Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент в учреждениях культуры

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснобаев Р.В.

В статье рассматривается понятие арт-менеджмента . Роль креативного менеджмента в развитии культурно-досугового сектора и творческих индустрий.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Краснобаев Р.В.

MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

The article deals with the concept of art management. The role of creative management in the development of cultural and leisure sector and creative industries.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

numerous problems mostly caused by their inability to control their desires.

Firewood used to produce fire to cook rice for human consumption shall turn to ashes over time, implying that anything used for a purpose shall be used up eventually. Therefore, it is necessary for us to avoid excessive use of everything. The ashes from the firewood can be utilized to clean blackening cooking utensils by mixing them with soap

The cooked rice is later transferred into dulang to let the hot steam escape. It is necessary to prepare the cooked rice for immediate consumption. The proper procedures in ngakeul produce rice that tastes better, lasts longer, remains dry yet not hard, as well as provides nourishment and satiety.

Ngakeul is a process in cooking rice according to Sundanese tradition. This tradition involves a great number of procedures compared to cooking rice using a rice cooker. However, the cooked rice tastes better

and lasts longer. In addition, ngakeul has exceptional philosophical significance in the lives of Sundanese people.

1. Afrizal. (2014). Metode Penelitian Kualitatif (Qualitative Research Method). Jakarta: PT Raja Grafindo Persada.

2. Hasan, Sandi Suwardi. (2011). Pengantar Cultural Studies: Sejarah, Pendekatan Konseptual, & Isu Menuju Studi Budaya Kapitalisme Lanjut. Yogya-karta:Ar-Ruzz Media.

3. Kluckhohn, C. (1953). Universal Categories of Culture. Antropology Today, A.L. Chichago : University Press.

4. Sugiyono. (2014). Metode Penelitian Kom-binasi (MixedMethods). Bandung: Alfabeta.

5. Sulasman dan Gumilar, Setia. (2013). Teori-Te-ori Kebudayaan: Dari Teori hingga Aplikasi. Bandung: Pustaka Setia.

MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

Undergraduate, RANEPA, Moscow

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

магистрант, РАНХиГС, г. Москва

The article deals with the concept of art management. The role of creative management in the development of cultural and leisure sector and creative industries.

В статье рассматривается понятие арт-менеджмента. Роль креативного менеджмента в развитии культурно-досугового сектора и творческих индустрий.

Keywords: art-management, management in the sphere of culture and art, cultural product, art-market, the subject of art-management

Ключевые слова: арт-менеджмент, менеджмент в сфере культуры и искусства, культурный продукт, арт-рынок, предмет арт-менеджмента

«Менеджмент» — это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента состоит из функции организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производства и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям.

Арт-менеджмент как абсолютно новая дисциплина и направление появилась в конце 90-х годов прошлого столетия при рождении международной ассоциации менеджеров организаций культуры и искусства (Association international of Managers in Arts and Culture — AIMAC).

Арт-индустрия (от лат. art — искусство, творчество, industria — деятельность) — область арт-рынка,

отвечающая за производство и реализацию продукции в сфере искусства и культуры. К основным направлениям арт-индустрии относят: театрально-зрелищные организации, творческие объединения, агентства, концертные объединения, филармонии.

«Препарируя» термин «арт-менеджмент», который будет в дальнейшем использоваться не однократно, невозможно не отметить, что основной акцент в этом словосочетании сделан на его первой части (от англ., art) — это искусство, творчество (в это понятие входит живопись, дизайн, театр, танец и другие виды искусства).

Такой термин, как арт-менеджмент (управление в сфере культуры и искусства) имеет множество определении. К примеру, некоторые из них:

1. В современном мире «маркетинг в сфере культуры — это технология достижения тех сегментов рынка, которые наиболее вероятно заинтересованы в данном продукте, адаптируя к продукту

коммерческие переменные — цену, место, продвижение, — чтобы установить контакт продукта с достаточным числом потребителей и достичь целей, совместимых с миссией организации культуры». [1, с. 21-22]

2. Такой термин как арт-менеджмент можно понимать, как «совокупность определенных навыков (маркетинг, управление кадрами, бухгалтерия) и использование этих навыков в деятельности, которая в свою очередь направлена на регулирование процессов в данной отрасли и влияющая на просветительскую, социальную, экономическую жизнь сообщества». [2, с. 304]

3. Под менеджментом в сфере культуры подразумевается «стремление человека путем осознанном деятельности привести к определенным гармоничным отношениям потребности людей, труд и творчество в области культуры и искусства в целях достижения более высокой культурной жизни общества». [3, с. 208]

Культурная или творческая индустрия — современный сектор в экономике развитых стран, который представляет собой «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». [4] В данную индустрию входят разнообразные спектры областей, которые имеют творческую природу: музыка, театр, живопись, дизайн и т.д.

Арт-менеджмент по своей сути может быть представлен с двух сторон:

1. Научная дисциплина, которая обладает определенной теоретической базой (принципы, методики), а также играет яркую интегративную функцию (активный обмен в другими науками);

2. Искусство (искусство управлять, заниматься организаторской деятельностью требует определенного мастерства).

Арт-менеджмент имеет свои отличительные особенности по сравнению с менеджментом другой области экономики. Он включает в себя ряд под-дисциплин, таких как маркетинг (понятие «маркетинг» можно рассматривать как одну из функций современного арт — менеджмента, направленную на изучение спроса потребителя, рекламную и ценовую политику), управление персоналом и финансами.

Кадры и работники сферы искусства обладают специфическими талантами и способностями. В данной сфере работают талантливые и одаренные люди, которые могут привнести в менеджмент любой отрасли немало новых идей и возможностей. В российском и международном бизнесе хорошо известно, что в условиях жесткой конкуренции побеждает тот, кто смог привлечь к реализации проектов наиболее талантливых и креативных людей. Любого менеджера волнует вопрос, как грамотно организовать процесс управления одаренными людьми. Ведь талантливый человек независим по своей природе, их весьма трудно контролировать. До восьмидесятых годов XX века слово «талант в

менеджменте не использовалось, так как этот термин считался далеким от бизнеса», [5, с. 352] но сегодня ни одна организация не может обойтись без талантливых работников, и в условиях дефицита квалифицированных людей во всем мире побеждают те компании, которые умеют привлекать и управлять талантами.

Ежедневная деятельность творческой организации сосредоточена на «управлении» процессами создания, производства, распространения и сопровождения творческого выражения и процесса. Происходит данное управление через определенные средства и наработанные системы и механизмы управления. Но все же центральное место в деятельности учреждения досуга занимает именно «производство» и «реализация» разнообразных культурных услуг.

Изучая потребности целевой аудитории, внедряя новые формы культурно-досуговой деятельности, совершенствуя методику организации досуга и удовлетворяя тем самым разнообразные потребности посетителей (театр несет в себе не только духовную составляющую, но и образовательную), работники сферы культуры и досуга фактически занимаются менеджментом услуг, где такое явление, как маркетинг занимает далеко не последнее место (привлечь внимание населения к театру, убедить потребителей воспользоваться его услугами).

Менеджмент в сфере культуры и искусства напрямую связан с такими процессами как отбор, производство, хранение и распространение культурных ценностей (художественной продукции) и рассматривается как комплекс различных управленческих обязанностей (организация, стратегия, контроль).

Основной целью, которую преследует данный вид управленческой деятельность, является массовое продвижение культурно-досугового продукта на рынок товаров и услуг.

Предметом менеджмента в культуре и искусстве является изучение всех способов (форм, моделей) таких организаций, которые существовали в различных общественных устройствах и в разные исторические периоды в области культурной деятельности как в целом, так и в ее отдельных направлениях (например, в театре, кинематографе, радиовещании).

Поскольку целью менеджмента в сфере культуре и искусстве является нахождение соответствующих организационных решений (моделей), которые бы с наибольшей эффективностью способствовали повышению общественного уровня и рыночной стоимости культурной деятельности, то эта наука имеет два основных направления:

1. Аналитическо-описательное (описание и исследование методов и форм организации);

2. Проектно-модельное (развитие и испытание новых, более эффективных способов и моделей организации) [6].

Арт-рынок может существовать, как и любая другая площадка купли-продажи, при наличии трех компонентов: продавец, потребитель-покупатель и

лицо, стоящее между ними (связующее звено) — посредник. Роль последнего заключается в организации процесса включения искусства в пространство товарно-денежных отношений (иными словами, интеграция искусства на рынок, в самом широком смысле этого слова).

Учреждения культуры, как и городские власти в лице министерства культуры настроены на взаимовыгодное сотрудничество друг с другом. И каждая сторона заинтересована в получении личных выгод: для властей — это популяризация культуры среди всех слоев населения, приобщение общества к культурным ценностям, к значимости мирового культурного наследия, поиск альтернативных источников финансирования культуры, переход учреждений культуры на самоокупаемость; культура же стремится к финансовой независимости, участию в коммерчески-выгодных проектах. Для того, чтобы взаимные интересы были удовлетворены, необходим своеобразный посредник, который выступит в роли координатора союза власти и культуры. Работа посредника связана исключительно с организацией потребления конечного продукта.

Менеджеры нового типа сочетают в себе не только интуицию, интеллект и духовное воспитание, но и определенные знания в области экономики, информатики, маркетинга и стратегии. Деятельность менеджеров в области культуры заключает в себе совмещение двух ведущих элементов -создание творческой продукции (работа по созданию условий для творческого процесса и производства культурных ценностей) и продвижение ее на рынок культурно- просветительских услуг (реализация творческих идей, доступных общественности). Умение своевременно обеспечить рекламу, выбрать и арендовать помещение и вывести коллектив на гастроли в полной мере принадлежит менеджеру, который занимается управлением в сфере искусства.

Читать еще:  Рассказать о профессии менеджера

Обязанности арт-менеджера на первом этапе включают в себя: поиск режиссера-постановщика, артистов, художника-постановщика, звукорежиссера; также в обязанности менеджера на данном этапе является поиск и аренда помещения для будущей постановки, поиск спонсоров и составление сметы расходов по данному проекту.

На втором этапе менеджер должен составить удобное расписание репетиций, а также провести не только рекламную кампанию, но и организовать работу по распространению билетов будущего спектакля и в целом работать над организацией премьеры спектакля. Независимо от вида искусства или отрасли (коммерческой, некоммерческой и добровольной) — арт-менеджеры должны держать искусство в центре своего внимания.

Сегодня менеджмент в сфере искусства бесспорно является одним из актуальнейших направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства.

1. Ф. Колбер. Маркетинг культуры и искус-ства/Колбер Ф., Рич Дж.Д., Билодо С., Нантель Ж., Наймарк. 2004.С. — 21-22.

2. В. Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. 2016. С. — 304.

3. Д. Мур. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего, 2012. С. — 208.

4. М. Гнедовский. Творческие индустрии: политический вызов для России. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-mdustrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii/

5. Дж. Траут, Э. Райс. Позиционирование: битва за умы. 2015. С. — 352.

6. Ш. М. Адам «Стратегия голубого океана»: легко ли создать новые рынки? URL: https ://moluch. ru/archive/140/39378/

Специфика менеджмента в учреждениях культуры

Несколько иная модель распределения профессиональных ролей складывается в «низовых», а точнее сказать, «первичных», главных организациях и учреждениях социокультурной сферы, где собственно и происходят основные «события», осуществляется процесс взаимодействия с людьми, ради которого и благодаря которомуживут и развиваются все другие надстроечные структуры управления.

Деятельность первичных социокультурных коллективов специфична во многих отношениях:

— они вступают в прямые повседневные отношения с населением, воспроизводя, транслируя культурные ценности и вовлекая людей в культуротворческую деятельность

— полифоничность социально-демографического и возрастного состава населения предопределяет дифференциацию технологии работы с ним; непрерывная и последовательная работа с людьми;

— многообразие форм и методов работы;

— необходимость постоянного обновления культурных программ и услуг, инновационный характер деятельности; неустойчивость финансирования, поиски дотационных и компенси­рующих источников материальной поддержки; несоответствие численности штатных бюджетных должностей реально осуще­ствляемой и потенциально необходимой деятельности; низкие должностные бюджетные ставки оплаты труда;

— импульсивный, сегментарный, а порой и ненормирован­ный характер трудовой деятельности; работы в дневное, вечер­нее и ночное время, в выходные и праздничные дни, отсутствие сменности, придающие аномальный, выходящий за рамки об­щепринятого, традиционного, характер труда.

Такая специфика труда селекционирует кадровый состав работников учреждений со цио культурно и сферы, оставляя в своих рядах самоотверженных, преданных делу специалистов, по существу энтузиастов (с низкой зарплатой), полностью отдающих свой талант, способности и энергию избранной профессии.

Управленческие функции руководителя (директора) такого коллектива эффективно реализуются в условиях фрагментарного структурирования всей деятельности на мелкие сектора, клубные формирования, дискотеки и видео, залы, салоны, филиалы, прокатные пункты, видео- и Интернет-кафе, мастерские и т.д.

Организация деятельности локальных подразделений позволяет гибко и динамично варьировать направления в работе. Близкие по своим функциям структурные подразделения объединены сопричастным менеджментом директора и его заместителей.

Подобная дифференциация структуры всего учреждения и в то же время соподчинение смежных подразделений соответствует матричной структуре менеджмента, построенного по принципу выбора и разработки актуальных проблем, используемого в других отраслях.

Количество таких секторов (подразделений) в каждом от­дельном учреждении культуры, например, существенно различается. Все зависит от типа учреждения, его статуса и категории, установленной вышестоящим органом по структурной сетке (категории дифференцируют численность штатных сотрудников, размер оплаты труда, объем финансирования и др.).

Учреждения культуры первой категории — это в основном крупные Дворцы культуры, штат сотрудников которых позволяет наиболее оптимально «закрыть» специалистами наиболее важные направления деятельности, востребованные запросами и пожеланиями населения.

Учреждения культуры, имеющие более низкие категории и вообще безкатегорийные, повсеместно имеют дефицит штатных работников, хотя и стремятся его восполнить за счет собственных внебюджетных средств. Но во всех случаях численность сотрудников учреждений культуры различных типов всегда несопоставима с коллективами, скажем, промышленных предприятий или бюрократическими учрежденческими аппаратами управления и др.

Следовательно, «мини»-коллектив (5-12 человек) учреждения культуры не может использовать классическую модель менеджмента.

Управление маленькой группой людей основано, прежде всего, на исключительной совместимости и профессиональной компетентности каждого члена группы. В целом это команда специалистов, объединенная единой целью, увлеченная общим делом, ответственная за успехи и просчеты в работе в целом всего учреждения культуры.

Культура Специалисты, работающие в малочислен-

и климат нном коллективе учреждения культуры, всегда

в коллектив работают лучше, если руководствуются собственной мотивацией, а не только должностной инструкцией. Ставка на постоянный и жесткий контроль, следование жестким инструкциям лишает коллектив гибкости и твор­чества.

Каждый член команды специалистов выполняет собственную целевую задачу в рамках своей квалификации, возглавляя определенное направление в работе учреждения культуры (развитие художественного творчества, организация и постановка

культурных программ, работа с детьми и подростками и др.). В этом статусе специалисты учреждений культуры выступают уже как организаторы, менеджеры по отношению к предмету своей непосредственной деятельности, вовлекая в эту сферу различные категории населения.

Профессиональная управленческая культура в основном, деятельном звене иерархии управления (учреждения и организации социокультурнои сферы) реализуется на уровне организационного, психологического климата и культуры организации.

Уровень развития указанных категорий зависит от вариантов реализации управленческих функций: централизация или децентрализация, жесткий контроль или самоконтроль. Демократический, либеральный стиль управления в малочисленном коллективе всегда способствует формированию оптимального психологического климата.

Значительную роль в формировании культуры и климата в коллективе специалистов играет стиль его работы с населением. Как учреждение культуры изучает культурные потребности и запросы населения? Как реагирует коллектив на изменения в культурных предпочтениях населения и видоизменяет содержание и формы своей работы? Достаточно ли гибким и мобильным является коллектив и отдельный работник, чтобы адекватно реагировать на изменения культурных потребностей населения?

Если учреждение культуры не в состоянии реагировать на изменения в предпочтениях населения, не может правильно прогнозировать сдвиги во внешней среде, оно обязано привести в соответствие этим изменениям свою кадровую и организационную политику, другие составляющие климата учреждения.

К примеру, руководителем учреждения культуры поощрялись формы работы, связанные с крупными культурными акциями, культурными программами, в которые единовременно вовлекались большие массы населения, независимо от возраста, пола, социального положения-

Но однажды руководитель и специалисты учреждения культуры обнаружили, что массовые мероприятия, достаточно интересные по содержанию и художественно привлекательные по форме, стали терять свою аудиторию.

Аналогичные культурные программы других учреждений культуры, в ряде случаев не превосходящие по содержанию, ху-

дожественному уровню, тем не менее постепенно «перехватывают» аудиторию, повышают привлекательность своих учреждений. В данной ситуации руководитель учреждения культуры выбирает иную стратегию.

Принимается решение сместить акценты с повышения качества массовых культурных программ на улучшение и увеличение разнообразия форм организации социокультурной, культурно-досуговой деятельности на уровне возрастных, социальных групп и индивидуальной работы с населением.

Во главу угла ставится учет индивидуальных и корпоративных культурных потребностей людей на стадиях идеи, проектирования, сценарной разработки и воплощения. Расширяется использование новых социокультурных технологий, форм индивидуально-групповой работы, сеть филиалов и площадок учреждения культуры; хозяйственная деятельность и творческий потенциал направляется на рост сервисной ориентации.

Все это связано с установлением нового организационного и психологического климата, смещением акцентов в управленческой практике. Соответственно постепенно меняется внутренняя корпоративная культура внутри коллектива.

Самоуправление основа сопричастного

В системе трудовых и этических ценностей начинает преобладать ориен-тация не на обезличенную массу людей, а на служение культурным интересам индивидуальной личности. Формируют­ся новые традиции и стереотипы. Специалисты учреждения культуры, не сумевшие сменить приоритеты, уходят, а им на смену приходят новые люди, разделяющие сервисные ориентации, комфортное культурное обслуживание отдельной личности.

Опытный руководитель малочисленного коллектива учреждения культуры предпочитает влиять не на самого работника как такового. Он старается учитывать его реальные цели, жиз­ненные ценности и установки, ожидания и нужды и через них воздействовать на трудовую деятельность работника.

В свою очередь работник учреждения культуры (специалист-менеджер), разделяющий цели и ценности учреждения культуры, способен сам устанавливать для себя задачи, находить пути их решения и сам контролировать себя.

Руководствуясь своей мотивацией, без внешнего принуждения, он достигает больших результатов в труде.

Разумеется, это возможно лишь в том случае, если удовлетворены его первичные потребности, высокая творческая, деловая обстановка и созданы ругие необходимые условия для самоуправления: от простых (приемлемая зарплата, условия труда, социальные гарантии, оптимальный режим работы и др.) до сложных (самосовершенствование, самоутверждение и самоактуализация).

Творческий работник, мотивация которого основана на удовлетворении сложных (высших) потребностей склонен к самоуправлению, если в учреждении культуры обеспечивается:

— работа с коллегами, уважающими друг в друге личность;

— интересная, творческая, увлекающая работа; одобрение и стимулирование хорошей работы;

— взаимодействие с людьми, интересующимися его предло­жениями об усовершенствовании работы;

— возможность видеть результаты своего труда;

— возможность думать самому, а не только выполнять приказы;

— работа под руководством достойных и квалифицированных людей;

— работа, выполнение которой должно сопровождаться напряжением;

— доступ к информации, касающейся своей работы и состояния дел в учреждении культуры в целом.

В коллективе работников учреждения культуры несколько иные формы взаимоотношений с администрацией. Так, при найме на работу «самоуправляемый» творческий специалист заключает с администрацией своего рода «психологический контракт». Руководство со своей стороны обязуется обеспечить все условия творческой работы, а также принять на себя часть риска при выполнении творческопоисковой деятельности.

Администрация признает возможность неудач при осуществлении рискованных творческих проектов и гарантирует отсутствие негативных последствий за неудачи. Подобные джентльменские соглашения для «самоуправляемых» творческих специалистов часто оказываются более важными, чем формальные контракты.

Работа с коллективом специалистов, даже если он и малочисленный, требует от руководителя нестандартных стиля и методов управления. Каждый специалист — это, прежде всего, творческая личность (предмет его деятельности — творчество).

Читать еще:  Менеджер по туризму что это

Его психология не воспринимает командных методов руководства, его творческая натура в полной мере раскрывается в условиях самоуправляемой деятельности, равно как у большого художника, композитора, режиссера и т.д., несмотря на то, что он выполняет, на первый взгляд, не столь «величественные» функции (написание сценария, постановка культурной про­граммы, организация, воспитание и др.), каждая из них имеет творческое начало, требует творческого подхода.

Таким образом, творческий характер работы менеджеров, как и сам менеджмент социально-культурной деятельности несет в себе характерные признаки сопричастного менеджмента. Оптимально выстроенная модель такого менеджмента в определенной степени упрощает роль директора учреждения культуры.

Реальные управленческие процессы происходят «внизу», главным образом за счет активности и самоуправления участников социокультурной деятельности, в горизонтальных связях: «руководитель-руководитель», «команда-команда», «участник-участник».

Директор как главный менеджер управляет социокультурными процессами опосредованно (субъект-объект-субъект). Обеспечивая управление сектором или командой, он стремится перевести объект своего воздействия в новое качество — в субъект самоуправления и управления.

Методы опосредованного и сопричастного менеджмента включают в себя:

— делегирование части функций управления структурными подразделениями учреждения культуры на основе взаимного доверия и общей заинтересованности в результатах деятельности;

— организацию сопричастного менеджмента с участием совета коллектива, инициативных групп и актива учреждения

— вовлечение в процесс управления неформальных лидеров творческих коллективов и общественных организаций;

— коллективное обсуждение целей и задач, методов их достижения на совещаниях, конференциях, планерках, в личных беседах; информационное обеспечение каждого сотрудника и коллектива в целом.

Именно поэтому создание творческих, организационных и хозяйственных групп для осуществления социокультурных проектов, программ и мероприятий базируется на принципах добровольности, личного творческого интереса и профессиональных качеств каждого сотрудника.

Специфика клубного менеджмента

Говоря о менеджменте в учреждениях клубного типа, необходимо отметить совершенно особую природу этого менеджмента, принципиально отличающуюся от менеджмента в сферах профессионального искусства, в сфере музейного и библиотечного дела. В чем же эта особенность?

Все без исключения учреждения культуры существуют и функционируют, во-первых, ради своего посетителя, во-вторых, при обязательном участии своего посетителя. Тем не менее этому посетителю отведена строго ограниченная роль. Значительная часть творческо-производственного процесса в этих организациях происходит без него, он же становится участником только последней стадии этого процесса в качестве зрителя, слушателя, посетителя выставок, лекций, мероприятий. И даже на этом этапе, когда без него не состоится ни спектакль, ни концерт, ни выставка, он выступает в большей степени как объект и в меньшей степени как субъект деятельности организации.

В учреждение культурно-досугового типа (назовем его условно Дом культуры) тот же посетитель приходит с совершенно другой установкой. Здесь он не пассивный созерцатель (слушатель, зритель), а главное действующее лицо. Тот багаж впечатлений, который он приобрел в своей жизни, в том числе и в общении с искусством, с книгой, и который ощутил в себе как потенциальную творческую энергию, он приходит реализовать в своем собственном творческом акте. Поэтому главная функция Дома культуры, даже предназначение — предоставить человеку возможность творческой самореализации. Здесь он выступает прежде всего как субъект деятельности организации, активный участник всех художественно-производственных процессов и только потом уже как объект с точки зрения социально-педагогических задач руководителей творческих коллективов Дома культуры.

Из того, в каких соотношениях выступают категории «субъект» и «объект», видно, в каком направлении сосредоточены усилия менеджмента. Задача менеджмента состоит в том, чтобы спланировать, скоординировать деятельность всех субъектов, осуществляющих творческо-производственный процесс. В театре, филармонии, музее, библиотеке усилия менеджмента направлены главным образом на сотрудников организации, а не на посетителей. В Доме культуры именно его посетители превращаются в субъектов творческо-производственного процесса. И здесь справедливо было бы назвать менеджером каждого руководителя отдельно взятого клубного формирования: кружка, студии и т.п. В каждом из клубных формирований идет свой собственный творческо-производственный процесс; каждое из них играет самостоятельную роль и не зависит, как правило, от результатов деятельности другого формирования. Клубные формирования, таким образом, не являются подразделениями, выполняющими строго определенные функции в рамках единого производственного процесса.

Руководителя кружка, секции можно назвать менеджером, поскольку он выполняет все функции менеджера: планирование, организацию, координацию, стимулирование, контроль. При этом члены этого кружка или секции не являются его подчиненными, поскольку они объединены в коллектив на основе добровольного желания и интереса к делу и, естественно, не получают никакой материальной выгоды.

Деятельность самодеятельного кружка можно назвать творческо-производственным процессом, поскольку в результате этой деятельности рождается некий культурный «продукт» — концертный номер, спектакль и другие художественные произведения или технические изделия. В то же время этот процесс отнюдь не имеет такого строго обязательного характера, как в профессиональных коллективах.

Важно запомнить!

Творческо-производственный процесс, происходящий в клубных формированиях, имеет досуговый характер, и это является его определяющим признаком.

Организационная структура клубного учреждения представляет собой:

ряд клубных формирований (от нескольких единиц до нескольких десятков, что зависит от размеров финансирования), не связанных между собой производственными отношениями, ведущих каждое свою собственную творческо-производственную деятельность;

вспомогательные подразделения: бухгалтерию и технические службы.

Дирекция клубного учреждения осуществляет общее руководство, которое заключается:

в обеспечении клубных формирований материально-техническими ресурсами, методической помощью (из регионального Центра народного творчества и др.);

организации мероприятий (концертов, выставок, ярмарок, фестивалей, спектаклей и т.д.), на которых клубные формирования могут продемонстрировать результаты своей деятельности;

организации участия своих клубных формирований в общегородских (сельских, районных, региональных) мероприятиях;

установлении партнерских отношений с предприятиями и учреждениями, образовательными организациями города (района, региона и т.д.) с целями:

привлечения новых материальных (в том числе финансовых) и нематериальных ресурсов;

популяризации деятельности клубного учреждения и привлечения новой аудитории;

привлечении новых квалифицированных кадров и в повышении уровня квалификации старых кадров;

обеспечении выполнения учреждением своей миссии, программ и планов.

Содержание творческо-производственного процесса, происходящего в клубных формированиях, связано с выбранным направлением самодеятельного творчества. Традиционными видами этого творчества являются:

«музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов);

театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова);

хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца);

изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства);

цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра);

фото- и киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии);

техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.)».

Самодеятельное творчество неразрывно связано с отдыхом и удовольствием, что и составляет главную мотивацию человека к участию в работе самодеятельных коллективов. Составляющими этой мотивации являются:

смена деятельности и раскрытие способностей человека, не востребованных в его профессиональной занятости;

смена круга общения, ощущение себя частью творческого коллектива, объединенного общим увлечением;

приобретение новых навыков, вплоть до степени мастерства;

возможность активного участия в общественной жизни.

Досуговый характер деятельности самодеятельного коллектива предъявляет свои специфические требования к руководителю этого коллектива. В его лице слиты воедино:

менеджер, планирующий, направляющий, контролирующий и стимулирующий работу всего коллектива и каждого в отдельности;

социальный педагог, ответственный за позитивный и познавательный настрой своих подопечных;

мастер и учитель, носитель профессии.

В клубной деятельности можно отметить, помимо досугового характера, и другие важные отличительные признаки — ее художественную и социально-педагогическую направленность. Е. И. Смирнова называет эти признаки функциями и указывает на то, что они существуют «не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, сирессованности, эффекта “наложения” одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности». Е. И. Григорьева поясняет точку зрения Е. И. Смирновой следующим образом: «Первую группу функций она условно называет “художественными”, вторую — “досуговыми”, третью — “социально-педагогическими”. При этом отмечает, что ослабление социально педагогических функций может “выбросить” явление в сферу неразвивающего, а то и социально негативного досуга. При недооценке функций досуга явление “выносится” в сферу труда или приближается к ней, порождая противоречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) — между системой соответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты “работы”. А вот усиление художественных функций, например художественно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или социально-педагогических может “вынести” явление в сферу “настоящего искусства” или “профессионализма”».

Примеров, когда самодеятельное творчество перерастало в профессиональное, немало. Есть целые коллективы: таковы Уральский хор народной песни, Северный хор и др. Множество известных артистов начинали свой путь в художественной самодеятельности.

На заметку

Не ставя перед собой задачи профессиональной подготовки художников, артистов, композиторов и не имея для этого необходимых ресурсов, клубные учреждения,

тем не менее, создают условия для того, чтобы талантливая личность могла попробовать, почувствовать, проверить свои способности.

Не менее важен в клубной деятельности тот социокультурный эффект, что человек, сам попробовавший свои силы в художественном творчестве, начинает активно интересоваться формами профессионального искусства. Именно за счет таких людей расширяется аудитория театров, концертных залов, музеев, библиотек.

«Будучи инженерами, рабочими, агрономами, учителями, врачами, люди, прошедшие школу самодеятельного искусства, навсегда сохраняют в душе стремление к творчеству, к поискам красоты и утверждению прекрасного в жизни. Человек, который прошел школу художественной самодеятельности, не может обойтись без хорошей книги, хорошего кинофильма и т.д., и самое главное, весь уклад жизни этого человека, породнившегося с искусством, становится богаче и ярче. Он тоньше чувствует красоту во всем: в природе, в искусстве, в отношениях между людьми».

Менеджмент в сфере культуры

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи. Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально культурной сферы. Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере.

Читать еще:  Менеджмент сми что это такое

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Поэтому менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:

— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

— диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;

— решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие «менеджмент» пришло в нашу страну с ее переходом на новые условия хозяйствования, основанные на принципах рынка (в отличие от планового принципа экономики СССР). Это термин американского происхождения (management), вошедший в широкое употребление в 1930-х гг. Значение слова management происходит от английского глагола to manage — «управлять», образованного, в свою очередь, из латинского manus — «рука». В русском языке существуют эквиваленты слова «менеджмент» — «руководство», «управление», однако эти слова имеют более широкие значения. Слово «менеджмент» употребляется чаще всего для обозначения руководства организацией, занимающейся производством некоего продукта.

Менеджмент — это управленческая и хозяйственная деятельность, основанная на использовании труда, интеллекта и мотивов других людей для достижения поставленных целей. Цель менеджмента — установление наиболее рациональной организации производственного процесса, направленной на минимизацию затрат и максимизацию результата. Менеджмент является одновременно наукой и искусством управления людьми.

Менеджмент как наука оперирует знаниями, накопленными в области управленческого труда. Это теории и концепции, устанавливающие причинно-следственные связи, закономерности, принципы, формы и способы, функции и методы управленческой деятельности.

Менеджмент как искусство подразумевает особый организаторский талант руководителя, его практический опыт и интуицию, умение «заразить» своей идеей и объединить коллектив для ее осуществления и в то же время найти индивидуальный подход к каждому работнику, создать условия для наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.

Менеджмент — один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Итак, менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры — это миллионы людей в мире, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами при ограниченных факторах производства.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

Ситуационный подход: центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

Стратегическое планирование: это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Разрабатывается высшим руководством, должно быть подкреплено исследованиями и фактическими данными,

Целевое управление: метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Процесс, состоящий из 4-х независимых этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки целей; 2) разработки реалистичных планов их достижения; 3) систематический контроль

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

принятие и реализация принятых решений. Решение задач достигается путем определения способов осуществления целей, выполнением управленческих решений, подготовкой и переподготовкой работников, контролем и корректировкой реализации решений.

ОБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)-управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

СУБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Продюсер— предприниматель в сфере культуры и искусства., нацеленный на создание конечного востребованного продукта; посредник между творцом и публикой. Это организатор-создатель.

Менеджер культуры— профессиональный управленец, специалист по управлению: производством, работой предприятия, карьерой автора и исполнителей, процессом создания художественных ценностей и продвижения их на арт-рынок. Это организатор-исполнитель.

Сходства: 1)принимают решения, управляют, обладают финансовой и юридической грамотностью 2)несут ответственность за результат 3)работают с людьми 4)личные качества имеют большое значение для профессионального успеха

Различия: продюсер берет на себя все обязательства перед инвесторами, отвечает за риски , особенно финансовые, несет ответственность за проект. Менеджер занимается организацией проекта

Уровни управления

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень – соответствует уровню низового звена, управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена, институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Менеджмент в сфере культуры (арт-менеджмент) во многом сходен с менеджментом услуг. «Продукты» культурной деятельности, как и любые услуги, нельзя продемонстрировать, попробовать, увидеть и оценить до получения. Они больше связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.) и неспособны к хранению. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, и картина, которую не смотрят и др., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (обувь снашивается, овощи съедаются), культурные ценности в процессе потребления способны наращивать свою ценность (чем большее количество людей прочитало книгу, увидело картину, услышало концерт — тем выше их социальная значимость).

Главная особенность менеджмента в сфере культуры состоит в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно в результате привлечения средств различных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и др., а не коммерческой деятельности. Даже в шоу-бизнесе, самом коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15 % бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома

Арт-менеджмент

Арт-менеджмент — управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства. Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.

Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

· отношение между обществом и организацией –через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

· отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями – через систему договоров;

· отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

· отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками – через систему договоров, распорядительных актов ад-министрации организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector