Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование инфографики в электронном обучении

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
статья

Работа посвящена вопросу визуализации учебного материала в образовательном процессе при помощи инфографики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

методист ГБОУ лицей 393

Кировского района г. Санкт-Петербург

Работа посвящена вопросу визуализации учебного материала в образовательном процессе при помощи инфографики.

Ключевые слова: визуализация, инфографика.

Изображения делают любую информацию более привлекательной и убедительной. В современном обществе формируется так называемое «клиповое сознание». В основном, под этим термином понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости, инфографики, либо в любом другом виде. Главное требование к «клипу» – краткость и красочность его фрагментов.

Компьютерные технологии, интернет, СМИ формируют новый способ восприятия информации, где визуальным образам отводится главное место. Инфографика совмещает логику построения, яркость образов, объёмность информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного знания.

Инфографика – это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность [2].

По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:

  1. статичная инфографика— одиночные изображения без элементов анимации;
  2. динамическая инфографика— инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации [1].

Варианты использования инфографики в учебном процессе могут быть различны.

Первый вариант: инфографика создается педагогом для решения образовательных задач, в том числе, для лучшего восприятия учащимися темы урока.

Второй вариант: ученик, проведя собственное исследование, работая в учебном проекте, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление.

Третий вариант: с помощью отдельных сервисов работать над инфографикой можно коллективно, в процессе у ребят появляются навыки работы в команде.

Любой из этих вариантов может быть эффективен для развития метапредметных результатов обучения.

Метапредметными называют результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для:

  1. создания проблемных ситуаций;
  2. организации эффективной поисковой деятельности;
  3. развития критического мышления;
  4. развития открытой познавательной позиции .

Так, например, онлайн-сервис Word Cloud позволит за считанные секунды создать необычное облако тегов, можно выбрать шрифт, наклон и поворот слов, ориентацию и другие параметры. Использовать такое облако можно при введении в тему, повторении терминов, мотивационной беседы, рефлексии.

Широкие возможности для визуализации учебного процесса представляет сервис Н5Р , в котором можно создавать упражнения, игры, викторины, интерактивное видео, интерактивную презентацию, интерактивный плакат, ленту времени, коллаж, диаграмму. Формат интерактивного плаката позволяет консолидировать все необходимые для проведения урока ресурсы: тексты, аудио, видео, иллюстративный материал.

Кроме того, в образовательном процессе можно использовать и готовые продукты.

Возможности применения инфографики в процессе обучения

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 05.06.2016 2016-06-05

Статья просмотрена: 2121 раз

Библиографическое описание:

Ахатова, Р. Ю. Возможности применения инфографики в процессе обучения / Р. Ю. Ахатова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30184/ (дата обращения: 15.04.2020).

Инфографикаэто графический способ подачиинформации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащеенебольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию.Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.

Планируя учебные занятия необходимо учитывать, что студенты, даже обучающиеся по одной специальности в одной группе, имеют разную базовую подготовку, информационную культуру, интеллектуальный и общекультурный уровень, различную социальную среду [2].

В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным, эффективным и выразительным для большинства источников информации. Это связывают с тем, что все больше людей ориентированы и легче воспринимают зрительные образы: изображения, схемы, коллажи, клипы, и в меньшей степени — текст.

В студенческой среде существует тенденция формирования «клипового мышления», для которого характерна упрощенная обработка визуальной информации, предпочтение изображений или мультимедиа-объектов тексту.

Создание учебно-методического комплекса должно насыщать иллюстративные блоки дополнительной когнитивно-продуктивной информацией, направленной на генерацию нового знания, стимулируя производить анализ, устанавливать причинно-следственные связи, видеть тенденции и давать прогнозы развития учебной ситуации. Инфографичные объекты позволяют целенаправленно формировать навыки выделения главного и значимого посредством акцентирования, прививая потребности и способности к детальному анализу с помощью нюансировки и модуляции оформления фрагментов.

Любой визуальный объект, представленный средствами инфографики, обладает большой информационностью, становится дополнением к текстовой информации, охватывающей тему в полном объеме, уточняя ее, позволяет создать средство указания на действие или дополнительный поиск других видов информации.

Виды инфографики, применяемые в образовании и обучении:

– Для организации представления количественных (числовых) данных используются графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т. д.).

– Для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных используют многочисленные типы схем, карт, изображений и их последовательностей.

– Темы дисциплины, состав и организация устройства даются организационными диаграммами.

– Наглядность стратегии процессов создают диаграммы трендов.

– Последовательность решения задачи, проблемы, планирования представляется в виде планов-графиков.

– Изучение стадий технологических процессов облегчают технологические диаграммы.

– Тезисные планы включают рисунки, схемы.

– Связи процессов, понятий, событий визуализируют графы.

– Движение мысли в процессе формирования материала, знакомства с проблемой способны напрямую отражать майнд-карты, которые являются прекрасной визуализацией сложных технических объектов или явлений.

Объекты информационной графики повышают информационную насыщенность и наглядность учебных материалов, обращаются к уже имеющимся знаниям и опыту пользователя, служат проводниками на пути выбора траектории восприятия информации. Исследования показали, что главные ресурсы интеллекта связаны с организацией активного взаимодействия правого и левого полушария мозга. Создание учебного комплекса, направленного на отработку этого взаимодействия, обеспечивает новое, более высокое качество технического образования. Инфографичные объекты, включенные в учебно-методический комплекс, стимулируют одновременную работу левого и правого полушарий, дополняя образные впечатления логикой и абстрактной моделью объекта, процесса, явления, то есть, делая восприятие более «объемным» и всесторонним, мышление — глубоким и развитым, а обучение — увлекательным и результативным [3].

Таким образом, применение при составлении учебно-методического комплекса описанного средства визуальной коммуникации дает двойной эффект: управление и стимуляция мыслительной деятельности обучаемого (или более широко — пользователя электронных ресурсов), и второй, не менее важный, — развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности.

Как превратить инфографику в инструмент эффективного обучения

Инфографика уже утвердилась в таких сферах как новостные блоки и маркетинг, и теперь применяется в образовательном пространстве как новый и эффективный способ.

Преподаватели могут использовать инфографику как удобный и полезный метод обучения. Хорошая графика позволяет сделать информацию легкодоступной и легко усваиваемой.

Для тех, кто хочет использовать инфографику в образовательном процессе существуют 5 основных этапов создания инфографики:

  1. Выберите правильную инфографику

Самая важная часть, использования инфографики на занятии является правильный выбор инфографики. Для эффективной работы необходимо использовать графику, которая оставляет студентам пространство для размышлений, чтобы самостоятельно сделать для себя выводы, но при этом не оставлять их без надлежащего контекста. Это помогает поддерживать обучение, управляемое студентом.

  1. Создать контекст
Читать еще:  Машинное обучение для начинающих python

Начните с захватывающей фоновой информации, используйте материалы из СМИ, такие как видео или новостные статьи, чтобы создать полный и актуальный контекст.

  1. Попросите учащихся самостоятельно анализировать графику

Разделите студентов на малые группы от двух до четырех человек. Используйте список вопросов, чтобы студенты смогли оценить инфографику и сделать необходимые выводы.

Можно использовать такие вопросы, как:

– Что вас удивляет в информации, которую вы видите?

– Что вы можете узнать из предложенной инфографики?

– Какова роль создателя данной инфографики? Что они пытаются нам сказать?

Затем позвольте студентам поразмыслить. Дайте им свободу в исследовании инфографики и записи их собственных заключений.

  1. Подведение итогов вгруппе

Каждый участник группы должен поделиться тем, что описано в инфографике и выводами, которые он сделал, проанализировав инфографику. Попросите их, чтобы они подтвердили свои выводы доказательствами, которые они нашли на графике и в сопроводительной информации. Затем начните обсуждение в группе о различиях и сходствах между выводами каждой из групп.

В то время когда мы организуем обсуждение в группах, обмен идеями и мыслями, мы можем видеть уровень мышления студентов. Предложите студентам написать краткое эссе, в котором они опишут аргументы и выводы из графика. В зависимости от инфографики, студент может также написать персональный рассказ, основанный на визуализированной информации.

Популярные инструменты создания инфографики

Инфографика в обучении

Что же такое инфографика в целом? Это графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем.

Найти сегодня человека, никогда не сталкивавшегося с инфографикой, наверное, невозможно. Этот способ подачи информации применяется повсеместно: на телевидении, в прессе, новостях, в презентациях. И, конечно, инфографику активно применяют в образовании – здесь ее возможности практически безграничны.

Так что же такое инфографика в целом? Это графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем. Но ее не зря называют также одной из форм информационного дизайна – эффективность инфографики напрямую зависит от того, как именно поданы данные, как они скомпонованы и какое для них выбрано визуальное оформление. При этом такой способ компоновки информации удобен в обучении тем, что никаких ограничений в его применении, по сути, не существует – инфографика может быть статичной, анимированной или даже интерактивной, в зависимости от целей обучения, его аудитории и конкретного предмета. Инфографика в обучении позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс – ведь то, что можно долго расписывать в учебнике сухими словами, при помощи нее можно изобразить одним емким и красочным слайдом.

Сегодня все большую популярность в обучении завоевывает интерактивная инфографика, позволяющая пользователю не просто наблюдать, но и взаимодействовать с данными, которые он видит на экране. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет человеку, который проходит тот или иной курс, фактически самому управлять этим процессом. Такой подход является одним из самых передовых в современном педагогическом дизайне.

Особенности применения инфографики

Сложно однозначно выделить период, когда инфографика стала неотъемлемой частью обучения, но можно уверенно проследить путь ее возникновения: первые попытки использования для иллюстраций схем, диаграмм и таблиц еще в конце XIX века стали делать газеты и журналы в разных странах мира.

На раннем этапе своего развития эта первая инфографика служила вспомогательным, второстепенным компонентом публикации. На журнальных и газетных полосах доминировал текст, а инфографика (как правило, выполненная вручную и занимавшая не более четверти полосы) применялась лишь тогда, когда нужно было наглядно показать тот или иной сложный процесс – например, физический или химический. С этой точки зрения к первым примерам использования инфографики в процессе обучения можно отнести плакаты и другие материалы к университетским лекциями и школьным учебникам. Так или иначе, в то время инфографика коммуницировала с читателем или учеником в условно-пассивной форме: он мог лишь разглядывать картинку и анализировать ее.

Ситуация менялась с течением времени: по мере развития технологий и увеличения объемов информации, которую человек стал получать изо дня в день, менялись и инфографика, и процесс обучения. Перемены шли рука об руку по мере того, как популярность набирал педагогический дизайн: обучение принимало вызовы времени, а логичной реакцией на эти вызовы стало развитие всех технологий, упрощающих и ускоряющих обучение. И здесь инфографике нет равных.

Одним из главных плюсов является ее универсальность – представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию. Большим плюсом является и наглядность такого стиля подачи данных: люди мыслят образами и поэтому гораздо лучше запоминают информацию, которая подана не только в простой и доступной форме, но и привлекательно оформлена. Именно поэтому применение различной инфографики в обучении – уже классика: она значительно упрощает усвоение учебного курса, делает его понимание более простым, наглядным и эффективным.

На Западе обучение с использованием инфографики давно стало обыденным явлением даже в обычных школах. Например, канадские ученые в 2014 году представили исследование, согласно которому задания, связанные с самостоятельным созданием инфографики, повышают мотивацию школьников больше общаться друг с другом. А компания Dell провела исследование среди студентов и преподавателей высших учебных заведений и США, Китае и Германии. Результаты показали: 9 из 10 респондентов отметили, что использование инфографики в курсе обучения повышает его эффективность. А 82% респондентов отметили, что стоило бы использовать эти технологии чаще, чем это происходит сегодня.

Примеры использования инфографики

В своих учебных курсах наша компания широко применяет разные виды инфографики. Наши специалисты постоянно учатся и осваивают новые технологии для того, чтобы сделать визуализацию наших курсов еще более наглядной и «вкусной». Ведь важно не только грамотно донести до обучающегося информацию, но и представить ее в как можно более привлекательном виде. Сегодняшние технологии позволяют сполна выполнять эту задачу: даже самая простая диаграмма или смысловой слайд могут по-новому «заиграть», если подобрать для них интересное решение, а самая сложная информация – стать понятной и простой, если использовать грамотный подход и визуализацию.

Учебные курсы, созданные с применением инфографики, отвечают сразу нескольким важным требованиям: они позволяют обучающемуся усвоить максимальное количество информации в сжатые сроки, при этом не прибегая к утомительной «зубрежке», проявлять самостоятельность в ходе прохождения курса, тренируют память и визуальное восприятие.

Использование инфографики в электронном обучении

Библиографическая ссылка на статью:
Инашвили С.Я. Методика использования инфографики при изучении дисциплины «Дистанционные образовательные технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77459 (дата обращения: 03.02.2020).

Одной из актуальных проблем педагогики становится создание эффективных условий для изучения студентами большого объема учебного материала. Как правило, такой материал представлен в текстовой форме, что не способствует эффективному усвоению информации, поскольку она предоставляется недостаточно наглядно, обучающимся сложно анализировать и выделять важные аспекты в изучении новых тем.

В рамках нашего исследования было выделена инфографика как средство повышения эффективности усвоения нового учебного материала. Данный выбор обосновывается следующими обстоятельствами:

  • инфографика способствует мотивации обучающихся к изучению большого количества информации;
  • благоприятствует разнообразному и понятному обучению за счет сворачивания больших объемов информации и представления ее в более интересном и компактном для обучающихся виде;
  • преподносит информацию красочно;
  • инфографика легко воспринимается обучающимися;
  • акцентирует внимание на самом важном;
  • экономит время обучающегося, который изучает инфографику [1].
Читать еще:  Смм с чего начать обучение

Средства инфографики дают возможность всем студентам интегрированно закрепить знания по изучаемым предметам, проявить свои таланты и творческий потенциал; превращают учебный процесс в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность [2]. Использование инфографики на занятиях со студентами в ВУЗе, на наш взгляд, позволяет наглядно показать взаимосвязи субъекта и объекта, предметов и фактов, а также времени и пространства; служит для облегчения восприятия сложных многоуровневых процессов, объяснения взаимоотношений между элементами, решения спорных вопросов, обрисовки этапов и алгоритмов решения проблем; способствует мотивации к изучению большого количества информации студентами. Т. е. является решением проблемы изучения большого количества сложной информации.

Несмотря на описанные выше преимущества использования инфографики в учебном процессе, до сих пор отсутствует проработанные методические основания ее реализации. В связи с этим, целью нашего исследования явилось описание методики использования инфографики в обучении.

В ходе исследования были проанализированы онлайн-сервисы для создания инфографики, результаты анализа представлены в таблице 1.

Предлагается создание инфографики совместно с дизайнерами мирового класса, цена начинается с 3000 долларов США

Редактор – на русском языке, но названия объектов – на английском языке

В ходе исследования была выбрана дисциплина «Дистанционные образовательные технологии», в рамках которой была реализована идея использования средств инфографики. В таблице 2 описаны основные компоненты методики.

Таблица 2 – Компоненты методики использования инфографики

Уметь: использовать ИКТ для коммуникации и совместной работы с учащимися, коллегами, родителями и другими заинтересованными лицами;

применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Владеть: критериями и способами оценивания значимости и практической пригодности существующих моделей дистанционного обучения; современными, в том числе интерактивными формами и методами воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности [3].

компактное изложение материала, полнота, точность, грамотное изложение текста, цветовое оформление, единый стиль, разнообразный вид представления информации, акцентирование внимания на важных моментах темы.

В методике был выделен деятельностно-ориентированный подход к обучению. Основным элементом работы студентов в выбранном подходе является решение определенных проблем через деятельность, ориентированную на приобретение новых знаний.

На базе данного подхода были выделены педагогические принуипы реализации методики:

1 Принцип наглядности включает в себя показ студентам процесса создания инфографики в онлайн-сервисе преподавателем, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, т. к. позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала.

2 Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, студент должен иметь соответствующие базовые знания. Принцип доступности включает в себя начальное объяснение материала преподавателем, показ процесса создания инфографики по простым материалам, т. е., чтобы студенты опирались на конкретные факты, важные моменты в теме, без каких-либо математических расчетов и т. д. Расчеты и более глубокое изучение планируется дальше.

3 Принцип сознательности и активности отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Принцип включает в себя объяснение студентам практической ценности изучения предмета [4].

4 Принцип связи теории с практикой основан на практике – основным материалом для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. Принцип связи теории с практикой включает в себя получение учениками теоретических знаний, самостоятельное изучение онлайн-сервиса и практическая работа в нем, т. е. создание инфографики.

Методика использования инфографики основывается на методе проектов, который включает в себя:

  • знакомство студентов с новой темой;
  • распределение между студентами тем по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии» для создания инфографики и дальнейшего использования в проекте;
  • Ознакомление студентов с рекомендациями использования инфографики в учебном процессе;
  • показ студентам процесса создания инфографики преподавателем;
  • самостоятельное более полное изучение студентами рекомендованного преподавателем сервиса по созданию инфографики;
  • создание инфографики студентами;
  • представление созданной инфографики в своих проектах;
  • оценка инфографики.

Метод проектов основывается на изучении темы по дисциплине, создании инфографики, защите проектов и оценке созданной инфографики студентами.

Этапами методики использования инфографики являются:

— первый этап: пропедевтический;

— второй этап: проектный;

— третий этап: оценочный.

Первый этап: пропедевтический. Заключается в ознакомлении студентов с определенной темой по дисциплине, распределении между студентами тем проектов. Происходит выделение цели, содержания, задач для создания инфографики. Студенты знакомятся с рекомендациями к использованию инфографики.

Второй этап: проектный.

На проектном этапе преподаватель наглядно показывает студентам процесс создания инфографики в онлайн-сервисе. После этого студенты самостоятельно изучают рекомендованный преподавателем онлайн-сервис по созданию инфографики, создают инфографику, представляют созданную инфографику в своих проектах – происходит защита проекта.

Инфографику можно использовать как средство анализа нового материала студентами (в этом случае, инфографический плакат создается преподавателем), либо как средство закрепления и усвоения материала (в этом случае, инфографика создается студентами). Также в рамках одной темы можно сочетать оба выделенных способа использования инфографики.

Третий этап: оценочный. Представляет собой оценку методики использования инфографики. В таблице 3 представлены критериями оценки уровня развития компетенций у студентов по учебной дисциплине «Дистанционные образовательные технологии».

Таблица 3 – Критерии оценки уровня развития компетенций по учебной дисциплине

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Фролова М.А.

Учитель физики первой категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №99» г. Перми

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье представлены особенности образовательного процесса; Рассмотрены требования, предъявляемые к качеству образования и трудности применения инфографики в общеобразовательной школе. Обозначены такие проблемы как: умение работать с информацией, приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности, применение индивидуальных образовательных маршрутов, нехватка времени, качество инфографики в учебных пособиях. Предложены пути решения обозначенных проблем с использованием информационной графики.

Ключевые слова: инфографика, качество образования, образовательный процесс, информационное пространство.

Frolova M.A.

Teacher of physics of the first category, Municipal autonomous educational institution “Secondary school №99” Perm

THE USE OF INFOGRAPHICS IN A SECONDARY SCHOOL

Abstract

The article presents the peculiarities of the educational process. Requirements, which are placed to the quality of education, and challenges of using infographics in a secondary school are considered. Problems such as: the ability to work with information, the acquisition of experience research and design activities, the use of individual educational routes, lack of time, quality infographics in textbooks are denoted. Solutions of the identified problems with the use of information graphics are proposed.

Keywords: infographics, quality of education, educational process, information space.

Для развития общества главным фактором является качество интеллектуальных ресурсов, для чего необходимы модернизация и повышение качества системы образования. Современная система образования характеризуется как инновационная, требующая формирования нового содержания образования, ориентируемого на освоение умений и способов деятельности обучающихся; на развитие самостоятельности и ответственности при решении конкретных учебных и практических задач.

Применительно к общеобразовательной школе качество образования характеризуется не только степенью достижения целей и задач, поставленных перед участниками процесса образования, но и степенью реализации предоставляемых образовательных услуг и системой внутреннего и внешнего мониторинга качества образования. Внедрение инфографики в учебный процесс средней общеобразовательной школы направлено на повышение качества обучения; при этом возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся.

Читать еще:  Уровни обучения английскому

Проблема работы с информацией. Для современного социума характерно возрастание информационной активности. Это связано с увеличением объема информации, темпа ее потребления, что приводит к появлению новых способов создания и представления информации. Инфографика – инновационное средство подачи информации, поэтому у обучающихся могут возникнуть трудности при её использовании, поскольку они не знакомы с таким способом работы с учебным материалом. Необходим предварительный вводный урок или небольшой внеурочный курс по работе учащихся с инфографикой. Федеральный государственный образовательный стандарт требует освоить такие умения, как: сопоставление, систематизация, анализ, обобщение и интерпретация информации, уметь выделять главное или избыточное, предоставлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме, дополнять схемы, таблицы и тексты. Возникает необходимость в изучении способов восприятия информации, представленной с помощью инфографики. В процессе обучения информационные навыки необходимо постоянно контролировать; проверяя умение поэтапной работы с информационной графикой, её интерпретации в устной и письменной формах, не забывая о различиях по восприятию информации обучающимися. Работу с инфографикой нужно оценивать по определенным позициям: самостоятельная формулировка цели и задач учебного материала; анализ хода поиска информации, необходимой для решения поставленной проблемы; аргументация выбранного пути решения; адекватная оценка своей работы.

Инфографика даст возможность приобрести учащимся навыки организации собственного информационного пространства, найти эффективные способы поиска и преобразования информации для решения поставленных учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.

Проблема приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности. Стандарты второго поколения требуют от обучающихся приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения учебных предметов. Такая деятельность способствует воспитанию инициативности, самостоятельности, ответственности, повышению эффективности учебной деятельности. В основе такой деятельности лежит умение работать с готовой информацией, добывать необходимую информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

При внедрении в образовательный процесс инфографических проектов, становится возможным приобретение учащимися опыта проектной деятельности. Однако работа с такими проектами достаточно трудоемкая. Не все учащиеся знают, в чем заключаются основные особенности такой деятельности и как можно при этом использовать инфографику, как она создается и какому алгоритму подчиняется. Организация таких проектов возможна непосредственно на уроках, краткосрочных курсах по физике или в виде отдельных исследовательских проектов.

Для организации такой проектно-исследовательской деятельности с учащимися необходимо определить уровень их заинтересованности и изучить их интересы. Если проекты рассчитаны на достаточно длительный период, то целесообразным будет создание отдельных портфолио для наблюдения за уровнем качества проектов и четкого отражения результатов деятельности обучающегося. При этом роль учителя на каждом этапе выполнения проектно-исследовательской работы должна плавно перетекать от авторитарного стиля к наставничеству.

Проблема применения «Индивидуальных образовательных маршрутов». Основной ценностью для педагога является личность ребенка, его уникальность и неповторимость. В культурно-образовательной среде образовательного учреждения создаются условия для применения личностно-ориентированных педагогических технологий, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут», нацеленный на воспитание ответственности и трудолюбия учащегося. Он определяется индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся, но спроектировать индивидуальные образовательные маршруты очень непросто из-за различия природных задатков и способностей учащихся. Успешной реализовать такую педагогическую технологию, как «Индивидуальные образовательные маршруты» поможет инфографика, в которой материал, представлен в краткой, понятной и привлекательной форме. Изучение инфографического материала в рамках одного урока или темы тоже может быть выстроено по методу индивидуальных маршрутов. Инфографика может отличаться объемом информации, степенью сложности, глубиной и широтой поставленных задач. Можно использовать дифференцированный подход в изучении учебного материала при использовании инфографики. Например, есть готовая инфографика, но можно пойти по трем путям для ее изучения, по трем уровням сложности:

– на первом уровне для учащихся нужно подготовить сопроводительный текст с пояснениями или указанием страниц в учебнике, которые соответствуют изучаемой теме;

– второй уровень подразумевает отсутствие текста-подсказки, но содержит наводящие вопросы, на которые учащиеся могут ответить при внимательном рассмотрении предложенной инфографики;

– на третьем уровне учащиеся работают только с информационной графикой без дополнительных подсказок, они сами добывают информацию.

Проблема нехватки времени. Разработка плана урока, плана применения информационной графики на уроке, а тем более непосредственное её создание определённого вида требует временных затрат. Чтобы создание инфографики не вызывало трудностей и не отнимало время, учителю необходимо подготовить банк объектов, которые можно было бы использовать при разработке различных видов инфографики. Наиболее эффективным способом будет сотрудничество с учащимися по созданию банка готовых инфографик, к примеру, на краткосрочных курсах, или в качестве индивидуальных или групповых заданий, учебных или научно-исследовательских проектов.

Проблема качества информационной графики в учебниках по предмету. Анализируя учебники по физике, чтобы понять, каким образом инфографика представлена в учебных текстах, при этом рассматривая в качестве информационной графики только те иллюстрации, цель которых – визуальное представление информации, можно обнаружить, что инфографика в учебниках чаще всего представляет собой рисунки, схемы, фотографии, таблицы. Однако, представленные в учебниках рисунки и схемы, не могут целостно отобразить всю сущность процесса или явления, и взаимосвязи между ними. Чаще всего на основе иллюстраций можно составить одно-два предложения. Качественная инфографика способна заменить достаточно объемный текст, который может быть воссоздан при ее изучении и анализе. Иллюстрации в учебных пособиях, должны быть содержательны и ёмки. При этом их красочность не должна рассеивать внимание учащихся. Инфографика, несущая в себе эмоциональный и мотивационный компоненты и логику излагаемого материала, должна соответствовать заявленной теме, учитывать какие универсальные учебные действия необходимо сформировать у обучающихся при подаче учебного материала. Это означает, преподаватель должен четко понимать, какую функцию инфографики он реализует на уроке, и какой вид инфографики наиболее целесообразен при подаче конкретной темы. Для этого потребуется определенная информационная графика, созданная с помощью специальных программ и инструментов.

Стандартизация и информатизация образования, компетентностный подход требуют разработки более эффективных способов поиска и представления учебной информации обучающимся для преодоления возникающих проблем. Инфографика в образовательном процессе:

– формирует необходимые навыки работы с учебным материалом, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации;

– может использоваться на лабораторных, лекционных и практических занятиях, для организации эффективной поисковой деятельности и создания проблемных ситуаций;

– облегчает понимание сложного материала, взаимосвязей, которые необходимо установить и показать;

– учит формулировать выводы, исходя из анализа представленной информации.

– может стать эффективным средством повышения качества образования, доступности поиска информации и работы с ней, возможностью создания проектов и индивидуальных маршрутов.

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

References

  1. Primernaja osnovnaja obrazovatel’naja programma obrazovatel’nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola / [sost. E. S. Savinov]. — M. : Prosveshhenie, 2011. — 342 s. — (Standarty vtorogo pokolenija). — ISBN 978-5-09-019043-5.

2 комментария

Название статьи не соответствует содержанию. Тема автором статьи не изучена и требует тщательной доработки. Отсутствует личное мнение автора по вопросу применения инфографики на уроках в общеобразовательной школе.

Уважаемый автор. Ваша статья не содержит ни одной ссылки на основной материал (Инфографика), что свидетельствует о самостоятельной разработке данного направления, а это не соответствует действительности.
Таким образом, вами практически присвоена чужая идея и в условиях Америки, где в начале 80-х появилось данное направление, вам было бы предъявлено обвинении и наложены штрафные санкции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector