Openbravo-rus.ru

Образование по русски
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайм менеджмент для учителей рекомендации

Тайм-менеджмент педагога. Как организовать время учителю

Целеполагание: «Модель SMART»

В основе тайм-менеджмента лежит целеполагание: постановка цели→ анализ шагов →проверка результата. Цель — это желаемое состояние. Она может быть «хорошей»: вдохновлять, побуждать действовать, приносить радость. Или же «плохой»: приводить к перенапряжению, хронической усталости, болезням. Поэтому ее нужно тщательно проработать, в том числе, по модели SMART.

Например, вы желаете получить высшую категорию в апреле 2019 года. Для этого:

1. Исследуйте цель по SMART ,

Используя 10-балльную шкалу, решите, насколько она:

S (specific) — конкретна: имеет конкретный выгодный результат.

M (measurable) — измеряема: имеет критерии измерения результатов каждого шага: кто? что? сколько? где? когда? зачем?

A (affodable) — достижима: имеет обоснованные доказательства достижения.

R (relistic) — реалистична: имеет жизненную необходимость и реальные возможности достижения.

T (tangible, taim-based) — гибка и определена во времени: имеет возможность менять шаги продвижения и определяет время получения выгоды.

Метод работы: письменно ответьте на вопросы:

Для чего я хочу высшую категорию?

Каковы ее выгоды?

Как я узнаю, что достиг результата: получил выгоды высшей категории?

Куда этот результат приведет меня в будущем (через 7, 5 лет, через год)?

Кем я хочу быть, на кого хочу походить, имея высшую категорию?

Когда я получу высшую категорию?

Кто мне поможет получить высшую категорию?

Как именно я буду действовать и когда?

Как я буду определять, приближаюсь к результату или ухожу от него?

Интересы кого из окружения затронет моя подготовка к получению высшей категории?

Кто сможет повысить, а кто снизить эффективность подготовки?

Какие у них потребности и выгоды?

Почему кто-либо может быть против получения мной высшей категории?

В чем сильная сторона определенного мной образа и способа подготовки?

В чем его слабая сторона?

Как я буду сохранять выгоды, полученные от высшей категории?

В какой ситуации и обстановке я хочу готовиться и получить высшую категорию?

Что на сегодняшний день нужно для достижения результата и чего не достает?

2. Составьте план реализации цели

Напишите на бумаге общий план подготовки, начиная с даты исследования цели и до получения результатов (выгоды, а не аттестации). Поставьте дату и свою подпись. Написанный на бумаге с вашей подписью план обладает большим потенциалом к реализации по сравнению с электронным носителем по принципу «Куда мысль туда и кровь(энергия)»

Разбейте общий план на детальные ежемесячные планы с датами контроля результатов шагов:

первый месяц: контроль каждые три дня. Используйте прием: «Три простых шага каждые три дня»

последующие месяцы: еженедельный контроль;

месяц перед аттестацией: контроль каждые три дня;

месяцы до получения выгоды: еженедельный контроль.

Анализ продвижения к цели. Метод «5 пальцев» Л. Зайверта

Цель метода — промежуточная проверка результативности шагов по достижению цели за определенный временной период и анализ продуктивности времени.

Принцип метода. Пальцам правой руки (у левшей левой) соответствуют определенные категории достижения цели, начинающиеся с первой буквы названия пальцев. Ваша задача: смотреть по очереди на каждый палец, письменно отвечать на вопросы и оценивать по 10 балльной шкале уровень этих параметров и умение распоряжаться своим временем.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

  • Закрепленные за пальцами категории.

Мизинец: мысли, знания, информация. Какие инновационные методики я узнал? Как вырос мой профессионализм? Какие педагогические идеи меня «озарили»? Какие свойства времени я узнал? Какие приемы ТМ использовал?

Безымянный : близость цели. Какие результативные шаги, приближающие меня к цели, я уже сделал ? Что осталось невыполненным? Какие бессмысленные дела отвлекали меня? Сколько времени на них ушло?

Средний : состояние. Какие шаги были наиболее интересны, давали чувство радости? Сколько времени они занимали отдельно и вместе? Какие шаги были скучными, угнетали? Сколько времени они занимали отдельно и вместе?

Указательный: услуга, помощь, сотрудничество. Какая моя помощь или услуга другим продвинула меня к цели? Кто помогал мне и на каких шагах? Расширился ли круг людей, помогающих мне получить высшую категорию? Сколько времени занимало наше взаимодействие ? Как строились отношения с противниками моей цели? Были ли с ними конфликтные ситуации? Если да, то сколько длилась каждая?

Большой. Бодрость. Какие шаги требовали наибольших затрат энергии и физических сил? Сколько времени они занимали? Какими приемами я восстанавливался? Нашел ли я уникальные методы восстановления? Изобрел ли собственные приемы? Сколько по времени шло восстановление?

  • В плане подготовки рядом с датой контроля записывайте полученные баллы по каждой категории.

Метод подходит и для итоговой проверки полученного результата.

Ранжирование дел. Принцип Эйзенхауэра

Организация рабочего времени педагога требует ранжирования дел. Чтобы не откладывать наиболее важные из-за отвлекающих внимание второстепенных, воспринимаемых как срочные, используйте «Принцип Эйзенхауэра». Его цель — распределение иерархии дел в течение рабочего дня, комбинируя их критерии «важно» и «срочно» по четырем категориям.

  • Нарисуйте систему координат: вертикальная линия — важность, горизонтальная — срочность.

  • В график поместите ячейки, обозначив буквами A, B, C, D как на рисунке.
  • Распределите все дела рабочего дня по ячейкам в соответствии с иерархией приоритетов:

A-приоритет. Дела срочные и необходимые. Начинайте рабочий день с них и сделайте сегодня. Они обеспечивают реализацию ваших целей.

B-приоритет. Важные дела, которые необязательно делать сегодня. Выделите для них ежедневное регулярное время в месячном плане и не откладывайте надолго. Они приблизят вас к целям.

C-приоритет. Дела, которые ошибочно считаются важными, но такими не являются. Их можете отложить, отдав время делам групп A и B.

D-приоритет. Дела, которые не являются ни важными, ни срочными. Их можете надолго отложить. Если речь идет о сроках, то делегировать (перепоручать) другим. От дел-помех вашим целям откажитесь.

Принципы грамотного ТМ

Организация рабочего времени педагога по принципам ТМ включает приемы:

«Правило Парето». 80% затраченного времени дают 20% результата и 20% затраченного времени дают 80% результата.

Планирование дел рабочего дня: 60% времени распланировать и 40% освободить для неожиданных обстоятельств.

Использование инновационных цифровых технологий.

«Промежуточная радость». Неинтересную работу разбить на промежуточные этапы, немедленно награждая себя за выполнение каждого.

«Поедание лягушек» (Испанская пословица «Каждый день съедать по лягушке»): не откладывать неприятные дела.

Игнорирование «пожирателей времени»: нечеткие цели, желание выполнить слишком большой объем дел за один день, неаккуратно хранящаяся информация, бессмысленные телефонные звонки, незапланированные встречи, неспособность отказать, избыточное чтение СМИ, излишняя общительность, стремление все узнавать подробно, длительные ожидания, спешка и нетерпение.

Ежедневные занятия релаксацией по 15 минут.

В результате вы обретёте осознанное продуктивное взаимодействие со временем. Ведь недаром русская пословица говорит: «Доля во времени живет, а бездолье в безвременьи».

Мастер – класс для педагогов «Тайм-менеджмент педагога. Навыки эффективных людей»

Мастер-класс для педагогов «Тайм-менеджмент педагога. Навыки эффективных людей»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Мастер – класс для педагогов

Навыки эффективных людей»

Малина Марина Валерьевна,

Методы и приемы

Установление контакта, приветствие участников

Заполнение оценочного листа (приложение 1)

— Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Малина Марина Валерьевна. Я педагог-психолог ЦДТ. Вы, как я знаю, успешные педагоги, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто посещаете театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей. Да? Все верно? Тогда можно Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так…

— Итак, тема нашей встречи «Тайм – менеджмент педагога. Навыки эффективных людей» Я уверена, что у нас все получится. Ну что ж, тогда начинаем.

— Я предлагаю Вам поработать с оценочным листом, заполните его первую часть.

— Что для вас тайм – менеджмент, что вы написали?

— А теперь, чтобы убедить Вас об актуальности и значимости Тайм – менеджмента на сегодняшний день, я предлагаю Вам выполнить упражнение «Пирог».

Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время, затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените, сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.

— Стоит ли растрачивать время в пустую?

Упражнение «Пирамида успеха»

Заполнение «Матрицы Эйзенхауэра»

Упражнение «Определяем своих «лягушек»

Упражнение «Делим «Слона»

— Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходим мы.

Время – это ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» — теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем.

— Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Мы все педагоги. На качество образовательной работы влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для педагога важно уметь организовывать себя, обладать умением самоорганизации. Самоорганизация – дело, конечно, не простое. Но ради тех замечательных результатов, которые она приносит, ею стоит заняться.

— Чтобы узнать, как эффективно организовывать свое время, давайте разберемся, что же такое тайм – менеджмент (ТМ). Тайм – менеджмент – искусство эффективной организации времени. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.

Читать еще:  Вшэ менеджмент рейтинг

Сегодня мы остановимся на некоторых критериях – это целеполагание, расстановка приоритетов и планирование.

— Итак, целеполагание. Хочется начать со слов Сенеки «Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным»

— Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, чего мы хотим. Только наличие четкой цели дает возможность достигнуть многого. – Не спешите сразу браться за глобальное – начните с того, что сформулируйте главные цели вашей профессиональной жизни, исходя из них определите долгосрочные цели на ближайшие 5-10 лет, определите 4 главные цели в год, затем определите цель на 1 месяц. И то, что вы делаете в течение дня, недели, месяца – приближает вас к этой крупной и далекой цели.

— Давайте попробуем выполнить упражнение по системе Бенджамина Франклина. Заполните все предложенные ступени пирамиды под названием «Успех».

— У Вас получилось, трудно было его выполнять? С какой трудностью вы столкнулись? Как Вы думаете почему?

— Следующий критерий, который я бы хотела с Вами рассмотреть, это – расстановка приоритетов.

Можно всю жизнь делать вещи правильно. Но лучше – делать правильные вещи.

Приходилось ли Вам заниматься решением какой-нибудь задачи впервые? Сколько сил и энергии уходило на то чтобы добиться хоть какого-то результата? Если Вы будете заново решать эту задачу, то отбросите большую половину дел, а будете делать только те, которые действительно давали результат. Заметьте: только небольшая часть всех ваших дел дает наибольший результат. Вложившись именно в эти дела, вы сэкономите массу времени.

В ТМ существует Закон Парето (Принцип Парето), который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%». В приложении к управлению временем это правило звучит так: 20% дел (и затраченного времени) дают 80% результатов, 80% дел (и затраченного времени) дают 20% результатов. Этот принцип является универсальным, и применим к любой сфере деятельности. Например: 20% информации приносят 80% знаний по данной теме, а остальные 80% только 20%. Проверьте этот принцип обязательно, проанализировав одно из своих последних дел, чтобы убедиться самому в его действительности. Поэтому примите совет: следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат и начинать с них.

Отделять главные дела от второстепенных, причем делать это быстро и правильно – очень ценное для организации времени умение. И главным помощником в этом должен стать Метод Эйзенхауэра – техника расстановки приоритетов. Он выделил следующие 4 категории ежедневных дел по критериям – важности и срочности:

Категория А: Важные и срочные

Сюда входят все неотложные дела: аварийная и критическая ситуации, проекты с «горящим сроком», все то, что необходимо выполнить без промедления.

Не допускайте появления этих дел! Старайтесь предвидеть их появление!

Категория Б: Важные и не срочные

В этой группе должны быть сосредоточены дела, которые приближают Вас к цели – самые полезные задачи. Они касаются Вашего личностного развития. Сосредоточьте все Ваши усилия на делах этой категории – они принесут самую большую отдачу.

Категория В: Не важные и срочные

Выполнение этих дел никак не приблизят Вас к достижению Вашей цели. В этой категории скапливаются самые вредные дела, которые пытаются выдать себя за дела из категории А. Это могут быть срочные дела, не относящиеся к вашим непосредственным обязанностям. Не принимайте все, что надо сделать срочно – за важное. Думайте о целях!

Категория Г: Не важные и не срочные

Как ни печально, таких дел большинство. Эта категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в Ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Однако они часто бывают интересными и даже приятными. Это может быть: разговор с друзьями по телефону в рабочее время, чаепития, игра в компьютер, просмотр сериалов и др. С делами этой категории нужно поступать жестко – вычеркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу.

— Сейчас я предлагаю вам заполнить Матрицу Эйзенхауэра.

— Что у вас получилось? Легко ли распределить дела по приоритетам?

— Следующий немаловажный критерий ТМ – это планирование.

Если Вы наметили цель, и убедились, что она действительно важна — надо начинать действовать. Но не вслепую — а проработав эффективный план, чтобы тратить ресурсы (время, силы, деньги) именно на то, на что нужно, и в правильный момент.

— Педагог в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с планированием. Планирование в ТМ может быть жестким и гибким. Жесткое — наметить четкий план, где каждое дело привязано к определенному времени, и этому плану следовать, оно удобно в масштабах года (годовой план учреждения). Гибкое планирование удобно для плана дня. Скажем, за день нужно сделать некоторые дела — пишем список, — и в течение дня дела из списка выполняем. В какой последовательности и когда именно — решаем по ситуации. Как планировать свое время, как сочетать жесткое и гибкое планирование — решать вам. Главное — план должен быть.

Специалисты по ТМ утверждают, что планирование высвобождает время. (Убедитесь в этом, когда вы идете в магазин со списком того, что нужно купить, и тогда, когда вы просто заходите в магазин. Вы тратите гораздо меньше времени, когда вы знаете, что нужно купить)

— В ТМ есть интересное правило, которое называется Правило 6 «П», оно гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Планировать и думать нужно всегда на бумаге . Если цели нет на бумаге, то она не существует. ( Предлагаю циклограмму)

Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

— Я уверена на 100%, что у каждого из здесь присутствующего есть такие дела, которые не хочется выполнять, которые влекут за собой неприятные ощущения, отнимают много сил, не интересны сами по себе и выполнение которых откладывается постоянно изо дня в день. В общем, любое занятие, которое совсем не хочется делать, но рано или поздно выполнить его необходимо. Такие дела называются на тайм-менеджерском языке «лягушками».

— Напишите на листке бумаги свои «лягушки», сколько вспомните в течение 1 минуты. Написали? Я Вам расскажу, что делать с лягушками по ТМ: Всё очень легко: выписать на отдельный листок/отдельную вкладку/отдельный файл весь список лягушек и «съедать» каждое утро по одной. Вы удивитесь, но через пару недель у Вас не останется ни одной лягушки.

— А теперь я хочу остановиться на других делах, не менее неприятных. У каждого из Вас есть дела, выполнение которых пугает от большого объема, Вы не знаете, как к ним подступиться и с чего начать. Это могут быть написание образовательной программы, рабочей программы. На тайм-менеджерском языке их называют «Слонами». Как быть со «слонами»?

Сами понимаете — проглотить целого «слона» за раз практически невозможно. Но возможно нарезать его на «бифштексы» и съесть их по-одному. Улавливаете мысль? Итак, чтобы написать программу — нужно разбить ее на маленькие составляющие («бифштексы»).

Памятка «Правила тайм-менеджмента» (приложение 4)

Тайм-менеджмент в работе педагога: эти советы помогут вам успевать делать всё

В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.

Целеполагание (постановка целей)

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного. Предположим, ваша цель как классного руководителя — подготовиться к родительскому собранию в классе на тему «Адаптация пятиклассников». Но прежде чем приступать к подготовке, обратим внимание на некоторые аспекты, смогу ли я самостоятельно провести собрание (если нет, то каких специалистов и каким образом привлечь), для чего мне необходимо проводить данное родительское собрание.

Здесь необходимо учесть два момента:

  • Что я «получу» для себя?
  • С чем уйдут родители моих учеников? (Повысится уровень их педагогической компетентности, станут более сознательными и др.).

Если вы учтете хотя бы это, результат не заставит себя ожидать.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни (их и так хватает). Здесь речь идет о труднодостижимых, практически «нереальных» целях. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.

Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов?)

Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель).

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).

Поэтапное достижение цели

Например, ваша цель — аттестация.

Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:

  • сначала — сбор необходимой информации об особенностях аттестации (сроки, требования, условия);
  • конкретизация временных рамок;
  • выработка собственной стратегии прохождения аттестации и т.д.

Точно таким же образом надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас.

Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы)

Вы хотите получить высшую категорию, проработав в школе три месяца? Рискованная цель и очень труднодостижимая. Но если вы верите в себя настолько, то почему бы и нет. Здесь главное, как вы оцениваете себя и свои возможности, а не мнение окружающих.

Планирование времени

Планирование времени — это подготовительный этап к успешной реализации цели

Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.

  • Ранжирование дел: «горит» — «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать до следующей недели.
  • Планирование дня (рекомендую планировать следующий день накануне, а утром при необходимости внести соответствующие коррективы).
  • Рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек.
Читать еще:  Где может работать менеджер

Планировать можно и нужно все, что вы делаете ежедневно!

Для начала просто составьте список дел, которые вам необходимо делать в течение каждой недели. Посмотрите, как распределяются ваши дела по дням недели. Вполне возможно, что какие-то дни забиты под завязку, а какие-то более свободны. Для начала просто распределите дела по дням недели более равномерно.

Составляйте списки дел с указанием даты и времени выполнения на неделю и на каждый день.

Записывайте все дела, даже кажущиеся на первый взгляд абсолютно неважными. Ведь они тоже забирают часть вашего времени.

Важно также оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.

Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить кому-то, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет перезвонить сразу. А не пять раз на день вспоминать, что хорошо бы позвонить, затем благополучно забыть про звонок, вспомнить в одиннадцать часов вечера и укорять себя за забывчивость.

Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней вы только устанете и утратите связь с реальностью.

Лучше садиться за важную работу с утра — это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.

Расстановка приоритетов

Соблазн «сделать это завтра» очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.

Для того, чтобы вам было легче, возьмите себе за правило делать самые неприятные для вас дела в начале, а потом приступайте к более приятным.

Есть ситуации, когда вы должны сказать человеку твердое «Нет».

Особенно если то, о чем вас просят, займет у вас время; да и в ваши планы не входило делать дополнительную работу. Читайте статью Четыре стратегии эффективного, но корректного отказа в просьбе.

Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм-менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25-30%. Представьте, что вы получаете еще несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начните прямо сегодня!

Удачи вам, мои дорогие коллеги!

Об авторе : Марианна Васильевна Микрюкова, педагог-психолог, МБОУ Малокалмашинская СОШ Каракулинского района УР. Первая публикация статьи 20.01.2012 г.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Тайм-менеджмент в школе. Советы учителю

Управление временем (или по-английски «тайм-менеджмент») – существенная составляющая современной деловой жизни, включающая и управление личным временем, вне работы. Напрасно потраченное время снижает общую эффективность труда и «съедает» нашу личную жизнь. Спешка, неизбежно возникающая там, где время распределяется неразумно, увеличивает стресс, отнимает здоровье и радость жизни.

Фото pixabay.com

Исследователи в области труда говорят, что по уровню стресса работа учителя сопоставима с работой руководителя. Однако, в отличие от руководителя, учитель не имеет личного секретаря, помощника или референта. Поэтому педагогу вдвойне необходимо умение распоряжаться временем самостоятельно.

В советский период управление временем входило в комплекс задач, осуществляемых службами и подразделениями, отвечающими за научную организацию труда (НОТ). Сегодня этим, похоже, никто не озабочен, что объясняется во многом удешевлением рабочей силы. Что касается школы, то там НОТ не было никогда, даже в советский период. Однако, этот факт не означает отсутствия необходимости в ней.

Учительский тайм-менеджмент имеет ряд особенностей. Прежде всего, эти особенности продиктованы разнообразием и смешением работы различного вида в течение рабочего дня. По отношению к проблемам тайм-менеджмента можно разделить учительскую работу на три основные группы:

1. Уроки и подготовка к ним, происходящая непосредственно на перемене. Это работа по жесткому, заранее составленному графику, что не исключает личное регулирование действий внутри заранее установленного отрезка времени.

2. Подготовка к урокам дома или в стенах учебного заведения. Это полностью свободно регулируемый труд. Расписание составляет сам учитель.

3. Работа, которая раньше обозначалась как «неконкретизированная по количеству часов» работа, а теперь называется «другая» (см. Приказы Минобра 1601 и 536). Сюда входят как оплачиваемые дополнительные обязанности (заведование кабинетом, руководство методобъединением и т.д.), так и неоплачиваемые затраты времени. Начиная с совещаний и дежурств и заканчивая подготовкой концертов, олимпиад, предметных недель. Оставив пока в стороне проблему законности привлечения учителей к неоплачиваемой работе. Примем как должное, что оплачиваемая часть имеет характер работы с ненормированным рабочим днем. Регулируется такая работа во многом администрацией, и здесь имеется известная трудность для учителя. Независимо от личных навыков управления временем он или она могут потерпеть ущерб от неумелых действий администрации.

Итак, по порядку.

Урок и подготовка к нему на перемене ограничены отрезком времени, в который учитель обязан уложиться, иначе он или она помешает работе коллег и дезорганизует процесс. Как сделать использование этого отрезка времени наиболее эффективным? Прежде всего, здесь поможет планирование. Следует сразу сказать, что под планированием не имеется в виду изготовление план-конспектов или «технологических карт», рекомендуемых (даже, скорее,навязываемых) неизвестными никому методистами или администрациями различного уровня. Формы этих документов далеки от реальности, в основу их положено абстрактное, надуманное представление о личности ученика и учителя вкупе с фантазиями о школьной повседневности.

Чтобы планирование помогало работе, должны быть учтены последовательность действий и предполагаемые затраты времени. Например, одна книга к уроку берется из шкафа в классе, на нее будет потрачено полминуты. Другую книгу надо взять в библиотеке или в кабинете у коллеги, и это займет от пяти до восьми минут, причем, с участием других людей, и, как следствие, элементами непредсказуемости. Поэтому, надо заложить это время в план и по возможности не в самой непосредственной близости от урока.

Необходимо лучше продумывать график текущего дня со всеми взаимосвязанными элементами. Например, большое значение имеет возможность включить компьютер однажды, в начале учебного дня и выключить по завершении всех уроков. Но это подходит только педагогам, не покидающим свой кабинет. Совсем в ином положении оказываются учителя, вынужденные каждый новый урок проводить в новом кабинете. В этом случае включение и наладка компьютера под свои цели, как и последующее выключение отнимут приличную долю времени, которую и следует заложить в график, чтобы минимизировать дальнейшую нервозность и сбои в работе.

Аналогично обстоит дело и с учебной работой. Один вариант планирования подойдет для класса с устойчивой дисциплиной и достаточной мотивацией. И совсем другой, если в классе есть ученик или группа, привычные отнимать чужое время. Если вы знаете, что в классе будут Митя или Вася, обожающие плеваться в одноклассников или комментировать вслух действия учителя, заранее закладывайте в план время на персональное внимание к Мите или Васе.

Кстати, правилами классического тайм-менеджмента следует при составлении плана на день 40 процентов времени оставлять свободным: 20 процентов на непредвиденные задачи, 20 на спонтанно возникающие.

Значительная часть работы учителя происходит дома, и этот труд обладает всеми признаками надомного труда, несмотря на то, что законодатель не позаботился пока нормировать его соответственным образом.

Строго говоря, подготовка к занятиям может происходить и в здании школы. И так даже рекомендуют психологи: чтобы дома о школе «забыть» и отдохнуть. Но практика показывает обратное. Во-первых, большинство учителей — это работники с семейными обязанностями и прямо заинтересованы в надомной работе. Во-вторых, школы сегодня не располагают необходимыми рабочими местами и достаточным количеством оборудования, чтобы обеспечить учителям условия для подготовки к урокам. Таким образом, большинство педагогов осуществляют подготовку дома. Здесь важно распределить свое время так, чтобы другие члены семьи не страдали от такого положения дел, и в этом помогут многочисленные печатные и онлайн руководства по домашнему тайм-менеджменту.

Самая большая проблема — это ненормированные и «не конкретизированные по количеству часов» обязанности. Здесь учитель мог бы тоже включить все инструменты тайм-менеджмента: анализ эффективности, хронометраж, планирование и другие. Но работодатель может перечеркнуть все эти достижения своим стилем руководства: нерациональной подачей информации, внезапной переменой требований, избыточными или бессмысленными заданиями. Руководитель может быть очень бережлив по отношению к своему времени и расточителен ко времени работника. Как тут быть? Повторюсь, наличие активной и сплоченной профсоюзной организации позволило бы решить множество вопросов внесением соответствующих пунктов в коллективный договор. А если нет профсоюза или он «карманный», против директора не пойдет? Работник также имеет право требовать своевременного и точного оповещения (ст.22 ТК РФ), рационального расписания. К сожалению, общего норматива, требующего экономить время учителя, сегодня пока нет.

В заключение два «золотых» правила. Первое: планировать соотношение 60 процентов занятого времени к 40 процентам свободного (об этом уже говорилось). Второе: так называемый «принцип Парето», названный по имени экономиста, который открыл следующую закономерность «20 процентов усилий дают 80 процентов успеха, и наоборот — 80 процентов усилий дают 20 процентов успеха». Следите за собой, анализируйте свои достижения и неудачи, находите сильные стороны и ресурсы, пользуйтесь ими. Успеха, коллеги!

Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности молодого педагога

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Дата публикации: 03.01.2018

Статья просмотрена: 877 раз

Библиографическое описание:

Яворская, Т. И. Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности молодого педагога / Т. И. Яворская. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13589/ (дата обращения: 14.04.2020).

В настоящее время сфера образования особенно нуждается в сохранении молодых кадров, т. к. модернизация, применение новых инновационных технологий невозможны без участия энергичных молодых учителей.

Читать еще:  Менеджер по финансам

На сегодняшний день школы испытывают острую потребность в молодых кадрах. Самая многочисленная возрастная группа, представленная в школе, — от 40 до 50 лет (55 %), 20 % — педагоги предпенсионного возраста — от 50 лет и старше, а из оставшихся 25 % молодых педагогов, большая не задерживаются больше года. От чего это происходит?

Будучи молодым педагогом в начале своей профессиональной деятельности я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряженным графиком работы, переработками, работой на дому, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.

Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать свое время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.

Понятие «тайм — менеджмент» популярно в психологической, управленческой и педагогической литературе. Разработкой данного понятия занимались и занимаются по сей день такие ученые как: П. Дракер, Ф. ОКоннел, Л. Зайверт, Б. Трейси, Г. Архангельский, Г. Захарченко и многие другие. В настоящее время понятие тайм-менеджмент часто употребляется в комплексе с понятие «самоменеджмент». Понятия нельзя разделять, так как одно включает в себя другое.

Отечественный ученый, автор книг о тайм-менеджменте Г. А. Архангельский, образовавший компанию «Организация времени», считает, что тайм-менеджмент — это искусство определить, что является главным и на что в первую очередь надо потратить время [2, с. 7]

Так, Б. Трейси определяет тайм-менеджмент — как искусство управления временем. «Одна из главных идей заключается в том, что тайм-менеджмент — это управление не только своим временем, но и своей жизнью. Это не просто способ лучше организовать свое время, чтобы больше сделать и больше заработать, это настоящее управление собственной жизнью» [5, с. 34]

Хоть и понятие тайм-менеджмент относительно новое, но оно скрывает привычную деятельность педагога, такую как планирование, распределение, постановку целей, мониторинг, но это далеко не весь список.

Настало время молодым педагогам учиться тайм-менеджменту. Ведь умение управлять своим временем — это путь успешному профессиональному росту учителя.

Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм менеджмента, а также в интернете можно найти массу книг по тайм-менеджменту, курсы и тренинги. Но универсальных навыков тайм-менеджмента не существует.

Каждый создаёт для себя уникальную систему управления временем. Тогда в итоге можно получить не только карьерный рост, но получить удовлетворение от каждого дня, сделать режим своей жизни, как следствие работы привычным, ожидаемым, легким.

Итак, давайте рассмотрим 9 важных шагов, которые помогут справиться молодым педагогам с нехваткой времени на работу, затягиваем, откладыванием важных дел.

Первый шаг четко выбирать цели и составлять письменные планы действий. Первая причина затягивания заключается в том, что цели людей «витают в воздухе», а не записаны на бумаге. Так составляя план работы на неделю, записывайте основное, не забывайте про личные дела, например, разработать планы-конспекты, контрольная по математике, родительское собрание, поход с классом в театр, посещение врача, библиотека.

Второй шаг разбивать планы на мелкие доступные кусочки. Другими словами, делать их маленькими, как кирпичики в стене, и собирать стену по кусочкам. Так, например, пункт плана «контрольная работа» будет включать в себя — поиск материала, разработку заданий, печать, проведение контрольной работы, проверка и письменный анализ. После каждого выполненного действия вы будете чувствовать облегчение.

Третий шаг браться за какое-то одно дело. Даже если это какая-то мелочь. В первую очередь нужно начать. Начать можно, выбрав даже малую часть работы и продолжив, как только она будет выполнена.

Четвертый шаг делать из своей работы сыр. В сыре, как известно, полно дырок. Нужно «понаделать дырок» в работе: выбирать один маленький кусочек и начинать с него. И, если вы сделаете из работы сыр, а в хорошем сыре много дырок, вы будете отъедать от своей задачи по кусочку, делая одно за другим, то этого вполне может хватить, чтобы начать весь процесс. Знаете, как это бывает — достаточно начать, и одно потянется за другим.

Пятый шаг резать работу на кусочки, как колбасу. Так вам нужно отрезать от задачи один кусок и сделать с ним то же самое. Скажите себе: «Я сделаю только один кусок, потом, может, сделаю что-то еще, но сначала — один кусок работы, например, напишу еще один конспект к занятию, разработаю к нему презентацию, найду к нему же дидактический материал. После этого вы почувствуете себя мотивированным — захочется сделать еще один кусок и т. д.

Шестой шаг устанавливать крайний срок. Скажите себе: «Это большая задача, поэтому я буду работать над ней 40 минут. А потом займусь чем-то другим». Если хотите, поставьте таймер, который отмерит необходимое время, и работайте 40 минут. Это позволит вам начать работу и часто позволяет продолжать ее.

Седьмой шаг награждать себя за выполнение каждой части работы. Например, вы говорите себе: «Итак, сегодня я должна разработать 5 планов-конспектов занятий. Я поставлю перед собой чашку кофе, и буду делать глоток после каждого выполненного конспекта (либо выпивать по кружке кофе). Таким образом, разработка занятий будет тесно связана с наградой за них. Этот шаг направлен на борьбу с затягиванием, он воплощает систему поощрений. Вот еще вариант: если вы любите шоколад, то положите перед собой плитку шоколада и пообещайте себе съедать по кусочку после каждого написанного конспекта.

Восьмой шаг обещать другим людям, что сделаете работу к определенному времени. Посмотрите кому-нибудь в глаза и скажите: «Я обещаю, что сделаю это к такому-то числу». Мы очень серьезно относимся к тому, что пообещали кому-то. И если мы даем обещание, неважно кому — завучу, коллеге, ученикам, друзьям или еще кому-нибудь, мы становимся внутренне мотивированными на выполнение работы.

И, наконец, девятый шаг посмотрите на список задач, выберите самую важную и представьте, что вам придется неожиданно уехать из города на месяц. И вы можете выполнить только одну задачу из списка. Перед тем как покинуть город на месяц, вы успеваете сделать только одно дело. Какое дело вы бы выбрали? Выберите его и скажите себе: «А что, если позвонить могут в любую минуту, и мне придется уехать из города?» И постарайтесь сделать это дело так, как, например, собака гонится за проезжающей машиной: просто прыгните на него [3, с. 24].

Со временем применяя данные техники и приемы тайм-менеджмента, пусть и не в комплексе, вы перестанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей, появится возможность быстрее и точнее оценивать заданную работу, свои возможности. Будет возникать меньше стрессовых ситуаций, так как не будет поводов беспокойства о сроках выполнения работы, появится больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха, что напрямую зависит от продуктивности специалиста.

  1. Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 272 с.
  2. Архангельский Г. А. Организация времени. — Спб.: Питер, 2006. — 448 с.
  3. Зайверт Л. Если спешить — не торопись. Новый тайм менеджмент в ускоренном мире. Семь шагов в эффективности и независимости в использовании времени: учебное пособие. — Спб.: АСТ Артель, 2007. 256 с.
  4. Захарченко Г. Тайм-менеджмент. — Спб, Питер 2006–128 с.
  5. Трейси Б. Результативный тайм-менеджмент: эффективная методика управления собственным временем — М.: СмартБук, 2007. — 79 с.

Похожие статьи

Прокрастинация как феномен и образ жизни современного человека

время, шаг, работа, дело, кусочек, молодая, нехватка времени, один. Сценарий мероприятия «Сколько времени, скажи? Посмотрите на.

Как изучать иностранные языки — Молодой ученый

Планирование помогает разбить объемную задачу на кусочки небольших понятных дел. Абстрактное «выучить язык» трансформируется в конкретные шаги.

Определите, сколько времени вы готовы уделять языку. Идеально — 5 часов в неделю, но не за один присест, а.

Свободное время в жизни студента | Статья в журнале «Молодой.

И 35% опрошенных молодых людей посчитали количество своего свободного времени достаточным.

«В чем Вы видите нехватку свободного времени?» и « Есть ли у Вас свой режим дня?»

Ранее говорилось о том, что одной из основных причин недостатка времени.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических.

Среди прочих проблем у начинающих учителей отмечаются: нехватка времени (43 % опрошенных), отсутствие должного отклика или признания (23 % опрошенных), переоценка собственных возможностей (13 % опрошенных), трудности в поиске баланса между работой и.

Набор основных методов менеджера в управлении временем

Одним из худших случаев непродуманного использования рабочего времени можно считать отлично выполненная работа, которая

Эффективное планирование — способность выделять приоритеты, резервировать время, подразделять дела на гибкие и жесткие, принимать во.

Тайм-менеджмент на примере одной из кафедр казанского вуза

Одним из таких ресурсов является время — оно бесценно.

Работникам кафедры были предложены тесты для выявления проблем нехватки времени.

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник, дело, проблема, работа, время, разработка.

Кризисы маскулинности и причины трансформации образа мужчины

Есть мнение, что в настоящее время протекает ещё один кризис маскулинности, относящийся к концу XX — началу XXI веков.

К примеру, неспособность или отсутствие желания у мужчины найти высокооплачиваемую работу, невозможность реализовать свою историческую функцию.

Эффективная организация свободного времени человеком.

− Умей делать в день одно неприятное дело (Съешь лягушку!) Заключение. На основе проведённого нами исследования мы сделали вывод о том, что роль свободного времени в

Эти чувства усиливаются, если молодой человек долгое время не может устроиться на работу.

Первые шаги в профессию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Рубрика: Спецвыпуск. Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

В данной работе я хочу показать специфику работы

В настоящее время студенты зачастую поступают в учебные заведения, не до конца осознавая личную необходимость в данной специальности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector