Openbravo-rus.ru

Образование по русски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс по шахматам

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы»

Елена Вялова
Мастер-класс «Обучение игре в шахматы»

Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015

Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматное поле, магнитная шахматная доска, шапочки с шахматными фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка.

Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду, которую я рассказываю своим детям.

Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.

Что же делать? Ему стало скучно.

Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки,объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.

Вот тебе твоё войско. «Снова в бой ведёт войска — деревянная доска». Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Дорогие друзья, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.

1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы.Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски

2. Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые — не человечки.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными,но всегда называются: белые и черные.

Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Но мне нужен 1 помощник. Я прошу самых больших любителей шахмат или людей, заинтересовавшихся шахматами, поиграть со мной.

Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо.Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Поле прямо, поле — вбок!

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли.

3. «Загадки из шахматной шкатулки»

Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

— Как ходит пешка?

— Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

— Сколько линий на доске и как они называются?

— Где стоят ладьи на доске до начала игры?

— Какие слоны никогда не столкнуться?

— Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

— Между какими фигурами на доске стоит конь?

Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Друзья, давайте послушаем продолжение легенды.

Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа!Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!»,что в переводе с персидского означает: «Король – умер!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?

Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!

4. Сейчас будем знакомиться с шахматными этюдами.

Ведущий комментирует этюды, представленные на слайдах.

5. Игра «Чудесный мешочек»

Друзья, у каждого из вас есть возможность сыграть роль одной из фигур шахматного театра. Я приглашаю 6 актёров.

Но какая же роль достанется каждому из вас? Определить это нам поможет игра «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем, надев маску (шапочку, играет роль этой фигуры.

Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.

Ведущий даёт задания на обыгрывание этюдов, помогает,контролирует:

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно поиграли.

В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине:

• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).

• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)

• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)

• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска» (Арлекин)

• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)

• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали,другие коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).

Спасибо всем за ответы.

Итак,следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, процесс обучения шахматамосуществляю в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской.Цель: овладеть пространственным ориентированием на плоскости,познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Здесь можно использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках используются разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку,ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе учимся решать различные задачи и этюды, знакомимся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Игроки познают дух соперничества и соревнования.

Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.

Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что вы «прикоснулись к прекрасному». В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.

Мастер-класс «Шахматный дебют»

Продолжительность: 25 мин.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.

Цель: уточнить знания об истории возникновения шахмат и о начальном положении фигур; развивать скорость мышления и умение находить выход из проблемных ситуаций, расширять кругозор, вызвать интерес к занятиям в шахматном кружке.

Оборудование: демонстрационная доска с набором фигур, медиапроектор, компьютер с колонками, микрофон, деревянная шахматная доска с 6-ю основными фигурами внутри, костюмы короля, ферзя, ладьи, пешки, коня, слона (по возрасту зрителей) + костюмы шахматного короля и королевы для ведущих (детские); конь на палке, фрагмент ферзевого фланга доски 8х4 поля из плотной бумаги (или ткани) с полями 40х40 см (вертикали а,b,c,d), мешочек с шестью основными фигурами, на дне которых приклеяны обозначения полей (н-р: а5, с8, е7, b1, d4, f3).

1. Презентация с видеовопросами “Шахматный дебют” (Приложение 1).

2. Фонограмма песни “Виват, король!” в исполнении Т.Гвердцители (м. Г.Татарченко, сл. Ю.Рыбчинского).

Место проведения: актовый зал.

Действующие лица: ведущий, его помощники – учащиеся (мальчик – Шахматный король и девочка – Шахматная королева), видеозвукооператор; шесть участников, выбранных из зрителей по ходу действия.

Содержание мастер – класса.

Предварительная подготовка: к полу у сцены прикрепляется горизонтально фрагмент ферзевого фланга доски с полями 40х40 см, за сценой приготовлены костюмы шахматных фигур, конь на палке, на сцене – демонстрационная доска с комплектом фигур, подготовлены проектор с экраном, на который спроектирован слад № 1: “Шахматный дебют”, микрофон, на столике у сцены лежит мешочек с 6-ю фигурами, к которым прикреплены обозначения полей доски, и деревянная шахматная доска с 6-ю основными фигурами внутри.

(Ведущий, девочка в костюме шахматной королевы и мальчик – шахматный король, взявшись за руки, выходят из-за кулис.)

– Здравствуйте, дорогие друзья!

Приглашаем Вас на “Шахматный дебют”!

– На свете есть заветная,
Волшебная игра.
В нее с утра до вечера
Играет детвора.
Там мчатся кони резвые,
Трубят поход слоны,
И клетки черно-белые
Чудес и тайн полны.
(И.Г.Сухин)

– Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать.
И закалит тебя.
Научит думать и решать,
Как верный сделать ход.
С ней легче будет мир познать
И совершить поход.
Учитесь в шахматы играть –
Мудрейшая игра.
Ее секреты разгадать
Вы сможете тогда.
(Г.К.Кайгородов)

– Шахматы появились более двух тысяч лет назад в Индии. По легенде – мудрец Сета придумал игру, в которой король – самая важная фигура – не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Урок шахматной игры произвел сильное впечатление на индийского властелина, и он решил отблагодарить создателя: “Ты создал чудесную игру, мудрец. Проси награду, какую захочешь. Такая игра достойна быть забавой царей”.

Читать еще:  Мастера вязания спицами

В награду за изобретение Сета попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка – за второе, четыре – за третье и т.д., удваивая число зерен с каждым последующим полем. Властелин удивился, но решил, что речь идет всего лишь о нескольких мешках пшеницы. Это казалось скромной просьбой, но каково же было его удивление, когда выяснилось, что общее число зерен – (число появляется на экране (Слайд 2): 18446744073709551615) восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать. Это было больше, чем весь мировой запас зерна! Так властелин получил еще один урок мудрости от изобретателя шахмат.

Вообще, мудрость этой игры непостижима. Только представьте себе, – число возможных комбинаций первых четырех ходов в шахматах: 318 979 564 000.

– А количество шахматных партий, которые могут быть разыграны на шахматной доске, превышает количество атомов в известной части вселенной!

– Да, ценность этой игры велика.

Дорогие друзья, наверняка каждый из Вас прикасался к этой игре и имеет свой небольшой опыт. Давайте вспомним названия шахматных фигур! (Слайд 3)

Ведущий, шахматные король и королева спускаются в зал, король берет со столика у сцены деревянную шахматную доску с 6-ю белыми фигурами: король, ферзь, слон, ладья, конь и пешка.

Ведущий загадывает, зрители по очереди называют отгаданные фигуры, королева достает у короля из коробки и вручает “отгадку” угадавшему.

– Дедушка, смотри-смотри, королей на доске ровно … (2)
– Знает любой в нашей квартире, – ферзей на доске ровно … (2)
– По характеру упряма, и хожу всегда лишь прямо (ладья)
– Стою на одной ноге, хожу буквой Г (конь)
– Черным клеточкам верны чернопольные … (слоны)
– Всю доску прошла и фигуру нашла (пешка)

– Вся наша жизнь – игра! И мы сейчас разыграем небольшую партию. Я прошу всех, у кого в руках есть шахматные фигуры, выйти на сцену!

– Дорогие друзья, вам представляется уникальная возможность – побывать в роли шахматных фигур. Уважаемые участники, пройдите, пожалуйста, за кулисы и облачитесь в соответствующие атрибуты шахматных фигур.

(Король и королева провожают участников за кулисы, участники одевают костюмы.)

Ведущий (игра с залом):

– А пока игроки готовятся, предлагаю вашему вниманию литературную викторину!

1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе с шахматным автоматом? (Незнайка.)

2. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры, – как его зовут? (Электроник.)

3. Человечек из театра Карабаса Барабаса – “весь клетчатый, как шахматная доска”. (Арлекин.)

4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры, – кто она? (Алиса Селезнева.)

5. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: “Глядите, глядите, вон идет шахматная доска”. (Сиропчик.)

6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)

7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)

Ведущий предлагает зрителям упражнение на координацию работы рук, говорит и показывает:

– Хорошо, книги вы любите! А попробуйте – ка сделать вот такое упражнение: руки перед грудью, локти отводим в стороны, пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы обеих рук выпрямились и “здороваются” (касаются друг друга). А теперь правой рукой делаем круговые движения вперед (от себя). Остановились. Левой рукой (так же со сжатым кулачком и выпрямленным указательным пальцем) делаем круговые движения назад (к себе). Остановились. А теперь соединяем движения обеих рук, и одновременно вращаем правой рукой – от себя, а левой – к себе.

– Это упражнение не такое уж и простое, как казалось вначале. Но поверьте, если вы немного потренируетесь, то обязательно научитесь координировать работу своих рук.

– Итак, наши участники уже готовы. И под бурные аплодисменты они приглашаются в зал. (Из-за кулис выходят 6 участников в костюмах шахматных фигур.)

– Начинаем интеллектуальный бой! Поля у нас необыкновенные, расстановка фигур тоже необычная! Мы не будем усложнять, играем по простым правилам! Наши шестеро участников делятся на две команды: команда Короля и команда Ферзя. Два игрока из свиты Короля встают на а1 и b1 (фрагмента доски с полями 40х40 см, заранее прикрепленного к полу возле сцены). Команда Ферзя встает на противоположную сторону и занимает поля с8 и d8.

– Король и Ферзь в одиночку – не воины! Поэтому задания выполняются командой. Король и Ферзь (стоят возле ведущего) по очереди вытягивают из волшебного мешочка номера заданий, которые будут высвечиваться на экране. Дав правильный ответ, команда переходит по доске на одно поле вперед. (Номера шести заданий – приклеенные ко дну фигур обозначения полей шахматной доски – условны, и не влияют на очередность вопросов, идущих друг за другом в презентации “Приложение №1”).

Ведущий (держит мешочек с 6-ю фигурами с приклеянными к ним обозначениями полей.

(н-р: а5, с8, е7, b1, d4, f3):

– Внимание: волшебный мешочек! Право вытянуть шахматную фигуру и назвать номер вопроса для своей команды предоставляется Королю.

(Король называет поле, обозначение которого приклеено ко дну фигуры.)

– Внимание на экран (Слайд 4)! Ваше задание …

Король читает в микрофон:

Расставьте фигуры в начальную позицию. (Один из представителей команды короля расставляет белые и черные фигуры на демонстрационной доске, заранее подготовленной на сцене.)

А пока фигуры расставляются, Ферзь добудет вопрос для своей команды.

(Ферзь называет поле, обозначение которого приклеяно ко дну добытой фигуры.)

– Ваш вопрос… (Слайд 6)

Как зовут знаменитого джина, друга Вольки Костылькова, большого поклонника шахматной игры. (Ответ: Старик Хоттабыч.)

Замечательно! Команда Ферзя передвигается на одно поле вперед (игроки занимают поля с7 и d7). А как же выполнила задание команда Короля? Белые фигуры должны стоять на 1-ой горизонтали, черные – на 8-ой… Отлично! Команда Короля так же передвигается на одно поле вперед (на а2 и b2).

И снова Король добывает задание для своей команды. (Тянет из мешочка фигуру, сообщает номер.)

Внимание на экран. (Слайд 8) – Видеовопрос. (Слайд 9). Кто это? И какое отношение к шахматам имеет этот человек? (Ответ: Анатолий Карпов – чемпион мира по шахматам.)

Слайд 10 (заставка).

– Верно. И Команда Короля двигается на одно поле ближе к центру. А сейчас очередь Ферзя выбрать вопрос для своей команды. (Ферзь называет обозначение поля с фигуры из мешочка.)

– Составьте слово. (Слайд 12. Ответ: ферзь). И команда перемещается на одно поле вперед..

Слайд 13 (заставка).

– Король добывает очередное задание для своей команды. (Сообщает номер). Слайд 14: показать ход коня. (Из-за кулис помощник – король выносит коня на палке.)

– Реквизит у нас имеется, и сейчас всей командой вам предстоит показать ход коня. Все дружно под бурные апплодисменты зрителей верхом на коне и… прыг-скок-вбок! Замечательно!

– Команда Короля получает право перейти на одно поле вперед.

Слайд 15 (заставка).

Остался еще один вопрос для команды Ферзя. (Вытаскивает оставшуюся фигуру, сообщает номер.) Слайд 16: Найдите шахматную фигуру. (Слайд 17. Ответы: король, конь, слон, ладья, пешка.)

– Команда Ферзя передвигается на поле вперед. Итак, обе наши команды успешно справились с заданиями и добрались до центральной линии шахматной доски. Дорогие друзья, поздравьте друг друга с первой тренировкой. И как заведено у шахматистов – пожмите соперникам руки.

Слайд 18 (заставка). Все участники выстраиваются в линию возле сцены. Слайд 9.

– Дорогие друзья! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что она может быть легкой и принести тысячи радостей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!

Звучит фонограмма песни “Виват, король!” в исполнении Т.Гвердцители.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

История шахматной игры и игровые комбинации

Автор: Правиков Павел Олегович, учитель истории и обществознание, МБОУ Измайловская СОШ, Московская обл., Ленинский район, п. Измайлово
Тема: История шахматной игры и игровые комбинации.

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы, закрепить знания о шахматных фигурах и их ходах, развивать наглядно — образное и логическое мышление, внимание, память, воображение, воспитывать усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии решений.

Целевая аудитория: молодые педагоги и дети старшего возраста.

Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы.
3.Развить внимательность.
Материалы для работы: шахматные доски, шахматные фигуры, картинки с комбинациями

Введение в тему история: История возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. Родиной шахмат является Индия приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (1,845×10^19 зерен, вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете.

А теперь не много о правилах игры и комбинаций: В игре участвуют 8 пешек и 5 видов фигур. У всех у них разные возможности и ходят по разному.
Обозначение фигур: Король- Кр ;Ферзь- Ф; Ладья- Л; Слон- С; Конь- К;Пешка- нет обозначения

Поля боя, на котором идёт игра, называется шахматной доской, на шахматной доске 64 клетки(32/32 черные и белые), нижняя клетка(1 и 2) для белых, верхняя клетка(7 и 8) для черных. У клетки есть имя(латинская буква) и фамилия(цифра).Цель игры поставить шах и мат королю.
Каждая фигура ходит по-своему, и у каждой своя ценность.

Король-Эта фигура может ходить в любом направление ,но только на одну клетку, один король и его нельзя разменивать.

Пешка-Пешка ходит или на одну, или на две клетки вперед, но только если никто не стоит на пути. На две клетки она может пойти только с начальной клетки. Пешка-единственная фигура ,которая не ходит назад. И ест иначе чем ходит(берут фигуру на одну клетку вперед по диагонали. И если пешка доходит до 8 горизонтали, то здесь она может стать ферзём(Ф),ладьей(Л),слоном(С) или конем(К).

Конь-Это единственная фигура, которая может перепрыгнуть через другие фигуры. И конь ходит всегда буквой Г, две клетки в одном направлении и еще клетку в другом. Т.с. конь попадает на клетку другого цвета. Ценность коня равна 3 пешкам.

Слон-Слон двигается по диагонали, быстрая фигура. Каждый слон ограничен клетками только одного цвета. Т.о. в начале игры у игрока есть один слон, который двигается по белым клеткам, другой по черным. Ценность слона 3 пешки.
Ладья-Ладья быстрая фигура и ходит она по горизонтали(вправо и влево) и по вертикали(верх и вниз),у ладьи преимущество так как она может попасть почти на любую из 64 клеток. Ладья оценивается в 5 пешек.

Ферзь-Ферзь ходит как и ладья(по горизонтали и по вертикале), и как слон(по диагонали),это как две фигуры в одном, его ценность равна 9 пешкам. Это самая сильная фигура.

Читать еще:  Мастер класс по изготовлению альбома скрапбукинг

Шах и мат Шах происходит, когда на короля нападает фигура соперника. По правилам игрок должен делать ход, что бы уйти от шаха. Есть три возможности избежать шаха:
1)перевести короля на клетку ,которая не находиться под боем. Пример: Королю h8 шах со стороны слона c3,черные могут уйти Кр на g8 или h7.
2)расположить на пути одну из своих фигур. Пример: Королю h8 шах со стороны слона c3,закрыться слоном(С) сыграв с f8 на g7.

3) взять атакующую фигуру. Пример: Королю h8 шах со стороны слона c3,можно взять слона ладьей(Л),которая стоит на h3 на c3, это лучший ход, потому что черные получают 3 очка.
Шах и мат означает, когда королю шах и из-под шаха не уйти не ходом короля, не закрыться, не взяв фигуру.

Теперь разберём пару комбинаций-1.Детский мат и защита от мата.(4 хода)/1 ход Белая пешка с e2 на e4,черная пешка на e5;2 ход белый Фd1 наФh5, Белые напали на пешку е5, и поглядывают на слабый пункт f7. Черные защищают пешку е5,ходом с Кb8 на Кc6;3 ход белый Сf1 на Сс4, черные ходят с Кg8 на Kf6 Черные игнорируют нападение на пункт f7. Следовало играть пешкой. g6, и если 4.Фf3, то 4. Кf6, защищаясь от детского мата и опровергая стратегию белых;4 ход белый с Фh5 на Фf7.Мат

2.Линейный мат— тяжелыми фигурами, обычно двумя ладьями (реже ладьей и ферзем, двумя ферзями).Пример: 1белая Лb4. Этим ходом ладья отсекает часть доски ниже 4-й горизонтали у черного короля; 1черная… Крf5 2.белая Лc5+ вторая ладья оттесняет короля, а первая не позволяет перейти на 4-ю горизонталь. Приходится отступать дальше, к краю доски 2.черная Крe6; 3.белаяЛb6+ оттеснение короля продолжается. 3. Крd7;4.Лh5 Крс7 Черный король напал на вторую ладью;5.Лg6. Уберем вторую ладью на дальний край доски;5…Крd7 6.Лh7+ Кре8 7.Лg8x и черный король получает мат.

Сценарий мастер-класса по шахматам «Тайны шахматной доски»

Сценарий мастер-класса старшего тренера-преподавателя по шахматам

Павловой Рузанны Робиковны

Дата проведения: 20 апреля 2016 года

Место проведения: музыкальный класс МБДОУ «Золотая рыбка»

Время проведения: 13.00-13.40

Тема: Тайны шахматной доски.

Цель: Ознакомить участников мастер-класса с методикой изучения юными шахматистами шахматной нотации и шахматных терминов: горизонталь, вертикаль, диагональ, а также научить детей взаимодействию фигур и принципам командной игры.

Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, тема моего занятия «Тайны шахматной доски» и главной целью я определяю ознакомление с методикой обучения юных шахматистов правильному развитию фигур в дебюте на примере мата Легаля.

Сегодня в конце моего мастер-класса вы сможете:

Сформулировать четкое понятие шахматных терминов: горизонталь, вертикаль, диагональ ;

Закреплять умение детей следовать шахматным правилам ФИДЕ во время шахматной партии, а именно делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и просчитывать в соответствии с этим свой ответный ход ;

Сформировать представление о способе подачи материала в виде шахматной сказки;

Определить воспитательную направленность при обучении игре в шахматы;

Научиться ориентироваться на шахматной доске с применением игры «морской бой» .

Шахматы – наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны, как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера-преподавателя является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

В связи с тем, что у детей 5-6 лет доминируют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то в обучении используется наглядность, показ, рассказ, объяснение педагога. На занятиях используется система терминов, понятий, их связей и обобщений. Эта система способствует выработке системного мышления воспитанника , которая может стать основой для создания индивидуальной схемы мышления шахматиста, применяемой им в игре. Методы и приёмы обучения постоянно меняются, но основным остаётся игра. Поэтому, в основном, все занятия проходят в форме изложения материала с помощью сказочных персонажей.

Развитию долговременной и оперативной памяти поможет изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), виды ничьей, нотация, знание точных позиций эндшпиля. В этом очень помогает навык решения простых шахматных задач, однотипных по форме и содержанию, способствующих выработке алгоритма оценки позиции и принятия правильного решения.

Итак, мы переходим с Вами непосредственно к игре в сказку «Про жадного ферзя» (объяснение правил игры).

СКАЗКА ПРО ЖАДНОГО ФЕРЗЯ

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата короля: Чёрный и Белый. У них было большое королевство, которое называется — шахматная доска. В этом королевстве есть 8 улиц лёжа, которые называются горизонталями, и обозначен цифрами: 1,2,3,4,5,6,7 и 8. Ещё есть 8 улиц стоя, которые называются вертикалями, и обозначены буквами: A , B , C , D , E , F , G , H . Обратите внимание, горизонтали и вертикали состоят из чёрно-белых клеток, но есть на шахматной доске улицы, которые состоят из белых или из чёрных клеток. Эти улицы наискосок и называются они диагональ. Жили они дружно, но в какой-то момент поссорились между собой, разделили королевство пополам, Белый Король забрал себе 1,2,3 и 4 улицы, Чёрный Король забрал себе 5,6,7 и 8 улицы, Белый забрал себе белых солдат, Чёрный чёрных солдат и начали расставлять свои войска:

— по краям доски Ладью поставили, как башню;

— рядом, будто для погони, встали красавцы Кони;

— а за ними и Слоны, в бой они идти должны;

— в центре встал сам Король, а рядом с ним его верный помощник Ферзь;

— перед всеми фигурами выстроились верные солдаты — пешки.

Чёрные также расставили свои фигуры, и началась у них война:

Пешка е2 пошла на е4 и говорит: « вот какая я смелая, вот какая умелая, встала в центр, открыла дорогу своему Ферзю и Слону»

Пешка е7 пошла на е5 и говорит: « я тоже смелая, тоже умелая, я тоже встану в центр и открою дорогу своему Слону и Ферзю»

Конь g 1 пошёл на f 3: «ишь ты, негодница, за нашей пешкой повторяешь, сейчас я тебя съем!»

Пешка закричала: «спасите, помогите, кто-нибудь меня защитите!»

Хотел Конь прийти на помощь, но Ферзь говорит: «Всем сидеть на месте, я один со всей армией белых справлюсь!» и пошёл на f 6.

Белый Слон f 1 пошёл на с4 и говорит: «Ваше Величество, я встану в центр, приглядывать за вкусненькой пешкой на f 7, а вы, пожалуйста, делайте рокировку».

Ферзь говорит: «подумаешь, он приглядывает за вкусненькой пешкой, зато я встану на поле g 6 и сделаю двойной удар – нападу сразу на две пешки!».

Король видит, что один из его солдат погибнет и говорит: «ладно, жадный Ферзь, мы тебе ещё отомстим!» и поменялся с Ладьёй местами. Такой ход, ребята, называется – рокировка. Король спрятался в домик, за пешки, а Ладья стоит, защищает своего Короля и готова напасть на чужого.

Ферзь говорит: «подумаешь, он спрятался в домик, зато я сейчас одного солдата срублю!» и срубил пешечку на е 4.

Белый Слон говорит «мне ради своего Короля жизни не жалко, я ради своего Короля жизнь готов отдать!» и срубил пешечку на f 7, объявив шах чёрному Королю.

Король думает: «просто так отдавать свою жизнь – это глупость, наверное, эти белые что-то задумали!». Оказывается, если Король срубит Слона, тогда придёт Конь на поле g 5 — шах королю и, ещё, нападение на Ферзя, такой удар называется «вилка». Королю нужно будет уйти, а Конь, с удовольствием, срубит чёрного ферзя! Король это увидел и говорит: «ну уж нет, не буду я тебя рубить, убегу-ка я, спрячусь в домик, мой Ферзь, хоть и жадина, и хвастунишка, а всё равно, мой главный помощник и, пускай у меня будет не такой красивый домик, как у белого Короля, но всё-таки это моя защита!» и походил на поле d 8.

Белый Конь говорит: «раз Слону не жалко своей жизни ради Короля, то и мне не жалко своей жизни» и срубил пешечку на е 5.

Чёрный Ферзь думает: «какой глупый Конь, отдал свою жизнь за какую-то пешку, конечно, я его срублю!» и побил коня на е 5.

Тогда, на помощь своим друзьям пришла Ладья и встала на поле е 1.

Ферзь сначала обрадовался и хотел срубить Ладью, но увидел, что её родной Ферзь за ручку держит и защищает, и, мало того, что он был жадиной, но ещё оказался трусишкой, испугался и ушёл на поле f 6.

А Ладья прошла от начала, до самого конца, на поле е 8 и объявила шах и мат чёрному королю!

Вот так, ребята, из-за дружной игры белых, или говоря шахматным языком, благодаря взаимодействию фигур, армия белых победила, а из-за жадности Ферзя, армия чёрных проиграла!

Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!

А сейчас, я хотела бы Вам предложить поиграть в морской бой, но не простой, а шахматный! Так как это шахматный морской бой, то и всё сражение будет проходить на шахматной доске, а корабли будут из шахматных фигур. Давайте разделимся на две команды, у одних корабли будут белого цвета, у других – чёрного, но, когда Ваш корабль начнут подбивать, будете менять цвет фигуры, и тогда Вам будет ясно, где у Вас подбитые корабли. А стрелять Вы будете на листочках, которые я Вам сейчас раздам. Каждый выстрел нужно обозначать точкой, а каждое ранение +, что в шахматной нотации обозначает шах, а каждый подбитый корабль обозначать Х, что означает мат. Из всех фигур на доске у каждого из Вас должно получиться семь кораблей: 1 – четырёхпалубный, 2 – трёхпалубных, 2 – двухпалубных и 2 – однопалубных. Каждый из Вас делает ход поочерёдно, как в шахматах. Будьте внимательны, следите за ходами своих товарищей и не забывайте отмечать все ходы на листочке, чтобы не повторяться. Побеждает та команда, которая подбила больше кораблей на шахматной доске.

Практическое задание: Для закрепления пройденного материала участникам предлагается выполнение заданий на знание шахматной нотации (раздаются карточки). Задания от занятия к занятию усложняются .

Практически все дети справляются с такими заданиями и для закрепления материала, в качестве самостоятельной работы учащимся раздается домашнее задание, в котором решение задач прописывается с помощью шахматной нотации.

Для повышения мотивации к занятиям, формирования заинтересованности, в качестве поощрения ребят по итогам выполнения заданий проводится очередной этап конкурса жетонов. Этот конкурс начинается в начале учебного года, итоги подводятся в конце учебного года. Все решённые задачи, за которые учащийся получает жетон, формируются в папки шахматистов (представление папок).

Каждому участнику мастер-класса выдается памятный жетон, являющийся одновременно сертификатом участника .

В ходе мастер-класса участникам были продемонстрировано Применение сюжетно-ролевых технологий при обучении игре в шахматы на примере сказки «Про жадного ферзя», а также практическая игра «шахматный морской бой» .

Для последующего применения изученного материала предложен раздаточный материал.

С целью получения результатов проведения мастер-класса используется р ефлексия (Приложение 2).

Мастер-класс для педагогов и обучающихся «Учусь играть в шахматы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Мастер-класс для педагогов и обучающихся

«Учусь играть в шахматы»

Подготовил: Сафина С.Б.,

педагог дополнительного образования

г. Магнитогорск, 2019

Цель – формировать представление у участников мастер-класса об игре «Шахматы»

1) Познакомить участников мастер-класса с основными фигурами, и их ходами;

Читать еще:  Крем мыло мастер класс

2) Дать методические рекомендации о правилах игры в шахматы;

3) Формировать у педагогов и обучающихся интерес и умение играть в шахматы.

Добрый день, уважаемые участники мастер-класса!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в чудесный мир «Шахмат». Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. У него было множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием.

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» – Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» – закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» – спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом — армию черного короля.
Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».

Индийский Шах-Падишах очень любил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря и океаны.

Я люблю шахматы – эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я передаю обучающимся на занятиях по внеурочной деятельности «Шахматы».

Давайте, мы с вами, разберемся, для чего нужно играть в шахматы?

Шахматы развивают логическое мышление, помогают просчитывать на период варианты, мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают в учебе, так как не так много предметов в школьной программе, которая учат именно думать, не просто запоминать какие либо формулы, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь не с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.

Кто мне скажет, в чем же смысл игры в шахматы?

Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.

А теперь, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами.

В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА.

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого противника было белое угловое поле.

Шахматная доска состоит из 64 квадратов- полей попеременно белого и черного цвета. Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ указываются номерами от 1 до 8, ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей от А до H.

Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7).

Есть еще на шахматной доске диагонали и центр.

Диагональ – это любая прямая цепочка из полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Всего на шахматной доске 2 большие диагонали. Большая диагональ – диагональ из восьми полей.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски.

На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: черные и белые.

В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре.

Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ.

ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:

«Я смотрю на первый ряд,

по краям ладьи стоят».

На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные кони, при этом кони белых и черных должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу:

«Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей».

«Меж коней заключены

наши славные слоны».

На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля:

«И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь».

Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой ферзь. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.

«А теперь без спешки,

Идут на место пешки».

Итак, уважаемые участники, мы с вами познакомились с фигурами и начальным положением, давайте немножко отдохнем, поиграем в игру «Волшебный мешочек»

· Игра «Волшебный мешочек»

Участники находят в мешочке по одной фигуре, на ощупь определяют, какая фигура, вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их на те поля, которые занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлено НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Продолжаем наше путешествие, после расстановки фигур можно делать ХОДЫ. И первый ход делает участник с белыми фигурами.

1. Ладья передвигается только по горизонталям и вертикалям. Ладья бьет так же, как и ходит – по горизонтали и вертикали.

рис. 1. – Ходы ладьи

2. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Бьет слон так же, как и ходит – по диагоналям. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

рис. 2. – Ходы слона

3. Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается и бьет на любое количество полей в любом направлении.

рис. 3. – Ходы ферзя

4. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок! » Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Бьет конь только на тех полях, на которые ходит и занимает место побитой фигуры.

рис.4. – Ходы коня

5. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле вперед по вертикали, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Если белая пешка доберется до последней горизонтали, а чёрная пешка – до первой, она превратится в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Чаще всего шахматисты превращают пешку в ферзя. При этом не имеет значения, есть ли уже ферзь на доске. Поэтому может случиться, что у кого-то окажется на доске 9 ферзей.

рис. 5. – Ходы пешки

6. Король – самая главная фигура в королевстве. За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали или горизонтали, но только на одно поле. И бьет король также. Короля в шахматах не бьют. Но и под удар его ставить нельзя.

рис. 6. – Ходы короля

Итак, мы с вами познакомились, как ходят и бьют шахматные фигуры, теперь немножко отдохнем, поиграем в игру «Волшебный мяч».

· Игра «Волшебный мяч»

Я буду вам говорить какую-либо фразу, к примеру: «Ладья любит свой цвет!» – и бросаю одному из участников мастер-класса. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

Итак, уважаемые участники, мастер-класс подходит к концу, напоследок предлагаю вам познакомиться с основными правилами игры в шахматы.

(Раздаю каждому участнику напечатанные правила на листочках)

Правила игры в шахматы:

Первое правило : Каждый ход делается только одной рукой!

Второе правило :«Тронул – ходи!». При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

Третье правило: «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Четвертое правило: «Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

Пятое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

Шестое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

Благодарю за внимание! Жду вас на следующем мастер-классе.

1. Костров В.В. Знакомство с шахматами. Электронный ресурс. Режим для доступа: [ http :// chessknigi . ru / chess — article / znakomstvo — s — shahmatami . html ]

2. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. — Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, 2004. — 231 с. — ISBN 5-17-026840-8 , 5-89624-147-X, 5-271-10101-0.

3. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения. — LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 280 с. — ISBN 978-3-8443-0999-7 .

4. Сухин И.Г. Шахматы для детей. — М.: АСТ, Кладезь, 2014. — ISBN 978-5-17-044348-2 , 978-5-17-081437-4.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector