Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дистанционное и традиционное обучение

В чём разница?

Разница между Домашним обучением и Дистанционным обучением

Основное различие между Домашним обучением и Дистанционным обучением заключается в том, что при Домашнем обучении учебный план создается родителями, а при Дистанционном обучении учебный план разрабатывается установленной школой или университетом.

Как домашнее, так и дистанционное обучение позволяют учащимся приобретать знания за пределами традиционной школьной структуры. Хотя эти два варианта имеют много общего, они не одинаковы. Существует разница между Домашним обучением и Дистанционным обучением, в основном с точки зрения характера инструкторов и учебной программы.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Домашнее обучение
  3. Что такое Дистанционное обучение
  4. В чем разница между Домашним обучением и Дистанционным обучением
  5. Заключение

Что такое Домашнее обучение

Домашнее обучение или домашнее образование — это обучение детей на дому или в некоторых других местах, помимо школ. Дети, обучающиеся на дому, не посещают частные или государственные школы. Кроме того, занятия проводятся дома родителями или репетитором .

Домашнее обучение детей

Существует много причин, по которым родители выбирают вариант домашнего обучения для своих детей : плохое состояние здоровья ребенка, которое мешает ему посещать обычную школу, неудовлетворенность родителей имеющимися образовательными возможностями и различными образовательными или религиозными принципами. Хотя домашнее обучение не является законным в некоторых странах, оно принято в таких странах, как Австралия, Великобритания и США.

Плюсы домашнего обучения

  • Гибкий график
  • Индивидуальное обучение
  • Фокусировка на приобретении знаний, а не на получении хороших оценок
  • Сохраняет время (нет поездок на учёбу)
  • Учебный план регулируется в зависимости от потребностей ребенка и родителя
  • Безопасная среда обучения
  • Позволяет улучшить связь между ребенком и родителем

Минусы домашнего обучения

  • Часто высокая стоимость обучения
  • Отсутствие квалифицированных преподавателей
  • Отсутствие возможности социализации ребенка
  • Слабо структурированы, по сравнению с традиционными школами

Что такое Дистанционное обучение

Дистанционное обучение или дистанционное образование — это способ удалённого обучения без участия в традиционной обстановке учебного заведения. Другими словами, учащиеся физически не присутствуют в школе и при этом они не вступают в регулярный, непосредственный контакт с учителями. Пример дистанционного обучения можно увидеть в заочных курсах, где учащиеся дистанционно переписываются со школой по электронной почте.

Дистанционное обучение

В настоящее время дистанционное обучение, как правило, включает в себя онлайн-обучение. Широкая доступность компьютеров и интернет-технологий сделали дистанционное обучение проще и доступнее. Видеоконференции, вебинары, веб-трансляции и учебные телевизионные программы — вот некоторые технологии, используемые в дистанционном обучении.

Кроме того, программы дистанционного обучения доступны для всех возрастов и уровней образования. М ожно даже записаться на курсы продвинутого дистанционного обучения, такие как бакалавриат, магистратура и докторантура.

В зависимости от форматов обучения существует несколько основных типов программ дистанционного обучения:

Синхронное дистанционное обучение — в этом типе обучения все студенты учатся одновременно. Оно обычно включает в себя видео или телеконференции, подключение инструкторов и учащихся происходит в цифровом виде.

Асинхронное дистанционное обучение — в этом формате вместо интерактивных уроков используются учебные задания с указанием сроков. Обучающиеся должны самостоятельно заниматься, чтобы выполнить задания.

Гибридное дистанционное обучение — это, по сути, комбинация синхронных и асинхронных элементов. Для предметов, в которых учащиеся нуждаются в непосредственном доступе к преподавателю, занятия проводятся более жестко по расписанию, тогда как другие занятия могут проводиться дистанционно. В гибридном обучении студенты также могут физически присутствовать на экзаменах.

Сходство между Домашним обучением и Дистанционным обучением

  • Как домашнее, так и дистанционное обучение позволяет учащимся приобретать знания за пределами традиционных учебных заведений.
  • По сравнению с обычным обучением, они имеют некоторые преимущества, такие как гибкость, безопасность, удобство и экономию времени.
  • Однако в этих двух методах ученики не испытывают процесса социализации, как ученики традиционных учебных заведений.

Разница между Домашним обучением и Дистанционным обучением

Домашнее обучение — это обучение детей дома или в других местах, помимо школы, в то время как Дистанционное обучение — является способом удалённого обучения, не находясь в традиционных классных комнатах.

При домашнем обучении учебная программа составляется родителями, а при Дистанционном обучении учебная программа разрабатывается уже существующей школой или университетом.

Родители или опекуны ребенка обычно выступают в качестве инструкторов при Домашнем обучении, а квалифицированные и квалифицированные учителя выступают в качестве инструкторов при дистанционном обучении.

По сравнению с Домашним обучением программы дистанционного обучения могут быть более организованными и структурированными, поскольку они создаются признанными учебными заведениями.

Учащиеся на дистанционных образовательных программах должны будут проходить аттестацию и сдавать экзамены, тогда как дети, обучающиеся на дому, обычно не сдают экзамены.

Для домашнего обучения родители могут выбирать предметы, которые ребенок должен изучать, тогда как при Дистанционном обучении выбор предметов зависит от типа программы, которой следует учащийся.

Заключение — Домашнее обучение против Дистанционного обучения

В заключение следует отметить, что существует разница между Домашним обучением и Дистанционным обучением, главным образом с точки зрения преподавателей и учебных программ. При Домашнем обучении учебный план создается родителями, а при Дистанционном обучении учебный план разрабатывается установленной школой или университетом. Кроме того, при домашнем обучении родители или опекуны ребенка обычно выступают в качестве преподавателей, а при Дистанционном обучении в качестве инструкторов выступают опытные и квалифицированные учителя. По сравнению с Домашним обучением программы при Дистанционном обучении обычно более организованные и структурированные.

Что лучше: дистанционное обучение или традиционная школа?

С чем сравнивать?

В первую очередь необходимо отметить, что несмотря на слова экспертов и специалистов от педагогики, понятие «лучше» или «хуже» всегда субъективны. Это означает, что «лучше» для одних, не обязательно будет таким же и для вас. Кроме всего прочего, серьезное значение имеет конкретная школа, с которой происходит сравнение, непосредственно ее достоинства и недостатки.

Однако, можно сравнить сами системы обучения, опираясь на существующий опыт дать свою оценку. В сравнении двух систем мы будем опираться на четыре критерия, первый из которых:

Эффективность обучения: дистанционная и традиционная школа

Понимание и трактовка эффективности очень разное, мы будем опираться на объем и совокупность знаний и навыков, которые получают ученики во время занятий.

По данному показателю лидирует дистанционная форма обучения. Секрет такого подхода заключается в возможности создать гибкую и индивидуальную программу для каждого ученика. В традиционной школе, на классных занятиях, такое невозможно. Даже выполнение домашних работ оценивается и проверяется достаточно унифицированы. При дистанционной работе с учащимися выстраивается значительно более продуктивная коммуникация: консультации по всем возникающим вопросам, помощь в разработке сложной темы, дополнительная информация по выбранному направлению, и др.

кроме этого, традиционная школа достаточно «традиционная », многие нововведения воспринимаются негативно со стороны администрации и проверяющих органов. Вместе с тем, современная школьная программа подвергается серьезной критике, как устаревшая и недостаточная даже для поступления в отечественный ВУЗ. Дистанционное обучение в школе с самого начала предполагает более гибкий подход, может включать в себя значительно больший объем материала. Значение «рабочего времени» и «учебных часов», на основе которых начисляется заработная плата учителям в традиционной школе, здесь значительно пересмотрены. Все это помогает дать ученику на дистанционной форме больше, помочь лучше понять всю программу, продемонстрировать лучшие результаты на любом уровне.

Социализация, воспитание и самоорганизация

Самая «ядреная» сторона, по мнению ряда специалистов, традиционной школы — это социализация ребенка. Другими словами, именно в школе он получает необходимые навыки общения, ему прививаются культурные нормы, он учится вести себя в коллективе. Принято считать, что в дистанционной форме ребенок полностью лишен этого. Однако это совсем не так, давайте посмотрим на современных школьников:

  1. довольны Ли вы тем, как школа выполняет свои воспитательные функции? Какие нормы и навыки поведения в коллективе воспитываются в стенах учебных заведений? В большинстве случаев, все те же специалисты открыто критикуют отечественные школы по выполнению данных функций. Дистанционная школа повышает роль родителей, секций и кружков в формировании ценностей и норм ребенка, дает возможность «отфильтровать» бесполезную и даже вредную культурную информацию.
  2. Круг общения. Многие современные школьники общаются в интернете? Если они вдруг перестанут посещать школу лично, разве это уведет их с соц. сетей, чатов и других форм современной коммуникации? Перестанут ли они общаться с друзьями по спортивным секциям или кружкам? Такой подход мог бы быть актуальным двадцать лет назад, но сегодня все изменилось. Независимо от того, что и как посещает ваш ребенок, он сможет связаться с друзьями и товарищами даже не выходя из дома. Можно критиковать такое положение дел, ностальгировать о собственном опыте, но это уже сложившийся и объективный факт.
Читать еще:  Кинэу дистанционное обучение

Таким образом, есть лишь теоретическое преимущество традиционной школы в сфере социализации.

Документ об образовании: чем отличаются дипломы?

Если в двух словах — ничем, они одинаковые. Выпускники обеих форм обучения сдают одни и те же экзамены, проходят тестирование, получают аттестат государственного образца. Здесь нет особых и явных преимуществ, но есть скрытые. Дело в том, что дистанционные школы могут предложить значительно больше в сфере изучения иностранных языков, часто имеют партнеров в Европе, Канаде или США. А это означает, что некоторые школы могут предложить дополнительный иностранный диплом. Например, дистанционная школа «Центр образования «Оптима» предлагает своим воспитанникам украинский и канадский и/или американский дипломы.

Стоимость обучения: вопрос цены

На сегодняшний день, большинство дистанционных школ в Украине — частные. Они предусматривают оплату обучения, как и в любой другой частной школе или гимназии. Так, традиционные школы пока могут обойтись значительно дешевле. Однако, здесь стоит учесть все «накладные расходы»: школьную форму, аксессуары, тетради и дневники, дополнительные занятия, услуги репетиторов, стоимость проезда и школьного питания. Если сложить все это, можно с удивлением обнаружить, что разница не очень большая.

Резюмируя статью, необходимо отметить, что точные сравнения могут быть только между конкретными школами. Безусловно, существуют исключения и в государственных общеобразовательных школах, которые превосходят других по ряду показателей. Однако, важный вопрос — есть ли такие школы в прямой доступности и досягаемости? Дистанционная школа удобный вариант для тех, кто проживает за границей или в небольших городах. Это возможность сделать индивидуальный физико-математический, языковой или физический уклон для своего ребенка.

Один день из жизни хоумскулера, или Как проходит онлайн-обучение

В этой статье мы расскажем, из чего состоит дистанционное обучение и в чём его отличие от традиционной массовой школы. Добро пожаловать в мир хоумскулинга!

Что такое онлайн-образование

Последнее время и в России, и во всём мире возрастает популярность онлайн-образования. Чаще всего его выбирают школьники, которые получают образование в семейной форме. Как они живут и чем их распорядок дня отличается от графика обычного школьника? Обобщив опыт учеников «Домашней школы Фоксфорда», мы составили для вас описание типичного дня хоумскулера.

Дадим героине нашей статьи имя — допустим, Маша. Она учится в 8 классе, три последних года она получает знания в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда». Сегодня обычный будний день, который она посвятит учёбе, а мы за ней «понаблюдаем».

Типичное утро хоумскулера

Подъём — 9:00-9:30

Маша просыпается от звука будильника. Уже девять утра, но вставать она не торопится: у неё есть время немного понежиться в постели, полистать соцсети. Ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» могут себе позволить поспать подольше: занятия начинаются в 10 часов утра по московскому времени, при этом не нужно никуда ехать. Достаточно умыться, позавтракать и включить компьютер. Поэтому большинство учеников встаёт либо в восемь, либо в девять утра. Обычно 60 минут достаточно, чтобы позавтракать и подготовиться к занятиям.

«Дорога до школы, уроки, на которых шум снижал понимание материала, стресс на контрольных, тяжёлые учебники, горы домашней работы — всё это только мешало мне. Из-за ранних подъёмов в школе я целый день чувствовала себя уставшей».

Александра Васильева, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Подготовка рабочего места — 9:50-10:00

Позавтракав и приведя себя в порядок, Маша садится за рабочий стол. Открывает ноутбук, достаёт тетрадь и ручку. Маша уже опытный хоумскулер и знает, как быть максимально продуктивной: ничего не должно отвлекать. Поэтому телефон девочка оставляет в другой комнате — ленте Инстаграма придётся какое-то время пожить своей жизнью. Чего не сделаешь ради концентрации на уроке?

Рабочее место Маши способствует плодотворному учебному процессу: удобные стол и стул, рядом окно и лампа. Давайте посмотрим, что Маша регулярно использует на занятиях:

  • Тетради. Для удобства школьница завела одну большую тетрадь с блоками на кольцах и ведёт в ней все конспекты. Маша считает, что вести записи от руки нужно обязательно, даже несмотря на то, что почти к каждому занятию в «Домашней школе Фоксфорда» прикрепляется теоретический материал. Просто во время написания своих конспектов мозг лучше работает. Маша старается перед каждым уроком полистать записи и освежить в памяти предыдущую тему.
  • Текстовыделитель. С его помощью девочка выделяет в конспектах определения, термины и формулы, на которые стоит обратить особое внимание.
  • Принтер. На нём Маша распечатывает презентации, которые преподаватели домашней онлайн-школы «Фоксфорда» готовят к каждому занятию. Для удобства и экономии времени наша героиня распечатывает также некоторые материалы из интернета (таблички, схемы и прочее) и вклеивает их в тетрадь с конспектами.
  • Стикеры. Маша уже погрузилась в хитрости тайм-менеджмента, поэтому знает, что на стикерах особенно удобно отмечать дедлайны, составлять списки дел, выписывать слова и понятия, которые нужно запомнить.

Уроки — 10:00-15:00

В 9:58 Маша заходит на платформу для онлайн-обучения foxford.ru. По расписанию первый урок — геометрия. В чате уже собрались одноклассники, здороваются и ждут начала онлайн-занятия. Ровно в 10:00 в кадре появляется преподаватель «Домашней школы Фоксфорда» — Нина Иванушкина.

Занятия по этому предмету идут парами: 45 минут интенсивной работы, затем 15-минутный перерыв и ещё 45 минут. Обучение в «Домашней школе Фоксфорда» — это не обычные видеолекции, а живое общение и поглощение знаний. В режиме реального времени преподавателю можно задавать вопросы в текстовом чате и тут же получать на них ответы.

Вместе с учителем и учениками на онлайн-занятиях присутствуют модераторы, которые следят за порядком. Также к ним можно обратиться, если возникли какие-то технические неполадки, например, зависло изображение или звук.

«Удобная платформа, сразу видно, IT-шники делали! Легко смотреть уроки и выполнять задания».

Роман Астанин, ученик «Домашней школы Фоксфорда»

У Маши технических проблем на сайте не возникает. За несколько лет на домашнем обучении она значительно повысила уровень технических знаний: знает, что такое флэш, как почистить кэш и исправить мелкие неполадки в браузере.

«В онлайн-школе “Фоксфорд” быстро развивается компьютерная грамотность. Вскоре я научился бегло печатать, победил такого грозного ”врага”, как апостроф в английской раскладке, и стал лучше ориентироваться в разных программах».

Михаил Рабинский, ученик «Домашней школы Фоксфорда»

Маша смотрит онлайн-урок, конспектируя наиболее важные моменты, и одним глазом поглядывает на чат с одноклассниками.

Фух, первые 45 минут позади! На перемене наша героиня проветривает комнату и идёт на кухню за яблоком. Впереди ещё 45 минут геометрии — надо подкрепиться. Маша — ярко выраженный «лирик», ей нравятся литература, обществознание, история. Математика даётся сложнее, но дружелюбность преподавателей и интересная подача материала позволяют и здесь получать достаточно много XP.

В полдень Маша обедает. Бабушкин супчик, пюре с овощным салатом — всё, как она любит. После перехода на домашнее обучение девочка может питаться вкусно и регулярно.

«Мои наблюдения за месяц такого обучения: сын высыпается и ест нормальную домашнюю еду, а для подростков это мегаважно».

Анна Воронкова, мама ученика «Домашней школы Фоксфорда».

Время на увлечения — 15:00-17:00

Маша отучилась, пообедала и спешит в музыкальную школу. Учёба в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» занимает гораздо меньше времени, чем в обычной школе: хоумскулеры получают до 50% меньше учебной нагрузки, но качество знаний при этом не снижается, а возрастает.

Сегодня у Маши вокал и сольфеджио. Иногда по утрам бывают прогоны выступлений, и тогда занятия приходится просматривать в записи после репетиций. Хорошо, что видео появляются в личном кабинете ученика через несколько часов после урока и доступны даже со смартфона.

«После онлайн-занятий у меня обычно есть время на мои увлечения. Мне очень нравится 3D-моделирование, анимация, программирование и дизайн. Смотрю разные туториалы, ковыряюсь в программах, пробую. Однажды мы с друзьями даже создали небольшой проект: нарисовали локацию и персонажей, которые могли ходить, бегать и прыгать».

Арсений Кириченко, ученик «Домашней школы Фоксфорда»

После занятий в музыкальной школе Маша не торопится домой: у неё есть время прогуляться с друзьями. Девочка — экстраверт, но на нехватку общения не жалуется. С одноклассниками из «Фоксфорда» есть беседа в социальных сетях, а живого общения хватает в музыкалке.

«Если учишься в онлайн-школе, нужно быть посмелее. Не стесняйтесь писать виртуальным одноклассникам в соцсетях и звать их гулять. Тогда проблем с общением не будет».

Читать еще:  Слайд шоу обучение

Арина Цепенникова, ученица «Домашней школы Фоксфорда»

Вечер

Выполнение домашней работы — 19:00-20:00

После ужина Маша вновь спешит в свою комнату — пора делать уроки. Дистанционное обучение в «Домашней школе Фоксфорда» предполагает закрепление полученных на онлайн-занятиях знаний на практике. Вечером хоумскулеры садятся за домашку: пересматривают конспекты, а если нужно — и записи уроков. Задания в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» бывают творческие (проверяют методисты и учителя) и тестовые (проверяются автоматически). Оценки за домашние задания не ставятся. За правильные и не совсем ответы ученики получают XP.

Несколько раз в триместр Маша, как и другие хоумскулеры, пишет проверочные работы, а в период аттестаций решает контрольные тесты. Это немного волнительнее, чем домашняя работа (нет подсказок и в результате выставляется оценка), но удалённые аттестации всё равно удобнее очных.

Общение с куратором — 21:00-22:00

В конце дня Маша созванивается со своим куратором Аней, студенткой одного из московских вузов. Это важная часть учебного процесса. Наставник помогает Маше контролировать занятия, а ещё девушки подружились и частенько обсуждают последние новинки из мира музыки и кино.

В «Домашней школе Фоксфорда» кураторами часто являются студенты или выпускники вузов, поэтому им легко находить контакт со школьниками.

«Куратор оказывает мне колоссальную поддержку. Общение с ней меня ещё больше дисциплинирует: разве можно что-то не сделать, если пообещал куратору?».

Артем Бутусов, ученик домашней школы «Фоксфорда»

Подготовка ко сну — 22:00-22:30

Маша заканчивает свой насыщенный день книгой: классика ей не очень нравится, а вот современная фантастика — то, что надо.

Полчаса чтения, и Маша засыпает. Мы прощаемся с нашей героиней, и кто знает, может, в следующий раз мы встретим её уже как студентку престижного вуза или увидим её выступление на экране телевизора.

Дистанционное и традиционное обучение

Существует множество подходов к классификации видов обучения. В данной работе будут рассмотрены три из них: традиционные, дистанционные и нетрадиционные.

Традиционное обучение

Этот вид обучения на сегодняшний день является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в учебном заведении. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передать его учащемуся, себя исчерпала [156].

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и учебные заведения дополнительного профессионального образования, в том числе учебные центры ФПС, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, преподаватель, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых учащемуся знаний, повышают требования к объему усвоенных им знаний. В-третьих, попытки преподавателей предусмотреть различные варианты жизнеопределения учащихся и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. В условиях сегодняшнего дня необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат нетрадиционное и дистанционное обучение.

Дистанционное обучение

Особенности дистанционного обучения указаны в трудах многих современных ученых [107, 133, 202]. Понятие «дистанционное обучение» появилось в Российской образовательной системе в самом начале 90-х годов — так стали называть заочное образование, полученное с помощью различных технических средств (аудио- и видеомагнитофонных, телевизионных и др.). Осуществляемое с их помощью обучение выглядело более эффективным — помимо учебников и «методичек» обучаемым стали выдаваться видеокассеты с записями лекций или учебных фильмов, а также дискеты (позже компакт-диски) с обучающими и контролирующими программами. Телевизионные технологии также изменили привычное очное обучение — появилась возможность транслировать лекции по телесетям образовательных учреждений в режиме реального времени.

Во второй половине 90-х годов в учебном процессе стал использоваться термин «открытое образование», то есть доступное любому человеку в любое время и в любом месте.

Наконец, в начале XXI века эти формы обучения были объединены понятием e-learning (электронное обучение). Его последующее развитие привело к расширению доступности образовании.

Теперь любой человек, независимо от возраста и образовательного ценза, получил возможность приобретать комплекты учебных материалов на электронных носителях, осваивать их, консультироваться с преподавателями и затем сдавать экзамены в сертифицированных образовательных учреждениях различного уровня. В связи с этим, категория «открытый» появилась в названиях соответствующих образовательных учреждений, например, Российского государственного открытого университета, Московского института открытого образования [133].

Использование в системе открытого образования современных информационных технологий, прежде всего сети Интернета, придало учебному процессу специфические особенности:

— во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);

— во-вторых, он-лайн лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и с коллегами-студентами позволяют оперативно решать многие образовательные задачи;

— в-третьих, электронные учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD, DVD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;

— в-четвертых, электронное обучение предполагает использование студентом всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета.

Вместе с тем считается, что само по себе дистанционное обучение с помощью электронных средств не имеет самостоятельной ценности — новейшие методы хороши лишь тогда, когда сочетаются с традиционными. В связи с этим в образовательных учреждениях, использующих дистанционные технологии, со студентами работают личные учебные наставники (тьюторы), которым отведена роль ведущих субъектов в образовательном процессе. Именно они планируют и организуют учебу своих подопечных, контролируют своевременность и правильность выполнения промежуточных тестов, сдачи зачетов и экзаменов [133, 204].

Дистанционное обучение (далее ДО) — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать как в высшей школе, так и в дополнительном профессиональном образовании сотрудников и работников ГПС (учебных центрах) для специальной первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России, а также за рубежом.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость учащегося. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного [156].

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD, DVD — диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС (гибкие информационные системы), АМ-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Читать еще:  Машинное обучение лекции воронцов

Контрольные работы ДО — это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала [156].

Вместе с тем, подобная практика дистанционного обучения может быть с успехом использована и для слушателей учебных центров ФПС. Работа по переводу целого ряда дисциплин в электронную форму, а также разработка интерактивных электронных учебников на циклах учебных центров даёт нам возможность утверждать, что за этой формой учебной работы — будущее.

Нетрадиционное обучение

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки специалистов ГПС, при которой учебные центры ФПС оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В учебных центрах ФПС должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

Коллективу преподавателей учебных центров ФПС необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого — с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех слушателей группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

— осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

— обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

— предусматривается минимальное участие на уроке преподавателя.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются видеоурок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Традиционное, дистанционное и развивающее обучение.

Традиционное обучение.Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. В настоящее время прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала, поэтому традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения. Необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.

Дистанционная форма обучения — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке Украины или Зарубежья.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

• Лекции дистанционного обучения, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Использование новейших информационных технологий делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

• Консультации дистанционного обучения являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

• Лабораторные работы дистанционного обучения предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

• Контрольные работы дистанционного обучения — это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

Развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования.

Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование — то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом.

Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшей задачей образования развитие интеллектуальных возможностей человека.

Знания человека — это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях — основная задача образования.

Накопленные на сегодня знания позволяют утверждать, что уровень интеллекта определяется совершенством, прежде всего степенью структурированности и обобщенности, модели мира человека и степенью отработанности операций на этой модели. Иными словами, знания человека — это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях — основная задача образования.

Под развивающим обучением понимают учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направленный на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

Разработка развивающих технологий обучения требует прежде всего ответа на два вопроса:

Какова та система, которая должна быть «построена» в процессе обучения и как должно вестись само «строительство»?

Ответ на первый вопрос составляют структурные основы развивающего обучения и в конечном итоге сводятся к построению некой рациональной модели интеллекта. Она определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.

Ответ на второй вопрос составляют технологические основы развивающего обучения, определяющие то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного получения нужного результата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector