Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучающие программы vr

Обучающие программы vr

23 марта 2020 года в крупнейшем онлайн-магазине компьютерных игр Steam состоялся релиз Half Life: Alyx — научно-фантастического шутера от первого лица. Культовая серия вернулась к фанатам не просто после 12–летнего перерыва. Новая версия игры впервые была разработана только для шлемов виртуальной реальности. И это первая ААА-игра такого формата. Событие должно было стать значимым для геймеров и геймдев-индустрии, но внезапно стало значимым для всех.

Все началось с Чарльза Кумбера — американского школьного учителя математики из Сан-Диего. Он запустил игру в день релиза, но вместо того, чтобы освобождать Землю от оккупации инопланетной цивилизации «Альянс», провел VR-урок по геометрии. Кумбер всего-то хотел записать не скучную лекцию для своих учеников, которые из-за пандемии COVID-19 перешли на дистанционное обучение. Но вместо этого показал всему миру, что даже жестокая VR-реальность может служить по-настоящему благим целям — просвещению. А еще Кумбер создал модный тренд. Спустя неделю его подхватил московский преподаватель и сотрудник технологической компании Phygitalism Вадим Кондаратцев. Он выступил перед магистрами Московского Авиационного Института в той же локации Half Life: Alyx, что и Чарльз Кумбер. Правда, он прочитал 20-минутную лекцию об основах дискретных динамических последовательностей.

Зачем в России повторили опыт американского учителя математики? Каково это — преподавать, находясь в шлеме виртуальной реальности? И почему полноценная интеграция недешевых XR-технологий в образование, может стать выгодной для всех и после пандемии?

Лекция в Half Life по-русски: как это было сделано?

Идея повторить лекцию внутри Half Life: Alyx пришла в голову сотрудникам российской компании Phygitalism. Они занимаются разработкой проектов на стыке XR (виртуальная, дополненная и смешанная реальности), машинного обучения и интерактивных технологий для бизнеса. А еще компания является официальным партнером Московского Авиационного Института в образовательной магистерской программе «Виртуальная/дополненная реальность и искусственный интеллект».

Генеральный директор Phygitalism Олег Юсупов рассказывает:

Посмотрев урок Кумбера, самим захотелось понять, как может себя чувствовать преподаватель внутри такой игры. Насколько подобный формат преподавания (когда в процесс обучения интегрируются технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности) вообще может быть полезным в будущем для развития иммерсивного образования?

Реализовали задуманное быстро. Преподаватель МАИ и по совместительству инженер-исследователь в Phygitalism Вадим Кондаратцев подготовил план лекции, а дальше — дело техники. На запись 20-минутной лекции в компании потратили целый час. Повторить этот нехитрый опыт так же быстро, в принципе, может каждый, у кого есть настроенный ПК с полной поддержкой VR Ready, VR-шлем, и, конечно, сама игра Half Life: Alyx (если нет, придется купить).

Найти застекленную веранду с разноцветными маркерами и губкой также не составит труда. Это одна из первых локаций в игре. Кстати, стекла в Half Life: Alyx стали уже практически мемом. Жаль, что заслуги Чарльза Кумбера и Вадима Конадратцева в этом немного. Локация приобрела популярность в основном потому, что геймеры по всему миру взяли моду писать на них гадости в адрес друг друга, признаваться в любви и упражняться в рисовании.

Шлем виртуальной реальности: удобно ли в нем преподавать?

Общий преподавательский стаж Вадима Кондаратцева — семь лет. Большую его часть он — продвинутый пользователь XR-технологий, которые использует в своих лекциях для студентов и для школьников. Но даже будучи настолько подготовленным, Кондаратцев остался сильно впечатлен возможностями, которые ему подарила виртуальная реальность Half Life: Alyx. Никакого дискомфорта: ни физического, ни психологического. Он довольно быстро освоился и без ограничений взаимодействовал со всеми объектами внутри игры. Писать виртуальными маркерами на виртуальном стекле математические задачи и орудовать виртуальной губкой оказалось очень удобно:

«Когда первые три-четыре строчки пишешь, наверное, нужно привыкнуть. Но вот после этого очень быстрого привыкания твой почерк почти не отличается от того, что в жизни. Здесь есть маленький технический нюанс. Он зависит от того, каким именно контроллером все управляется. Есть разные вариации. Какие-то контроллеры менее отзывчивые к долгому удерживанию маркера, какие-то более. В принципе, по цене они почти не различаются. Поэтому на сегодняшний день нет никакой проблемы выбрать конкретно тот контроллер, который позволяет длительное время удерживать предметы так, чтобы руки не уставали. А точность трекинга у всех очень хорошая».

Свой первый опыт преподавания в столь продвинутой VR-среде Вадим Кондаратцев оценил, как удачный и вполне применимый на практике. Особенно сейчас, когда из-за пандемии коронавируса COVID-19 всем рекомендовано соблюдать безопасный режим самоизоляции и оставаться дома. Но что будет, когда пандемия закончится?

Приживется ли тренд? Скорее всего, нет.

У таких лекций есть очевидные недостатки. Например, они не могут продолжаться слишком долго. Оптимальная длина — 15-20 минут. Если записывать дольше, то у смотрящего будет усиливаться нагрузка на зрительный и вестибулярный аппарат. Сохранять фокус внимания на статичном объекте (в случае с Half Life: Alyx — надписи на стекле) в условиях, когда камера от первого лица находится в непрерывном движении — утомительно, соглашается Вадим Кондаратцев:

«Используя тот же Half Life, безусловно, никто не будет записывать полноценную лекцию. Все-таки игра создавалась не для этого. Это нужно в первую очередь для привлечения внимания к проблематике, к демонстрации возможностей и техник. В игре много отвлекающих деталей, поэтому ученику сложно сосредоточиться. Площадка для этого не приспособлена. Есть специальные платформы для преподавания в VR. Там меньше деталей и легче выделить для себя изучаемый объект. Более того, в процессе постобработки этих видеороликов создатели стараются придерживаться синхронизации взгляда, чтобы это не вызывало раздражения».

Генеральный директор Phygitalism Олег Юсупов признается: лекция Вадима Кондаратцева в нашумевшем Half Life — это больше про маркетинг, чем про образование. Но они будут продолжать и дальше экспериментировать. Планы, по его словам, уже имеются:

«Мы присматриваемся и к другим иммерсивным платформам. Например, holoportation. Есть специальные 3D-cенсоры, которые, к примеру, в инфракрасном излучении могут сканировать пространство вокруг и за счет этого получать 3D модель объекта. Мы хотим попробовать реализовать эксперимент, когда мы в реальном времени ставим человека перед этим сенсором — при этом он что-то рассказывает или показывает, — и получать его 3D-модель в реальном времени. Со всеми его движениями. Затем эту 3D-модель мы будем передавать в очки дополненной реальности или смешанной реальности человеку, который находится, где угодно».

XR и COVID-19: как пандемия привлекла внимание к технологии?

Для большинства российских преподавателей и учителей фраза «XR-технологии» по-прежнему звучит, как нечто неясное и пугающее. Безусловно, чтобы умело интегрировать возможности виртуальной и дополненной реальности в свои уроки и лекции, нужно обладать рядом компетенций. Приобретение которых может потребовать от преподавательского состава немалой отдачи. Но Вадим Кондаратцев уверен: все эти опыты с VR-лекциями в компьютерных играх во время пандемии — очень веский повод приглядеться к этим технологиям и, наконец, их освоить. Тем более, что в некоторых вузах Москвы и России уже есть IT-центры, сотрудники которых могут помочь любому преподавателю с подготовкой такой лекции. В конечном счете, использование XR-технологий, рассказывает Вадим Кондаратцев, позволит прилично сэкономить собственное же время:

«Многие сложные концепции, которые приходится объяснять студентам, должны иметь пояснения на нескольких уровнях. Это уровень теории в виде каких-то теорем, записей, уравнений, текста. Это уровень геометрических визуализаций. Это уровень непосредственного решения задач. Благодаря XR-технологиям можно все совместить. И мне как преподавателю, не надо тратить полчаса своего времени, чтобы на доске нарисовать какой-то сложный объект—а еще не все умеют рисовать! С этими технологиями все, что тебе нужно — это загрузить демонстрационные модели из библиотеки, вытянуть на сцену, включить анимацию — за 3 секунды. Это экономит кучу времени и намного быстрее и лучше доносит мысль до студентов».

Читать еще:  Управление строительством обучение

А в некоторых случаях, продолжает Конадартцев, речь может идти не только об экономии времени, но и бюджетных средств учебного заведения. И это при условии, что VR-шлемы, очки дополненной реальности и соответствующее ПО — по-прежнему недешевое удовольствие, отмечает он:

«Представьте, что есть лаборатория, которая занимается, предположим, композитами. И требуется студентов научить правильно эти композиты заготавливать. Вообще-то это очень дорого. И такие технологии экономят деньги. На что? Если это будет оффлайн-обучение, нужно закупить реальное сырье для каждого студента и придерживаться техники безопасности. С помощью технологий виртуальной реальности весь процесс обучения можно повторить в «виртуале». Это будет и безопаснее и сильно дешевле. Потому что демонстрацию можно провести персонально для каждого и много раз».

У иммерсивного образования есть и минусы. Кроме цены это и социально–психологические нюансы. Например, пока ни у кого в мире нет четкого понимания, как такие технологии будут влиять на человека и его психику. Существуют опасения, что полное погружение в виртуальную среду, пусть и с целью образования, может не совсем правильно формировать ценности у человека; лишать его возможности самому развивать фантазию и воображение. Среди нас есть аудиалы, визуалы и кинестетики — и не для всех категорий людей образование в виртуальной среде будет одинаково эффективным.

Впрочем, пока нет планов полностью перенести обучение в виртуальную реальность. Интеграция XR-технологий хороша именно эффективным симбиозом, который они создают с традиционной системой обучения. И пока мы все сидим дома, у нас есть уникальная возможность убедиться в том, насколько продуктивным и долгосрочным может быть этот союз.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Виртуальная реальность и образование – ТОП 10 VR приложений

Виртуальная реальность выводит процесс образования на новый качественный уровень

Какие тенденции наметились в сегменте VR образования в 2018 году? Какое оборудование применимо к процессу VR обучения? Где найти общедоступные обучающие VR приложения? Что выбрать в качестве образовательных VR приложений?

Оглавление

Напряги мозги – используй возможности виртуальной реальности для самообразования.

2018-ый стал годом активной интеграции VR в образовательный процесс. А появление бюджетных моделей шлемов виртуальной реальности типа Oculus Go сделало VR образование еще более доступным.

По данным компании SuperData 40% заказчиков и 54% производителей всего контента на рынке BtoB VR взаимодействуют именно в сегменте VR образования. По данным того же источника доля данного сегмента составляет 23%.

Ниже приведены ряд данных различных исследовательских компаний, подтверждающих интерес к VR образованию и дающих достаточно высокую оценку его эффективности:

  • 97% студентовхотели бы иметь возможность обучаться с помощью технологии VR, а 70% считают, что VRбудет мотивировать их в обучении;
  • 95% респондентов уверенны, что VRповышает эффективность инструктажа;
  • VRснижает затраты времени на профессиональную подготовку на 40% и на 12% в образовательных тренингах;
  • VRповышаеткачество усваиваемости материалов на 9%.

Безусловно, что эти данные будут еще не раз перепроверены и актуализированы. Но уже сейчас с уверенностью можно констатировать, что виртуальная реальность имеет серьезные перспективы в сегменте образования. А у педагогов всего мира появилась реальная возможность интегрировать AR и VR в учебные программы.

VR очки из простой игрушки превращаются в широкодоступный образовательный инструмент.

В то время как мобильные разработчики сфокусировали свое внимание на проектах, связанных с технологией дополненной реальности, производители контента для ПК прикладывают усилия к технологии с применением шлемов виртуальной реальности: HTC Vive, Oculus Rift, Oculus Go и даже Windows Mixed Reality.

В этой статье я сконцентрирую внимание на общедоступных образовательных приложениях, размещенных на игровой платформе STEAM (STORE.STEAMPOWERED.COM). Однако в этот список попадут и другие платформы – VIVEPORT.COM, OCULUS.COM, Microsoft Store, vr.google.com, youtube vr, – также размещающие массу отличного контента.

И да! В сегодняшнем топе речь пойдет лишь о приложениях, вышедших в 2018 году.

Однако, прежде чем начать, мне хотелось бы упомянуть ТОП 5 VR приложений, вышедших ранее 2018 года также же достойных вашего внимания.

ТОП 5 приложений 2017 года и ранее

1. Sharecare VR (медицина)

Приложение позволяет со всех ракурсов изучить человеческое тело. Познакомиться с работой его основных органов и даже заглянуть внутрь бьющегося человеческого сердца.

2. Kolb Antarctica Experience (дикая природа)

Путешествие в Антарктиду теперь стало доступным каждому. Очень интересно сделан способ взаимодействия с пингвинами. Пока приложение выглядит весьма сырым, но будет весьма любопытно следить за его доработкой.

3. Robotics in VR (робототехника и программирование)

Это приложение позволяет построить нереальных масштабов LEGO-робота, после чего запрограммировать своё творение для самых разнообразных задач. Приложение всё еще в раннем доступе, однако, на него стоит посмотреть.

4. Dreams of Dali (искусство)

Отличный способ получить нотку вдохновения, взглянув на творчество Сальвадора Дали в новом ракурсе.

5. 1943 Berlin Blitz (история)

Собранный на основе исторических записей, этот проект смог реконструировать некоторые события времен второй мировой войны. Расстраивает лишь то, что это приложение требует использование геймпада.

С почетной 5-ой закончили, настало время приступить к ТОП 10 VR приложений 2018 года.

Топ 10 развивающих VR приложений 2018 года

1. Number Hunt (математика)

Это отличный, веселый, а главное уникальный способ попрактиковаться в математике, а также великолепный пример геймификации в действии. Используя формат шутера от первого лица, вы попадаете на одну из множества ярких арен, которые населены антропоморфными числами. Этот проект ставит простую задачу – получить необходимые значения чисел раньше, чем это сделает соперник. Для этого потребуется стрелять по цифрам из оружия каждое из которого выполняет лишь одну из операций – сложение, вычитание, умножение, деление.

2. Nanome (химия)

Одно из самых захватывающих научных приложений 2018 года, позволяющее взаимодействовать с огромным спектром химических веществ, как никогда раньше. Кроме всего, приложение позволяет группам людей, например студентам высших учебных заведений, сотрудничать в одном пространстве!

3. Nefertari: Journey to Eternity (история)

Древний Египет – крайне интересная тема. Приложение позволяет пройти через гробницу королевы Нефертити. Узнать о строительстве гробницы, её истории, а также о культуре того времени. Хочется отметить невероятно четкое изображение, которое было достигнуто благодаря использованию технологии сверхточного цифрового сканирования. Приятно видеть образовательный контент, созданный с таким вниманием к деталям.

4. Becoming Homeless: A Human Experience (психология)

Ученые из Стэнфорда способны вызвать у людей сострадание. Virtual Human Interaction Lab, используя виртуальную реальность, устанавливают эталон, когда речь заходит об эмпатических впечатлениях, а так же изучают, как виртуальная реальность может повлиять на нашу человечность. Becoming Homeless – это короткий, однако мощный опыт, который заставляет вас прочувствовать жизнь того кто больше не способен позволить себе иметь дом. По мере того, как ваша ситуация ухудшается, вы испытываете суровые реалии жизни на улице почти что на себе. Это мощное и трогательное приложение легко доносит мысль о том, насколько важен дом для человека.

5. Hold The World (естествознание)

Представьте себе музей, где вы могли бы изучить каждый артефакт. А вам бы помогал личный историк, который описал и объяснил предназначение каждого объекта. Hold The World предлагает аналогичный опыт в музее естествознания с бесподобным сэром Дэвидом Аттенборо в качестве гида. Выбрав объект, о котором вы хотите узнать больше, вы сможете сосредоточиться на конкретных его частях и глубже погрузиться в его историю. Всё это невероятно и одновременно увлекательно.

Читать еще:  Обучение графическим редакторам

6. Google Tour Creator (web)

Tour Creator – это веб-инструмент позволяющий создавать интерактивные VR туры. Не смотря на его схожесть с проектами на других платформах, он значительно проще, а также является бесплатным, что делает его, безусловно, самым доступным продуктом для людей желающих сделать простые туры в формате видео 360 градусов. Завершенные туры можно просматривать в стереоскопическом режиме на устройствах iOS и Android. Также в приложении имеется интеграция с Google Poly, что позволит очень легко делиться проектами.

7. Apollo 11 VR HD (история)

Несмотря на то, что оригинальный проект был запущен еще в 2016 году, обновление 2018 года требует отдельного внимания поскольку служит свидетельством того, как далеко продвинулось VR образование за такой относительно короткий промежуток времени.

8. Anne Frank House VR (история)

Виртуальная реальность позволяет людям путешествовать во времени и тем самым изучать историю. Созданный совместно с домом-музеем Анны Франк, проект богат на детали из жизни еврейской девочки Анны, которая во времена Второй мировой войны около двух лет провела со своей семьей в подполье, скрываясь от нацистов в секретных комнатах здания. Проект исторически точный и подчеркнутый цитатами из дневника, который Анна вела на протяжении этого времени.

9. The Kremer Collection VR Museum (искусство)

Концепт виртуальных музеев и галерей дает возможность участвовать в выставках людям, не имеющим возможности посетить реальные места. Виртуальная галерея содержит в себе более 70-ти классических произведений великих мастеров, таких как Рембрандт, которые здесь представлены в потрясающих деталях, что позволяет быть к прекрасному ближе, чем когда-либо. Каждое из произведений сопровождается текстом и аудио.

10. HoloLab Champions (научное шоу)

Созданный в стиле игрового научного шоу, приложение предлагает быстро выполнять разные эксперименты, позволяя безопасно получить интересный опыт. Это хитрая смесь развлечения и образования, которой зачастую не хватает в других подобных проектах. Данное приложение увлекательный способ дать студентам возможность оттачивать свои практические навыки в безопасной среде. Ну и еще один яркий пример геймификации.

Хочу отметить, что это лишь самые интересные, но далеко не все обучающие VR приложения. Ведь среди более 3000 VR игр и более 30000 VR видео, доступного в интернете, точно найдутся и другие приложения, достойные вашего внимания. Все это богатство выбора создает неограниченные возможности VR для бизнеса. Главное уметь искать и никогда не сдаваться.

Полное погружение: как VR-приложения помогают детям учиться

Совершить путешествие на Луну, рассмотреть строение организма, рисовать прямо в воздухе — всё это возможно благодаря виртуальной реальности.

Создательница Oyster — развивающих курсов для детей.

Виртуальная реальность ещё не стала частью нашей повседневности, но на уровне разработок уже проникла в сферы от медицины до искусства и становится всё более доступна пользователю: самые простые VR-очки изготавливаются из картона. Постепенно VR находит своё место и в сфере детского образования, значительно меняя сам процесс обучения.

Как технологии меняют образование

Сразу скажем: речь не о том, чтобы приложения и гаджеты заменили школьникам учебники или работу в классе с учителем. Но современные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, могут существенно дополнить традиционные методы и обеспечить более полное погружение в предмет изучения.

Исследования показывают The Brain May Use Only 20 Percent of Its Memory-Forming Neurons , что мы запоминаем только 20% от того, что мы слышим, 30% — от того, что видим, и до 90% — от того, что делаем сами или испытываем во время симуляции. Виртуальная реальность позволяет получить реальный опыт присутствия, повышая эффективность обучения и вероятность запоминания.

Погулять внутри человеческого тела, совершить экспедицию на Марс, оказаться внутри химической реакции вещества — всё это позволяет совершенно иначе понимать и воспринимать предмет.

Кроме того, использование современных технологий во время школьных занятий кажется детям очень увлекательным, они с энтузиазмом погружаются в процесс. Если во время традиционного урока учителю трудно удерживать внимание всех учеников, то во время виртуального тура дети полностью вовлечены и фокусируются на 100%, поэтому процесс обучения идет с максимальной эффективностью.

Чему можно научиться в виртуальной реальности

Виртуальная реальность, как никакая другая технология, может обеспечить эффект погружения. VR — это не абстрактная информация, которую ребёнку надо запомнить, а полноценный визуальный опыт, на котором многим легче учиться.

Многие VR-приложения основаны на простой демонстрации 3D-объектов, фото или видео, но даже это фундаментально меняет процесс познания. И уже существует немало VR-приложений, в которых пользователь может активно влиять на виртуальную реальность и преобразовывать её. Мы подобрали несколько интересных VR-проектов, чтобы показать, чему школьник может научиться и что узнать с их помощью.

Путешествовать с Google Expeditions

Приложение Google содержит сотни туров и объектов в виртуальной или дополненной реальности, с которыми можно отправиться на раскопки археологов, совершить экспедицию под водой, превратить класс в музей. Пока преподаватель рассказывает, например, об океане, ученики «погружаются» на дно океана и «плавают» рядом с акулами. Или, используя дополненную реальность, учитель может устроить извержение вулкана прямо в классе, рассмотрев и обсудив его вместе с учениками.

Недорогие картонные очки Google Cardboard вместе с приложением Expeditions уже используются преподавателями в тысячах школ по всему миру.

Лучшие образовательные VR-приложения 2019 года

Бизнесмен и соавтор портала VRFocus Стив Бэмбери(Steve Bambury) создал свой список лучших образовательных VR-приложений 2019 года. В издании отмечается, что предложенные программы были запущены именно в 2019 году. По этой причине в список не включены отличные приложения, которые были созданы ранее, а в текущем году получили обновления.

Перед тем, как вы начнете знакомиться со списком, советуем вам прочесть наши прошлые рейтинги:

Mona Lisa Beyond the Glass

VR Journal писал об этом опыте в своей статье тут. HTC Vive продолжает демонстрировать подлинную преданность как искусству, так и образованию в рамках своих проектов. Сотрудничество с Лувром является настоящим эталонным опытом. Приложение доступно на Steam и Viveport бесплатно. Каждый студент и преподаватель, занимающийся изучением искусства во всем мире получает возможность посетить одно из самых значимых мест мира и прикоснуться к главным произведениям искусства.

Dissection Simulator Pig/Cat Editions

В прошлом году стартап Victory XR отметился своими разработками в области обучения анатомии на примере вскрытия лягушек. В этом году компания обновила свои возможности, предложив для студентов-медиков уроки вскрытия и анатомии свиньи.

My Africa: Elephant Keeper

Данное приложение дает возможность представить работу врача-ветеринара, который занимается диагностикой и лечением слонов. Оно создано в качестве поддержки фильма Conservation International 360, который освещает природные проблемы при помощи иммерсивных технологий.

Trash Rage

Игра исследует негативное влияние людей на планете. В ней показаны фантастические способы сортировки и утилизации различных видов мусора. Она предлагает наглядный и игровой пример ответственности человека за загрязнение планеты.

Gadgeteer

Приложение-головоломка на основе законов физики. Школьникам и студентам дает в распоряжение огромное количество деталей и инструментов, при помощи которых можно построить сложные механизмы и машины. Это отличное дополнение к урокам физики.

Raid on the Ruhr

Отличный пример того, как изучение важных исторических событий можно визуализировать при помощи новых технологий. В данном случае знаменитая битва за Рур в 1943 году была воссоздана в виртуальной реальности. Студентам и школьникам предлагается стать полноценным участником события в игровой форме.

Greenland Melting

Фильм представлен в виде 12-минутного ролика в формате видео 360, который дает возможность посмотреть на реальные ледники Гренландии с различных точек: неба, земли или поверхности воды. В процессе просмотра пользователи узнают о причинах таяния и их последствиях.

Читать еще:  Обучение работе в excel бесплатно

Golden Loft

Уникальный и захватывающий опыт, помогающий узнать о золотом сечении и последовательности Фибоначчи. Причудливое взаимодействие с различными элементами, когда математические концепции оживают перед глазами. Бесплатное приложение Golden Loft — уникальный пример качественного VR-приложения из области изучения математики.

National Geographic Explore VR

Этот пример не нуждается в дополнительном описании. Знаменитый журнал используют все возможности, в том числе и новые иммерсивные технологий, чтобы рассказать людям о нашей планете.

T-Rex: Skeleton Crew

Приложение было разработано для Музея естественной истории в Нью-Йорке. Оно доступно бесплатно через Viveport. Увлекательный опыт позволяет студентам построить скелет Тираннозавра, складывая его из костей шаг за шагом. В конечном итоге динозавр оживает, что приводит в восторг всех пользователей.

Виртуальная реальность в образовании

Одним из наиболее популярных направлений развития виртуальной и дополненной реальности является образование. Существует много различных вариантов применения современных технологий в этой области — от простых школьных туров по Древнему Египту на уроках географии до обучения специалистов для работы на сверхскоростном поезде или на космической станции. Своими замечаниями о том, какими возможности обладает виртуальная реальность в образовании, поделился Дмитрий Кириллов, руководитель VRAR lab и Cerevrum Inc.

Плюсы использования VR в образовании

Использование виртуальной реальности открывает много новых возможностей в обучении и образовании, которые слишком сложны, затратны по времени или дороги при традиционных подходах, если не всё одновременно. Можно выделить пять основных достоинств применения AR/VR технологий в образовании.

Наглядность. Используя 3D-графику, можно детализированно показать химические процессы вплоть до атомного уровня. Причем ничто не запрещает углубиться еще дальше и показать, как внутри самого атома происходит деление ядра перед ядерным взрывом. Виртуальная реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации.

Безопасность. Операция на сердце, управление сверхскоростным поездом, космическим шатлом, техника безопасности при пожаре — можно погрузить зрителя в любое из этих обстоятельств без малейших угроз для жизни.

Вовлечение. Виртуальная реальность позволяет менять сценарии, влиять на ход эксперимента или решать математическую задачу в игровой и доступной для понимания форме. Во время виртуального урока можно увидеть мир прошлого глазами исторического персонажа, отправиться в путешествие по человеческому организму в микрокапсуле или выбрать верный курс на корабле Магелланна.

Фокусировка. Виртуальный мир, который окружит зрителя со всех сторон на все 360 градусов, позволит целиком сосредоточиться на материале и не отвлекаться на внешние раздражители.

Виртуальные уроки. Вид от первого лица и ощущение своего присутствия в нарисованном мире — одна из главных особенностей виртуальной реальности. Это позволяет проводить уроки целиком в виртуальной реальности.

Форматы VR в образовании

Использование новых технологий в образовании предполагает, что учебноый процесс должен быть перестроен соответствующим образом.

ОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Виртуальные технологии предлагают интересные возможности для передачи эмпирического материала. В данном случае классический формат обучения не искажается, так как каждый урок дополняется 5–7-минутным погружением. Может быть использован сценарий, при котором виртуальный урок делится на несколько сцен, которые в включаются в нужные моменты занятия. Лекция остается, как и прежде, структурообразующим элементом урока. Такой формат позволяет модернизировать урок, вовлечь учеников в учебный процесс, наглядно иллюстрировать и закрепить материал.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При дистанционном обучении ученик может находиться в любой точке мира, равно как и преподаватель. Каждый из них будет иметь свой аватар и лично присутствовать в виртуальном классе: слушать лекции, взаимодействовать и даже выполнять групповые задания. Это позволит придать ощущение присутствия и устранить границы, которые существуют при обучении через видеоконференции. Также преподаватель сможет понять, когда ученик решит покинуть урок, так как шлемы Oculus Rift и HTC Vive оборудованы датчиком освещения, позволяющим распознать, используется шлем в данный момент или нет.

СМЕШАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При наличии обстоятельств, мешающих посещать занятия, ученик может делать это удаленно. Для этого класс должен быть оборудован камерой для съемки видео в формате 360-градусов с возможностью трансляции видео в режиме реального времени. Ученики, посещающие урок дистанционно, смогут наблюдать происходящее в классе от первого лица (например, прямо со своего места), видеть своих одноклассников, общаться с преподавателем и принимать участие в совместных уроках.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Любой из разработанных образовательных курсов может быть адаптирован для самостоятельного изучения. Сами уроки могут размещаться в онлайн-магазинах (например, Steam, Oculus Store, App Store, Google Play Market), чтобы у всех была возможность осваивать или повторять материал самостоятельно.

Минусы использования VR в образовании

Однако пока использование технологий и сами устройства не будут максимально «отточены», будут существовать минусы и потенциальные проблемы использования виртуальной реальности в образовании.

Объем. Любая дисциплина довольно объемна, что требует больших ресурсов для создания контента на каждую тему урока — в виде полного курса или десятков и сотен небольших приложений. Компании, которые будут создавать такие материалы, должны быть готовы заниматься разработкой довольно продолжительное время без возможности ее окупить до выхода полноценных наборов уроков.

Стоимость. В случае с дистанционным обучением нагрузка по покупке устройства виртуальной реальности ложится на пользователя, или этим устройством может быть его телефон. Но образовательным учреждениям понадобится закупать комплекты оборудования для классов, в которых будут проходить занятия, что также требует существенных инвестиций.

Функциональность. Виртуальная реальность, как и любая технология, требует использования своего, специфического языка. Важно найти верные инструменты для того, чтобы сделать контент наглядным и вовлекающим. К сожалению, многие попытки создания обучающих VR-приложений не используют все возможности виртуальной реальности и, как следствие, не выполняют своей функции.

Пример: урок физики в VR

Для того, чтобы проверить эффективность и жизнеспособность использования виртуальной реальности в образовании, компания VRAr lab разработала экспериментальный урок по физике. В исследовании приняли участие 153 человека: подростки 6-17 лет, их родители и родственники. После просмотра участников попросили ответить на три вопроса: насколько хорошо усваивается учебный материал, поданный таким образом; каково отношение детей к обучению в виртуальной реальности; какие школьные предметы (по мнению школьников) предпочтительны для создания уроков в виртуальной реальности.

Урок был посвящен теме электрического тока в простейшей электрической цепи. Надев очки, пользователь оказывался в комнате перед столом, на котором была визуализирована простейшая электрическая цепь. Далее пользователь попадал внутрь проводника, где ему предстояло изучить его строение (визуализация строения атома, кристаллической решетки, условная визуализация течения электрического тока в связке с источником питания). Урок рассчитан на шесть учеников, сопровождается лекцией учителя и длится от 5 до 7 минут.

После лекции респонденты заполнили анкеты.

Усвоение материала и отношение к урокам в VR

Респондентам было предложено ответить на три закрытых вопроса анкеты: какая из перечисленных частиц не является частицей атома; из чего состоит ядро атома; какая частица отвечает за передачу электрического заряда. Результат оказался отличным – лишь 8,5% респондентов не усвоили материал.

Что касается отношения к подобным урокам, то по данным VRAR lab, 148 респондентов из 153 (97,4%) желали бы и дальнейшего применения технологий виртуальной реальности на школьных уроках, причем в качестве дисциплин большинство указало физику и химию.

В целом, эксперимент, проведенный VRAR lab, показал успешность применения VR в образовании. Современные технологии, несмотря на долгий путь развития, еще молоды, но всё же виртуальная реальность – это следующий большой рывок в развитии сферы образования. И в ближайшее время нам предстоит увидеть множество интересных открытий в этой области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector