Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятия по театральному мастерству с детьми

Сценарий занятия по актерскому мастерству в школьном театральном коллективе

Тема занятия: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

Задачи занятия:

  • Образовательные
    • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
    • сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
    • развить навыки сценического взаимодействия;
    • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
  • Воспитательные
    • активизация познавательных интересов учащихся;
    • формирование партнерских отношений в группе;
    • воспитание в учащемся самодисциплины;
    • формирование и поддержка адекватной самооценки.

1. Организационный момент (4 мин.)

Звучит фонограмма музыкального приветствия «Играй – город» представляет!». Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка «Хорошо на свете жить!» По окончании зарядки, педагог:

– Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).

2. Теоретическая часть – повторение материала (5 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки в рамках темы…? (Ответы учеников)
Педагог: Верно. Взаимодействие и общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы выяснили, что выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра.
Вопрос: Что возникает в результате?
Ответ: Возникает взаимодействие, борьба.
Вопрос: В чем особенности актёрского общения?
Ответы:

  • Надо воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.

Вопрос: В чём проявляется общение?
Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»
Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос: Что рождает настоящее взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоих.

3. Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах». С взаимодействием мы разобрались, а вот предлагаемые обстоятельства, что это?
Ответ:Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.
Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

4. Практическая часть – тренинг на разогрев (5 мин.)

Предлагаемые обстоятельства:
1. Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем месте! (Упражнение на релаксацию)
2. Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу! (Упражнение на разогрев мышц)
3. Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению! (Артикуляционные упражнения: щётка, иголка, пятачок-улыбочка, драндулет, качели; и упражнения на опору дыхания)

5. Практика на сцене (25 мин.)

Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! (Упражнение выполнено – дети на сцене).
Далее провожу пять упражнений на взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах:
Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше
Упражнение «Суета» Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в букву «зю» или «кукарямбу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

6. Тренинги на взаимодействие (10 мин.)

Учащиеся на сцене.

Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.
«Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.
«Простые парные задания» Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.
Упражнение «Орган». Цель: развитие навыков взаимодействия и освобождение голоса. Расслабившись и закрыв глаза, дети лежат на полу. Касаясь каждого, «открываю» трубы органа, которые начинают звучать. Звучат все дети – звучит весь орган. Затем по очереди касанием «закрываю» трубы, в итоге инструмент замолкает.
Упражнение «Машины». Выработка навыков коллективной работы. Цель: найти воображаемые, но логичные пути связать воедино движение и звук и создать вместе «машину»/станок/фантастический агрегат». Под ритмичную музыку 1-й учащийся выполняет одно движение, характерное, по его мнению, для работы какого-то механизма. Затем к нему подключается 2-й участник «проекта» и добавляет своё «механическое движение». Далее в фантастическом «агрегате» появляются всё новые механизмы (подключаются все участники занятия).
Педагог: Наша удивительная машина работает слаженно и ритмично. Все механизмы её связаны друг с другом невидимыми шестерёнками. Вот это результат. Прекрасная работа! Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.

7. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Вова. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Вову встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

8. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам (20 мин.)

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…
  • определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…
  • определяющие предмет борьбы: любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…

Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.

Итог занятия (5 мин.)

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

Открытое занятие по актерскому мастерству

Асель Мурсалимова
Открытое занятие по актерскому мастерству

КГКП «Дом детского творчества»

студии актерского мастерства

«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

февраль 2012г.

Тема: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

1. развивающ ая: овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. образовательн ая: знакомство с дополнительными выразительными средствами актера.

3. воспитательн ая: формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

План занятия

2. Пластическая разминка.

3. Эмоциональная разгрузка.

4. Упражнение на зрительное внимание.

5. Разминка «Снежинки».

6. Упражнение на осязательное внимание.

7. Слуховое внимание:

-«Летает – не летает».

8. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны-воробьи».

9. Упражнение на внимание и память «Алфавит».

10. Дыхательная разминка.

11. Артикуляционная гимнастика.

12. Разминка для голоса «Чудо-лесенка».

13. Проговаривание скороговорки.

14. Разминка «Жгучие ладошки».

Ход занятия

Дети встают в одну линию или в шахматном порядке и выполняют по сигналу одно движение со звуком:

Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки раскрываются в объятии, широкая улыбка.

2. Пластическая разминка.

Проходит под ритмичную музыку и под счет:

— наклоны головой в стороны;

— перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;

— «Арлекин» — сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;

— «Змейка» — руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;

— «Волна» — руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;

— наклоны телом в стороны;

— «Мотоцикл» — садимся за руль воображаемого мотоцикла и изображаем езду, сначала едим поодиночке, затем по двое, трое и т. д. пока вся группа не окажется на одном мотоцикле;

— «Забег» — начинаем бежать быстро, постепенно замедляем бег, громко топочем ногами, потом тихо, видим впереди финишную ленту, ускоряем темп и «побеждаем».

3. Эмоциональная разгрузка.

*Дети становятся в круг.

Сначала снимаем физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Напрягаем:

На счет «три!» резко выдыхают и расслабляют мышцы.

*Переходим к эмоциональной разгрузки.

Дети отворачиваются от педагога, закрывают глаза и представляют, что они львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а педагог – чужак, который проник на их территорию. Задача «львов» по команде педагога повернуться и напугать рычанием, криком «чужака».

Затем дети снова отворачиваются, закрывают глаза и представляют, что они маленькие, только что родившиеся котята; педагог – их хозяин. Задача «котят» повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел их и напоил молоком.

Далее дети ходят молча в хаотичном порядке. По хлопку громко кричат.

В первом случае дети освобождаются от негативных эмоций, которые в них накопились. Во втором случае, сменяем агрессию на доброжелательность, чтобы не оставлять детей перевозбужденными и агрессивными. В третьем случае освобождаемся от эмоционального напряжения путем крика, беспричинного.

Теперь нам предстоит сложная работа по развитию памяти и таких психических процессов, как внимание, восприятие и воображение, т. е. всего, что дает возможность для раскрытия творческих способностей личности.

Не стоит долго распространяться о том, что заниматься развитием своих способностей необходимо не только актерам, но и всем нам, тем более вам, детям. Поэтому тема сегодняшнего занятия звучит так: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей». Мы приступаем к тренингам на внимание.

4. Упражнение на зрительное внимание.

Дети стоят в круге. Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения.

Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие.

5. Смена деятельности. Разминка «Снежинки».

Дети превращаются в снежинок и летают по залу в хаотичном порядке. Если педагог называет цифру «3», то дети встают по три человека; «5» — по пять человек. В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок.

6. Упражнение на осязательное внимание.

Дети садятся в полукруг. Одному ребенку завязывают глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Педагог подводит «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д.

7. Слуховое внимание.

*Упражнение «Птичка, пискни!»

Педагог выбирает «водящего», завязывает глаза, сажает на колени к одному из участников. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, у кого сидит на коленках.

*Упражнение «Летает – не летает»

Педагог называет целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, участники хлопают в ладоши, а на те, что не летают — опускают руки по швам. Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания. Следует приготовить разнообразный перечень всего того, что может летать и не летать:

крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай.

Предлагаются и иные варианты этого задания, как например: «Растет — не растет», «Живое — не живое».

Далее, в целях усложнения упражнения объедините сразу несколько заданий, типа: «Летает — растет — живое». В результате может полу-читься несколько правильных ответов. Например: грач, который и ле-тает, и растет, и живое существо. Соответственно участники будут про-делывать разные движения: хлопать, махать или обхватывать себя ру-ками, тогда как на слово «полено» все движения отсутствуют.

8. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи».

Дети делятся на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая — «Вороны». Команда, которую называет педагог — ловит; а команда, которую не упоминает — убегает. Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о.» И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он — этот момент готовности, и важен в игре-упражнении.

9. Упражнение на внимание и память «Алфавит».

Полукруг. Педагог просит, чтобы дети произнесли буквы алфавита по одной и по порядку. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Затем педагог называет какое-либо слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, р должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания.

Для усложнения упражнения педагог предлагает прохлопать сначала предложение, затем стихотворение и т. д.

10. Дыхательная разминка.

Дети садятся в творческий полукруг. Спинки держат прямо, сидят на краешке стула:

— вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую;

— вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям;

— вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам;

— глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди.

Существует три вида дыхания:

Первый вид — спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют:

-свистит ветер — с-с-с-с-с-с-с-с.

-шумят деревья — щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

-летит пчела —ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

-пищит комар —з-з-з-з-з-

Второй вид— волевая, но сдержанная речь:

-работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с!

-метет метель —ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш!

-сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

Третий вид — эмоциональная речь в быстром темпе:

-кошка сердится —Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

-пилит пила —С! С! С! С! С!

-заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Р!

Завершаем дыхательную разминку: набираем воздух в легкие и постепенно выдыхаем со звуком «с» и наклоном.

11. Артикуляционная гимнастика.

Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:

— рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и снутри;

— губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;

— губки в хоботок, затем улыбка;

— рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;

— челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;

— тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;

— дразним друг друга «блям», «блям»;

— зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;

— зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;

— двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз;

12. Разминка для голоса «Чудо-лесенка».

Сначала произносим звуки ми, мэ, ма, мо, му, мы тихо – громко – тихо;

Дети встают и начинают хором читать стихотворение:

Вы-со-ту я на-би-ра-ю:

Шаг на го-ры, шаг на ту-чи…

А подъ-ем все вы-ше, кру-че…

Не ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу я ле-чу!

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Тренинг повторяется в движении по кругу.

13. Проговаривание скороговорки.

Вез корабль карамель. Встает первый участник.

Наскочил корабль на мель. Встаем второй участник.

Моряки аж три недели Встает третий участник.

Карамель на мели ели. Встает четвертый участник.

Проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором.

14. Разминка «Жгучие ладошки».

Дети становятся в круг, по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней остаются на сцене и выполняют любое действие, которое назовет педагог. Естественно предлагаются импровизации ситуаций для развития актерского мастерства.

Сегодня мы с вами поиграли, узнали что-то новое. Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия? Что же помогает актеру развивать его творческие способности? Правильно, внимание и восприятие. Сегодня мы с вами разобрали несколько видов внимания, но на этом тема не заканчивается. Нам предстоит узнать еще очень много интересного о внимании, восприятии и воображении.

На сегодня наше занятие закончено.

Дети встают в одну линию или в шахматном порядке и выполняют по сигналу одно движение со звуком:

Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки открываются в объятии, широкая улыбка.

Педагог назначает следующее занятие.

Комплексное занятие формирование элементарных математических представлений Повышение мастерства педагога- успех в решении задач умственного воспитания детей. развитие любознательности ведет к развитию мышления,.

Театральный тренинг для детей дошкольников

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Сердитый гусь.
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
Самолет
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.

Как живешь?
Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры
Педагог Дети
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

1.Сидя в полукруге, показать ребятам какой-нибудь предмет:
– ручку, линейку, перышко, ракушку, блокнот, целлофановый пакет и т.д., и сказать: «Это не ручка (линейка, перышко…), а иголка для шитья». Сделать несколько стежков и передать предмет ребятам.
Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, только не в его истинном назначении. Повторяться нельзя, каждый должен проявить свою фантазию.
2. Взять со стола карандаш так, будто это:
а) червяк,
б) горячая картошка,
в) булочка.
Пройти по линии, как будто по канату:
На канате балеринка,
Словно легкая пушинка.
3. «Фантастический тренинг».
Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается и заходит – зеленый крокодил на задних лапах!
– потолок вдруг над нами исчезает, и…
– в окошко стучится голубь…
– предложить детям придумать свою фантазию.

4. Известный детям короткий стих (Наша Таня громко плачет…), прочесть как:
– робот;
– старик, старуха;
– маленький ребенок.

5. Превращение детей
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

1. Продолжи фразу:
• «Я радуюсь, когда…»
• «Я боюсь, когда…
• «Я грущу, если…»
2.Упражнение «Волшебный шлем». Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.
– любит долго спать;
– не любит есть;
– обожает маму;
– любит рисовать;
– не любит, когда его гладят;
– любит есть пироги и т.д.
4.Выразить названую эмоцию – глазами, руками, губами, всем телом.
Нахмуриться, как туча; как рассерженная мама; как разъяренный лев.

Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Тепло-холодно.
6. Обиделись.
7. Удивились.
8. Мне грустно.
9. Получить подарок.
10. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
11. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
12. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
В рот не суй, что попадется!
13. Радость.
14. Восторг.
Игры- этюды:
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

Конспект занятия по актерскому мастерству «Сотвори себя сам»
план-конспект урока по теме

Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие «Сотвори себя сам»!

Скачать:

Предварительный просмотр:

по актерскому мастерству

«СОТВОРИ СЕБЯ САМ»

Тема: «Актерский тренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»

Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений

  1. познакомиться с основными теоретическими понятиями по теме « Актерский тренинг» и их значением в практической работе
  1. сформировать способности к импровизации;
  2. развить умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
  3. развить речевой аппарат;
  4. развить пластические возможности тела,;
  5. развить умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная: сформировать навыки КТД.

Ожидаемый результат: избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.

Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: музыкальный центр

  1. Приветствие «Комплемент» ( приветствие, как и рефлексия, обязательные структурные компоненты начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему).

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

Воспитанники стоят(сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу.

  1. Теоретическая часть. Психофизический тренинг

Цель: познакомить с понятием психофизический тренинг

Педагог: Сегодня наше занятие будет несколько необычным и одновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся с неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы с очень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?

Педагог: В этом нам помогут разобраться психофизические упражнения, как? Сейчас мы узнаем это.

Во-первых , упражнения по психофизическому тренингу (обучению) помогут нам: освободиться от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»), так как телесное напряжение будет мешать нам будоражить наши эмоции и воображение.

Во-вторых, активная психофизика немыслима без упражнений на внимание (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д, которые будут полезны в партнерской работе и т. д.

В-третьих , упражнения помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

И наконец, в четвертых, собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

  1. Практическая часть. Психогимнастика

Цель: освобождение от мышечных зажимов

Все участники группы встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Цели: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;

Упражнение «По команде «3-15»

Упражнение выполняется сидя в кругу

Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.

Упражнение «Морской узел»

Упражнение выполняется стоя в кругу

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как педагог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе очень часто участники не могут справиться с поставленной задачей.

Педагог: Я так понимаю, вы не смогли справиться с поставленной задачей, но задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

  1. «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?»
  2. «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?»

Педагога: Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления… необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе.

Цели: развитие голоса – силы, высоты, благозвучности, подвижности, тона в сочетании с ритмическими движениями тела.

Давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность и скованность.

Упражнение «Говорим и показываем»

Сейчас будем читать любимые вами стихи, используя пластический рисунок (на каждую строчку стихотворения свое движение).

Для начала разучим пластический рисунок на примере первого четверостишья известного стихотворение М. Лермонтова «Парус».

Пластический рисунок для второго и третьего четверостишье можно предложить для освоения самостоятельной работы

Белеет парус одинокой (движения ног: вперед-назад, движения рук: верх-вниз)
В тумане моря голубом. (движения ног: вперед-назад, движения рук: поочередно в стороны –поочередно вниз)
Что ищет он в стране далекой? (движения ног: вперед-назад, движения рук: вперед ладонями вверх-вверх-в стороны-вниз)
Что кинул он в краю родном. ? (движения ног: вперед-назад, движения рук: в стороны- вверх — вперед ладонями вверх-вниз)

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Упражнение «Сломанный велосипед»

Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С. ;

Динными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З. ;

Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж. ;

Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С. ;

Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!

4. Игра «Загадки-ситуации»

Цели: развитие нестандартного мышления

Правила игры: ведущий рассказывает игрокам некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее игроки пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого игроки задают ведущему вопросы, на которые он отвечает «Да». «Нет». «Не имеет значения»

1. От тщеславия она лишилась пищи. (ворона)

2. Пять кусочков угля, морковка, старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали.

(части снеговика, который растаял)

3. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке.(заноза)

Цели: развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки

Вопросы педагога участникам тренинга:

  1. в каких эмоциональных состояниях вы прибывали в разных упражнениях, играх?
  2. что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров?
  3. как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее — 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дефиле и актерскому мастерству позволяет научить детей правильной осанке, легкой походке, умению уверенно двигаться на сцене и подиуме и познакомить с основами актерского мастерства.

Творческий этюд — воплощенные в действиях жизненные наблюдения, которые постоянно обогощают и совершенствуют творческую личность.

Представляю конспект занятия для подростков «Поверь в себя».Цели:· Повышение ответственности подростков за собственное поведение, развитие самосоз.

План-конспект открытого занятия по актерскому вокалу в средней группе Образцового детского театра.

Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых .

Данный материал содержит разработку занятия «Не навреди себе». В предложенном конспекте рассмотрены правила здорового образа жизни, а также некоторые виды зависимости, которые пагубно влияют на здоров.

Развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений для детей старшего возраста.

Конспект занятия по актерскому мастерству «Действие – основа сценического искусства для актера»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное казённое учреждение

«Центр внешкольной работы»

занятия по актерскому мастерству

«Действие – основа сценического искусства для актера»

Педагог дополнительного образования

Лазарева Оксана Николаевна

Название детского объединения: театральная студия “Смайлики”.

Год обучения учебной группы: 2 год обучения.

Возраст учащихся: 9 — 11 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования Лазарева Оксана Николаевна.

Раздел программы: Действие – основа сценического искусства.

Тема учебного занятия: Движение – элемент действия.

Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.

ТЕМА : «Действие – основа сценического искусства для актера»

Цель : Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения, п ознакомить детей с начальными элементами и упражнениями театрального творчества, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
• Работа над дикцией и чистотой произношения.
• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
• Развитие импровизационных способностей.
• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

• создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
• способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;
• сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
• способствовать творческому самовыражению

дать необходимые знания в области театральной деятельности;

сформировать практические умения и навыки исполнения;

о бобщить и систематизировать представление понятия “действие”.

уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича “Посвящение Театру”.

знакомство с новой театральной игрой “Оркестр”.

расширить кругозор и развить интерес к театральной деятельности;

способствовать развитию художественного вкуса;

развить индивидуальные исполнительские способности,

р азвивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения “Передай маску”.

Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру “Оркестр”.

формирование навыков самостоятельной работы;

воспитание активной жизненной позиции.

воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, введение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Оборудование и материалы:

Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;

при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.

Приемы: обобщение и систематизация знаний через игры, инсценировки.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.

Выявление знаний терминов театра детьми через прослушивание песни.

Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

Перед занятием в импровизированном зрительном зале садятся ученики 3-4-х классов , (обучающихся на уроках театра ). Они приглашены с целью получить практические навыки по пройденной теме “зрительская культура”, а так же иметь представление о том, чем занимаются их одноклассники и дети с параллельных классов в студии сценического искусства “Смайлики”.

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в круг;

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;

установка визуального восприятия и контакта между учителем и детьми;

объявление темы занятия: «Действие – основа сценического искусства для актера»

2. Вступительная часть.

Здравствуйте, ребята. Для начала я предлагаю вам расположиться как вам будет удобно, и сесть на пол в полукруге. Я очень рада видеть вас на занятии, и сегодня мы поговорим о театре (беседа с детьми) Что такое театр? И что вы знаете о театре? Я предлагаю вам поговорить о спектакле – произведении театрального искусства. Кто участвует в постановке спектакля? То есть, мы можем сказать, что спектакль создается не одним человеком, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив – творческий ансамбль. Значит, какой вывод мы можем сделать? Что театр — искусство коллективное. Скажите, а вы согласны с тем, что актер является неотъемлемой частью театрального искусства? Он нам доносит идею и главную мысль произведения. А как? Правильно! В первую очередь, средством речи. И думаю, что вопросов нет, для чего актеру нужна сценическая речь? Конечно. Речь должна быть красивой, грамотной, четкой и выразительной. Не будем медлить, а начнем наше занятие!

Человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской — мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения:

— передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Упражнение “Передай хлопок”

Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.

Упражнение “Передай маску” с зеркалом (с оцениванием)

Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо.

Анализ увиденного (предложить детям проанализировать себя).

Немного разогрелись, и теперь можно перейти к нашему дыханию.

Разминка речевого аппарата.

Теперь можно перейти к нашим любимым скороговоркам.

Как вы думаете? Что по вашему мнению самое важное в профессии актера? Ответы детей. Сделаем вывод: любой актер должен уметь владеть своей речью! И поэтому любая репетиция артиста непременно начинается с разминки дыхания и речевого аппарата через артикуляцию.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
— От топота копыт пыль по полю летит.

— Три сороки – тараторки тараторили на горке.

3. Основная часть

Спасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты, мимику и артикуляцию.

А теперь давайте представим такую ситуацию: «Мы в лесу! Идем по лесу, собираем к примеру, ягоды, любуемся красотой…. И, наконец, мы устали… Видим впереди пенёк. Что мы дальше делаем? Ваши предложения? Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно — цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.

А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент — подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета . (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)

Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.)

Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.)

Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.

Массовка.
Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.
Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».

Упражнение «В одной связке».
Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд

должен срочно войти в поезд, не досталось билета, встречает друга, ожидает его, смотрит по сторонам, просто хочет спать, продаёт пирожки

начальник вокзала (смотрит за порядком), объявляет поезда, продаёт дыни, ищет банкомат, ищет туалет, продаёт пуховые платки, цыганка-гадалка, полицейский и т.д.
(Участники должны как-то разрулить ситуацию.)

Итак, действия бывают какие? (Ответы дете й .) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы дете й .) Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Театр”.

Читать еще:  Кондитерские мастер классы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector