Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа предпринимательства стратегический менеджмент

Школа предпринимательства стратегический менеджмент

  • Главная
  • Глава 4. Школы стратегического менеджмента
  • 4.5 Школа предпринимательства

4.5 Школа предпринимательства

По мнению приверженцев школы предпринимательства, организация целиком и полностью зависит от диктата индивида. Внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руководителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, надежное убежище.

Центральное понятие школы предпринимательства — видение: мысленное представление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя организации. Предвидение вдохновляет и дает руководящую идею. Видение мысленно напоминает четкий план, выраженный в словах и цифрах. Благодаря этому оно отличается гибкостью, и любой руководитель легко адаптирует его к своему опыту. Следовательно, предпринимательскую стратегию можно охарактеризовать как предначертанную и как развивающуюся, продуманную с точки зрения направления и общих очертаний. Г. Минцберг сравнивает стратегическое мышление со «зрением».

Хотя Минцберг дал название Школы предпринимательства, описывает он ее в терминах, больше подходящих сегодня для Школы провидческих лидеров. Здесь формирования стратегии — провидческий процесс. Стратегия формируется в голове одного лидера, который, основываясь на своей интуиции и прошлом опыте, выстраивает видение будущего организации и направление ее движения. Контролируя и разработку, и внедрение, видение лидера может меняться с учетом окружающих обстоятельств. Минтцберг предполагает, что это может являться важной частью процесса оживления организации.

Каждая уважающая себя организация должна выработать представление о своей будущей деятельности или хотя бы некий курс, который можно было бы назвать «видением» перспективы.

Истинное видение — это то, что предстает перед вашим мысленным взо-ром. Предвидение должно выделять организацию из ряда других, подчеркивать ее уникальность. Уоррен Беннис заметил, что «если это настоящая мечта, вы ее никогда не забудете». Другими словами, человеку нет необходимости ее записывать.

Сторонники этой школы считают, что ключевым, обеспечивающим успех организации фактором является персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом предвидении. Они распространяют данный принцип в первую очередь на сферу бизнеса и другие области человеческой деятельности. По их мнению, этот принцип верен не только в условиях становления новых организаций, но и в ситуациях, когда «полностью перестраиваться» приходится и попавшим в трудное положение достаточно опытным организациям.

Предпринимательство стало описывать различные формы индивидуального, активного, целеустремленного лидерства. Не так давно появилось слово интрапренерство, описывающее индивидов, которые берут на себя риск в стратегических инициативах внутри крупных организаций, — внутренних предпринимателей.

В основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие посылки:

1) стратегия существует в сознании руководителя / лидера в виде пер-спективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации;

2) процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным; он базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании э или он воспринимает ее извне;

3) руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы;

4) следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей — предначертанной с точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются «по ходу»;

5) предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру — будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю-провидцу свободу для маневра;

6) предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Г. Минтцберг выделяет особенности, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии.

1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построе-нии стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей. П. Друкер пишет: «Предпринимательство предполагает, что несколько энергичных индивидов сконцентрированы на поиске и использовании возможностей, не растрачивая силы на решение проблем».

2. В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя. По мнению О. Коллинса и Д. Мура, предпринимателю — основателю организации «свойственны нежелание «покоряться» авторитетам, неспособность сотрудничать с ними и, как следствие, стремление избегать их». Власть должна принадлежать одному человеку, способному уверенно вести организацию своим курсом. В управлении предприниматель во многом полагается на личную власть и иногда на харизму.

3. Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации. В предпринимательской организации реализация стратегии принимает форму важных решений — «смелых ходов». Руководитель умеет предпринимать энергичные действия, преуспевая и в условиях нестабильности, что определяет успехи организации.

4. Развитие — главная цель предпринимательской организации. Д. Макклеланд считает, что предпринимателем в первую очередь движет стремление добиться успеха. Основное стремление организаций предпринимательского типа состоит в развитии, росте как наиболее ярких проявлениях успеха.

Основными достоинствами Школы предпринимательства можно считать то, что она выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития.

Школа предпринимательства полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но практически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящимся в глубинах познавательной способности человека «черным ящиком». Единственный совет, который может дать школа предпринимательства испытывающей трудности организации, — поиск нового руководителя-провидца.

Предпринимательский подход предполагает, что ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются лидером организации. Но предпринимательский подход связан с чрезмерным риском и во многом зависит от здоровья и капризов одного человека.

Роль харизмы в способности к видению сильно преувеличена, и попытки подменить сущность харизмой, как правило, носят разрушительный характер. В организации функция лидера как катализатора принятия единой концепции может быть реализована с помощью широкого разнообразия стилей управления.

Активное применение достижений Школы предпринимательства затрудняет ряд ограничений:

— она сводит формирование стратегии к поведению одного человека, в то время как расширение бизнеса требует расширения круга лиц, вовлеченных в стратегический процесс и определенной его формализации;

Читать еще:  Менеджер в сфере закупок

— такая непосильная ноша часто приводит к патологии лидерства, когда стратегическое управление приобретает параноидальные черты (авторитарный стиль руководства, пренебрежение неформальным полем организации и т. д.);

— снижает «иммунитет» компании к кризисным ситуациям, поскольку единственным выходом из стратегического тупика в данном случае является замена лидера (что очень непросто, особенно в случае, когда руководитель одновременно является и собственником предприятия);

— часто отрицательно отражается на мотивации подчиненных из-за неконкретности, невнятности стратегических «прозрений» лидера.

Можно сделать вывод: сколь бы ни привлекательным показалось руководителю данное определение стратегического процесса в рамках его предприятия, школа предпринимательства не может быть самодостаточной. Она оказывается востребованной и эффективной лишь на определенном этапе развития бизнеса, а затем должна быть дополнена более существенными «деталями», чем Видение руководителя. Все эти «детали» находятся в зачаточном состоянии в деятельности предпринимателя, т.е. являются для нее внутренними, а не внешними. Главное — суметь их разглядеть и развить в конструктивном русле, что позволяет говорить об определенной эволюции стратегического мышления предпринимателя, а значит, эволюции стратегического менеджмента его компании. Переломный этап этой эволюции — осознание миссии компании.

Вопросы для повторения и закрепления

1. В чем заключается смысл создания школы предпринимательства?
2. Что составляет центральное понятие школы предпринимательства?
3. Какие посылки лежат в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии?
4. Какие особенности характеризуют подход предпринимателя к созданию стратегии?
5. Что является основными достоинствами школы предпринимательства?
6. Какие ограничения затрудняют активное применение достижений школы предпринимательства?

Выходные данные учебника:

Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. Учебник. М.А. Чернышев и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 506 с.

Школа предпринимательства стратегический менеджмент

Школа предпринимательства рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемого видением.

Школа предпринимательства выдвигает на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую в нем играют индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития.

Особенности предпринимательского подхода:

1 Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей.

2 В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя.

3 Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации.

4 Развитие — главная цель предпринимательской организации.

Основные посылки школы предпринимательства:

1 Стратегия существует в сознании руководителя/лидера в виде перспективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации.

2 Процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным: он базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее извне.

3 Руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы.

4 Следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей — предначертанной с точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются «по ходу».

5 Предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру — будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю-провидцу свободу для маневра.

6 Предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

Данные для сравнительного анализа школ:

Источники: Й.Шумпетер (1950), А. Коул (1959), работы в области экономикс

Базовая дисциплина: Отсутсвует (хотя ранние работы написаны представителями экономикс)

Сторонники: Популярная пресса по бизнесу, романтики-индивидуалисты, представители малого бизнеса повсюду, но особенно в Латинской Америке и среди китайцев, живущих за пределами Китая

Подразумеваемая идея: Предвидение

Реальная идея: Централизация (и надежда)

Девиз: «Скажите, кто ваш руководитель. «

Ключевые слова: Смелый ход, предвидение, озарение

Стратегия: Личностный, уникальный взгляд (предвидение), поиск ниши

Базовый процесс: На основе предвидения, интуитивный, предначертанный (всеохватывающий, хотя частности определяются «по ходу»)(описательный)

Изменения: Редкие, умеренные, революционные

Основное действующее лицо: Лидер

Организация: Податливая, простая

Руководство: Доминирует, интуитивное

Внешняя среда: Управляемая, множество ниш

Ситуация, наиболее соответствующая окружению: Динамическая, но простая (поэтому понятная руководителю)

Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Предпринимательская (простая, централизованная)

Стадия развития организации (наиболее вероятная): Зарождение, реструктуризация, длительное время остается небольшой по величине

6.1. Подходы школы предпринимательства

6.1. Подходы школы предпринимательства

Лидер организации, обладающий опытом и интуицией, проницательностью и здравомыслием, способен строить понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением направления, именуемым видением (мысленным представлением стратегии).

Поскольку видение есть некий образ желаемого будущего состояния, постольку стратегия в этом смысле мало напоминает четкий план (выраженный в словах и цифрах).

Сами по себе образы и идеи, возникающие в голове человека, не обеспечивают его благосостояния, но в руках предпринимателя они становятся прибыльными, в том числе и за счет того, что предприниматели придумывают новые комбинации известных идей.

Черты, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии, по мнению Г. Минцберга, имеют свои особенности.

1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей (не растрачивая силы на решение проблем!).

2. В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя. В управлении предприниматель во многом полагается на личную власть и иногда на харизму. Власть ассоциируется исключительно с одним человеком (П. Друкер писал, что у каждого из великих предпринимателей была собственная теория бизнеса).

3. Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации (преуспевать и в условиях нестабильности).

4. Развитие — главная цель предпринимательской организации (предпринимателем движет в первую очередь стремление добиться успеха; цель организации есть форма видения руководителя).

Читать еще:  Офис менеджер отбор спортивных мероприятий

Предприниматели умеют мгновенно устанавливать связи между местами, событиями, людьми, идеями. В условиях динамично изменяющейся рыночной среды умение «крутиться» важнее, чем умение тщательно планировать бизнес.

Строго говоря, когда у организации отсутствует план, тогда она нуждается в сильном лидере, который обеспечивает предвидение событий. В этом случае видение представляет собой манящую цель, которая предстает перед мысленным взором лидера и относится только к будущему, никогда не существовавшему прежде.

Стратегическое предвидение, по мнению специалистов, «зарождается в тот волшебный миг, когда вымысел сливается с жизнью».

Менеджера воодушевляет не столько счастливый случай, сколько огромный опыт в управлении организацией в избранной сфере. Восприятие будущего происходит через образы и метафоры, позволяющие стратегам передать свое видение другим людям, которые нужны стратегам, так же как зрители нужны артистам.

Основные посылки школы предпринимательства заключаются в следующем:

• стратегия существует в сознании менеджера как предвидение будущего организации;

• процесс формирования стратегии основан на интуитивном восприятии окружающей действительности;

• для предвидения характерна гибкость, так как менеджер вносит коррективы в стратегию, рождающиеся по ходу ее выполнения;

• предпринимательская стратегия нацелена на поиск образа организации в своей рыночной нише.

Положительный момент в обозначенном подходе заключается в опережающем характере разработки стратегии развития организации и той роли, которую играет в нем стратегическое видение менеджера. Особенно этот подход эффективен в первые годы существования организации.

Отрицательная сторона подхода в том, что весь процесс формирования стратегии основан на необъяснимом интуитивном видении и сводится к умозаключению руководителя-провидца.

Стратегические решения принимает лидер организации. Но он может увязнуть в текущих делах и упустить из виду стратегические решения. В то же время лидер, увлекшийся своей концепцией, часто отрывается от текущей работы, что негативно отражается на деятельности организации.

По мнению Р. Стейси, существуют и другие отрицательные последствия управления, которые основаны на предвидении и заключаются в следующем:

• совет выработать видение недостаточно конкретен, чтобы быть действительно полезным;

• внимание менеджеров компании концентрируется на единственном направлении развития;

• укрепляется миф о том, что в своих решениях о дальнейших шагах организация должна полагаться на мнение одного-двух талантливых человек, а остальные сотрудники призваны с энтузиазмом вторить им», мы поддерживаем культуру зависимости и подчинения, что сдерживает инициативу и многообразие решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Стратегический менеджмент»

Грамотное стратегическое управление позволяет вести бизнес качественно. Швейцарская школа бизнеса — Официальный партнер «Высшая школа предпринимательства», осуществляет подготовку профессиональных руководителей.

Программа подготовки «Стратегический менеджмент»

Обучение стратегическому менеджменту будет интересно выпускникам школ и тем, у кого уже есть высшее образование.

1. Цель обучения стратегическому менеджменту

Главная цель – формирование теоретических знаний в области стратегического управления предприятием.

2. Формирование компетенций в области стратегического менеджмента

Квалифицированный выпускник « SMBS » обладает следующей базой знаний:

  • знания о принципах, и закономерностях построения, классификации стратегических решений в управлении;
  • знания о матричных моделях принятия управленческих стратегических решений;
  • знания о способах реализации, инструментах стратегий управления;
  • знания международного опыта развития и применения инструментов стратегического управления;
  • навыки анализа проблемной ситуации в менеджменте;
  • навыки решения управленческих задач и применения управленческих стратегий.

Кем я смогу работать?

Вы сможете работать в отделах планирования, проектирования и финансового контроля различных компаний. Выпускники с дипломом престижного Швейцарского ВУЗа ценятся по всему миру. Они востребованы во всех секторах экономики.

Для будущего руководителя важны не только знания и опыт, но и личностные качества, интеллектуальные способности. Работодатели сегодня предъявляют серьезные требования к кандидатам, на руководящую должность. Наш ВУЗ обеспечивает конкурентное преимущество и организует стажировки в крупных компаниях-партнерах. Студенты могут получить работу уже после практики.

«Стратегический менеджмент»: дистанционное обучение

Развитие информационных технологий теперь позволяет получить образование удаленно. Изучать менеджмент дистанционно можно из любой точки мира и в этом много плюсов:

  • свободное планирование графика, что позволяет совмещать работу, декретный отпуск с учебой;
  • финансовые затраты (проезд до места обучения, питание и т.д.);
  • местонахождение (можно учиться дома, в отпуске, в командировке, имея лишь компьютер и доступ в интернет).

Дистанционное обучение имеет большое преимущество перед очной формой так как требует большей самодисциплины и организованности.

1. Организация процесса

После зачисления студент получает доступ в личный кабинет. Через него будет осуществляться:

  • Изучение лекционного материала;
  • Участие в видеосеминарах;
  • Участие в деловых играх и конкурсах в режиме видеоконференции;
  • Сдача зачетов, экзаменов, тестов, курсовых и контрольных работ;
  • Обмен сообщениями с преподавателями, однокурсниками;
  • Информационная поддержка;
  • Доступ в библиотеку.

В основном документе об образовании будет написано «заочная форма обучения».

2. Преимущества дистанционного обучения в Швейцарской школе бизнеса

Дистанционное образование в «SMBS» имеет следующие преимущества:

  • Структурированные лекции на русском и английском языках;
  • Стажировки, практика в крупных компаниях-партнерах ВУЗа;
  • Европейское образование с международным признанием;
  • Удобный и понятный интерфейс электронного ресурса и личного кабинета;
  • Бесплатный доступ к учебной литературе в электронной библиотеке;
  • Информационная поддержка студента и качественная обратная связь.
  • Личный куратор.

Стоимость программы «Стратегический менеджмент»

Цена за обучение начинается от 15 000 рублей за семестр (полгода).

Срок обучения: 4 года

Как с нами связаться и получить консультацию

Наш адрес: 170001, г. Тверь, ул. Спартака 26а

Позвоните нам: 8(920)180-24-57 (Катерина-специалист приемной комиссии)

Школы стратегического менеджмента;

В процессе эволюции научных представлений о стратегическом менеджменте сформировалось ряд школ, а именно:

– школа дизайна (стратегия как осмысление);

– школа планирования (стратегия как формальный процесс);

– школа позиционирования (стратегия как аналитический процесс);

– школа предпринимательства (стратегия как предвидение);

– когнитивная школа (стратегия как ментальный процесс);

– школа обучения (стратегия как развивающийся процесс);

– школа власти (стратегия как процесс ведения переговоров);

– школа культуры (стратегия как коллективный процесс);

– школа внешней среды (стратегия как реактивный процесс);

– школа конфигурации (стратегия как трансформация).

Школа дизайна представляет наиболее распространенный подход при построении стратегии – попытка достижения соответствия внутренних и внешних возможностей. Одним из наиболее известных методов данной школы является SWOT-анализ – оценка сил (Strenghts) и слабостей (Weaknesses) предприятия в сочетании с существующими возможностями (Opportunities) и угрозами (Threats). Эта школа рассматривает стратегию как концептуальную схему, теоретическую разработку, основанную на тщательной проработке и формализации. Внедрение стратегии четко отделено от ее моделирования: реализация начинается только после окончательного завершения формулирования уникальной и простой стратегии.

Читать еще:  Как стать ивент менеджером

Основоположником школы планирования является И. Ансофф, публикации которого в 1965 г. положили начало данному направлению. Широкое распространение она получила в 70-е гг. XX в. Особенностью школы планирования является наличие ряда процедур, используемых для количественного определения и обоснования целей и задач предприятия. Кроме того, осуществляются прогнозирование состояния внешней среды в будущем и внутренний аудит оценки сильных и слабых сторон предприятия на основе формализации данных в виде структурированных массивов. Обоснование стратегии включает расчет эффективности инвестиций, оценку конкурентных стратегий и анализ рисков. Далее следуют разработка функциональных стратегий и формирование долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных стратегических планов.

Основными достижениями школы планирования являются метод сценарного планирования и стратегический контроль. Стратегическое планирование основывается на предположении о возможности предвидения изменений внешней среды либо наличия рычагов для их контроля. В случае невыполнения данной посылки этот подход может привести предприятие к нежелательным последствиям, вплоть до банкротства.

Основоположником школы позиционирования является Майкл Портер, а основной идеей школы, которая получила широкую популярность в 80-е гг. XX в., является утверждение существования ограниченного количества стратегий для конкретной ситуации в рамках определенной отрасли. Рациональное применение данных стратегий позволит предприятию занять выгодную рыночную позицию, которая обеспечит защиту от конкурентов и возможность роста и укрепления положения предприятия.

М. Портер разработал модель пяти сил конкуренции (угроза появления новых конкурентов, влияние поставщиков, влияние потребителей, угроза появления товаров-заменителей и конкуренция между предприятиями внутри отрасли), под влиянием которых осуществляется деятельность предприятия и определяется его стратегия. М. Портер определил два типа конкурентных преимуществ: низкие издержки и дифференцирование, которые в сочетании с величиной целевых сегментов рынка позволяют определить стратегию конкуренции.

Школа предпринимательства стратегический процесс представляет как деятельность руководителя (или владельца) предприятия, которая базируется на его предпринимательской интуиции, практическом опыте, рациональности и мудрости. Центральным элементом модели школы предпринимательства выступает видение, мысленное представление предприятия, сформулированное или отображенное в сознании руководителя. Руководитель продвигает свою концепцию, лично контролируя ее реализацию и осуществляя в случае необходимости корректирующие действия. Преимуществами данного подхода являются гибкость в отношении потребителя и скорость реагирования на изменения во внешней среде.

Когнитивная школа. По мнению ее сторонников, события объективной реальности ассоциируются в сознании с определенной схемой знаний, с которой связаны определенные ожидания лица, принимающего решения. Стратегии зарождаются в форме фреймов, которые накладывают определенные ограничения и формируют требования к информации о внешней среде и способах ее получения. Процесс разработки стратегии воспринимается как достижение понимания.

Согласно школе обучения, стратегии возникают тогда, когда люди, действуя индивидуально или коллективно, при изучении складывающейся ситуации приходят к действенной схеме поведения. Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации препятствует осуществлению взвешенного контроля; выработка стратегии должна прежде всего обрести форму процесса обучения – по крайней мере, в тот период, когда формулирование и внедрение стратегии становятся неразделимыми. Важно обучение не только руководителя, но и всего коллектива организации – потенциальным стратегом могут быть многие. Стратегические инициативы осуществляются теми, у кого есть способности и ресурсы для обучения. Удачные инициативы могут перерасти в схему, т. е. развивающуюся стратегию. Роль руководства заключается в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения.

Школа власти представляет собой подходы к формулированию стратегии, аналогичные политическим процессам. Стратегия, сформированная под влиянием властных и политических сил, как правило, принимает форму позиции или уловки, но не перспективы. На микроуровне создание стратегии рассматривается как взаимодействие, базирующееся на методах убеждения, переговорах, а иногда и прямой конфронтации, в форме политических игр вокруг пересекающихся интересов и образующихся коалиций, ни одна из которых не обладает доминирующими позициями в течение длительного периода. На макроуровне в центре внимания оказывается организация, которая движется к достижению своих целей:

· посредством контроля над действиями других участников рынка;

· путем кооперации с ними;

· посредством использования властных рычагов организации.

При этом компании опираются как на стратегическое маневрирование, так и на стратегические альянсы и сетевые структуры.

Разработка стратегии, с точки зрения представителей школы культуры, – это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании; управление коллективным познанием. Стратегия принимает форму прежде всего перспективы, и только во вторую очередь позиции, отраженной в моделях. Культура и особенно идеология содействуют не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии; в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической перспективы организации.

Этот подход наиболее приемлем для периода реализации удачной стратегической перспективы, а также для периода реструктуризации, когда происходит коллективное создание новой перспективы.

Школа внешней среды считает, что задачами руководства являются идентификация внешних сил и обеспечение адаптации организации. Организации собираются вместе в особых нишах экологического типа, где они остаются до тех пор, пока их ресурсы не будут исчерпаны или враждебность среды не станет чрезмерной. Затем организации прекращают свое существование.

По мнению представителей школы конфигурации, эффективное функционирование предприятия возможно только при сочетании различных организационных особенностей, которые дополняют друг друга. Например, стиль управления – организационная структура – методы управления. Основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности предприятия в течение относительно длительного времени либо обеспечение изменений, которые соответствуют стратегии предприятия.

Приведенное разграничение школ носит в большей степени теоретический характер. Но у каждой из школ существуют свои достоинства, ограничения и особенности. И их теоретическое осмысление дает возможность разработки и выполнения реальных стратегий предприятий. Для успешного функционирования предприятия необходимо использовать совокупность методов и инструментов, предлагаемых школами, которые, дополняя друг друга, будут формировать систему стратегического менеджмента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector