Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обучаться самостоятельно

Как научиться учиться? 6 главных правил эффективного самообразования

Мотивация при обучении, организация образовательного процесса и осмысление результатов учебы не менее важны, чем сами знания. Американский исследователь Ульрих Бозер написал об этом книгу «Как научиться учиться», которая вышла на русском языке в издательстве «Альпина Паблишер». Публикуем финальную главу, в которой резюмируются главные уроки книги.

Учение — процесс, метод, область мастерства, и, приложив необходимые усилия, сосредоточенность и практику, мы можем усовершенствовать этот процесс. Ниже приведен ряд ключевых этапов учения как метода, от постановки целей до пересмотра главных идей.

Найдите ценность

Невозможно научиться чему-либо, если мы не хотим учиться, и, чтобы достичь профессионализма, люди должны видеть ценность в навыках и знаниях. Поэтому ищите важность и смысл в том, что вы изучаете. Если изучаете математику и любите физические упражнения, поработайте над математическими задачами, связанными с вращением. Если вы учитесь вязать, придумайте дизайн свитера для близкого друга.

В то же самое время ищите смысл в области знаний. Обучение часто сводится к тому, чтобы сделать знания и навыки чем-то значимым лично для вас. Поэтому не используйте такие пассивные формы обучения, как перечитывание или выделение мыслей в тексте. Лучше полагайтесь на более активные образовательные стратегии, например на самопроверку или объяснения самому себе.

Если вам действительно нужно выучить текст, проиграйте его. Если вы рассчитываете хорошо разобраться в понятии, опишите его своими словами.

Кроме того, можете воспользоваться методом «возвратного повторения». Когда кто-то будет давать вам подробные инструкции, повторите их своими словами. Поступая так, вы создаете знание, и вероятность того, что вы запомните информацию, возрастает.

Поставьте перед собой цели

На раннем этапе учения главное — сосредоточенность. Вы должны точно определить, какими навыками хотите овладеть. Следовательно, стоит относиться к учению как к управлению знаниями, и, чтобы достичь в нем успеха, вам нужны цели, сроки и стратегии. Сотни исследований показывают, что те, у кого есть четкие цели, добиваются большего, чем те, кто руководствуется неконкретными принципами типа «проделать хорошую работу».

Цели учебы должны быть точно сформулированы. Чрезмерно завышенные устремления могут дать отрицательный эффект, потому что кажутся слишком далекими. Они игнорируют эмоциональную сторону нашей личности.

Успех будет более вероятен, если вы поставите перед собой ориентиры, которых легко достичь. Поэтому, вместо того чтобы поставить перед собой большую цель научиться танцевать вальс, лучше определить промежуточные этапы — например, ходить раз в неделю на занятия танцами, что гораздо легче осуществить.

При определении целей учебы большое значение имеют усилия, необходимые для их достижения. Поэтому имеет смысл стараться выполнить что-то более сложное, чем то, чему вы привыкли. Так, если вы изучаете историю живописи, то типичным подходом будет начать с повторения того, с чем вы уже знакомы: Рембрандт был голландским художником, Ван Гог относится к постимпрессионистам и т.д.

Однако учение происходит, когда человек немного выходит за рамки того, что ему удобно делать. Чтобы учиться, нам нужно активно тянуться к знаниям, и наиболее эффективной учеба будет тогда, когда мы стараемся освоить самое легкое из того, чего пока не понимаем. Поэтому более эффективными вопросами для того, кто хочет изучить историю искусств, будут: «Кто такой Альберто Джакометти? В чем была значимость Луизы Невельсон? Почему Дега относится к числу первых художников-модернистов?»

Развивайте знания и навыки

На этой стадии учения необходимо оттачивать способности и прилагать усилия к улучшению результатов деятельности. Короче говоря, нужно практиковаться, специально выделяя время на то, чтобы развиваться в избранной вами сфере.

Но одни формы практики больше способствуют развитию мастерства, чем другие. Обязательно используйте метод извлечения знаний. В одном хорошо известном эксперименте группа участников, вспоминавших содержание текста, запомнила гораздо больше, чем группа, которую попросили просто перечитывать его. Вы запомните и выучите гораздо больше, если будете после прочтения текста задавать себе вопросы о его содержании.

Также крайне важна обратная связь. Нам необходимо знать, что мы делаем правильно, а что — неправильно, и даже простой разбор своей деятельности может значительно улучшить результаты.

Одни люди полагаются на дневники обучения. Другие предпочитают видео.

Качественная обратная связь также может служить руководством для вас. Допустим, вы считаете, что «петух» по-испански — pollo. В случае плохой обратной связи вам просто дадут готовый ответ. («Это неверно: „петух“ по-испански — gallo».) Вы можете не получить вообще никакой обратной связи. («Пожалуйста, переходите к следующему вопросу».)

Но самая лучшая обратная связь — та, в которой наблюдение сочетается со структурированным способом поиска правильного ответа. Так, в примере с петухом наиболее эффективны указание, что вы дали неверный ответ, и какая-нибудь подсказка. («Нужное испанское слово начинается с буквы g».)

Если человек все равно не дает правильного ответа, можно прибавить следующую букву, пока он не вспомнит слово gallo.

Расширяйте сферу вашей учебы

На этом этапе учебы нужно выйти за пределы основ и применять полученные знания. Нам нужно расширять и обогащать знания и навыки, и это способно дать нам очень многое. Что, к примеру, нужно делать, чтобы совершенствоваться в публичных выступлениях? Как можно больше выступать на публике — от чтения лекций до интервью.

Люди также способны научиться многому, объясняя идеи самим себе, спрашивая у себя: «Имеет ли это смысл? Как это работает?»

Очень полезно и объяснять идеи или передавать умения кому-то другому. Поэтому эффективна работа в группах: давая инструкции окружающим, люди сами усваивают больше.

Конечно, все эти подходы требуют когнитивного напряжения. Мы должны тратить время и силы, а кроме того, поддерживать себя эмоционально. Необходимы оценка прогресса и поощрение достижений, какими бы незначительными они ни были.

Ищите взаимосвязи

На этом этапе мы видим, как все соотносится одно с другим. Ведь нам не нужно выучить лишь какую-то отдельную деталь или процедуру: мы хотим разобраться в том, как они взаимодействуют с другими деталями и процедурами. Короче говоря, нам нужно понимать общую систему, лежащую в основе области знаний.

Поэтому выходите за рамки отдельных фактов и ищите связи между ними. Задавайте себе вопросы об этих связях: «Какая система существует в этой области знаний? Каковы причинно-следственные связи? Можно ли найти какие-либо аналогии? Как я могу сделать эту информацию ценной для себя?»

Одна из эффективных техник — построение гипотез. Например, если вы изучаете биологию, попробуйте представить себе, что было бы, если бы живые существа не эволюционировали?

Тот же подход можно использовать и при изучении литературы. Хотите лучше понять «Ромео и Джульетту»? Подумайте, что произошло бы, если бы юные любовники в шекспировской пьесе не умерли? Продолжилась бы вражда Монтекки и Капулетти?

Концептуальные карты — еще один хороший способ раскрытия взаимосвязей. Графически отображая связи между знаниями и навыками, мы приобретаем гораздо лучшее понимание. Также стремитесь к разнообразию. Пробуя различные виды практики, мы лучше осознаем взаимосвязи. Хотите научиться создавать сайты? Попробуйте смешать редактирование в Drupal с изучением WordPress.

Переосмысляйте изученное

Во время учения очень просто совершать ошибки, стать слишком уверенным в себе. Поэтому очень важно анализировать свои знания, оценивать степень своего понимания.

По мере учения спрашивайте себя: «Действительно ли я знаю то, что я знаю?» В этом могут очень помочь другие люди, и мы часто учимся лучше, когда общаемся с теми, кто обладает разнообразными способами мышления.

Как доказал политолог Скотт Пейдж, команды обычно оказываются более успешными, если состоят из людей с различным опытом. Поэтому, если вам нужно разрешить насущную проблему, попросите помочь тех, кто имеет иной опыт и другие взгляды. Хотите преодолеть трудности в бизнесе? Пригласите на следующий мозговой штурм уборщицу.

В то же самое время необходима рефлексия, и вам следует размышлять о том, что вы изучили. В частности, спросите себя: «Как изменился образ моего мышления? Как объединить весь этот материал? Чему я научился и чему хочу научиться дальше?»

В конечном итоге мы изучаем что-либо, чтобы суметь понять систему мышления, на которую опирается данная область знаний. Так, если мы изучаем микроэкономику, то учимся думать как специалисты по микроэкономике. Если мы изучаем биохимию, то учимся думать как профессиональные биохимики. Педагоги-психологи утверждают, что «обучение следует воспринимать как процесс ориентации в частях организованной и доступной пониманию системы».

С чего начать самостоятельное обучение и как не забросить после нескольких занятий

Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Константин Циолковский, Томас Эдисон, Коко Шанель — яркие примеры того, как самообразование не только развивает личность, но и делает человека знаменитым. Самостоятельное получение знаний и навыков — это отнюдь не современная модная тенденция. Однако именно сейчас благодаря развитию технологий и возможности получать самую актуальную (даже по сравнению с традиционной системой обучения) информацию самообразование открывает перед человеком интереснейшие перспективы.

Читать еще:  Обучение по программе управление проектами

AdMe.ru узнал, при каких условиях самостоятельное обучение действительно работает и с помощью каких приемов возможно получить от него максимальную отдачу. Знакомство с этими принципами дает понимание, что начать заниматься самообразованием и получить от него стоящий результат — реально.

1. Ответьте честно самому себе: для чего вам так необходимо самообразование?

Первый вопрос, на который следует ответить самому себе: зачем? Четко определившись с целью и поняв, чего в результате хотите добиться, далее вы можете увидеть, каким образом это будет происходить и с помощью каких шагов и инструментов это можно осуществить. После такой конкретизации вероятность того, что самообразованием придется заниматься через силу или ради галочки, сводится к минимуму.

Вопросов может быть гораздо больше. И ответы на них помогут убедиться в том, что идея о самообразовании не лишена смысла.

2. Между самоуверенностью и опытом выбирайте второе

Чем меньше человек знает какой-либо предмет, тем больше ему кажется, что имеющихся знаний уже достаточно. Такая ловушка получила название «Эффект Даннинга — Крюгера». При самообразовании он может проявляться чаще обычного, поскольку в процессе обучения человек оценивает себя тоже самостоятельно.

Чтобы не попасть под пагубное влияние этого эффекта, специалисты рекомендуют больше практиковаться и не останавливаться на достигнутом. Только с опытом возможно понять всю глубину предмета изучения и сделать полученные знания качественными.

3. Ищите мотивацию даже в мелочах и направляйте себя к цели

Самообразование подразумевает, помимо прочего, личную ответственность и самомотивацию. Здесь важно уметь направлять себя к цели. В качестве варианта можно использовать эффект прайминга. Когда какие-то 2 события следуют одно за другим, впечатления от первого очень сильно влияют на отношение ко второму, даже если логически эти события между собой никак не связаны.

Другими словами, перед началом занятий можно создавать и визуализировать, например, результат от усвоения материала. Это можно делать с помощью картинок, видео и историй успеха.

4. Создавайте свои собственные ритуалы и повторяйте их каждый день

В самообразовании, как и в традиционном его варианте, системность имеет чрезвычайно важное значение. И было бы ошибкой полагать, что самостоятельное получение знаний должно основываться исключительно на минутах вдохновения. Лучше разработать собственное удобное расписание и следить, чтобы процесс обучения ему соответствовал. Со временем решение задач просто войдет в привычку и станет образом жизни, где для их выполнения больше не будут требоваться излишние усилия.

Такими ритуалами могут стать, например, ежедневное чтение интересных статей за обедом или выполнение самой трудоемкой части работы в первой половине дня.

5. Найдите достойный пример успеха и ориентируйтесь на него

Самообразование не предполагает исключительно изоляцию от внешнего мира. Прибегать к помощи наставника или мастера — это отличная возможность повысить уровень своих знаний. Речь идет не только о чтении книг или статей от гуру в соответствующих областях. В современном мире реально общаться с экспертами лично.

Нередко они проводят вебинары, мастер-классы, в том числе и бесплатные, организуют в социальных сетях общение со своими подписчиками в формате «вопрос-ответ». Кроме того, эксперты могут стать вдохновляющими примерами, которые только подтвердят правильность выбора в пользу самообразования.

6. Всегда помните, какой путь вам уже удалось пройти

Специалисты считают, что гораздо легче идти дальше, когда есть четкое понимание, чего и как уже удалось добиться. Поэтому всегда стоит отслеживать свой путь и достижения на нем, причем не только глобальные, но и небольшие. Маленькие шаги зачастую позволяют приблизиться к цели быстрее, нежели отчаянные попытки из последних сил свернуть горы за один подход.

Такой трекинг позволяет анализировать ошибки и служит дополнительной мотивацией не останавливаться на достигнутом.

7. Найдите свой собственный стиль и следуйте ему

Кто-то легче усваивает материал, слушая аудиокниги, кто-то — при просмотре видеокурсов. Для одних большую информативность представляет участие в вебинарах, для других — традиционное чтение книг. Здесь важно выбрать свой стиль, который оказывается приемлемым в каждом конкретном случае.

Однако не стоит забывать, что лучше всего усваивается материал, полученный из разных источников. Поэтому будет не лишним пробовать их всевозможные комбинации.

8. Внесите разнообразие в окружающую обстановку

Вносить разнообразие в обстановку, в которой проходит обучение, также важно. Можно отправиться в парк, кафе, библиотеку, даже в соседнюю комнату. С помощью серии экспериментов ученые сделали вывод о том, что когда в обучении присутствует смена мест, то материал усваивается и запоминается лучше по сравнению с тем, когда ее нет.

Кроме того, в процессе обучения мозг создает ассоциации с фоновыми «картинами». И чем их больше, тем лучше запоминается материал.

9. Не бойтесь задавать вопросы и обсуждать то, что еще непонятно

Обратная связь чрезвычайно важна. В процессе самообразования может создаться впечатление, что получить ее невозможно, поскольку человек обучается сам и учителя у него нет. Однако этот вопрос решается проведением периодических самостоятельных тестов для проверки знаний.

Кроме того, для получения обратной связи можно обратиться к уже упомянутым экспертам, задавая соответствующие вопросы. Также можно обсуждать новую информацию в кругу единомышленников как дистанционно, так и лично.

10. Больше отдыхайте и не забывайте про нормальный сон

Отдых — важная составляющая процесса обучения. Самообразование здесь не исключение. Неумение отдыхать — это не показатель силы воли или безмерной работоспособности. Существуют техники, которые используют чередование режима обучения и отдыха в пользу повышения эффективности.

Небольшие перерывы в процессе, а также ночной полноценный сон способствуют лучшему усвоению материала. Другими словами, даже отдых может выступать в качестве дополнительной мотивации для обучения.

А вы когда-нибудь задумывались о самообразовании и возможностях, которые оно открывает? Или вы считаете его не более чем временным модным веянием? Может быть, у вас уже есть опыт самообразования? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Рекомендации по самостоятельному обучению

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую.

Есть и другой вариант: вы можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». На программе вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.

Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Постановка целей

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к составлению плана. Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами распоряжаетесь своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать матрицу Эйзенхауэра – не премините возможностью с ней познакомиться.

Читать еще:  Современные тренды в обучении персонала

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

Дополнительные рекомендации

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим вредным привычкам.
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на занятия спортом. Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, тренируйте память, логику, навыки чтения. Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Как научиться эффективно учиться?

В любом обучение существует процесс из трех этапов:

На первом этапе «понимания» нам необходимо уловить суть изучаемого предмета, хорошо разобраться, понять как все устроено и как это можно применить. На втором этапе мы пробуем полученные знания на практике, получаем результат и еще раз пробуем. На третьем этапе наша задача — перевести полученный опыт в сферу неосознанной компетенции. На этом этапе мы закрепляем эту схему, и новые знания становятся навыками, которые работают на нас уже автоматически.

Как эффективно проходить все 3 этапа обучения?

Первый этап обучения — «понимание».

Чтобы эффективнее учиться, необходимо знать как работает наше мышление. Представьте, что наша голова — это невероятно мощный компьютер с разными программами. При чем у всех программы и свойства этого компьютера могут быть различны, но базовые функции одинаковы. Итак, какие же базовые функции присуще нашему мышлению?

1) Мотивация. (Техника «Морковка сзади, морковка спереди»)

Мы не будем учиться, или будем учиться не внимательно, если у нас недостаточно мотивации. Поэтому, прежде чем, начинать что-то учить, необходимо ответить себе на вопрос: «Почему это для меня так важно?» Затем, нужно немного напугать себя и придумать для себя штраф. Что будет если вы не сделаете это («морковка сзади»)? Желательно, чтобы ваши обязательствами были кем-то проконтролированы. И далее приз («морковка спереди»)… решите, что вы подарите себе после обучения.

2) Два типа мышления

Есть два типа мышления: сфокусированное и рассеянное. Первый вариант — это сосредоточенное внимание на новой информации. Сфокусированное мышление использует левое полушарие мозга, детально исследуя новую информацию. При осознании этой новой информации внимание человека может удерживать только 7 ± 2 единиц информации (закон Миллера), не больше. А рассеянное мышление — это ассоциативное мышление, когда отпускается новая информация и соединяется в нашем сознании с огромным потоком новых ассоциаций. Чтобы усвоить новую информацию, наш мозг автоматически ищет сравнения и серию ассоциаций, которые у нас уже есть, и которые помогают нам лучше понять все новое. Поэтому, чтобы эффективнее учиться необходимо каждые 15-25 мин от сосредоточенного внимания к изучаемому предмету, переходить к рассеянному вниманию. Что это дает? Представьте, что сфокусированное мышление — это узкий коридор с 5-7 дверями. А рассеянное — это огромный коридор с неограниченным количеством дверей. Именно в рассеянном внимании ваш мозг находит необходимые ассоциации, чтобы лучше усвоить знания и новые идеи, которые указывают на то, как их лучше применить… Думаю, теперь вы понимаете знаменитую цитату Альберта Эйнштейна: «Ну почему все самые лучшие идеи осеняют меня, когда я моюсь в душе?»

Представим, что вам нужно выучить слово «телерадиокомпания». Проще всего это сделать, если поделить его на части: «теле», «радио», «компания». Тоже самое и в отношении любых новых знаний.

Например, если вам нужно выучить английский язык, то вы делите эту сложную задача на множество простых. То есть, вначале вашей целью может быть — выучить 300 слов, потом 1000 и так далее, пока не дойдете до продвинутого уровня знания английского. «Делить слона на кусочки, прежде чем съесть» — принцип, с помощью которого можно легко и комфортно освоить новые навыки.

4) Фокусировка (Техника «помидор»)

Фокусировка — важный элемент усвоения новых знаний. Но сегодня навык концентрации дается очень и очень трудно. Современный человек живет в режиме постоянного переключения внимания. На это влияет телевидение, соц.сети и всевозможная реклама. Внимание постоянно переключается какими-то внешними факторами и сосредоточиться очень трудно. Когда мы учим что-то новое в нашем мозге формируются новые нейронные связи. И чем более мы сфокусированы, тем эффективнее закрепляются новые знания. При слабой фокусировки знания в одно ухо входят, из другого выходят.

Читать еще:  Реклама в интернете обучение бесплатно

Чтобы вернуть себе способность концентрироваться, существует одна простая техника «помидор» (автор техники Франческо Цирилло). Она позволяет нам быть на максимуме своей эффективности, не перегружать себя. Как она выполняется? Выберете предмет изучения и отключите все внешние источники, которые могут вас отвлечь. Затем возьмите таймер, поставьте его на 25 минут и с головой погрузитесь в изучаемый предмет. После того, как вы «схватили» тему, расслабтесь на 5 минут и отвлекитесь от предмета изучения (переход в рассеяное мышление). В эти 5 минут вы можете наградить себя чем-нибудь приятным, это может закрепить ассоциацию удовольствия от сосредоточенного обучения.

5) Перевод в долговременную память

После знакомство с изучаемым предметом, необходимо перевести все, что мы выучили из кратковременной памяти в долгосрочную. Как? Очень полезно помимо фокусировки конспектировать и записывать свое понимание изученного материала. Именно свое (так мы даем свободы собственным ассоциациям). Далее полезно с кем-нибудь этими знаниями поделиться, то есть рассказать о том, что вы поняли и выучили. Поэтому обучение в группах — это наиболее эффективный вариант обучения. Во время обсуждения изученного материала с группой, наше сознание переходит в рассеянное внимание, где опять-таки находит множество нужных ассоциаций и идей.

Второй этап обучения — «применение»

На этом этапе необходимо применить изученные знания на практике, иначе обучение бесполезно. Как лучше всего это делать?

1) Интеллектуальный способ применения

Здесь три варианта: повторить основные идеи в слух (не заглядывая в текст); составить план по применению на практике и рассказать кому-то свое понимание. Когда вы рассказываете информацию об изученном предмете, то сам рассказ уже будет являться вариантом интеллектуального применения.

2) Физический способ применения

Вначале необходимо фрагментировать применение знаний на практике на «кусочки». После разделения, вы тренируете каждый элемент по отдельности, а в итоге в конце обучения вы складываете все в одну матрицу. Например, если вам надо учиться водить на автомобиле, вы после изучения теории, начинаете осваивать вождение по частям. Вначале вы учитесь трогаться, затем переключать скорость и т.д. А в конце по итогам обучения у вас складывается весь теоретический и практический опыт в единую картину, в новый навык. Помимо фрагментирования очень важен вопрос регулярности. Если вы начали что-то изучать, то уделяйте этому время регулярно. Чтобы создать новую прочную нейронную структуру в мозгу (встроить и закрепить), нашему организму необходимо по чуть-чуть, но регулярно получать новую информацию, которую вы хотите изучить.

Третий этап обучения — «закрепление»

Для более эффективного освоения новых навыков и их дальнейшего закрепления важно создать для себя систему мотивации, благодаря которой вы будете систематически осваивать новые знания и навыки. Как? Самый простой и действенный метод — это выбрать для себя минимум на каждый день (например, если вы решили учить английский язык, то каждый день хотя бы по 20 минут вы должны это делать). Далее можно взять на себя публичное обязательство перед вашими знакомыми, в котором вы им четко объявите о своем намерении делать это каждый день. Для подкрепления мотивации придумайте для себя систему штрафов и поощрений. Обычно, по закону внедрения новых привычек, через 20-30 дней новые знания, регулярно применяемые на практике, прочно закрепляются в вашей нервной системе. Другими словами, — переходят на уровень неосознанной компетенции. Вы просто знаете, делаете и вам это легко.

Применяйте эти методы эффективного обучения на практике, и сможете легко освоить массу новых полезных знаний и навыков, которые значительно поднимут качество вашей жизни на новый уровень.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Мы во ВКонтакте и Facebook.

Как научиться учиться

Мы выбрали несколько советов, которые помогут вернуть вам любовь к обучению. И ждём от вас таких же советов в комментариях!

Совсем недавно я написал статью о том, как я учился на Coursera и что из этого вышло. Этот сервис снова вернул мне любовь к образованию, и я решил разобраться в том, что этому способствовало.

Я приверженец следующего утверждения: всем нам нравится учиться, и, если сделать всё верно, обучение может стать самым любимым занятием в жизни. Но «сделать всё верно» — это достаточно расплывчатое понятие, и его не помешало бы немного конкретизировать.

Я поразмыслил над сложившейся ситуацией и, пожалуй, понял, что поспособствовало тому, что я вновь полюбил учёбу. И вот несколько советов, которые помогут абсолютно любому из вас научиться учиться и полюбить это.

Выберите любимую профессию

По себе знаю: если вы будете учиться тому, что вам не нравится, ничего хорошего не получится. Впервые я почувствовал это в университете, а во второй раз — когда пытался заставить себя научиться программировать. Затею я не бросаю и сейчас, но сделать это трудно. А причина всего одна и очень простая: мне не нравится это занятие.

Если вы сможете найти профессию, которая вам нравится, новые знания будут чем-то сродни небольшому празднику и вам действительно захочется учиться.

Составьте план

Хаотичное движение — это не всегда плохо. Если вы гений или творческая личность, то можете не читать эту статью дальше. Проблема лишь в том, что если вы считаете себя гением или творческой личностью, то вы ни то ни другое.

Без плана практически невозможно правильно построить процесс обучения. Что же должно входить в план? Во-первых, время, которое вы готовы тратить каждый день на обучение. Стоит ли говорить о том, что нет практически никакого смысла учиться по 5 минут в день? Я склоняюсь к тому, чтобы обучение занимало не меньше часа, а более точные сроки вам предстоит определить самостоятельно.

Во-вторых, учебная программа. Если вы учитесь онлайн, составьте список источников, книг, сайтов, блогов, которые вы будете изучать. Главное — следуйте плану. Не пропускайте ни дня, и когда учёба войдёт в привычку, вы поймёте, зачем это было нужно.

Ведите конспект

Я даже не догадывался о том, что вести конспект может быть приятно. Если вы слушаете лекции, то записывайте в него краткий пересказ основных понятий. Если читаете книги, выписывайте цитаты, высказывания и определения, которые считаете нужными.

Составьте план

Необязательно писать конспект от руки. Я пользуюсь Evernote, и он меня абсолютно всем устраивает. С выбором инструмента вам придётся определиться самостоятельно. Мой совет: попробуйте оба способа. Несколько дней записывайте конспект от руки, а после ведите его в каком-нибудь приложении. Какой способ позволяет лучше запомнить материал, удобнее, практичнее и быстрее? Ответив на эти вопросы, вы сможете сделать выбор.

Добавьте практику

Хотите научиться программировать? Программируйте.

Какой бы профессии вы ни решили учиться, вы сможете найти способ практиковаться в ней, даже если у вас нет возможности устроиться на работу. К примеру, в маркетинге — изучайте маркетинговые кейсы, стратегии известных компаний, думайте о том, как можно было бы улучшить маркетинг той или иной фирмы. В дизайне — рисуйте сайты, логотипы, переделывайте внешний вид известных сервисов и сайтов. Если знаете, как можно сделать лучше, делайте!

Я привёл в качестве примера профессии из сферы IT, но, думаю, чем бы вы ни занялись, вы сможете найти способ практиковаться в этой сфере.

Найдите профессионалов

Найдя человека, который разбирается в профессии лучше вас, вы сможете значительно ускорить своё обучение. Причём у вас ведь есть Интернет, а это означает то, что для поиска вам не придётся даже выходить из дома.

Пишите имейлы известным и именитым профессионалам и задавайте им вопросы. Не будьте слишком навязчивым, так как такие люди в большинстве своём очень заняты. Но зачастую они открыты к диалогу и будут рады помочь вам советом.

Ставьте цели

Но не такие цели. Ваша цель должна способствовать тому, чтобы вам хотелось её достигать. Не стоит ставить глобальные цели, начните с небольших. Добиваясь их, вы всё больше будете желать заниматься и достигать новых целей.

Не переусердствуйте

Достаточно противоречивый совет, однако я не мог его не упомянуть. Я знаю много историй выдающихся личностей, которые занимались по 8 часов в день. Не знаю, как им это удавалось, ведь, занимаясь столько времени, несложно выработать отвращение к учёбе и к тому, чему вы учитесь.

Постарайтесь найти ту тонкую грань, которая позволяет вам заниматься ровно столько, чтобы это было продуктивно и не вызывало скуки.

Какие советы вы могли бы дать человеку, который хочет научиться учиться? Делитесь ими в комментариях!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector