Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы операторского мастерства

ТОП-10 книг по операторскому искусству

Вы всегда мечтали взяться за камеру, или вас уже зовут “камера-лицо”, а ваши видео, снятые на телефон, удивляют и радуют не только маму? Тогда наша подборка книг для операторов – для вас.

1. “Мастерство кинооператора”. Анатолий Головня

Теория и практика в абсолютной гармонии от теоретика и практика (оператора и профессора ВГИКа) не только стала фундаментом советского кинематографа, но и работает по сей день. В книге также уделено внимание подготовке к съемочному процессу и операторской работы над актерским образом на экране.

Цитата: “Высокая культура операторского мастерства – это … творческое использование разнообразных киноизобразительных средств для раскрытия задач драматургии на основе режиссерской трактовки”.

2. “Компонуем кинокадр”. Сергей Медынский

Профессионал с колоссальным опытом, преподаватель ВГИКа, признанный классик раскрывает природу композиции, света, движения и пространства. Как не только создавать, но и чувствовать визуальный ряд, как действовать в соответствии с его законами, какие хитрости использовать, чтобы превратить невзрачный кадр в действующий, – все это, и многое другое в книге “Компонуем кадр”.

Цитата: “Появление этого центра [композиции] диктуется конкретными жизненными ситуациями, осмыслить которые и понять, что же в данный момент является главным и на что следует обратить внимание зрителя в первую очередь, – вот задача, стоящая перед кинематографистом при компоновке каждого съемочного кадра”.

3. “Искусство и визуальное восприятие”. Рудольф Арнхейм

Библия по манипуляции зрительским восприятием. Эстетически-психологический подход автора, киноведа и кинокритика, основан на анализе известных и выдающихся произведений искусства – в книге раскрыты секреты удивительного многолетнего влияния изображений. Эти секреты и станут ключиками к законам композиции и управления зрительским вниманием.

Цитата: “… форма, направление, месторасположение, в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. В этом случае кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит «нуждающейся» во всех составляющих ее частях”.

4. “Визуальное повествование” (The Visual Story). Брюс Блок

Как настроить эмоции, выразить идею, задать ритм и манипулировать зрительской реакцией с помощью лишь изображения (статичного или подвижного)? Для начала – прочитать произведение Брюса Блока, который благодаря своему педагогическому таланту и опыту доступно объясняет, как работать со структурой кадра, как управлять компонентами изображения и преподносит основы операторского искусства. “Визуальное повествование”, несомненно, – настольная книга оператора, но для монтажеров, режиссеров, киноведов и критиков, а также художников она станет трамплином для Level up.

Цитата: “Базовые визуальные компоненты – это пространство, линия, форма, тон, цвет, движение и ритм”.

5. “Цвет и контраст. Технология и творческий выбор”. Валентин Железняков

Психофизика восприятия изображения, способы обуздать искажение света и цвета в кадре, рабочие техники и хитрости профессии от мосфильмовского оператора, который писал эту книгу слепым, словно глухой Бетховен свои сонаты. В. Железняков объясняет максимально структурированно и доступно – его книга основана на собственных ВГИКовских лекциях.

Цитата: “…цвет – это субъективное психофизиологическое ощущение, которое воплощается в определенные эмоциональные состояния, различные у разных людей; эта его неоднозначность и представляет для изобразительного искусства главный интерес”.

6. “Композиция кадра в кино и на телевидении”. Питер Уорд

Композиция и цвет на примере кино, фото и живописи: принципы, варианты цветового сочетания, постановка мизансцены, работа со светом и движением в кадре. Это как волшебный шкафчик – открываешь ящичек, берешь и применяешь.

Цитата: “Хорошая композиция кадра – это лучший ракурс объекта в сочетании с передачей сути изображения … без лишних элементов, но в то же время самодостаточной для понимания”.

7. “Профессия: оператор”. Марк Волынец

Работа на натуре или в павильоне? После прочтения этой книги этот вопрос волновать больше не будет, потому что она помогает свободно ориентироваться со светом и цветом и работать с камерой в любой ситуации. Статика и движение камеры, световой ключ и баланс, эффекты и хитрости от профессионала своего (и вашего) дела.

Цитата: «Необходимо точно установить, от какого кадра, желательно статичного, начинается движение камеры и к какому кадру, также статичному, камера приходит в конце движения. Начальный и конечный кадры должны быть композиционно выразительными, а статичность позволит легко монтировать их с предыдущими и последующими кадрами».

8. “Многокамерное производство: от подготовки до монтажа и выпуска” (Mastering MultiCamera Techniques from preproduction to editing and deliverables). Митч Якобсон

Операторы, отправляющиеся на любые проекты, требующие больше одной камеры, просто обязаны полистать эту книгу. Интервью, концерты, фильмы, трансляции, ток-шоу и, вполне возможно, домашняя вечеринка, с этой книгой не доставят проблем не только со съемками, но и с монтажом. Снятые по последнему слову многокамерной технологии чужие проекты помогут вам создать свой – и уникальный.

Цитата:”Шоу, транслируемое в прямом эфире – непредсказуемый цирк от начала и до конца, где, к тому же, у тебя нет возможности сделать дубль”.

9. “Профессия: кинооператор”. Майк Гудридж, Тим Грирсон

На десерт – интервью и мастер-классы 16 операторов культовых фильмов, собранные в книге “Профессия: кинооператор”. Что может быть “вкуснее” свежих и эмоциональных новостей из первых уст, подслащенных красивыми картинками? Бонусом лайфхаки по “приручению” режиссеров.

Цитата оператора Родриго Прието: “Я хочу, чтобы камера двигалась, когда этого требует энергетика момента. Если просто механически двигать камеру, это не то…”.

10. “Киновидеокамеры и осветительное оборудование”. Дэвид Самуэльсон

Немного устаревшая классификация съемочного оборудования, возможно, понравится ценителям раритетной техники. Однако, приемы и описание процесса теле- и киносъемки, раскрытые в этой книге, существуют вне времени, так что ее можно смело включать в список литературы для операторов.

Цитата: “Ни один из существующих ныне объективов не способен выполнять все требования и удовлетворять любого кинематографиста”.

Операторское мастерство

Основы операторского мастерства.

В сравнении с живописью, скульптурой или архитектурой операторское мастерство является достаточно молодым видом искусств, тем не менее, нельзя недооценивать его вклад в развитие мировой культуры. В его основе, помимо художественного запечатления движущихся объектов, лежит умение использовать преимущества различной степени и ракурса освещённости. Не менее важными факторами являются композиция и монтаж кадров. Основы операторского мастерства начинаются с осознания того, что большинство объектов камера фиксирует несколько иначе, чем видит человеческий глаз. Отличия заключается в широте диапазонов: на сегодняшний день даже самая совершенная видеокамера не способна уловить и запечатлеть всю гамму динамики и контраста, видимую невооружённым глазом. Очень важно знать свою камеру, особенности ее цветопередачи, ее плюсы и минусы. Грамотный выбор камеры — очень важный шаг.

Экспозиция вчера и сегодня

Разрешающая способность камеры во многом определяется положением диафрагмы, регулирующей доступ света в объектив. Следующим по значимости фактором является выдержка, от которой зависит время попадания света. Применение диафрагмы и выдержки получило название экспозиция, то есть, степень освещённости кадра. В эпоху плёночных фотоаппаратов и кинокамер параметры экспозиции выставлялись вручную, в то время как современные цифровые камеры оснащены встроенным автоматическим экспонометром, которому требуется лишь задать необходимые значения. Например, фотосъёмка движущегося объекта при помощи этих параметров позволяет получить как «размытый во времени» снимок, так и с точностью до наоборот, очень отчётливый, тем не менее, в кадре присутствуют детали, указывающие на динамику. Размытость объекта в видеосъемке также может присутствовать, при условии соответствия поставленной художественной задаче. Современные технологии монтажа допускают комбинацию размытых и чётких объектов в одной композиции, что ранее было технически невозможно. Кроме того, огромные возможности мастерам предоставляют средства автокоррекции.

Читать еще:  Пистолет из мастики мастер класс

Как победить белые пятна в кадре

Ещё один приём экспозиции, доступный только современным цифровым камерам, известен под названием «зебра». Операторы знают, сколько неприятностей и неудобств доставляет слишком яркое освещение одного из объектов, например, белой стены здания в солнечный день. В таких случаях бликующий участок просто-напросто заштриховывается в кадре чёрно-белыми полосами. Настраивая камеру, следует также учесть, что перед началом работы необходимо ей «объяснить», какой цвет считать белым, то есть, исходным. Регулировка баланса белого играет важную роль в композиции, так как служит отправной точкой для всей цветовой гаммы композиции. Цвета вне выбранного диапазона либо выглядят в кадре слишком тёмными или неестественными, либо образуют белые пятна. Определиться с балансом белого проще всего при помощи листов бумаги различных оттенков. Конечно, современная техника решает многие проблема, доставлявшие столько хлопот всего десять лет назад, но и сегодня по-прежнему необходимо знание теории, например, композиции кадра.

сновы операторского мастерства.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КИНОСТУДИЯ «Белое солнце»

(наименование образовательной программы)

год обучения

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся:11-22 лет

Автор-составитель:
Тарасов М.Н.,

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Программа «Основы киновидеотворчества» реализуется в рамках деятельности детской киностудии «Белое солнце».

Направленность программы: научно-техническая.

Актуальность программы

Кино один из любимых видов искусства в России. Дети с раннего возраста тянутся к прекрасному, сложному миру кинематографа. Во многих семьях сейчас есть видеокамеры и видеомагнитофоны и за последние годы в УДОД Санкт-Петербурга появилось много детско-юношеских киновидеостудий. Детям предоставляется возможность познакомиться с огромным разнообразием профессий, без которых невозможно создать фильм, проявить себя в искусстве кино, раскрыть свои таланты, развить умение заниматься творческой работой.

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Цель образовательной программы

Познание сложного искусства кинематографа, развитие образного мышления и навыков общение в творческой группе, так необходимых для создания фильма. Умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа, умение создать свой любительский фильм с применением последних достижений науки и техники.

Задачи программы

— Ознакомление с основами кинематографа, жанрами и направлениями развития мирового кино.

— Обучение написанию сценария учебного, научно-популярного, документального, игрового и мультипликационного киновидеофильма.

— Обучение основам режиссуры кино, актерскому мастерству, видеосъёмке, видеомонтажу и озвучиванию киновидеофильма

— Обучение навыкам всех тех многочисленных профессий, необходимых при создании киновидеофильма

— Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.

— Развитие познавательных способностей учащихся.

— Развитие устойчивого интереса к киноискусству.

— Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

— Привитие элементов общей культуры и поведенческой этики.

— Создание психо-эмоционального комфорта общения в группе.

— Развитие умения оценивать собственные возможности и умение работать в творческой группе. Воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, предприимчивости, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;

— Организация встреч с ведущими специалистами и творческими работниками кинематографа и творческих ВУЗов.

— Посещение и участие в творческих фестивалях и конкурсах.

Условия реализации программы

Возрастной диапазон обучающихся варьируется от 14 до 22 лет, приблизительно к такому возрасту человек определяется в направлении творчества. В этом возрасте ребенок становится взрослым и важно направить его энергию на созидание, на деланье какого-то ДЕЛА, результаты которого интересны не только ему, но и окружающим. Попробовав множество профессий входящих в кинематограф, ребенок сможет лучше определиться со своей будущей профессией.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в первый год обучения (216 часов в год) и 2 раза в неделю по 3 часа во второй год обучения (216 часов в год).

Программа рассчитана на уровень освоения: общекультурный.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области кинематографа.

Программа строится с учетом личностных потребностей обучающихся в познавательной и преобразовательной творческой деятельности (сюжеты и жанр фильмов подбираются исходя из интересов обучающихся, которые существенно изменяются в соответствии с их возрастом и полом).

В связи с различным уровнем развития и личностными качествами занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса:

Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная в рамках групповой.

Ожидаемые результаты – это создание собственного или в составе творческой группы, фильма или видеосюжета.

Ожидаемый результат обучения:

— свободное владение обучающимися специфическими понятиями, терминологией

— умение творчески осмысливать действительность

— умение выполнять изученные технологические операции по созданию фильма.

— уважительное отношение к результатам труда

— сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе

В первый год обучения обучающийся постигает азы киноискусства: историю, развитие кинематографа, драматургию фильма, затем на практике проходит подготовительный период создания фильма (задумка, сценарий, план съемки) затем, проходят операторское мастерство, снимается фильм. Далее обучение монтажу, озвучиванию и сведению фильма. В результате первого года обучения, ученик имеет элементарные познания о жанрах кино, кино языке, способе создания кино, технологии создания фильма.

Педагог объясняет обучающимся «стержневую» информацию, которую за тем воспитанники многократно закрепляют на практике.

В конце второго года обучения воспитанники должны снять фильм или видовой этюд самостоятельно или в группе.

Формы подведения итогов реализации программы — участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.

Контроль знаний проводится в виде творческих видеоэтюдов, конкурсов и фестивалей фильмов.

Учебно-тематический план первого года обучения

Содержание программы

I год обучения

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.Цели и задачи 1-го года обучения. Демонстрация работ. Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий. Диагностика начальных знаний, умений и навыков.

стория кино.

Теория. Знакомство с историей кино, первыми фильмами. Рассказ об истории кино, о первых фильмах, о технике и жанрах кинематографа. Выделение моментов и особенностей истории развития отечественной кинематографии, которые в первую очередь должны дать основу художественной идеологии и профессиональных подходов будущих специалистов кино и телевидения. Представление обо всех основных событиях, особенностях и художественных явлениях. Искусство кинематографии. Мастерство кинематографа. Посещение киновыставки, кинофестивалей.

Формы контроля: тест-опрос. Практика-индивидуальная работа.

сновы драматургии фильма.

Теория. Объяснение драматургии кино, термины и условные обозначения, структуры и схемы строения сценариев. Как правильно рассказать историю. Основы драматургии – экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, саспиенс. Персонажи, характеры, конфликты, сосуществование. Лейтмотив, контрапункт.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового и неигрового фильма.

сновы написания сценария.

Теория. Термины и условные обозначения, структуры и схемы строения сценариев. Стадии написания сценария: синопсис, литературный сценарий, режиссёрский сценарий, раскадровка.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Читать еще:  Полевые цветы канзаши мастер класс

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового и неигрового фильма.

сновы режиссуры фильма.

Теория. Знакомство с самой интересной профессией в кино – режиссурой. Режиссер – руководитель всего киносъемочного процесса. Режиссерская разработка плана и сценария фильма.

Практика: «Режиссерская разработка плана и сценария фильма».

Формы контроля: написание сценария.

сновы операторского мастерства.

Теория. Знакомство с технической и творческой стороной операторской работы, строением съёмочных камер, построением и композицией кадра, и работой со светом. Цветовая температура – это характеристика хода интенсивности излучения источника света, как функция длины волны в оптическом диапазоне.

Практика: «Операторское мастерство».

Формы контроля: съемка учебной работы.

7. Видеосъёмка в интерьере и в натуре.

Теория. Рассказ об особенностях съёмки на натуре и в интерьере, о расстановке освещения, о светочувствительности материалов, и т.д. Регулировка баланса белого позволяет сохранять естественность цветов изображения при изменении условий освещенности. Большинство моделей оборудовано автоматическим балансом белого, производящим корректировку цветов без вмешательства оператора. Ручная настройка. Использование этого режима для сдвига цветовой гаммы (выбрав для «эталона» цветной предмет равномерной окраски).

Практика: «Съёмка в интерьере и в натуре».

Формы контроля: видеосъемка.

вук в фильме.

Теория. Подбор музыки, шумов. Запись диктора. Интервью. Работа со звуком. Запись фонограммы при съемке авторское публицистическое или видовое кино, репортажи или сцены из жизни природы. Документальный фильм с дикторским текстом и фоновой музыкой выразительность в картине, содержание звуков подлинной жизни – волнующие, живые и неотразимые. Качественная запись звука, ясность, четкость и естественная тональность звучания, грамотное размещения микрофонов. Современные микрофоны и пригодность к избирательной передаче звуков, установка микрофона в такое положение, для передачи на записывающую аппаратуру только необходимых звуков. Посторонние шумы, не связанные с содержанием кадра, источник которых находится за его пределами, способны запутать зрителей. Законы построения дикторского текста, с которыми необходимо считаться.

Практика: «Запись звука».

Формы контроля: Озвучивание фильма.

ехника в кино.

Теория. Кино – видеокамеры, видеомагнитофоны, микшеры, звукозаписывающая аппаратура, телевизоры и видеопроекторы, монтажные компьютеры. Принцип работы матрицы. Матрица – специализированная цифро-аналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов – фотодиодов. Интегральная микросхема – микроэлектронное устройство, электронная схема произвольной сложности, изготовленная на полупроводниковом кристалле (или плёнке) и помещённая в неразборный корпус. Фотодиод – приёмник оптического излучения, который преобразует попавший на его фоточувствительную область свет в электрический заряд. Светочувствительность, отношение сигнал-шум и физический размер пикселя взаимосвязаны (для матриц, созданных по одной и той же технологии). Законы геометрической оптики задают зависимость глубину резкости от физического размера матрицы.

Практика: «Кино техника».

Формы контроля: тест-опрос..

онтаж фильма.

Теория. Линейный монтаж на видеомагнитофонах и видеокамерах. Нелинейный монтаж на компьютере. Программы монтажа и специальных эффектов.

Практика: «Монтаж фильма».

ФАКУЛЬТЕТ ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА NYFA

Факультет ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА

Часто после просмотра фильма отдельные кинокадры живут в памяти зрителя намного дольше, чем воспоминания о сценарии или игре актера. Оператор-постановщик – это один из основных участников кинопроцесса, непосредственно отвечающий за изобразительное решение фильма или ТВ-проекта. Работая над воплощением идейно-художественного замысла режиссера, оператор-постановщик придает каждому кадру необходимое настроение и атмосферу через правильно выбранное освещение, ракурс съемки и композицию.

Нью-Йоркская Академия Киноискусств – это один из наиболее известных вузов мира, специализирующийся на подготовке нового поколения профессионалов в сфере кинопроизводства. Мы помогаем учащимся раскрыть их индивидуальные способности и творческий потенциал, используя уникальный метод практического обучения. Под чутким руководством блестящих педагогов студенты приступают к работе с профессиональным техническим оборудованием уже с первого дня обучения. Каждый студент факультета операторского мастерства получает практические навыки съемки на пленку 16мм и 35мм, а также учится снимать видео цифрового формата, используя различные HD камеры и продукцию компании RED. В дополнение к изучению основных дисциплин, учащиеся NYFA получают бесценный опыт работы на съёмочной площадке, принимая участие в создании проектов сокурсников.

Благодаря полному погружению в съемочный процесс во время обучения, выпускники Нью-Йоркской Академии Киноискусств имеют целостное представление о всех стадиях кинопроизводства и чувствуют себя готовыми к реализации профессиональных целей после окончания вуза.

Студенты, заинтересовавшиеся в прохождении курса, могут подать заявку на обучение в любое время в течение года. После успешного окончания любой учебной программы Нью-Йоркской Академии Киноискусства продолжительностью от одного года, у иностранных студентов есть возможность получить временное разрешение на работу в США – OPT (Optional Practical Training).

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

* Предметы варьируются в зависимости от длительности программы, с подробным описанием классов по выбранной программе можно ознакомиться в онлайн-каталоге на английском языке.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

* Получить диплом и ученую степень по данному направлению можно только в филиале Нью-Йоркской Академии Киноискусства в Лос-Анджелесе. Также возможен перевода в филиал Лос-Анджелеса после успешного окончания одногодичной программы по операторскому мастерству в филиале Нью-Йорка.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГИ

Педагогический состав факультета операторского мастерства состоит из действующих профессионалов индустрии кино и телевидения. В свободное от групповых занятий время студенты могут записаться на индивидуальные консультации с преподавателями Нью-Йоркской Академии Киноискусства для обсуждения возникающих в ходе обучения вопросов и получения рекомендаций. В числе педагогов такие мастера, как:

Энтони Ричмонд: Руководитель факультета операторского мастерства в отделении Лос-Анджелеса.

Энтони Ричмонд – опытный оператор, чья карьера охватывает более шести десятилетий. Он работал помощником оператора в таких фильмах, как «Из России с любовью», «Смешное происшествие по дороге на форум», «451° по Фаренгейту» Франсуа Трюффо и «Доктор Живаго» Дэвида Лина. Отмеченный наградами кинооператор много раз работал с режиссером Николасом Роугом, сняв пять его фильмов: «А теперь не смотри», за который Ричмонд получил престижную награду BAFTA, «Человек, который упал на землю», «Нетерпение чувств», «Дух тьмы» и «Полный массаж тела» для телеканала Showtime. Другие работы Ричмонда – это фильмы: «Площадка», «Кэндимен», «Звездная пыль» Майкла Аптеда, «Изображая Бога», «Грязные танцы: Гавайские ночи», «Парни что надо!» Джона Милиуса, «Такова жизнь» и «Закат» Блейка Эдвардса.

Ричмонд также отвечал за съемку клипов популярной британской музыки конца 60-х годов. Он снимал Rolling Stones, «Sympathy For The Devil» ЖанЛюк Годара, работал с Майклом Линдсей-Хогг при создании фильма «Рок-н-ролльный цирк “Роллинг Стоунз”» и Битлз «Let It Be». К его другим музыкальным работам относятся: «Дети в порядке» и документальный фильм «Glastonbury Fayre».

Последние работы Тони Ричмонда включают фильмы: «Удачи, Чак», «Мстители», «Блондинка в законе», «Людоед», «Военный ныряльщик», «Милашка», «Флирт со зверем», «Просто друзья», «Сдохни, Джон Такер», «Вскрытие», «Секс и ложь в Син сити», «Голый барабанщик», «Элвин и бурундуки» и «Дневник слабака 2: Правила Родрика».

Майкл Песса: Оператор-постановщик с многолетним опытом работы в кино и на телевидении, начинавший свою карьеру, как ассистент оператора. Майкл Песса был номинирован на премию «Оскар» и удостоен театральной награды от журнала “LA Weekly” (LA Weekly Theater Award). За годы карьеры, Майкл работал на съемках фильмов и сериалов для ряда крупных телевизионных каналов, таких как HBO, MTV, BET, Nickelodeon, Comedy Central, BBC, и Canal+.

Сальваторе Интерленди: Преподаватель факультета операторского мастерства в филиале Нью-Йоркской Академии Киноискусства в Нью-Йорке. Отдав кинематографу более десяти лет Сальваторе Интерленди приобрел обширный опыт работы на съемочной площадке. Сальваторе работал актером, сценаристом, режиссером, оператором-постановщиком и главным осветителем на множестве рекламных, кино- и ТВ-проектах. Основные операторские работы – фильмы «Stags», «Back Pain» и «Make Pretend».

Читать еще:  Квиллинг мастер классы

Элиана Альварес Мартинес: Начав со съемок первого собственного фильма в шестнадцать лет, Альварес устроилась работать оператором на испанское телевидении еще до окончания колледжа. В 2008г. Элиана Альварес переехала продолжать свою карьеру в Нью-Йорк. В числе ее работ – художественный фильм «Indebted», а также документальные фильмы «Strat-O-Matic: The Movie», «Gaming the System», «I Sing Beijing» и «Indian Summer».

ВЫПУСКНИКИ

Нью-Йоркская Академия Киноискусства подготовила множество талантливых профессионалов, успешно реализовавшихся в различных сферах киноиндустрии. Наиболее интересные истории можно прочитать здесь.

Также наши выпускники работают на проектах для таких известных компаний, как:

Основы операторского мастерства

ЛЕКЦИИ ОПЕРАТОРУ-ЛЮБИТЕЛЮ

ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

После освоения возможностей вашей видеокамеры и первых снятых кадров, вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что изображение на вашем мониторе не удовлетворяет вас как автора сюжета. Ознакомить вас с основными принципами операторского мастерства мы постараемся в следующем цикле статей нашей рубрики.

Возможность изобразить движение отличает искусство оператора от других видов искусств: живописи, фотографии, скульптуры и т.д. Задача оператора – это выражение идеи и содержания фильма в художественно-образной, конкретной и убедительной изобразительной форме.

Оператор добивается этого используя различные способы съемки, освещения и многого другого. Приемами операторского искусства решается линейно-пространственная композиция ряда, её колорит, определяется нужный ракурс и перспектива. Всё это осуществляется динамически, т.е. с учетом происходящего внутри кадра движения, и получаемого за счет последовательного изменения точки съемки появления новых и ухода прежних действующих лиц, перемены места и времени действия, освещения и т.п.

Для качественной творческой работы вы должны иметь ясное и точное представление о сценарии, понимать композицию, разбираться в монтаже, знать устройство и возможности своей видеокамеры.

Прежде всего обратим внимание на сценарий.

Он может быть записанным в виде содержания отдельных кадров, а может быть и просто продуманным вами планом съемки объекта. Сценарий – это сюжетная схема, на основании которой создается произведение. Это особый вид литературы, где соединение литературного слова с движущимся изображением дает путь к развитию сюжета.

Сценарий требует особенных звуко-зрительных методов, особенного монтажно-пластического мышления.

На заре возникновения кинематографа основой фильма были: общая схема, план или литературные наброски для эмоционального творческого возбуждения режиссера. Лишь с появлением звукового кинематографа, сценарий признали как новый вид авторского творчества – кинодраматургию.

Разбирать основы кинодраматургии мы не будем, а остановимся на так называемых схемах и планах съемки сюжетов.

Прежде всего вам надо осмыслить предстоящую съемку. Это выражается в воображаемой раскадровке, т.е. чередовании кадров: общих, средних, крупных.

Общий план представляет собой привязку к месту происходящего события.

Например, посещение музея желательно показать с общего вида здания или ансамбля зданий. Следующим кадром может быть средний, т.е. можно показать дверь, вход в музей, а вот вывеска с названием будет уже крупным планом. При подобной раскадровке не следует забывать, что главное в кадре – человек, поэтому, сняв крупный план вашего партнера (героя) на фоне музея с его комментариями о происходящем, у вас уже будет замечательное начало фильма.

Чередуя различные по крупности кадры, ограничивая их по длительности, отмечая интересные реакции зрителей на происходящее, не увлекаясь панорамами и движением камеры можно добиться качественной съемки вашего домашнего видео.

Пример сценарного плана:

  1. Общ.пл. Вид музея. 5 сек.
  2. Ср.пл. Актер на фоне музея говорит о событии – 20 сек.
  3. Кр.пл. Вывеска музея – 3 сек.
  4. Ср.пл. Нижняя точка. Дверь в музей, заходят люди – 5 сек.
  5. Общ.пл. Проход камеры за экскурсоводом – 5 сек.
  6. Кр.пл. Экскурсовод – 10 сек.
  7. Ср.пл. Панорама по зрителям – 10 сек.
  8. Общ.пл. Зал музея с экспонатами – 3 сек.
  9. Кр.пл. Экспонат – 5 сек.
  10. Кр.пл. Экспонат – 5 сек.
  11. Кр.пл. Зритель – 3 сек.
  12. Ср.пл. 2-3 экспоната – 5 сек.
  13. Кр.пл. Гид – 10 сек.
  14. Проход за экскурсией из зала – 5 сек.

Первым делом рассмотрим крупности кадров.

Фильм состоит из многих отдельно снятых кусков, которые посредством монтажа соединены друг с другом.

В кинокомпозиции существенную роль играет выбор масштаба изображения снимаемых объектов.

Общий план дает возможность увидеть все пределы снимаемой сцены, всех действующих в ней лиц, их перемещение в пределах границ рамки кадра.

На общем плане хорошо воспроизводится движение фигур.

Средний план как бы приближает объект съемки к зрителю. Он акцентирует внимание на части снимаемого действия, выделяя из общего плана все то, что нужно для более выразительного показа.

На среднем плане хорошо воспроизводится жест снимаемого человека.

Крупный план дает возможность показать лицо человека и его мимику. Он концентрирует внимание зрителя на той части действия, которую надо показать в подробностях, недоступных ни для среднего, ни, тем более, для общего плана. На крупном плане отчетливо видны глаза и вся «мимическая жизнь», передающая тончайшие душевные переживания.

Существует еще съемка деталей объекта, которые по своей значимости могут поспорить с другими кадрами или быть просто способом межкадрового монтажа.

Решая, каким планом снимать тот или иной кадр, вы должны представить себе его преемственность в переходе от одной степени приближения (крупности) к объекту съемки к другой.

Только правильно найденное соотношение крупности кадров может объяснить плавность и непрерывность показа действия.

Речь идет о монтажном переходе с одного кадра к другому. Обычно хорошо воспринимается последовательность разномасштабных кадров. Но, например, при съемке диалога крупные кадры действующих лиц чередуются и не вызывают раздражения. При этом можно разбавить длительные сцены съемкой деталей и средними планами чем вы внесете разнообразие в действие, что улучшит восприятие всей сцены.

Также очень важно определить длину каждого отдельного кадра для того, чтобы зритель не скучал, подолгу рассматривая изображение вашего объекта съемки.

Кроме всего этого, следует учесть виды монтажа.

В кинематографической практике существуют три основных вида монтажа:

  1. Последовательно-временной. Он показывает событие в той последовательности в какой оно происходит в жизни.
  2. Параллельный монтаж. Его особенность в том, что здесь отдельно взятые кадры одного события чередуются с кадрами другого, т.е. создается впечатление одновременного развития двух действий.
  3. Ассоциативный монтаж. Увязывает кадры, формально различные по внутреннему содержанию, придавая им новый смысл. Примером может служить последовательный показ то грубого, злого человека, то разъяренной собаки (злой как собака).

Однако не следует увлекаться различными способами видеосъемки, монтажа, спецэффектами, так как чем проще и понятнее композиция кадра, чем меньше в ней различных предметов, отвлекающих внимание зрителя, тем лучше воспринимается работа в целом.

В этой лекции мы попробовали рассказать вам о съемке кадрами различной крупности, т.е. монтажную съемку домашних видеофильмов. В дальнейшем мы с вами поговорим об изобразительном решении видеоработ в целом и композиции видеокадров в отдельности.

Мураткин Михаил, оператор-постановщик кинофильмов, преподаватель
Государственного института театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector