Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджер муниципального управления

Государственное и муниципальное управление (ГМУ): плюсы и минусы профессии

Многих молодых людей, желающих получить образование, интересует вопрос: государственное и муниципальное управление, что за профессия? Эта специальность в сокращенном названии ГМУ довольно молодая, ей только 25 лет. Но она достаточно важная и престижная. Не каждый будущий студент знает, где можно устроиться, получив такое образование. Сегодня мы рассмотрим плюсы и минусы данной профессии, узнаем о месте работы и заработной плате.

Общие сведения

В человеческом обществе власть является его неотъемлемой частью. Она способна его организовать. Сегодня подготовка высокопрофессиональных кадров занимает важнейшее место в жизни. Уровней управления существует всего три:

  • Общественное. Производится различными гражданскими объединениями.
  • Верховная власть. Административные органы, судебная система и законотворчество.
  • Бюрократия на местных уровнях.

ГМУ охватывает большую часть различных социальных процессов в обществе. Государственная власть должна функционировать сбалансировано. Ей необходимо следить за появлением конфликтов и своевременно разрешать их. Исполнительной власти требуется обеспечивать стабильность работы всех государственных институтов. Чтобы подготовить кадры, осуществляющие управление местными и центральными органами госструктур, для чиновников были созданы специальные программы обучения. Сегодня государственный служащий должен разбираться в следующем:

  • В концептуальных основах госслужбы.
  • В инструментарии, помогающем осуществлять реформы.
  • В способах диагностирования социальных проблем.
  • В менеджменте по связям с общественностью.

В учебных заведениях происходит обучение будущих государственных служащих, которые становятся профессионалами в сфере госуправления. Из плюсов такой работы стоит выделить следующие:

  • Престижность профессии. Она занимает 3 место после юриста и врача.
  • Вы будете получать различные льготы.
  • ГМУ является универсальным направлением. Профессия достаточно востребована.
  • Есть возможность карьерного роста и профессионального развития.

Из негативных моментов, можно выделить довольно высокую сложность работы и большую ответственность. Также уровень заработной платы является средним. Если вы хотите работать в органах государственного управления, необходимо обладать такими качествами:

  • Требуется совершенствовать ораторское искусство и коммуникационные навыки.
  • Нужно развивать качества лидера.
  • Необходимо изучать психологию.
  • Нужно учиться управлять общественным мнением.
  • Необходимо следить за своим имиджем.
  • Нужно уметь своевременно высказывать собственное мнение.

Также на первых порах требуется быть готовым работать в качестве волонтера. Это поможет приобрести нужные для дальнейшей работы связи.

Обязанности

Если вы собрались выучиться на специалиста в области госуправления, необходимо иметь устойчивые моральные принципы. Вы должны хотеть проводить изменения к лучшему, как в социальную, так и в экономическую жизнь общества. Обязанности такого служащего следующие:

  • Необходимо писать нормативные акты, приказы и проекты.
  • Требуется общаться с гражданами и оказывать им помощь.
  • Нужно работать со средствами массовой информации.
  • Требуется участвовать в деловых переговорах.
  • Нужно вести аналитику, статистику и заниматься прогнозированием.
  • Требуется писать отчеты, документы, докладные.

Еще важной обязанностью государственного служащего является умение выступать на различных публичных мероприятиях.

Место работы

Выпускники профильных учебных заведений смогут устроиться после получения образования на довольно престижные должности в государственных организациях. Также у вас появится возможность вырасти по карьерной лестнице. Вам придется работать посредником между гражданами и государством. Работу можно получить в разнообразных ведомствах либо службах. Также вам предстоит разрабатывать разнообразные проекты, принимать людей, помогать им в решении различных жизненно важных вопросов. Вы можете заниматься в сфере решения жилищных, образовательных и культурных вопросов.

С подобным образованием вы легко получите работу в таких учреждениях:

  • Органах муниципальной, государственной власти и в местном самоуправлении.
  • В организациях международного масштаба.
  • В общественном секторе.
  • В коммерческих компаниях.
  • В образовательных учреждениях.
  • В учреждениях с научно-исследовательским направлением.

После окончания института сразу рассчитывать на получение высокой заработной платы не стоит. Необходимо получить определенный опыт работы.

Обучение

Прежде, чем выбирать ВУЗ, нужно учитывать определенные показатели. Следует обратить внимание на то, сколько лет проходит обучение, какой рейтинг заведения, насколько большой процент трудоустройства выпускников. Обязательно не забудьте поинтересоваться, имеется ли у ВУЗа лицензия и когда проводилась его аттестация. Также учитывайте, что стоимость обучения данной профессии не бывает низкой.

Чтобы выучиться по специальности “государственное и муниципальное управление”, необходимо поступить в одно из ниже перечисленных учебных заведений:

Заработная плата

Здесь, как и у любой профессии, заработная плата варьируется в зависимости от региона трудоустройства, стажа и некоторых других факторов. Когда вы завершили обучение и устроились на работу в государственные органы власти, ваша минимальная заработная плата будет составлять 25 тысяч рублей. Средняя зарплата – 35 тысяч рублей. Чтобы добиться максимального уровня дохода, нужно проработать некоторое время. Уровень зарплаты растет поступательно. Это касается государственных органов власти. Если вы решите работать в коммерческих структурах, доход будет выше. Он может составлять 90-100 тысяч рублей.

Менеджмент в государственном секторе

Говоря о понятии «менеджмент», нельзя забывать о такой важнейшей сфере применения, как государственный сектор. Исторически сложилось, что управленческий персонал учреждений и предприятий госуровня решал наиболее сложные и масштабные задачи. Именно поэтому существование и развитие государственного сектора легло в основу того, что сейчас принято понимать под словом «менеджмент». Чаще всего значение данного термина определяется как управление и умение руководить. Конечно же, принципы менеджмента в государственной сфере и коммерции отличаются, тем не менее у них есть много общего.

История возникновения менеджмента

Специалисты, занимающиеся историей возникновения этого понятия, заявляют, что корни современного менеджмента не в коммерческих, а в общественных (государственных) организациях. Родоначальником научного менеджмента принято считать Ф. У. Тейлора. Его доклад 1912 года конгрессу США положил начало этому особому феномену. В качестве примера применения методов менеджмента он привел клинику Мейо, которая являлась некоммерческой организацией. Далее принципы менеджмента Тейлора применялись в армии США, находящейся в государственном управлении. Первая должность, соответствующая термину «менеджер», также была далека от бизнеса и называлась «управляющий городом». Таким образом, можно сделать вывод, что термин «менеджмент» зародился именно в государственной сфере.

Различия между понятиями «менеджмент» в коммерции и государственном управлении

Для того чтобы выделить различия между этими понятиями, необходимо определить сферы их применения. Под коммерческим менеджментом принято понимать эффективное руководство организацией. Государственное управление гораздо шире. Здесь менеджмент применяется в самых различных видах деятельности человека и общества в целом. Отсюда же вытекают отличия в приоритетных целях. Коммерческий менеджмент в первую очередь ориентирован на получение прибыли. В то время как управленческая деятельность в государственной сфере строится на общенациональных и социальных интересах, правах и потребностях людей. Кроме этого, методы менеджмента, используемые в государственной сфере, отличаются от тех, которые применяются в коммерческой области, что обусловлено разной спецификой деятельности.

Применение менеджмента в государственном секторе

Мнения экспертов и ученых относительно применения менеджмента в секторе госуправления разделились на два направления. Одни выступают за невозможность использования менеджмента в госсфере. Другие, напротив, считают, что границы между этими двумя направлениями практически стерты. Сторонники и той и другой теории приводят ряд доводов.

  • Невозможность применения методов коммерции в госсфере. Главная цель деятельности государственного сектора – работа на благо общества. Среди основных задач – обеспечение порядка и справедливости, повышение материального благополучия страны, гарантия безопасности населения и урегулирование социальной сферы. То есть те функции, которые может выполнить только государственный аппарат. При этом госучреждения подвергаются большому давлению со стороны тех, кто каким-то образом принимает участие в деятельности государственных органов власти, – политиков и депутатов. Кроме этого, работа госсферы регулируется и контролируется законом, поэтому принципы менеджмента в государственном секторе должны им подчиняться. Важным пунктом также выступает оплата деятельности госсектора. Она производится не за счет получения коммерческой прибыли, а из доходов, полученных от налогоплательщиков.
  • Слияние коммерческих методов менеджмента с госсферой. Государственная сфера и сфера коммерции тесно взаимодействуют на местном уровне. Это именно та область, где применение методов менеджмента особенно актуально. Примером может выступать сфера коммунального хозяйства, когда требуется провести какие-то действия по его улучшению. Кроме этого, коммерческий сектор также подвержен регулированию законодательными органами и заинтересован во вмешательстве со стороны государственных структур, особенно в периоды спада продаж и при возникновении издержек. Важным показателем тесного взаимодействия между государственной деятельностью и менеджментом выступает финансовая сторона, когда при предоставлении каких-либо сервисов и услуг государственными учреждениями ими взимается плата с коммерческих организаций.
Читать еще:  История тайм менеджмента за рубежом

Функции менеджмента в государственном секторе

В современном мире роль рыночных отношений и коммерческих организаций в госсфере значительно возросла. Основными функциями менеджмента в государственном секторе являются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Главным фактором выступает то, что первоочередной задачей государства является обеспечение комфортной жизни страны и населения. Государственный сектор – это не коммерческое предприятие, поэтому действия лидеров данной сферы должны быть не только эффективными, но и корректными с точки зрения права и политики, а также идти на благо социума и страны. Менеджмент в государственной сфере по своим выполняемым функциям весьма схож с коммерческим сектором, но имеет ряд специфических отличий.

  • Планирование. На этом этапе разрабатываются стратегии по развитию и реформированию государственной деятельности и управления. В госучреждениях планирование строится на основе целей, определяемых вышестоящими органами. Выполнение этой функции менеджмента напрямую связано с созданием региональных, федеральных и комплексных программ.
  • Организация. В государственном секторе применим административно-бюрократический стиль руководства со строгим соблюдением иерархии и субординации. Основным критерием карьерного роста выступает выслуга лет и стаж. Также присутствует четкое разделение на руководителей и исполнителей.
  • Мотивация. В государственном секторе материальное вознаграждение используется в меньшей степени, чем в коммерческих организациях. Стимулом чаще выступают неденежные поощрения: престижность должности, выполнение важной и ответственной работы, гарантии стабильности и карьерного роста.
  • Координация. Выполнение этой функции менеджмента обеспечивает слаженную деятельность различных органов управления в государственном секторе. Основной задачей является оптимизация материальных и временных затрат при достижении поставленных государством целей.
  • Контроль. Выполнение работы государственных учреждений подвержено проверке многими органами и структурами. Кроме этого, не стоит забывать о народных массах, СМИ и общественных организациях.

Специализация менеджера в государственном секторе

Специализация менеджера в государственной сфере отделилась как самостоятельная дисциплина от направления бизнес-администрирования (Business Administration). Это та наука, которая подготавливала профессионалов для работы в частных коммерческих организациях. Именно из нее в конце 20-го века в зарубежных странах произошло отдельное направление, получившее название «паблик-администрирование» (Public Administration) или «государственное управление». В России развитие образования происходило с некоторым запаздыванием. Тем не менее в 30-е годы был открыт Московский инженерно-экономический институт (МИЭИ), в котором впервые появилась кафедра государственного и муниципального управления. Образование по государственному и муниципальному управлению сегодня можно получить в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Здесь предусмотрены различные программы магистратуры, способствующие созданию карьеры в госсекторе, – «государственное и муниципальное управление», «управление в государственной сфере и бизнесе».

Карьера менеджера в государственном секторе

В современном мире квалифицированные специалисты, получившие специальное образование в сфере менеджмента, довольно востребованы для работы в государственном секторе. Трудовая деятельность в госсфере не только гарантирует стабильность, но и обеспечивает престижность и дает определенный статус в обществе, а также позволяет завести полезные связи и знакомства. Кроме того, работа в государственных учреждениях открывает обширные перспективы для карьерного роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая деятельность в госсфере и менеджмент в коммерции имеют ряд существенных различий, но тем не менее между ними существует тесное взаимодействие. В сфере государственного управления используются многие принципы и методы менеджмента, доработанные и видоизмененные с учетом специфики работы госсектора.

Менеджмент муниципального управления

Значение менеджмента муниципального управления

Местное самоуправление представляет собой один из главнейших институтов демократического общества и правового государства.

Степень реализации участия населения муниципалитета в решении вопросов местного значения, реализации их прав и свобод на местном уровне отражает уровень демократического развития государства и общества в целом.

Указанное предопределяет необходимость совершенствования механизмов муниципального управления, в том числе посредством применения инструментов, реализуемых предприятиями частной формы собственности.

Менеджмент муниципального управления должен сегодня стремиться к преодолению общественной отстраненности и отчужденности от механизма реализации публичной власти при решении вопросов местного значения, формированию активной позиции населения по вопросам социально-экономического и политического развития муниципалитета.

Муниципальные органы сегодня как органы, основной целью деятельности которых является наиболее полная реализация прав и свобод местного населения как потребителя муниципальных услуг, должны внедрять в свою деятельность бизнес-инструменты работы с потребителями.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме того, из бизнес-сферы должны быть заимствованы инструменты оценки эффективности деятельности муниципальных органов и учреждений и их должностных лиц, отражающие, прежде всего, удовлетворенность граждан деятельностью муниципальной власти.

Решение муниципальных задач должно строиться на экономическом принципе эффективности – оптимальном использовании имеющихся ресурсов, с максимальной пользой при минимальных затратах.

Менеджмент муниципального управления должен выполнять следующие функции:

  • обеспечивать полное удовлетворение потребностей населения муниципалитета;
  • принимать научно и практически, социально, экономически и политически обоснованные решения, отражающие позицию большинства населения по местным вопросам;
  • аккумулировать ресурсы, необходимые для решения местных задач и другое.

Проблемы современного менеджмента муниципального управления в России

Институт муниципального управления современной России функционирует свыше двадцати лет, однако по-прежнему к числу основных методов обеспечения его функционирования относится исключительно нормативно-правовое регулирование.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Не оспаривая роль указанного метода в муниципальном управлении, приходится признать, что без должного подкреплении инструментами менеджмента он не способен преодолеть негативные общественные явления современного муниципального управления, в том числе:

  • отсутствие активной социальной позиции местного населения, социальной сплоченности;
  • недоверие населения к деятельности всех органов публичной власти, в том числе и на местном уровне;
  • непрозрачность управленческой деятельности местных органов власти для населения муниципалитета;
  • недоступность властных структур для населения;
  • отсутствие системы управления, объединяющей и направляющей усилия отдельных муниципальных органов и учреждений при решении конкретных вопросов местного значения и другое.

Понятие муниципального менеджмента

Категория «менеджмент» традиционно используется для определения хозяйственно-управленческой деятельности предприятий частных форм собственности, использование указанного термина в муниципальном управлении призвано подчеркнуть необходимость ориентации муниципального управления как всякого управления на оптимальное соотношение ресурсов и потребностей, на эффективность, на население как потребителя муниципальных услуг и др.

Узкая трактовка муниципального менеджмента предполагает его понимание как практики муниципального управления социально-экономических и общественно-политических местных процессов усилиями муниципальных органов и учреждений в рамках предоставленных им законом полномочий.

Читать еще:  Семинар по event менеджменту

Более широко, муниципальный менеджмент можно опередить как систему организационных отношений в области социально-экономического развития муниципалитета, складывающихся между государственными и муниципальными органами управления, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.

Становление муниципального менеджмента исторически опосредует процесс обособления интересов местного территориального сообщества и возникновения особой категории управленческой деятельности (муниципального управления), направленной на удовлетворения потребностей населения муниципалитета.

При этом подлинное осуществление менеджмента муниципального управления имеет место только в том случае, когда местное население представляет территориальную общность, активного участника общественно-политической жизни для формирования комфортной среды жизнедеятельности, а муниципальные органы, в свою очередь, ориентируют свою деятельность исключительно на нужды населения, обеспечивая эффективное использование ресурсов для их удовлетворения.

Менеджмент муниципального управления – сложный управленческий процесс, предполагающий решению управленческих задач в самых разных сферах жизнедеятельности населения муниципалитета в том числе:

  • в бюджетной сфере: планирование, утверждение, исполнение, контроль исполнения бюджета;
  • в сфере местного налогообложения;
  • в области управления муниципальным имуществом;
  • в сфере дорожной деятельности (автомобильных дорог);
  • в области предоставления транспортных услуг;
  • в сфере обеспечения общественного порядка, в том числе противотеррористической деятельности;
  • в области обеспечения дошкольного и школьного образования и другое.

Указанное выше актуализирует в рамках реализации менеджмента муниципального управления координацию деятельности специалистов самых разных направлений для решения задач успешного социально-экономического развития муниципалитета в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Муниципальный менеджмент понимают в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирования социально-экономических и общественно-политических процессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Во втором случае муниципальный менеджмент — это совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Муниципальный менеджмент возник в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Муниципальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.

Категории «муниципальный менеджмент» и «местное самоуправление» выражают разные по сути явления и процессы. Местное самоуправление — социальный институт, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, исторических и иных традиций местного населения. Как видно, предмет изучения здесь изложен весьма широко.

По-видимому, местное самоуправление — это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об организации общества.

Экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления, инициируют его серьезную модернизацию. Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения проблем реформирования ее социальной сферы, обеспечения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно будут проходить процессы реформирования и развития экономики, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом. В современных условиях территориального хозяйствования, связанных со становлением регионального и местного самоуправления, унифицированный подход, ориентация только на руководство из федерального центра уже показали свою несостоятельность.

Функционирование современного механизма территориального хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных принципа: самоответственность и самофинансирование. Соблюдение принципа самоответственности означает, в частности, возможность принятия территориальными органами власти решений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разработки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. Реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в регионе, муниципальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающем повышение качества жизни населения.

Из сущности управления социально-экономическим развитием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохраняют ответственность за решение проблем комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политического и экономического реформирования для населения.

Развитие многоукладной экономики привело к тому, что работники органов местного самоуправления зачастую уклоняются от решения проблем в условиях, когда их слово не является решающим. Между тем никто не снимал с них ответственности за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные субъекты хозяйствования зависят от форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы предприятия. Поэтому объектом управления являются все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, а также протекающие в рамках его территории экономические и социальные процессы.

Социально-экономическое развитие территории — это объективный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня.

При помощи муниципального менеджмента обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах. Практический механизм муниципального менеджмента включает институциональные и организационные структуры, методы установления правовых и административных норм, разработку, принятие и осуществление управленческих решений, этносоциальных и других императивов, других реальных регуляторов жизнедеятельности населения городов и районов. Организация этой деятельности довольно сложна и включает механизмы политического, социального, административного и экономического менеджмента. Муниципальный менеджмент реализует следующие функции:

  • • анализ, оценку, разработку прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития городов и районов;
  • • стимулирование увеличения и использования трудового потенциала муниципальных образований, их научно-технического и интеллектуального ядра;
  • • поддержание и развитие социальной и производственной инфраструктур;
  • • инициирование конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению, в том числе муниципальными структурами;
  • • наполнение местного бюджета и рациональное его использование;
  • • получение внебюджетных ресурсов;
  • • владение и распоряжение муниципальной собственностью, рациональное ее использование;
  • • создание условий для развития рыночной среды, ее инфраструктуры и предпринимательства;
  • • организацию рабочих мест, оптимизацию занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных образований и экономически активное население;
  • • налаживание и укрепление экономических и производственных связей с другими городами и районами;
  • • взаимодействие местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами, в том числе расположенными в других регионах и за рубежами России. Принципы муниципального менеджмента разнообразны. Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов муниципального менеджмента. К специфическим принципам муниципального менеджмента можно отнести: принцип оптимального сочетания федерального и регионального управления с местным самоуправлением; принцип ориентации структур местного самоуправления на социальное обслуживание населения; комплексность социально-экономического развития городов и районов, их саморазвитие на основе наращивания и наиболее полной реализации потенциала в условиях рынка; принцип целостности территориальных структур.
Читать еще:  Что нужно сдавать чтобы стать менеджером

Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. Академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Становление муниципального менеджмента обусловлено разделением труда в управлении, которое становится все более динамичным. Поэтому в структуре муниципального менеджмента в качестве относительно самостоятельных направлений исследования можно выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и т.п.

Как предмет науки муниципальный менеджмент понимается в основном как процесс включения населения во власть, поэтому его содержание теснее всего связано со способами, приемами осуществления функций местной самоорганизации жителей городов и районов России.

Первоочередными научными задачами являются:

  • • обоснование путей преодоления кризиса в муниципальных структурах России и механизмов устойчивого социально-экономического развития;
  • • исследование методов повышения эффективности муниципального менеджмента;
  • • изучение становления новой культуры управления и самоуправления в городах и районах страны;
  • • раскрытие процессов адаптации отечественной практики муниципального менеджмента к процессам государственного и регионального управления.

Обогащение собственных основ регулирования социально-экономических процессов научными выводами и положениями, передовым опытом приведут к возникновению качественно новой отечественной культуры муниципального менеджмента.

Предметную область муниципального менеджмента составляют научные знания о: функциях, принципах, структурах, предпосылках, закономерностях и тенденциях самоорганизации населения, ее территориальных формах в государственных системах разного типа; территориальной хозяйственной организации Российской Федерации, регионов, городов и районов и перспектива ее оптимизации; ресурсах местного развития, стратегиях их наращивания и способах наиболее эффективного использования; технологиях прогнозирования и программирования устойчивого и безопасного развития городов, районов и их систем; стимулировании экономической и социальной активности населения, местной власти и их ответственности; мониторинге, маркетинге, кадровом сопровождении муниципального менеджмента и др.

Муниципальный менеджмент [Текст]: учеб, пособие для вузов / В.Л. Асанов и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Муницип. мир, 2004.

Муниципальный менеджмент

Понятие муниципального менеджмента

Муниципальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д.

Муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Муниципальный менеджмент возник в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Муниципальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. — М.: Аспект Пресс, 1995

При помощи муниципального менеджмента обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах.

Практический механизм муниципального менеджмента включает институциональные и организационные структуры, методы установления правовых и административных норм, разработку, принятие и осуществление управленческих решений, этносоциальных и других императивов, других реальных регуляторов жизнедеятельности населения городов и районов. Организация этой деятельности довольно сложна и включает механизмы политического, социального, административного и экономического менеджмента.

Муниципальный менеджмент реализует следующие функции:

  • 1)анализ, оценку, разработку прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития городов районов;
  • 2)стимулирование увеличения и использования трудового потенциала муниципальных образований, их научно-технического и интеллектуального ядра;
  • 3)поддержание и развитие социальной и производственной инфраструктур;
  • 4)инициирование конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению, в том числе муниципальными структурами;
  • 5)наполнение местного бюджета и рациональное его использование;
  • 6)получение внебюджетных ресурсов;
  • 7)владение и распоряжение муниципальной собственностью, рациональное ее использование;
  • 8)создание условий для развития рыночной среды, ее инфраструктуры и предпринимательства;
  • 9)организацию рабочих мест, оптимизацию занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных образований и экономически активное население;
  • 10)налаживание и укрепление экономических и производственных связей с другими городами и районами;
  • 11)взаимодействие местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами, в том числе расположенными в других регионах и за рубежами России.

В городах и районах конкретизируются и приобретают территориальную специфику все основные связи и отношения, действующие в обществе. Поэтому научное осмысление принципов муниципального менеджмента и их эффективное применение на практике имеет первостепенное значение.

Принципы муниципального менеджмента разнообразны. В их системе можно выделить принципы общие и специфические (рис. 1).

Рисунок 1- Принципы муниципального менеджмента

Среди общих принципов, действующих во всех сферах общественной организации, в том числе в муниципальном менеджменте, следует назвать принципы системности, научности, выделения главного звена, устойчивого развития, социально-экономической эффективности и т.п.

Специфические принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов муниципального менеджмента. К специфическим принципам муниципального менеджмента можно отнести: принцип оптимального сочетания федерального и регионального управления с местным самоуправлением; принцип ориентации структур местного самоуправления на социальное обслуживание населения; комплексность социально-экономического развития городов и районов, их саморазвитие на основе наращивания и наиболее полной реализации потенциала в условиях рынка; принцип целостности территориальных структур.

Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления, инициируют его серьезную модернизацию.

Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения проблем реформирования ее социальной сферы, обеспечения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно будут проходить процессы реформирования и развития экономики, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом. В современных условиях территориального хозяйствования, связанных со становлением регионального и местного самоуправления, унифицированный подход, ориентация только на руководство из федерального центра уже показали свою несостоятельность.

Главная задача местного самоуправления состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохраняют ответственность за решение проблем комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политического и экономического реформирования для населения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector