог Алексей Обухов об открытости новому знанию, обучении через исследование и поисковой инициативе

Mihail_fotodeti // pixabay.com

В современном образовании активно обсуждается вопрос «Как научить ребенка учиться?». Но есть еще один не менее важный вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок стал самостоятельным в учении?» Мы знаем, что многие дети активно проявляют интерес к новым предметам и пространству в дошкольном возрасте, но после того, как они начинают ходить в школу, что-то происходит и они теряют любознательность к окружающему миру. Почему мотив обучения исчезает и перестает формироваться самостоятельность? Многие мыслители, педагоги и психологи издревле задавались вопросами: «Как сохранить природную любознательность ребенка?», «Как поддержать его желание искать и узнавать новое?» Образование зачастую не развивает, а, наоборот, подавляет самостоятельность и инициативность детей. И ключевая задача современной школы — выстроить ситуацию обучения так, чтобы оно поддерживало любознательность, мотивацию к поиску и желание совершать открытия для развития самостоятельности.

Любознательность и любопытство

Каждый ребенок в той или иной степени любознателен, его привлекают новые предметы и объекты. Взрослея, он постепенно изучает окружающее пространство и стремится узнать о нем как можно больше. По мере того как ребенок начинает ориентироваться на требования и ожидания взрослых, у него развивается способность к любопытству. Любознательность и любопытство — это два разных понятия. Любознательность — это естественный интерес и любовь к новому знанию. Любопытство же — устойчивый интерес к чему-то, что запрещено или нежелательно изучать. Два этих фактора, с одной стороны, задают способы и средства регуляции поведения, а с другой — определяют ограничения в самостоятельности ребенка.

Читать еще:  It программист обучение

Эффективность образования во многом определяется тем, насколько человек может удовлетворить свою любознательность. Ребенок, ориентированный на поддержку со стороны взрослого, старается выполнить поставленные ему задачи. Если взрослые начинают требовать от ребенка того, что ему неинтересно, любознательность начинает угасать или реализуется там, где взрослых нет. Школа и урок становятся местом и временем послушания или пережидания, а не пространством реализации интереса. Пропадает инициатива, самостоятельность в действиях, и ребенок выжидает, когда он окажется без взрослых, чтобы получить ответ на свой вопрос. Если не давать ребенку постоянного права на ошибку, то довольно рано в ситуации выбора между известным и неизвестным он начнет отдавать предпочтение тому, с чем уже хорошо знаком. Ведь в таком случае есть определенность и гарантия успеха.

Обучение через открытия

Для многих новизна одновременно несет в себе притягательность и вызывает страх. Опасность может быть реальной или же ложным переживанием — это зависит от того, насколько человек был ограничен в самостоятельности и проявлении интереса в детстве. Действительно, ребенок может испачкаться, пораниться, потеряться, испугаться, с взрослением мир становится все более непредсказуемым. И реакция многих взрослых — желание повысить контроль над ситуацией и поведением ребенка. Этот контроль исходит из благого опасения: «А вдруг что-то случится?», но довольно быстро приводит к тому, что ребенку не разрешают действовать самостоятельно и проявлять инициативу. В результате формируется стратегия избегания новизны, а не стремления к исследованиям.

Социальная чувствительность

Ученые из Института образования НИУ ВШЭ обнаружили, что чувствительность к новизне присутствует лишь у незначительного числа детей. Большая часть проявляет социальную чувствительность — интерес к любознательности другого ребенка. Это способствует поддержанию интереса к новым предметам или явлениям, когда дети находятся в групповом взаимодействии. Благодаря социальной чувствительности дети с разными познавательными стратегиями могут взаимно обогащать и поддерживать развитие и устойчивость познавательной самостоятельности друг друга. Очень важно создавать ситуации, при которых дети могут работать в группе и сталкиваться с новыми задачами, где нет изначально известного решения.

Влияние взрослых на поисковую активность ребенка

Даже без специального обучения дети дошкольного возраста во взаимодействии друг с другом могут выстраивать алгоритм деятельности, схожий с исследовательским. Однако без взрослого или более опытного сверстника они не всегда могут понять, какие использовать методы учения, как сделать точные умозаключения или докопаться до истины. Бывает и так, что в присутствии взрослого познавательная активность ребенка тормозится, сдерживается. Многие учителя и родители выстраивают свой «правильный» образ поведения ребенка, и им не нравится, когда реальное поведение не соответствует этому образу. Поэтому взрослые часто пресекают поисковую активность и любознательность детей. В результате возникает все больше ситуаций, когда одно только появление взрослого приводит к угасанию познавательной активности. И здесь становится принципиально важно, как родитель или учитель реагирует на стремление ребенка к новизне, как он его поддерживает и направляет.

Для развития исследовательской активности ребенка очень важно положительно реагировать на его интерес, помогать ему с инструментами и материалами обучения. Необходимо вместе с ребенком изучать то, что ему интересно, и задавать наводящие или уточняющие вопросы, а не давать готовые ответы. Прямой ответ на вопрос закрывает познавательную ситуацию и сворачивает исследовательскую деятельность детей.

Самостоятельность в обучении и педагогические практики

Педагогические системы, в которых заложена идея поддержки исследовательской активности, начали складываться в XIX веке. Наиболее известна система Марии Монтессори, где основная задача педагога — создавать среду, которая стимулирует и направляет познавательную активность ребенка. В середине ХХ века появилась система «Реджио Эмилии» Лориса Малагуцци. Согласно этой концепции, чтобы сформировать интерес к обучению, учитель должен все время наполнять среду своих учеников новыми предметами, материалами и инструментами. При этом каждый ребенок сам решает, в каком пространстве, с какими материалами и в каком темпе ему интересно что-либо изучать и создавать.

Во второй половине ХХ века в массовую практику образования вошла учебно-исследовательская деятельность — вовлечение детей в исследование, начиная с дошкольного возраста. В ходе обучения на том или ином материале ребенок осваивал самостоятельный поиск решений, а также учился работать с информацией, подбирать и использовать адекватные методы, собирать и систематизировать данные, анализировать и рефлексировать. Такая практика сохраняет любознательность и развивает настойчивость в достижении поставленных целей. Однако пока исследовательская деятельность не стала центральной линией обучения в массовых школах, ее методики реализуются в большей степени в дополнительном, а не основном образовании.

Современная школа и обучение через исследования

К сожалению, практика массового образования с трудом принимает идею обучения через исследования. Ведь этот процесс с трудом поддается жесткому контролю, формализованной оценке, унификации и стандартизации. Тот ресурс на развитие, который заложен в ребенке, редко используется в полной мере, а чаще, наоборот, подавляется. В обществе начинает расти запрос на стабильность, управляемость и внешний контроль. Как только создается ситуация, в которой ребенок сам может определить, что и зачем ему изучать, возникает неуверенность взрослых и педагогов в том, что это правильно и нужно. Этот страх поддерживается аргументом «в наше время было не так». Привычка, что все вопросы должны иметь однозначно правильные и проверяемые ответы, тормозит появление практики обучения через исследование в повседневной жизни школы.

Однако сейчас начинают создаваться совершенно новые школьные пространства, в которых выстраивается система образования на основе исследовательской деятельности учеников. Это, например, «Школа будущего», Лицей НИУ ВШЭ, «Хорошкола», школа «Летово», «Умная школа» и другие. Основные принципы, на которых построено обучение в этих школах: «учимся делать, делая», построение открытой образовательной ситуации, возможность самостоятельного выбора содержания обучения, вовлечение учеников в исследовательскую и проектную деятельность.

Целеполагание, планирование и рефлексия

Развитие системы учебных исследований в образовании подразумевает смысловую перестройку процесса обучения. Обычно только учитель видит конечный результат, только у него есть четкое представление о том, какие действия должен совершить ученик. В этой ситуации способность самостоятельно поставить цель и спланировать ее достижение не становится достоянием самого ребенка. В ситуации обучения через открытия ученик сам участвует в рождении замысла исследования, осознает проблемный вопрос, выстраивает цель собственной деятельности, планирует последовательность действий для ее достижения, рефлексирует весь процесс реализации планов и анализирует то, что в итоге получилось. Конструирование образовательной ситуации в логике «замысел — реализация — рефлексия» — это парадигма, которая позволяет ребенку становиться самостоятельным в своем учении. Когда ученик полностью реализует свой исследовательский потенциал для поиска ответа на вопрос, он развивает в себе способности, важные для становления активной жизненной позиции. Это умение ставить цели и планировать свою деятельность для их достижения, рефлексия процесса и результата деятельности, а также понимание имеющихся ресурсов и их дефицита. Это дает возможность осознанно ставить новые задачи для собственного развития.

Открытость к изменениям как ключевой навык XXI века

Мир становится все более разнообразным и изменчивым. Человек ежедневно попадает в ситуации неопределенности, сложности и разнообразия. То, на основании чего мы принимаем те или иные решения и насколько они будут успешны и эффективны, во многом зависит от нашей открытости к изменениям.

Речь идет об умении принимать новое, быстро корректировать планы и менять тактику, не теряться и действовать эффективно при появлении новой информации или изменении контекста. Выучить и воспроизвести заданный набор информации при ее доступности и постоянном росте становится анахронизмом. Важнее научить учиться, исследовать, осознанно искать, выделять и осмыслять разнообразную информацию. Как известно, учиться делать можно, только делая. Открытость изменениям у ребенка развивается тогда, когда взрослый поддерживает его познавательную инициативу, помогает исследовать неизвестное и показывает ценность перемен.

Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

Как учить детей, чтобы зарабатывать

Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ , и теперь занимаются все.

ЕГЭ — это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.

Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все — и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании — репетиторы и центры подготовки.

Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ . Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.

Читать еще:  Обучение js с нуля

Максим учит школьников математике и управляет бизнесом

Идея бизнеса

Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.

Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа — одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.

Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.

В 2015 году Максим оформил ИП . Форма налогообложения — патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС . Для Максима такой патент стоит 20 000 Р .

Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.

Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.

Как работать с клиентами

В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.

На курсы подготовки идут школьники 9—11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.

Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.

Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.

Одно дело — привлечь ученика, и совсем другое — чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» — 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.

Особенности: сезонность, текучка

Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.

Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.

В то же время август — самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе — это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период — всё, денег в этом году не будет.

В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август — самый затратный месяц, и он же — самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р . Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться — надо готовиться к межсезонью.

С такими особенностями бизнеса важно вести управленческий учет: планировать будущие расходы, сверять их с доходами и заранее всё балансировать. Иначе легко попасть в кассовый разрыв.

Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы — за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.

Прибыль с ученика 2956 рублей

Сотрудники

Больше всего тратят на зарплаты учителям — 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.

В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ : они создают хорошую репутацию центру.

от выручки идут на зарплату преподавателям

Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.

Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.

Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.

Курсы подготовки к ЕГЭ — сезонный бизнес. Все приходят заниматься осенью и зимой, а летом разъезжаются на каникулы

Помещение

Расходы на аренду вторые по величине — 13% от выручки.

Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.

от выручки Максим тратит на аренду помещений

Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.

В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.

Траты на мебель — столы и стулья — Максим не считает, потому что стоят они дешево, а прослужат долго На стенах развесили мотивирующие цитаты

Сколько стоило расширение бизнеса

Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.

На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.

На что потратили 800 тысяч рублей:

  • 65 000 Р — первая версия сайта,
  • 91 000 Р — доработка и продвижение сайта,
  • 150 000 Р — контекстная реклама,
  • 150 000 Р — аренда трех новых помещений,
  • 138 000 Р — зарплата новым учителям.

Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.

Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.

Сайт для центра «Развитие» сделали в 2017 году: razvitiecenter.ru

В пяти пунктах

  1. Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ . Ниша готовая, мощная и естественная.
  2. Подготовка к ЕГЭ — предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
  3. Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
  4. Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
  5. Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector