Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс по сцен движению

Основы сценического движения

Пояснительная записка

Действие – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для актёра неоценимо важны способы пластического, внешнего выражения богатого внутреннего содержания. Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определённость, строгую количественную и качественную отобранность. Всё должно быть в них точно и конкретно: смысловые оттенки движений, их скорость, сила, величина.

Искусство движения на сцене основывается на многих умениях и навыках, как общего, так и частного порядка. Одни из них способствуют развитию определённых психофизических качеств, другие оснащают практическими навыками. Отделить их друг от друга невозможно: как трудно овладеть практическими навыками, не развив в себе предварительно необходимых качеств, так и общие качества трудно развивать в отрыве от конкретных навыков.

В пользу преимущественного внимания к совершенствованию психофизических качеств склоняет все более печальное, сегодня уже почти трагическое, состояние физических качеств детей и подростков, поступающих на обучение в Образцовый детско-юношеский театр-студию «Гелиос». Всё чаще перед педагогом встаёт задача не столько совершенствования психофизических качеств, развития их в сторону пригодности для сценической деятельности, сколько задача восстановления хотя бы нормального, с бытовой точки зрения, состояния аппарата юного актёра.

Именно с целью решения этих проблем и была создана данная программа «Основы сценического движения». Традиционно в этом предмете выделяют два главных раздела: совершенствование телесного аппарата и освоение специальных сценических навыков. При составлении этой программы учитывались оба этих, несомненно, важных направления в обучении, которые должны развиваться параллельно, без перекосов в какую-либо сторону.

Программа является частью образовательной комплексной программы Образцового детско-юношеского театра-студии «Гелиос». Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.

Программа «Основы сценического движения» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

Цели программы:

  • Воспитание пластической культуры тела студийцев.
  • Развитие изначальной природной одарённости воспитанников.
  • Обучение основам сценического движения и акробатики.

Задачи программы:

  • Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
  • Воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и самосовершенствования;
  • Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе.
  • Развить физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом.
  • Развить лёгкость движения, ловкость и подвижность, повышение общего тонуса;
  • Способствовать развитию творческой инициативы в сфере пластики;
  • Развивать воображение, фантазию, память и наблюдательность.
  • Совершенствование физических и психофизических качеств;
  • Научить всему комплексу упражнений и приёмов, необходимых для работы над пластическим воплощением образа;
  • Выработать у студийцев способность легко осваивать новые движения, приобретать любые новые навыки и умения.

Следует отметить, что при поступлении в театр-студию «Гелиос» дети не отбираются по каким-либо данным или же конкурсу. Для приёма ребёнка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный, необъятный мир театра. Приём производится на основе заявления родителей ребёнка. Программа «Основы сценического движения» рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 9 до 14 лет. В группе первого года обучения — 10-12 воспитанников, в группе второго года обучения количество воспитанников может составлять 8-10 чел, в группе третьего года обучения — 6-8 чел.

Занятия в группах среднего звена проходят 2 раза в неделю по 3 часа (45 минут занятие, 15 минут перерыв и т.д.), в год это составляет 216 часов. В группах 2-го года обучения индивидуальные занятия составляют 1 час в неделю.

Первый год обучения.

На первом году обучения основным направлением работы является, несомненно, развитие физических данных тела, что подразумевает под собой, прежде всего, приобретение вполне конкретных механических навыков. В первую ведётся работа по раскрепощению мышц, освобождению их от зажимов, приведение их в тонус. Происходит знакомство с возможностями собственного тела, анализ индивидуальных особенностей физического аппарата каждого конкретного студийца. Прикладываются целенаправленные усилия в области развития гибкости, выносливости, силы, ловкости мышечного аппарата. Студийцы знакомятся с простейшими акробатическими элементами и пробуют свои силы в их выполнении. Уже освоенные элементы каждый воспитанник пробует объединять в тематические пластически-акробатические зарисовки.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения является показ этих зарисовок, которые могут быть использованы в концертных мероприятиях, а так же, эпизодическое участие в пластических сценах спектаклей театральных групп.

Цели

  • Формирование начальных навыков реакции, решительности, динамичности.
  • Развитие координации, подвижности различных частей тела.
  • Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи

  • Научить координации движений всех частей тела по отдельности и вместе.
  • Научить элементарным акробатическим упражнениям.
  • Научить правильной группировке тела и технике сценических падений.
  • Научить верно оценивать возможности своего тела и учитывать свои индивидуальные особенности при распределении нагрузок.
  • Развивать физические возможности тела через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами.
  • Развивать творческое воображение студийцев через создание пластических и акробатических зарисовок в условиях сценической площадки.
  • Развивать внимание, память, наблюдательность путём воссоздания на сценической площадке пластических образов, взятых из окружающего мира.
  • Воспитать у студийцев чувство сценического пространства.
  • Воспитать навык постоянного контроля над собственным телом.
  • Воспитать чувство ответственности за партнёра.

К концу первого года обучения воспитанник должен:

  • Правила техники безопасности поведения на занятиях по сценическому движению.
  • Элементарные теоретические понятия: «потягивание», «фиксация», «отказ», «поддержка» и т.д.
  • Комплекс упражнений на раскрепощение мышц.
  • Безопасные способы растяжки мышц.
  • Индивидуальные особенности своего тела и учитывать их при выполнении сценических упражнений.
  • Простейшие акробатические элементы: кувырки, колёса, стойки, перекаты.
  • Самостоятельно подготовить тело к выполнению физических упражнений.
  • Правильно распределить нагрузку на мышцы.
  • Воспроизводить посредством своего тела на сценической площадке повадки и особенности движений разных животных.
  • Группироваться при выполнении различных видов падений.
  • Верно выполнять подстраховку партнёра при выполнении акробатических элементов.

Второй год обучения.

Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром.

Цели

  • Достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха.
  • Формирование навыков координации движений, реакции, динамичности, прыгучести, физической силы.
  • Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи

  • Расширить диапазон двигательных возможностей.
  • Обучить технике выполнения сложных акробатических элементов, балансов и поддержек.
  • Обучить равномерному непрерывному движению.
  • Развивать гибкость и пластичность студийцев.
  • Развивать творческое воображение студийцев через создание пластических и акробатических этюдов.
  • Развивать способность мыслить пластически через создание этюдов и номеров.
  • Научить студийцев решать проблемные ситуации, возникающие при творческом сотрудничестве в коллективе
  • Пробудить потребность к творческой деятельности.
  • Воспитание пластичности и музыкальности.

К концу второго года обучения воспитанник должен:

  • комплекс подготовительных упражнений к выполнению сложных элементов;
  • 10-12 видов растяжки ног, рук, спины;
  • понятия «баланс», «сед», «поддержка»;
  • технику выполнения освоенных акробатических элементов
  • технику безопасности поведения на занятиях по пластике
  • выполнять простые и сложные поддержки;
  • выполнять 8-12 видов балансов (одиночные, парные, групповые);
  • воссоздать в этюде узнаваемый пластический образ, взятый из окружающего мира;
  • через пластические образы выражать свой взгляд на действительность;
  • провести полный комплекс разминки и растяжки;
  • объяснить технику выполнения балансов, поддержек, акробатических элементов.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №1)
  2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №4)
  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №2)
  4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №5)

Функции педагога при групповой работе:

  1. контролирует;
  2. отвечает на вопросы;
  3. регулирует споры;
  4. даёт направление творческой деятельности.
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (см. приложение №3)

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • светлое, просторное репетиционное помещение, застеленное ковролином;
  • театральный зал с полностью оборудованной сценой;
  • наличие музыкальной аппаратуры;
  • наличие методических пособий;
  • наличие костюмов, декораций, реквизита;
  • наличие фонотеки с различной музыкой;
  • стулья для воспитанников;
  • наличие матов и гимнастических снарядов;
  • возможности для документальной видео и фото съемки.

Мастер-класс по сценическому движению

Основной задачей сценического движения является достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавлении от неуверенности и страха.

Читать еще:  Вышивка лентами лилии мастер класс пошагово

Занятия сценическим движением:
— помогают развивать равновесие, координацию движений, скорость реакции,
— помогают развить физическую память действий
— способствуют развитию внутреннего мира, открытию новых красок переживаний и обогащению языка тела

Занятия проводятся в энергичном темпе, не прерывая их длительными объяснениями и поправками.

Наша студия на время занятий будет превращаться в ринг для сценических поединков, театральных тренировок и драматических обмороков и пощечин!

Не упустите возможность напитаться новыми знаниями и навыками, а так же общением с интересными людьми и мастером-педагогом! Откройте свою артистичность!

Программа мастер класса.

1. Физический тренинг актёра, который включает в себя индивидуальный и парный тренинги:
Упражнения для повышения подвижности отдельных частей тела и общей гибкости;
Упражнения для укрепления мышц тела;
Упражнения для совершенствования чувства равновесия и повышения устойчивости тела;
Упражнения для повышения точности организаций движений во времени и пространстве, совершенствования многоплоскостного внимания.

Станиславский назвал телесный аппарат актера «телесным аппаратом воплощения». Конечной целью творчества актёра в системе Станиславского является перевоплощение в образ. Поэтому актёру необходима такая телесная подготовка, которая помогла бы ему осуществить процесс перевоплощения. Данный процесс предполагает адекватный естественный отклик тела актёра на изменения во внутренней жизни, «жизни человеческого духа» и базируется на единстве психофизического аппарата актёра-человека, на способности «жизни человеческого духа» откликаться на «жизни человеческого тела» и наоборот. Поэтому главной целью физического тренинга является восстановление единства психического и физического начал актёра.

2. Основа сценической акробатики:
Парные упражнения, упражнения на равновесия в паре, поддержки.

Важнейшим качеством для актёра является партнёрство – готовность и способность к сотрудничеству со своим сценическим партнёром. Парная акробатика, что может быть наиболее важно, воспитывает в актёре, с одной стороны, доверие к партнёру, с другой стороны,- ответственность за него. Акробатические упражнения (индивидуальные, парные) дают возможность актёру преодолеть стереотипы относительно своих возможностей, внутренне раскрепоститься, обрести веру в свои возможности. Акробатика воспитывает в актёре такие внутренние качества, как воля и решимость.

3. Сценический бой без оружия.
Сценические падения, толчки, сценические пощёчины.

Сценический бой показывает бытовую уличную драку, даёт хороший актёрский навык партнёрской работы. Главная задача в данном разделе безопасность, но с другой стороны сценическая драка должна быть выразительна и достоверна. Данный раздел сценического движения учит актёра управлять вниманием зрителей, как им управляет фокусник, учит сценической выразительности и даёт актёру освоить определённый характер движений, то есть расширить актёрский диапазон.

Педагог — Самойлов Алексей Валерьевич

Форма одежды – спортивная, сменная обувь на мягкой подошве.

Продолжительность: 3 часа

Стоимость: 1 800 рублей

Количество мест ограничено! Обязательная запись по телефону: +7(964)639-44-00

Сценическое движение

Сила воздействия на зрителя заложена в
умении раскрепостить весь свой
организм.

— К. С. Станиславский

Перевоплощение для актёра – сложная и разноплановая задача. Зачастую случается так, что внутренний мир героя лучше и понятнее для зрителя характеризируют именно его физические действия. Сами посудите, что в реальной жизни больше свидетельствует о волнении, переживании, гневе – неуверенность или агрессивность в голосе, или дрожащие руки, частые нервные шаги по комнате и крепкое сжимание кинжала. Без сомнения, для актерского мастерства и то, и другое имеет огромное значение, но чувство правды и отточенная речь актёра отходят на второй план, если он двигается на сцене, как робот.

Начинающему артисту, как бы странно это ни звучало, бывает сложно справиться со своим телом. Он хорошо выучил текст, понял роль, но во время игры его охватывает ступор – он не знает как стоять, куда деть руки, как правильно поставить ноги. Поэтому всех молодых актёров обязательно обучают сценическому движению.

Что такое сценическое движение?

Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Сегодня сценическое движение изучают не только на актёрских факультетах, но и хореографических, а также как методику развития детей (техника простых двигательных навыков: осанка, поза, жестикуляция).

Одними из первых о необходимости развития техники сценического движения заявили К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. В частности, Станиславский советовал: «Стремитесь так усовершенствовать своё тело, чтобы ничто не могло помешать выразить вам свою внутреннюю жизнь роли чётко и точно». Как театральный предмет сценическое движение оформилось в трудах Е. Шишмаревой, И. Коха, А. Немеровского и других.

Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола очки и газету – берём. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.

В наше время человек меньше вынужден трудиться физически, что делает его тело менее приспособленным к значительным нагрузкам. Но хороший актёр должен владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус, понимать как «работает» тело. Это позволит не только лучше справляться с возможными трудностями физического воплощения роли, но и бороться с повседневным автоматизмом движений, который неуместен на сцене. Н. Карпов в «Уроках сценического движения» пишет: «Чувство движения – это слияние ряда психофизических качеств актёра, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и чёткость линий движения. Чувство движения – это навык, который формируется в процессе «переживания» движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения».

Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:

  • Развитие движения как единого процесса;
  • Отсутствие автоматизма;
  • Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;
  • Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;
  • Пластический диалог с партнёрами.

Обучение технике движения строится на выполнении учащимися сначала простейших заданий моторного типа, позже – простых физических упражнений, и полноценных сценических этюдов в конце. Практические навыки сценического движения приобретаются не только в результате выполнения специальных заданий, часть которых приведена ниже, но и во время занятий фехтованием и танцами, практикуемых многими театральными вузами.

Упражнения для развития сценического движения

Как говорилось выше, в системе Станиславского движению, как главному средству внешней техники актёра, отводилась важная роль. В то же время, педагог считал, что нет каких-то универсальных техник, способных научить артиста правильно двигаться. Он писал: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы». Вот некоторые упражнения способные помочь в данном направлении:

Упражнения на развитие баланса

  1. Исходное положение: левая нога поднята и согнута в колене. Баланс на правой ноге. Руки в натуральном положении. Выполняем наклоны корпусом вправо-влево, вперёд-назад, затем круговые движения торсом. Возвращаемся к исходному, прыжком меняем опорную ногу на левую, правая согнута в колене. Повторяем алгоритм.
  2. Исходное положение: стоя на одной пятке, в руке – воображаемый веер. Делаем им легкие движения, сохраняя баланс и устойчивость. Если это даётся без труда – меняем опорную ногу, продолжаем обмахивать себя веером, а второй рукой делаем движения, приглашая воображаемого партнёра подойти поближе.
  3. Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.
  4. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки в стороны, пальцы собраны в мягкий кулак. Начинаем вращать руками от локтей. Переносим вес тела сначала правую ногу, поднимая левую ногу пока бедро не будет в положении параллельно полу. Вращаем левой ногой от колена, стопа расслаблена. Плавно меняем опорную ногу, движения совершаем в другую сторону. При смене позиции движение руками не прекращается. Задача: удерживать баланс. Амплитуда движений – максимальная, скорость чередуется от низкой до высокой.

Упражнения на развитие координации

  1. Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.
  2. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки в стороны, пальцы собраны в мягкий кулак. Начинаем вращать руками от локтей. Переносим вес тела сначала правую ногу, поднимая левую ногу пока бедро не будет в положении параллельно полу. Вращаем левой ногой от колена, стопа расслаблена. Плавно меняем опорную ногу, движения совершаем в другую сторону. При смене позиции движение руками не прекращается. Задача: удерживать баланс. Амплитуда движений – максимальная, скорость чередуется от низкой до высокой.
Читать еще:  Мини мастер класс

Упражнения на развитие напряжения

Напряжение – физическое и психическое проявление чувства воли. Говоря понятным языком, контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно.

  1. Представляем огромный камень. Пытаемся его сдвинуть, упираясь в него руками и ногой, на другой ноге держим баланс. Меняем ногу. Продолжаем двигать, упираясь в камень левым плечом и правой рукой. Воссоздаём другие возможные варианты перемещения. Задача: держим баланс на одной ноге, постепенно увеличиваем напряжение.
  2. Стоим на одной ноге так долго, сколько сможем. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

Больше упражнений на развитие сценического движения ищите в отдельной статье.

Отзывы и комментарии

Своим впечатлением от прочитанного можно поделиться путём добавления комментария ниже.

Тема: Тренинг по сценическому движению (26 часов)

Дистанционное обучение для обучающихся

в театральной студии «Премьера»

Тема: Тренинг по сценическому движению (26 часов)

Предмет “Сценическое движение” ведущий в формировании пластической культуры актера. Это дисциплина, освоение которой обеспечивает активное и интересное существование актера на сцене. Цель разнообразных разделов предмета — раскрыть способности актера и сформировать в нем потребность в выразительном движении. Действие – это основа актерского искусства. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков — вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.

Тренинг по сценическому движению— это активный комплекс упражнений, направленный на развитие актеров сразу во многих направлениях. Это воспитание важнейшего актерского качества — чувство формы. Актер должен владеть своим телом и чувствовать его. Развитие силовых способностей — силы и гибкости, ориентации в сценическом пространстве, концентрации на совершаемых действиях — учет предлагаемых обстоятельств, выработка чувства партнера, преодоление препятствий — решимость и многое другое. И такие качества как лёгкость, гибкость, внутренняя и внешняя подвижность, эластичность мышц, чувство формы — всё это может быть присуще человеку в результате тренировок.

-тренировка физического аппарата и воспитание культуры движения;

-раскрытие двигательных особенностей своего собственного тела;

-развитие гибкости и чувствительности своего тела, ловкости и грациозности.

Этапы работы с телом:

-введение организма в тренировочный процесс;

-снятие телесных и психических зажимов;

-телесная импровизация. Раскрепощение.

-воспитание ритмичности, темпо ритм;

-позы стоя и сидя;

-осанка и походка;

-строение пластической фразы.

-позиции начала и завершения движения;

-критическая фаза движения, экстремальная для тела;

-координация движений в пространстве;

-управление скоростью движения;

-внимание, память и контроль за движением;

-темпо-ритм физического действия. Амплитуда, мягкость и непрерывность движений;

-техники простых двигательных навыков;

-техники сложных двигательных навыков;

Работа с жестами:

-выразительность рук. Движения, совершаемые кистями рук;

-приёмы сценической борьбы.

4 круга вправо, 4 круга влево. Потянуться правым ухом к правому плечу на 8 счётов, потянуться левым ухом к левому плечу на 8 счётов.

8 кругов вытянутыми руками одновременно вперед, 8 кругов назад. Затем вытянуть руки в стороны сделать от локтя 8 кругов руками внутрь, затем 8 кругов во вне. Оставить руки вытянутыми в стороны и покрутить кистями 8 раз в одну сторону, 8 раз в другую.

4 раза пройтись корпусом по 4 точкам (двигается только грудная клетка, всё, что ниже пояса — неподвижно): вперёд, вправо, назад, влево. И затем 4 раза в обратную сторону: вперёд, влево, назад, вправо.

После этого 4 полных круга корпусом сначала вправо, затем влево, максимально прогибаясь во всех направлениях.

Стоя на левой ноге, сделать 8 кругов правой ногой от бедра назад, затем 8 кругов вперёд. Правой ногой пола не касаться, держать равновесие. Затем поменять ноги. И стоя на левой ноге сделать 8 кругов правой ногой назад, затем 8 кругов вперёд.

Снова встать на правую ногу. Левую ногу поднять перед собой, согнуть в колене и сделать 8 кругов от колена сначала вправо, затем влево. Затем поменять ногу и точно так же покрутить левой ногой 8 раз вправо и 8 влево.

Затем размять стопы. Поставить правую ногу перед собой на носок и покрутить стопой не открывая носок от пола. 8 раз в одну сторону, 8 раз в другую. Затем выполнить то же самое левой ногой.

«Фиксированные точки», «Воображаемая поверхность», «Веревочки», «Мячик», «Волна», «Пушинка», «Пластилиновые люди», «Качели», «Море волнуется», «Змея», «Замороженные», «Скульптура», «Плоскости», «Пушинка», «Крылья», «Невидимая нить», «Походки», «Животные», «Охота за воображаемой мухой», «Платки и палки», «Изобрази предмет».

1. Придумать этюд на закрепощение мышц.

2. Придумать этюд на раскрепощение мышц.

3. Придумать и показать 5 видов походок.

4. Придумать этюд с персонажем, передвигающимся самым оригинальным способом.

5. Придумать этюд на координацию движения в пространстве.

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе;

1.) Выполняем движение грудной клеткой по кругу, параллельно полу. С небольшим отставанием выполняем такое же движение тазом. Затем добавляем вращение головы по кругу в ту же сторону и тоже с небольшим отставанием.

2) По ходу упражнения пробуйте менять направление движений.

Необходимо несколько раз выполнить движения по часовой стрелке, в противоположном направлении, в различных направлениях.

Сгибаем правую ногу в колене, затем поднимаем перед собой под прямым углом. Совершаем круговые движения стопой по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Совершаем круговые движения голенью, колено остается на прежнем месте. Совершаем круговые вращения через сторону бедром, колено стараемся поднимать как можно выше. Пробуем координировать три этапа в разной последовательности направлениях. То же самое проделываем с левой ногой. Координируем различную последовательность и направления, соблюдая амплитуду движений, добавляем движения руками: зовем, прогоняем, угрожаем, машем веером, мельница, плечи и др. Пробуем различные рисунки.

1. Исходное положение, сидя на полу, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, руками обхватите щиколотки.

2. Из этого положения ритмично раскачивайтесь влево и вправо, про себя считая до 50. Выполняя это упражнение, стопы держим вместе. Спина прямая.

1. Ложимся на спину. Руки вытянуты за головой. Сгибаем ноги в коленях и подтягиваем их к груди. Одновременно делаем глубокий вдох.

2. Плечи крепко прижаты к полу, ноги наклоняем вправо. Колени вместе. Одновременно начинаем делать медленный выдох. Коленями стараемся коснуться пола как можно ближе от головы.

3. Постарайтесь коснуться согнутыми коленями пола, как можно дальше от головы, при этом, продолжая прижимать плечи к полу.

4. Еще раз коснитесь коленями пола, только уже как можно ближе к голове и вернитесь в исходное положение 1.

Сделайте глубокий вдох и повторите упражнение, повернув колени влево.

Повторите наклоны по 10 раз на каждую сторону.

При выполнении этого упражнения обращайте внимание на дыхание: сначала глубокий вдох, затем, делая медленный выдох, выполните все четыре этапа упражнения.

Исходная позиция: Правая нога впереди, левая сзади, ступни находятся на одной линии расстояние между ними две стопы. Колени согнуты, удерживаем баланс на полупальцах. Руки прямые, вытянуты в стороны. Выполняем повороты корпусом вправо, влево. Прыжок. Смена позиции ног. Повторить упражнение.

Исходная позиция: Левая нога поднята и согнута в колене. Баланс на правой ноге. Руки свободные. Выполняем наклоны корпусом вправо, влево, затем вперед, назад. Выполняем круговое движение корпусом вправо.

Прыжок. Смена опорной ноги. Выполняем наклоны корпусом вправо, влево, затем вперед, назад. Выполняем круговое движение корпусом влево.

Исходная позиция: Держим баланс на полу пальцах опорной ноги.

По сигналу выполняем прыжок. Приземляемся в ту же точку на другую опорную ногу, фиксация. Замираем в балансе на полу пальцах опорной ноги.

Исходная позиция: Баланс на правой ноге. Потянуться левой ногой назад, корпусом и правой рукой потянуться вперед. Повторить упражнение, сменив опорную ногу. Наклонить корпус вправо, потянуться правой рукой вправо, левой ногой влево. Смена опорной ноги. Наклонить корпус влево, потянуться левой рукой влево, правой ногой вправо. Держать баланс. Корпус, свободная нога и рука должны составлять прямую линию, параллельную полу. Переход с ноги на ногу стараться осуществлять непрерывно и мягко. Ощущать кончики пальцев ног и рук.

Читать еще:  Мастер класс по стрижке йорка ростов

Исходная позиция: Правая нога впереди, левая сзади, ступни находятся на одной линии, на расстоянии двух шагов. Ноги согнуты в коленях. Пятки оторваны от пола. Руки вытянуты в стороны, прямые пальцы вместе, ладони вниз. Действия. Выполняем наклон вправо: правой рукой потянуться вниз, левой вверх, постараться дотронуться до пола. Возврат в исходную позицию. Наклон влево: левой рукой потянуться вниз, правой вверх постараться дотянуться до пола. Возврат в исходную позицию. Разворачиваем корпус вправо, руки в стороны. Фиксируем позицию. Возврат в исходную позицию. Развернуть корпус влево, руки в стороны. Повторить в том же порядке четыре этапа упражнения. При наклонах и скручивании, не терять ощущения потягивания в корпусе и руках. Следить за тем, чтобы дыхание было свободным.

Исходная позиция: Правая нога впереди, левая сзади, ступни находятся на одной линии, на расстоянии двух шагов. Держим баланс на полу пальцах.

По сигналу выполняем прыжок с поворотом на 180 градусов. Держим баланс. По сигналу выполняем два прыжка: с поворотом на 180 градусов и обратно. Сохранять четкость исходной позиции, ноги строго на одной линии. Прыжок мягкий. Баланс находить сразу.

Сценическое движение: как двигаться на сцене

Навыки передвижения на сцене – важнейшее умение для актера, показывающее его внешнюю технику игры. Еще К.С. Станиславский мечтал и вводил сценическое движение, как отдельную дисциплину. А первая книга, написанная по предмету, принадлежит И.Э. Коха. Современные театральные ВУЗы прописывают следующие цели изучения дисциплины:

  • воспитание пластической культуры тела;
  • развитие природной одаренности каждого;
  • обучение основам движений и акробатики.

Все они направлены на всестороннее развитие будущих звезд сцены, театра и кино.

Каждая задача вытекает из поставленных целей. И базируется на трех «китах»:

1. Воспитание. Вырастить социально адекватную личность, привить потребность к
постоянному самосовершенствованию, пробудить командный дух и взаимоподдержку.
2. Развитие. Улучшить и развить физические возможности тела, ощутить свободу в
обращении с телом, развить легкость, подвижность, пластику, воображение, фантазию, память и наблюдательность.
3. Обучение. Совершенствование психофизических качеств, освоение комплекса упражнений и приемов, освоить умение быстро «перенимать» новые движения, жесты.

Интересный факт. Дети намного быстрее взрослых осваивают все навыки. У них еще нет «закостенелости» движений. Они не ограничены «обществом». Поэтому многие школы набирают только детей в возрасте от 9 до 14 лет.

Любое передвижение, жест – результат деятельности мозга и часто отражения состояния психики человека. Движения «запоминаются» телом на протяжении многих лет. Они часто отражают характер, привычки, темперамент личности.

Актер – мастер перевоплощения. Он способен прожить жизнь героя. А значит, повторить его жесты, движения, речь и мимику. Поэтому так важно изучать магию движений на сцене.

Среди всех видов сценических движений выделяют:
1. Локомоторные – простые, бытовые, автоматические. Это основная часть практически любого действия. Актеры в первую очередь учатся управлять бытовыми, повседневными движениями.
2. Рабочие или профессиональные. Приобретаются в процессе работы на определенной должности. К примеру, учителя часто непроизвольно показывают что-то карандашом или рукой в процессе дружеской беседы. Такие неуловимые жесты актеры замечают и копируют, чтобы каждое движение выглядело легко и непринужденно.
3. Семантические – восклицания, вопросы, утверждения, отрицания. Они отражают
определенный смысл и понятны окружающим, к примеру, «Пойдем» – взмах руки.
4. Иллюстративные – показать качества предмета жестами, движением тела. Используются редко на сцене, чтобы не отвлекать внимание зрителя от содержания текста.
5. Пантомимические или эмоциональные – непроизвольные жизненные движения, которые должны полностью передать эмоции героя. Пантомима стоит отдельно. Ведь это искусство общения без каких-либо слов. Однако, профессиональные актеры стараются освоить и ее.

К сценическим движениям также относят танец. Но даже его выполняют с учетом характера героя. К примеру, скромница танцевать будет скованно, сдержанно, еле заметно.

Развитие физических возможностей тела, умение контролировать движения – необходимы в обычной жизни, а не только на сцене. Поэтому простые базовые упражнения преподаватели театральных школ рекомендуют абсолютно всем.

1. Развитие баланса
Большинство учится в детстве кататься на двухколесном велосипеде. А ведь это и есть базовые навыки балансировки. Но даже те, кто уже больше 10 лет не пробовал стоять на одной ноге, могут развить навыки «баланса»:

  • Встаньте на правую ногу. Левую согните в колене. Руки свободны вдоль туловища. Плавно наклонитесь вправо-влево, вперед-назад, затем, сделайте несколько круговых движений торсом. Вернитесь в исходное положение и поменяйте ногу.
  • Встаньте на одну пятку. Представьте, что в руке веер. Делайте легкие помахивающие движения, сохраняя равновесие и устойчивость. Повторите, сменив ногу и руку.
  • Найдите точку опоры на одной ноге, вторую согните в колене. Правой рукой совершайте движения, словно зовете кого-то, а левой – прогоняете. Можно делать ласточку – поднимать одну ногу, отводя ее назад. Руки при этом в сторону. И еще много различных упражнений из детства.

2. Координация движений
Координация или точность развивается простыми упражнениями, которые легко повторить дома:

  • Встаньте на 1 ногу. Правой рукой делаем вид, что кого-то зовем, левой – прогоняем, а свободной ногой – отталкиваемся. Все движения выполняйте одновременно. Меняйте опору в прыжке.
  • Поставьте ноги на ширине плеч, ступни расположите параллельно. Руки в стороны. А пальцы собраны в мягкий кулачок. Вращайте руками от локтей. Перенесите вес тела с одной на другую ногу. Параллельно поднимайте освободившуюся ногу в положение параллельно полу. Плавно переходите в исходное положение. Задача – увеличивать амплитуду движений и скорость вращения рук.

К самому простому упражнению относят «попадание указательным пальцем в кончик носа с закрытыми глазами из положения – руки в сторону». Тренироваться можно еще проще – повторять руками какое-то танцевальное движение, а ногами плавно делать перекаты с пяток на носок и назад.

3. «Передача» напряжения мышц
Актеры нередко на сцене поднимают предметы, которые на самом деле ничего не весят или очень легкие, а должны быть, напротив, неподъемными. В эти моменты важно показать реальное усилие при подъеме. И для тренировок подходят следующие упражнения:

  • Возьмите предмет легкий, к примеру, подушку или мячик. Представьте, что это очень тяжелый камень, который невозможно сдвинуть с места. Упритесь в предмет руками и двигайте ногами на месте так, как будто вы его толкаете. Задача – оставаться на одном месте, напрягать руки и ноги, показывая усилия.
  • Встаньте на одну ногу и стойте так долго, сколько сможете. Представляйте при этом, что вы куда-то идете. Потом поменяйте ногу. Упражнения с воображаемой тяжестью можно делать, когда угодно. К примеру, неся пакет легкий с магазина, представьте, что он весит намного больше, и покажите это. Только для практики на улице помните, что за вами уже следят «зрители».

4. Мягкое падение
Вы задумывались, почему актеры не бояться падать на деревянную сцену или в фильмах на бетон и асфальт? Навык плавного падения вырабатывается упорными тренировками. По шагам актеры учатся так расслаблять тело, чтобы не чувствовать боли при падении. При этом движения выглядят максимально естественными.
Начинать тренировку необходимо с простых заданий:

  • Поставьте ноги на ширине плеч. Сделайте шаг правой ногой назад и потянитесь руками и всем корпусом к левой ноге. Постепенно наклоняйтесь. Плавно сядьте из этого положения на пол. Смените ногу и повторите упражнение.
  • Поставьте ноги на ширину плеч. Правой ногой заступите за левую. Руками тянитесь к полу. Обопритесь на руку и правую ногу. Плавно спускайтесь вниз. Следите, чтобы сначала пола коснулась голень левой ноги, только потом бедро. В результате вы полностью окажетесь на полу. Это только начало тренировок плавного падения. В школах актерского мастерства учат красиво и плавно спускаться «вниз», не причиняя себе боли.

5. Домашняя акробатика
Большинство малышей легко выполняют кувырки вперед и назад. Они встают на мостик, делают стойку на руках. Но с возрастом появляется немало страхов. Кажется, что легко что-то себе сломать или вывихнуть. Но при правильном подходе тело довольно легко вспомнить правильные движения.

Начнем вспоминать с 2 простых задач:

  • Встаньте на мостик. Лучше начинайте тренировку с положения «лежа на спине». Согните ноги в коленях, руки в локтях. Упритесь на руки и на ноги. Встаньте на мостик.
  • Выполните кувырок вперед через голову. Исходное положение – широко расставленные ноги. Ладони опустите на пол перед собой. Ноги при этом сохраняйте в прямом положении. Плавно оттолкнитесь ногами от пола, голову несильно прижмите к грудной клетке, сделайте кувырок вперед. Желательно делать первые упражнения по акробатике на специальных спортивных матах или в зале, под присмотром инструктора.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector