Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Асу менеджмент системы образования

Автоматизированные системы управления школой

Возможности образовательных учреждений при переходе на автоматизированные системы управления деятельностью

Методист ИДК УО Лысковского

В настоящее время одним из ключевых направлений формирования компетентной, насыщенной школьной ИКТ среды является непременное использование автоматизированных систем управления образовательной деятельностью, позволяющих существенно упростить работу с повседневными задачами — это расписание, внутренняя отчётность по успеваемости, учёт школьного питания, системы тестирования и многое другое.

Автоматизированная информационная система (далее АИС) должна соответствовать задачам, которые для каждого образовательного учреждения могут быть индивидуальными, но все известные системы, которые представлены сегодня на рынке, позволяют решить широкий спектр задач, и имеют базовые компоненты, например, электронный журнал для учёта успеваемости, учёт школьного питания и прочее.

Главной задачей на сегодняшний момент в условиях перехода на электронный документооборот и предоставление муниципальных услуг в сфере образования является выбор оптимальной АИС, унифицированного формата документов для обмена информацией между учредителем и подведомственными учреждениями, а также внутри самих учреждений.

АИС различны, одни непосредственно управляют учебным процессом, другие содержат необходимые материалы для его организации. По классификации к.п.н., c.н.с. лаборатории медиаобразования ИСМО РАО Якушиной Е.В., АИС подразделяются на три основные группы:

1) ИКС – Информационно — контентные системы;

2) АСУ — Автоматизированные системы управления;

3) Системы тестирования.

Техническая и финансовая стороны вопроса могут вирироваться, здесь уже всё упирается в компетентность и готовность школьного коллектива к современным тенденциям в образовании. У каждой школы есть в наличии комплект свободного программного обеспечения (далее СПО) полученный в рамках проекта «Первая помощь» и регулярно обновляемый компанией «Альт Линукс» и АИС 1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ, продлённый для образовательных учреждений (далее ОУ) до 2019 года (офертой). Кафедра информационных технологий ГБОУ ДПО НИРО может провести обучающие курсы по освоению пакета 1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ при наличий желающих и, таким образом, школьные финансовые затраты будут сведены к минимуму. Для работы пакета 1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ необходим очень скромный компьютер (наличие операционной системы Microsoft Windows 98, ME, 2000, XP; процессор Intel 80486DX и выше; 32 Мб оперативной памяти; 30 Мб свободного пространства на жестком диске).

Данные вариант не единственный, в СПО работает АИС «Школьный портал», бесплатная версия для школ с менее чем 250 учащихся, это очень интересный вариант для малокомплектных школ, ведь возможности системы отличные:

— движение учащихся — все типы и виды учреждений;

— учет педагогических кадров и обслуживающего персонала;

— отчетность: ОШ-1, 83-рик, обученность, посещаемость и др.;

— учет школьного питания;

— система управления школьным сайтом;

— мониторинг обученности: электронный школьный журнал, отчетность;

— система тестирования и конструктор тестов;

— система обмена сообщениями, форум, доска объявлений;

— управление доступом в интернет;

— управление локальной сетью школы.

Сразу следует заметить, что платформа для организации официального школьного сайта у большинства школ давно выбрана и возможности АИС по работе с сайтом можно использовать для дополнительных информационных ресурсов. Отчетность форм ОШ-1, 83-рик осуществляется в нашей Нижегородской области с помощью ПК «МОРФ», поэтому использовать АИС для работы с такими формами не планируется.

Соответственно, техническая основа и путь для продвижения АИС в любую школу – сервер и общешкольная локальная сеть с выделенным Интернет-каналом, желательно превышающим 512 кбит/с (минимальные требования Министерства образования Нижегородской области). Для поддержания подобной системы в каждом ОУ обязателен инженер по обслуживанию желательно с навыками обучения работников школы, иначе система не заработает никогда. Использование АИС будет сводиться к работе только с готовыми информационно — контентными системами (базами электронных образовательных ресурсов, документов) и отдельными системами тестирования.

Также в настоящее время в школах работают с библиотечными системами МАРК-SQL, «1С:Школьная библиотека. Базовая версия», а также ХроноГраф 3.0 Мастер для составления школьного расписания – эти системы мы можем относить к АИС управления деятельностью школы и использовать совершенно бесплатно, взяв их с разрешения разработчиков на портале единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Заканчивая рассуждение о свободных от финансовых выплат решениях для ОУ, невозможно не отметить сервис электронных дневников и журналов «Дневник.Ру». Данная образовательная сеть по праву может называться единой, а также претендует на полновесную информационную систему с механизмом реализации муниципальных услуг, механизм отчётности в системе позволяет говорить о работе каждого учителя, а социальная направленность системы предполагает общение с педагогами по всей России. Медиатека, дистанционные технологии, конструктор тестов – все компоненты очень хорошо реализованы в системе.

Иными словами, конечный выбор инструментов для организации школьной работы всегда остаётся за школой, но комбинации АИС не должны дублировать работу друг друга, при этом выполняя свои функции.

Платных и гибких решений по управлению школой большое количество, это «Электронная школа», программы групп компаний «Аверс», для дошкольных образовательных учреждений в том числе, новые программы от 1С «1С:Образование 4.1. Школа 2.0», NetSchool, КМ Школа и многие другие. Большинство разработчиков всегда рады предоставить школе демонстрационную версию, что хорошо демонстрирует возможности систем.

Основными препятствиями при внедрении АИС в деятельность школ являются:

— временные затраты на первоначальную настройку систем;

— отсутствие в ОУ отдельных специалистов по обслуживанию систем;

— при выборе платного решения быстро выделить средства проблематично;

— не у всех учителей в настоящий момент есть компьютеры либо не созданы общешкольные локальные сети с достаточным для работы Интернетом.

Заканчивая краткий анализ возможностей, которыми обладает каждая школа, можно утверждать, что решение можно найти без существенных материальных затрат, а платные решения можно всегда попробовать в действии и сделать выводы на школьном уровне, исходя из потребностей школы в конкретной АИС. Также комбинации АИС могут помочь достичь оптимального результата, вариантов много и все они способны решить широкий спектр задач.

Записки методиста

АСУ считаются основой построение единого информационного пространства школы. За годы работы в ММЦ мне пришлось попробовать несколько таких систем.

Расскажу про некоторые из них.

На данный момент можно выделить несколько типов автоматизированных систем. Во-первых, системы разработанные в рамках государственных заказов, и, как правило, распространяемые по образовательным учреждениям в рамках централизованных поставок программного обеспечения и цифровых образовательных ресурсов. К числу таких АСУ относится система «1С Хронограф Школа» (подробнее – здесь).

Особенностями данного программного продукта является автоматизация основных информационных процессов образовательного учреждения. А именно:

  • автоматизация работы с педагогическими кадрами (учет нагрузки, стажа, наград и так далее)
  • ведение базы данных по учащимся (статистические данные и достижения учащегося)
  • администрирования образовательного процесса (составление расписания и так далее)
  • автоматизация административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.

Кроме того формат данных данной АСУ совместим с почти повсеместно используемой системой «1С Бухгалтерия», что в частности облегчает взаимодействие образовательного учреждения с централизованной бухгалтерией органа управления образованием.

Еще один важный плюс данного программного пакеты — совместимость и интеграция с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), производства компании «1С». Таким образом использование данной АСУ действительно позволяет создать единую информационную среду.

Но, так же эта система не лишена и недостатков. В частности в среде, организованной на базе «1С Хронограф Школа» не предусмотрены информационные потоки типа «родитель — педагог», «родитель — ученик», «родитель — администрация». То есть база данных и остальные инструменты среды замкнуты сугубо внутри локальной сети учреждения. Единственная возможная связь с родителями — это автоматизированная отправка определенного типа данных об учениках на электронные адреса родителей.

Таким образом, не смотря на очевидные преимущества данной системы, она не позволяет создать единое информационное образовательное пространство в том смысле, о котором мы говорили во введении к настоящее работе.

Другой тип автоматизированных систем управления образованием — коммерческие продукты с широким функционалом для различных нужд образовательного учреждения. Один из самых ярких примеров такой системы — «Сетевая Школа» или NetSchool.

Как говорится в пресс-релизе (подробнее – здесь) к данному программному продукту:

«Особенность продукта заключается в его сетевой архитектуре. NetШколу достаточно установить только на одном компьютере – сервере, но работать в системе можно с любого компьютера, включенного в локальную сеть ОУ. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ, нужна лишь стандартная программа-браузер. Работа в NetШколе выглядит как работа в Интернет, но доступ в Интернет не обязателен: обращение происходит не к внешним сайтам, а к серверу NetШколы.

Если в ОУ есть доступ в Интернет, то использовать NetШколу можно также и через Интернет. Например, можно предоставить родителям доступ к электронным дневникам своих детей. Важно, что пользователь не привязан к своему рабочему месту и может работать в системе с любого компьютера, например, учащийся и родитель с домашнего компьютера».

То есть развернутая система Сетевой Школы выглядит таким образом:

Читать еще:  Менеджер образования кто это

Из данной схемы видны несколько преимуществ данной АСУ. А именно:

  • Обеспечение процессов коммуникации между участниками образовательного процесса посредством форумов, внутренней почты, доски объявлений и так далее
  • Поддержка и интеграция существующих цифровых образовательных ресурсов, в том числе созданных педагогами
  • Организация дистанционного обучения учащихся (например, детей с ограниченными возможностями)
  • Активное участие родителей

Кроме того необходимо отметить возможность гибкой настройки данной системы под нужды конкретного учреждения.

Данная система разрабатывается с 2001 года и развивается в наши дни. По статистике разработчиков на данный момент около 3000 образовательных учреждений в РФ и странах СНГ используют данную систему для своих нужд. Подробную информацию о результатах внедрения данной системы можно найти на сайте разработчиков Сетевой Школы www.net-school.ru

И еще один тип автоматизированных систем управления образования — это системы, созданные в рамках конкретного субъекта федерации или муниципалитета только для своих нужд, без возможности распространения данного опыта на соседние регионы. Приведем несколько примеров таких систем.

Данная система была разработана в 2003 году для управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования. Система апробирована и используется в средних специальных учебных заведениях Алтайского края, Омской области.

Система состоит из трех модулей:

  • Контингент
  • Учебный процесс
  • Стипендия

Все модули взаимосвязаны, связь обеспечивается засчет особенностей интерфейса системы. Особенность интерфейса состоит в том, что для развертывания системы не требует клиент-серверной организации сети. Для работоспособности АСУ достаточно установить систему на любом веб-сервере и управлять им дистанционно. Доступ всех участников образовательного процесса обеспечивается посредством обыкновенного браузера, что снижает затраты на обучение и подготовку пользователей системы.

К недостаткам этой системы можно отнести ее специализированность на средних специальных учебных заведениях и невключенность в систему родителей.

Еще один пример — АСУ на базе системы Oracle, созданная РГУПС (подробнее – здесь).

Данная система направлена на автоматизацию управления высшим учебным заведением и состоит из нескольких модулей:

  • Ректорат (портал руководителя)
  • Справочно-информационная система
  • Информационно-аналитическая система кадрового потенциала
  • Бухгалтерия
  • Управление персоналом
  • Планово-финансовое управление
  • Учебно-методическое управление
  • Процесс обучения
  • Административно-хозяйственное управление

Разработчиками предлагается следующая структура системы:

«…АСУ представляет собой программно-аппаратный комплекс многоуровневой архитектуры (распределенные базы данных, серверы приложений, клиентские приложения). Единое информационное пространство комплекса (ЕИП) поддерживается оригинальным программным обеспечением под управлением СУБД ORACLE.

Сервер приложений позволяет вынести бизнес логику с клиентских приложений на отдельный уровень, что исключает дублирование бизнес-функций в клиентских приложениях.

Менеджмент серверы – обеспечивают процесс управления комплексом в целом.

Клиентские приложения – выполняют функции доступа к информации, хранящейся в распределенной базе данных системы учебных заведений отрасли. Доступ пользователей к банкам данных осуществляется по локальной сети посредством СПД, а также через Интернет…»

Недостаток данной системы в том, что она предназначена именно для высших учебных заведений. Хотя сама по себе система достаточно надежна, что следует из использования платформы Oracle.

И последний пример — система КИАСУО — Краевая информационная автоматизированная система управления образованием. Данная система изначально создавалась исключительно для системы образования Красноярского края. Но это очень больной вопрос. Кто знает – тот понимает…

Автоматизированная система управления учебным заведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гура Г. М.

В статье рассматриваются проблемы формированияадаптивной автоматизированной системы управления вузом.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гура Г. М.

The article considers the problem of forming adaptive automated control system of the university.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система управления учебным заведением»

Территория науки, 2013, № 2

мотивационного уровня. Однако, при целенаправленном обучении его формирование возможно. Этому способствуют чтение аутентичной литературы, просмотр кинофильмов с использованием заданий, специально сориентированных на выявление культурных ценностей, анализ реакции носителей языка на ту или иную ситуацию, знакомство с историей культуры народа-носителя языка. Неслучайно, новые современные комплексы (например, «CHANGE UP» и «TEAM UP») содержат так называемый «CULTURE CORNER».

В процессе такого обучения и формирования необходимых компетенций и формируется в конечном итоге вторичная языковая личность.

1. Ерасова Л.Г. Культура сквозь призму языка// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. Т 261. № 2. С. 235-236.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Ключевые слова: система управления, высшее образование, высшее учеюбное заведение.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования адаптивной автоматизированной системы управления вузом.

Keywords: control system, higher education, higher education

Abstract: The article considers the problem of forming adaptive automated control system of the university.

Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, от которого зависит, насколько полно они будут соответствовать предъявляемым требованиям. Развитие общества, в частности науки и техники, постоянно вносит коррективы в содержание высшего образования. Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам, влечет

Территория науки, 2013, № 2

за собой непрерывное совершенствование учебных планов и учебного процесса с тем, чтобы они всегда соответствовали требованиям, предъявляемым временем. В этих условиях вузы сталкиваются с трудноразрешимой проблемой: как наладить эффективное управление процессом обучения, которое бы учитывало все нюансы сегодняшнего дня? При этом без современных информационных технологий обойтись невозможно. Сегодня многие высшие учебные заведения разрабатывают собственные программы автоматизированного

Целями создания АИС для управления ВУЗом являются:

1. повышение эффективности работы структурных подразделений университета и системы управления вузом в целом;

2. обеспечение возможности работы с корпоративными административными данными;

3. создание единого информационного пространства вуза;

4. упорядочение информационных потоков;

5. автоматизированное формирование интегрированной

6. информационная поддержка системы управления качеством подготовки специалистов.

На рынке образования сегодня сложилась парадоксальная ситуация: являясь средоточием интеллектуальных ресурсов страны, высшие учебные заведения остаются наименее автоматизированной отраслью. Автоматизация систем управления в большинстве вузов носит лоскутный характер и, в лучшем случае, ограничивается установкой бухгалтерской и складской учетной программ.

Существующие на рынке программные продукты, как правило, слабо учитывают ярко выраженную отраслевую специфику рынка образования. К тому же из-за нехватки ресурсов проекты комплексной автоматизации в вузах зачастую тормозятся и не доводятся до конца. Некоторые вузы идут по пути создания собственных разработок силами специалистов IT-подразделений, что позволяет создавать решения, учитывающие особенности бизнес-процессов конкретного вуза. Но плюсы такого подхода очень часто полностью нивелируются большой зависимостью от команды программистов.

Вузы сегодня работают в условиях жесткой конкуренции, более того — вынуждены каждый день подтверждать свою востребованность на рынке образовательных услуг и финансовую состоятельность. Следовательно, они должны подходить к вопросам управления как полноценные бизнес-единицы, в том числе — в плане управленческого инструментария.

Территория науки, 2013, № 2

Мировой опыт в области разработки и использования делового ПО показывает, что наиболее эффективный путь автоматизации управления любой организацией, будь то промышленное, торговое предприятие, сервисная компания, госучреждение или ВУЗ — лежит через создание единого информационного пространства. При этом ведущей платформой интеграции информационных потоков внутри организации и за ее пределами в последние десятилетия была и остается платформа ERP. [2]

Ведущий российский разработчик систем класса ERP — корпорация «Галактика» недавно представила новое отраслевое решение, специально предназначенное для эффективного управления учебным заведением, полностью учитывающее требования российского законодательства к отраслевой информационной системе в сфере образования.

Решение «Галактика Управление Вузом» создано на базе системы Галактика ERP. Это современное комплексное ИТ-решение для осуществления информационной поддержки эффективного управления учебным процессом и всей финансово-хозяйственной деятельностью вуза.

«Г алактика Управление Вузом» позволяет:

• осуществлять эффективное планирование учебного процесса;

• объединить основные подразделения вуза в единую информационную среду;

• уменьшить объем бумажного документооборота, снизить трудоемкость процессов обработки и получения данных;

• повысить достоверность и оперативность обработки информации для поддержки принятия своевременных управленческих решений;

• формализовать и упорядочить бизнес-процессы;

• снизить вероятность ошибок пользователей, являющихся «держателями» информации;

• обеспечить контроль и управление финансовыми и кадровыми ресурсами;

• обеспечить своевременное оперативное формирование управленческой отчетности для руководства вуза в необходимой степени детализации.

Система позволяет решать широкий спектр управленческих задач современного образовательного учреждения.

• «Управление учебным процессом».

• «Управление финансами и бюджетирование».

Территория науки, 2013, № 2

• «Управление договорами и логистикой».

• «Управление персоналом» (в т.ч. штатное расписание, табельный учет).

• «Расчет заработной платы и стипендий».

• «Бухгалтерский и налоговый учет».

• «Управление аудиторным и жилым фондом».

• «Управление научно-исследовательскими работами» (НИР).

• «Управление капитальным строительством и ремонтами».

• «Управление материально-техническим обслуживанием».

• «Интеграция с системой электронного документооборота».

Читать еще:  Менеджмент дополнительного образования

• «Интеграция с существующими информационными системами вуза». [3]

На сегодняшний день существует возможность использования ERP — систем на базе облачных технологий.

Облачные технологии все чаще используются в различных отраслях и имеют свои преимущества:

— Пользователь оплачивает услугу только тогда, когда она ему необходима, а самое главное он платит только за то, что использует.

— Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования.

— Масштабируемость, отказоустойчивость и безопасность. Техническое обслуживание, обновление ПО производит провайдер услуг.

— Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет. [4]

1. Автоматизированная система управления учебным заведением // режим доступа: http:/Mpersoam/wind.php?id=620993

2. Автоматизация управления вузом на базе технологий класса erp // режим доступа:http://eф.m/avtomatizariya-upravlemya-vuzom-na-baze-texnologij -klassa-erp.html

3. Галактика управление вузом erp // режим доступа: http://www.galaktika. ru/blog/galaktika-upravlenie-vuzom.html

4. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Особенности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем// Территория науки. 2007. № 4. с. 442-449.

Территория науки, 2013, № 2

4. Дорога в облака. часть i // режим доступа: http://www.norbit.ru/press/artides/erp/886.html

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: физическая культура, общество, модернизацияЮ образовательные структуры.

Аннотация: в статье обосновывается необходимость модернизации образовательных программ в сфере физической культуры.

Key words: physical culture, society, modernization, educational structures.

Abstract: The necessity of modernization of educational programs in physical education.

В современном обществе, в основе социально-экономической структуры которого лежит бизнес, физическая культура современного человека обретает статус субкультуры.

Его суть раскрывается в выполнении биологической, информационной, эстетической, коммуникативной, компенсаторной и ряда других присущих только физической культуре функций, помогает будущему специалисту хорошо ориентироваться в условиях рыночной конъюнктуры.

Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования.

Демократические перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения мировоззрения и идеологии в образовании. В условиях гуманизации вузовского образования необходимы качественно новые подходы к осмыслению сущности физической культуры, ее влияния на духовную сферу молодого человека.

Модернизация образования, провозгласившая его новые идеи и ценности, повлекла за собой ориентацию образовательного процесса на личностный рост его субъектов. Придания ему личностноориентированной направленности. Привидение в действие ее внутренних оснований, позволяющих проявлять творчество,

инициативу, рефлективность, самоактуализацию в саморазвитии и

Статья ВАК по Автоматизированные системы управления образовательными учреждениями: сущность, структура, содержание

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Мурадова П.Р. Автоматизированные системы управления образовательными учреждениями: сущность, структура, содержание //Мир науки, культуры, образования. – 2015. — №2 (51). – с…. (страниц ещё нет, номер за апрель)

В редакцию журнала

«Мир науки, культуры, образования»

Мурадова Пия Рамзановна

Прошу опубликовать статью «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ»

В разделе «Педагогика»

Мурадова Пия Рамзановна,

ассистент, кафедры информационных технологий и прикладной информатики

ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»

АДРЕС (по нему высылать)

Адрес: 364037, Чеченская Республика

г. Грозный, ул. Киевская, 33 Мурадовой Пие Рамзановне

Muradova P. R. assistant, FGBOU VPO «the Chechen state pedagogical Institute» grozny-gymn-2@yandex.ru

AUTOMATED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE NATURE, STRUCTURE, CONTENT

The article based on the study of the scientific literature, publications and study of practical experience in the development and implementation of the automated system of management of educational institutions (ACS OC) presents the essence and structure of the most typical ACS OS, including more modern and integrated automated information systems (AIS), automated information-analytical systems of management of the educational institution the AIAS for example AIS «School portal» AIAS «AWP Director» (for educational institutions) and ACS «ProCollege» (for institutions of secondary vocational education).

Keywords: Automated control systems for educational institutions, automated information and analytical system of management of the educational institution.

Мурадова П. Р. ассистент, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» grozny-gymn-2@yandex.ru

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

В статье на основе изучения научной литературы, публикаций и изучения практического опыта разработки и внедрения автоматизированной системы управления образовательными учреждениями (АСУ ОУ) представлены сущность и структура наиболее типовых АСУ ОУ, в том числе более современных и комплексных автоматизированных информационных систем (АИС), автоматизированных информационно-аналитических систем управления образовательным учреждением АИАС на примере АИС «Школьный портал», АИАС «АРМ Директор» (для общеобразовательных учреждений) и АСУ «ProCollege» (для учреждений среднего профессионального образования).

Ключевые слова: Автоматизированные системы управления образовательными учреждениями, автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением.

История разработки первых систем электронного школьного документооборота в России насчитывает уже более тридцати лет и началась с появлением в школах первых персональных компьютеров. Учителя-энтузиасты, а также студенты – практиканты стали разрабатывать системы, призванные облегчить труд работников образования, освободить их от рутинной работы по составлению расписания, поурочных планов и еще десятков видов рабочих и отчетных документов и др. С приходом в школы IBM-совместимых компьютеров, а также с появлением Российских фирм, специализировавшихся на разработке программного обеспечения, этот процесс стал более управляемым и профессиональным. Однако, на сегодняшний момент в российской образовательной системе не существует единой системы школьного документооборота, не налажен обмен стандартной информацией между школами и районными, городскими управлениями образованием. Но практически в каждом образовательном учреждении существует своя АСУ – или на основе уже готовых программ или на основе комплекса собственных разработок и имеющихся программ.

Прежде всего, дадим определение: АСУ –это система, основанная на использовании современных методов руководства социально-экономическим объектом, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств вычислительной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности управляемой системы [1].

Автоматизированная система управления образовательного учреждения (далее АСУ ОУ) должна соответствовать задачам, которые для каждого ОУ могут быть индивидуальными, в то же время она должна решать широкий спектр задач, общих для всех образовательных учреждений, например, электронный журнал для учёта успеваемости, учёт школьного питания и прочее. Следует так же отметить, что на современном рынке чаще присутствуют так называемые автоматизированные информационные системы (далее АИС).

АИС – более широкая категория и включает в себя собственно АСУ, по классификации Якушиной Е.В., АИС подразделяются на три основные группы:

1) ИКС – Информационно — контентные системы;

2) АСУ — Автоматизированные системы управления;

3) Системы тестирования [1].

Рассмотрим структуру АИС «Школьный портал», бесплатная версия которой предлагается для школ с менее чем 250 учащихся. Она включает:

— движение учащихся — все типы и виды учреждений;

— учет педагогических кадров и обслуживающего персонала;

— отчетность: обученность, посещаемость и др.;

— учет школьного питания;

— система управления школьным сайтом;

— мониторинг обученности: электронный школьный журнал, отчетность;

— система тестирования и конструктор тестов;

— система обмена сообщениями, форум, доска объявлений;

— управление доступом в интернет;

— управление локальной сетью школы [2].

Однако, наибольшую популярность в последнее время получили так называемые автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением АИАС. Среди наиболее эффективных разработок является АИАС «АРМ Директор», созданная российской фирмой «Аверс» (табл. 1).

Структура АИАС «АРМ Директор»

позволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты любых форм и содержания, готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения.

позволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей

позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей, по срезам знаний

позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников учреждения; планировать проведение диспансеризаций, контролировать их результаты

позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов;

позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды

позволяет получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров

Таким образом АИАС позволяет сформировать в ОУ автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры. В целом можно отметить, что внедрение АИАС «АРМ Директор» позволяет: сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением; освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов; осуществлять планирование учебного процесса; получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения; улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса [3].

Читать еще:  Эвент менеджмент это

Применительно к АСУ для учреждений среднего профессионального образования (СПО), можно сказать, что структура и принципы их функционирования аналогичны рассмотренным. Например, модули АСУ «ProCollege» обеспечивают все уровни управления развитием ОУ на основе сбора и обработки административной и педагогической информации с использованием различных баз данных:

1. Сопровождение приемной кампании в соответствии с требованиями законодательства РФ;

2. Автоматический сбор и распределение документации отчетного характера;

3. Учет и управление кадрами, сбор и хранение актуальных сведений о сотрудниках;

4. Формирование актуального расписания занятий;

5. Планирование и администрирование образовательного процесса, в т.ч. планирование и своевременный учет учебной нагрузки, мониторинг выполнения учебных планов;

6. Информационное сопровождение деятельности структурных подразделений (учебной части, учебных отделений и др.);

7. Формирование личных дел обучающихся;

8. Хранение статистических данных о результатах обучения; учебных планах [4].

В 2014 году на базе «Южно-Уральского многопрофильного колледжа», где успешно внедрена и функционирует АСУ «ProCollege», разработаны модуль планирования и учета тарификации преподавателей; модуль формирования сводной ведомости по результатам освоения образовательной программы и печати дипломов об образовании; автоматизировано формирование календарного учебного графика и др. [4].

АСУ «ProCollege» интегрирована с MOODLE. При этом наполнение и корректировка образовательного контента с внедрением новых инструментов происходит непрерывно, в соответствии с требованиям современного этапа развития системы среднего профессионального образования.

Среди положительных результатов функционирования АСУ «ProCollege» выделяют следующие:

1) сокращение различных коммуникационных барьеров между подразделениями;

2) устранение необоснованного дублирования работ, выполняемых различными подразделениями или сотрудниками колледжа;

3) устранение субъективных, некомпетентных решений со стороны отдельных сотрудников или руководителей подразделений;

4) сокращение времени принятия решений и выполнение повседневных функций структурных подразделений без необоснованных задержек (оформление приказов, утверждение планов, рассмотрение и принятие заявок, различных справок, другое);

5) повышение квалификации персонала подразделений;

6) эффективное перераспределение кадров.

Таким образом, современная АСУ ОУ должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надежности, снижения стоимости эксплуатации. Система может быть использована органами управления образования для обобщения получаемой информации, формирования единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.

Автоматизированные системы управления процессом образования

педагогические науки

  • Бекоева Марина Ивановна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
  • ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Похожие материалы

В условиях современных социально-экономических преобразований, особенно в системе высшего образования, актуализировалась проблема информационного обеспечения процесса управления образованием, которое состоит в сборе, анализе и переработке информации, необходимой для генерирования и передачи новой информации, принятия аргументированных решений в виде управляющих воздействий на сферу профессионального обучения. Такие воздействия осуществляются в оперативных и стратегических формах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и всесторонности которых во многом зависит успешное решение многих задач управления образованием.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в систему образования гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, отмечают исследователи (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, А.М. Магомедгаджиева и др.) поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией [2]. Решение вышеназванной задачи – выполнение социального заказа общества – коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий, так и от готовности администрации образовательной организации к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Важно отметить, что любые принимаемые решения требуют от управляющих органов обработки больших массивов информации, которые должны быть обеспечены соответствующим комплексом информационных ресурсов. Это говорит о том, что компетентность руководителя зависит не столько от прошлого профессионального опыта, сколько от способности к владению достаточным количеством информации в быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться в управленческих целях.

В современных условиях необходимо пользоваться программно-аппаратными средствами и устройствами, функционирующими на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также новейшими средствами и системами информационного обмена, максимально обеспечивающими операции по быстрому сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. К таким средствам относятся компьютерные устройства, комплекты терминального оборудования для информационно-коммуникационных технологий всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных информационных технологий; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы, языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и многое другое. Диапазон использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования обучающихся до оперативного управления системой образования в целом.

Основной критерий отбора информации – возможность администрации на основе ее анализа принимать управленческое решение на соответствующем уровне. Использование компьютерной техники в управленческом процессе значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, переработки и хранения управленческой информации. Это позволяет стандартизировать работу с информацией, то есть разработать и использовать те формы документации, которые зарекомендовали себя как образцовые, а также минимизировать время сбора, обработки, передачи информации. Проблема, существующая в настоящее время, заключается не столько в том, чтобы отобрать для управленческого воздействия необходимый и достаточный минимум информации, сколько в том, чтобы обеспечить максимальный круговорот и использование всей информации.

Программно-аппаратные устройствами, могут быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления автоматизации обучения с использованием новейших информационно-коммуникационных средств: изучение автоматизированных систем управления и также их применения при изучении различных дисциплин. При этом система информационного обеспечения выступает мощным средством повышения результативности управления качеством образовательного процесса, значительно расширяет возможности для отслеживания и коррекции нарушений и отклонений в образовательном процессе в реальном масштабе времени.

Таким образом, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует: совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно – педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Список литературы

  1. Амбалова С.А., Курзанов С.С. Информационная культура преподавателя в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования //Новая наука: От идеи к результату. 2015. №5. С. 3-5.
  2. Амбалова С.А. Формирование профессиональной культуры студентов -будущих преподавателей. Учебно -методическое пособие/Москва, 2014.
  3. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Перспективные направления обеспечения непрерывного образования //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. №2. С. 188-191.
  4. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Психолого-педагогические принципы эффективной организации самообразования студентов //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. № 1. С. 265-266.
  5. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1. С. 25-28.
  6. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 41. С. 205-211.
  7. Левкин Г.Г. основные направления использования информационных технологий в преподавательской деятельности //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 44. С. 268-270.
  8. Магомедгаджиева А.М. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения математике //Сборник ДНЦ РАН, Махачкала, 2003, № 3/2, с. 63 – 65.
  9. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М: Школа-Пресс, 2001 – 292 с.
  10. Романенко В.С. Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 45. С. 259-263.
  11. Сабанов З.М. Технические средства для профессиональной и социально-трудовой реабилитации //Успехи современного естествознания. 2014. №12. С. 183.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector