Openbravo-rus.ru

Образование по русски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа выжить и победить читать онлайн

Школа выжить и победить читать онлайн

— Господин Грот, я надеюсь, вы понимаете, что ваша дочь… — статный мужчина не договорил, его перебили.

— Моя приемная дочь! — прохрипел странный мужчина.

— Да, ваша приемная, не пройдет и первого курса обучения. Это не простая школа, здесь не терпят слабых. Мне, конечно, не сложно, мы примем, тем более, с каждым годом количество студентов сокращается. Она владеет магией?

— Нет, — сухо ответил господин Грот. — Просто заберите это исчадие ада, о большем я не прошу.

— Что ж, напишите отказ. На выходе вам дадут нужную сумму денег, все так, как и договаривались.

Седоволосый мужчина, лет 45 пяти, поклонился и вышел, не сказав ни слова. Его густые брови сошлись на переносице, на лбу появилось множество морщин.

Господин Грот медленно шел по темным коридорам и никак не мог поверить, что ему наконец-то удалось избавиться от назойливой девчонки.

Его новая жена, красивая и замечательная женщина не смогла воспитать из девушки достойную избранницу. Все её обходили стороной, а Сенре уже восемнадцать.

Терпеть её выходки мужчина больше не мог.

— Лучший способ, избавиться. Хоть денег за неё дадут.

Тихо постукивая каблуками и бубня себе под нос, господин Грот хотел быстрее уйти из этого мрачного места. Факелы, изредка висевшие на колоннах, вырисовывали на стене мрачную фигуру человека. Господин Грот часто вздрагивал, но потом понимал, что это просто его тень, немного сутулая, большой крючковатый нос смотрелся жутко.

Впереди стала виднеться дверь, мужчина прибавил шагу, а в конце чуть ли не бежал. Дверь поддалась с трудом, хотя по приходу сюда все было намного проще.

Выйдя на свет, господин Грот вытер тыльной стороной руки пот со лба, руки тряслись, ноги еле держали.

Рядом с ним, неожиданно появилась женщина небольшого роста, в руках она держала кожаный сверток.

Мужчина нервно сглотнул, взял похолодевшими руками деньги, его и так тонкие губы теперь плотно сжались и почти побелели, а маленькие глаза бегали из стороны в сторону.

Пройдя по каменной дороге, господин Грот вышел через большие кованые ворота и глубоко вздохнул. До дома он почти добежала.

— Ора, все получилось, слышишь, все получилось! — у порога его встречала женщина.

— Берут? — взволнованно спросила она.

Он помахал перед её лицом свертком. Подбородок женщины задрожал, из глаз потекли слезы.

— Теперь мы заживем, нам больше никто не помешает. Из этой школы выходят избранные, самые сильные маги, которые служат Империи. У неё нет шансов.

Женщина медленно стала оседать на ступеньки покосившегося домика.

— Её первый отец был магом, я не знаю каким, но был.

— Не волнуйся, это уже не наша забота, — Грот крепко обнял свою обожаемую жены, стирая с её лица слезы.

Глава 1. Дом в большой грязной ‘луже’ или как все начиналось

Покосившийся старый дом смотрелся лучше всех остальных в этом убогом месте. Район, в котором он находился, считался не то что бедный, а обедневшим. Люди жили за гранью возможности, все деньги уходили на уплату налогов.

Этот дом был ни чем не приметным, скрипучая дверь, окна заколочены. Хозяева дома уходили рано, приходили под утро. Неприятный мужчина, хозяин дома, постоянно что-то бубнил под нос и был вечно недоволен. Его жена, когда то была достаточно приятная женщина, но связалась с горячительными напитками. Теперь же она была с опухшим лицом, грязными руками и погрызенными ногтями. Волосы, уже давно не мытые, были похожи на солому.

С ними же жила девушка, ангельские черты лица, только волосы серые. С самого своего приезда, её запихали в темной каморку, под лестницей, которая вела на второй этаж. В ‘комнате’ была одна лампа, которая чаще гасла, чем хоть немного освещала то пространство, где жила девушка. Её новый отец её не принял, всячески подговаривал мать, которая и так не была рада рождению дочери, избавиться от ребенка.

Прожила она в коморке больше пяти лет. Сделала небольшой проход на улицу, отодрала пару досок, которые закрывали дырку в чулан, а из него уже потихоньку выходила во внутренний двор, который представлял собой свалку старой мебели. Зачем такие трудности? Все просто, с другой стороны двери висел большой, ржавый замок, еду просовывали под дверью, в большую трещину.

Что можно сказать об обстановке в комнате? Кроме жесткой скрипучей кровати, да табуретки, ничего не было. Сам дом был так же плохо обставлен мебелью, семья, если её можно так назвать, жила далеко не в достатке.

На первом этаже была кухня — грязная, засаленная. Старая печь уже не обогревала, вся побелка от неё отвалилась. Пол грязный, не мытый несколько лет, по углам паутина. У порога лежало жалкое подобие коврика, собственно говоря — это все.

На втором этаже было только две комнаты, одна из них захламлена мусором и коробками, вторая — жилая. Именно в ней и спали хозяева этого дома.

Комнату освещали несколько ламп, одна большая кровать стояла в самом центре комнаты, плотные шторы полностью закрывали окно, не давая солнечным лучам хоть на секунду проникнуть в это странное место.

Здесь никогда не было пыли, здесь Ора, новая жена господина Грота, вновь становилась той красавицей, которой когда — то была раньше. Стоит задуматься, кто же он такой, этот странный человек?

Все просто, маг, довольно слабый, но маг. Он познакомился с женщиной много лет назад, в небольшом городке, когда путешествовал по свету. Это была любовь, которую он сам себе представить не мог, но ему пришлось уехать. Клятвенно пообещав, что вернется за юной красавицей, молодой маг продолжил свое путешествие. Шли годы, а он так и не возвращался, девушка познакомилась с состоятельным мужчиной, вышла за него замуж. После рождения дочери, отец ребенка пропал, как сквозь землю провалился. Женщина долго не могла найти себе места, даже пыталась свести счеты с жизнь, но ничего не получалось.

Через несколько лет приехал уже не такой молодой маг. Он смог разглядеть в отчаявшейся женщине свою любовь.

Привез в свой дом, но жизнь не складывалась, постоянно были проблемы, нехватка денег.

Свою комнату он поддерживал в чистоте, на остальной дом даже не смотрел, для него его новая жена всегда оставалась самой красивой, даже когда она начала пить, он делал все, чтобы заглушить её печаль, ставил на неё самое просто из всех заклинаний, которое меняло внешность, показывал зеркало. Ему было достаточно той секундой её улыбки, чтобы стараться дальше изменить все.

Девочка росла, ни с кем не разговаривала. Милое лицо, маленькие ладошки и только волосы седые. Про таких говорят: ‘К рукам прибранные твари’. Сам он старался не думать, что в доме с ним живет не простой ребенок.

Все изменилось в тот день, когда господин Грот встретил на улицу старую женщину. До этого дня он её не видел, хотя каждый день возвращался по одной и той же улице домой, да и почти всегда около семи вечера время.

Женщина сидела на земле, в руках у неё была старая палка, на которую опираются люди, имеющие проблемы с ногами. Грот не успел пройти, как в него та самая палка и была направлена. Старческий голос пробирал до костей.

— Избавься от девчонки, отдай в школу, она не вернется, да и вы заживете.

Это мысль на все оставшиеся дни была просто навязчивой, постоянно крутилась в голове. Рассказав об это жене, он не ждал долго её ответа, решение было принято моментально.

Девочка обо всем слышала, и теперь стала говориться к тому, о чем могла только слышать.

Сенра — такое имя дал девочки отец при рождении, переводилось как ‘выжившая’. Что оно означает и почему именно такое имя ей дал человек, которого она ни разу не видела, непонятно.

Часто блуждая ночью по улице, она научилась быть не только внимательной и осторожной, но и выносливой. Иногда приходилось преодолеть достаточно большое расстояние, убегая от кого-то. Так она познакомилась со старым воякой. Мужчина не только подкармливал девчушку, но и обучил её навыкам самообороны. Однако все равно не рекомендовал ей влезать в драки. Ударить девушка сможет, а вот повалить противника вряд ли, рост маловат, да и худенькая.

Сенра часто сидела у него до утра, мужчина рассказывал о своих походах, небольших подвигах. А уж слушать веселые сказочные рассказы было огромным удовольствием. А когда уже начинало светать, Вояка провожал седоволосую девчушку до дома. Он никогда не говорил ей, зачем так делает, просто отмахивался рукой.

На самом деле, несколько лет назад он потерял дочь, не встретил на темных улицах города и потерял, навсегда. Он до сих пор винит себя в том, что в тот злополучный день пошел в кабак, и не услышал криков о помощи.

Судьба свела его с Сенрой, такой же несчастной, как и он сам. Мужчина внес большой вклад в обучении девочки, он чувствовал, насколько она сильна, несмотря на свою хрупкость. После рассказа о том, что девочка больше не сможет к нему приходить из-за школы, мужчина познакомил её со своим другом.

Читать еще:  Фокус на фото онлайн

Глава 2. Таинственный друг, хороший помощник

Старый Вояка задумчиво брел по темным улицам города, за руку он держал девочку. Путь их был не близок, но и спешить им было некуда. Ночь это время, когда все спят и только такие же, как и они блуждают по переулкам.

Через четверть часа хождения они остановились у довольно ухоженного дома, тихонько постучались. Дверь им открыл не молодой мужчина, кивком головы пригласил войти, оглядел улицу и плотно закрыл дверь на тяжелый засов.

Сенра терпеливо шла вперед, старалась не оглядывать. Осмотреться не получится в такой темноте.

Поднявшись по ступенькам, они зашли в такой же темный дом, мужчина указывал путь, а девушка крепко держала вояку за руку, боялась спотыкнуться в неизвестном месте. Все было так загадочно и страшно, что изредка она вздрагивала даже от малейшего звука.

Школа выжить и победить читать онлайн

Школа и как в ней выжить

взгляд гуманистического психолога

Серия «Родительская библиотека»

© Издательство «Генезис», 2008

Дорогой читатель, благодарю тебя за интерес к детской психологии и моим книгам, за теплые отзывы, новые знакомства и расширяющиеся возможности сотрудничества. Это так вдохновляет!

Я хотела бы выразить большую признательность моей семье за терпение, поддержку и любовь.

Я благодарна всем учащимся и сотрудникам московской школы «Золотое сечение», оказавшим мне неоценимую помощь в создании этой книги. А также лично: Елене Яковлевне Гвирцман, Алексею Леонидовичу Куликову, Ирине Борисовне Нефедовой, Дине Григорьевне Шехтман, Наталье Георгиевне Беловой, Янине Игнатьевой, Вячеславу Викторовичу Будилину и Алине Козловой.

Я очень благодарна Марине и Грегори Эббот, Ларисе и Эдмунду Йорх за их удивительное гостеприимство и заботу.

Спасибо и моим школьным учителям, они хотели научить меня только самому лучшему.

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад. Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению. В это же время я, как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Как правило, все молодые специалисты отличаются энтузиазмом и наивностью. Я не была исключением и полагала, что как психолог должна не только исправлять последствия психологических травм, но по возможности выявлять и устранять причины, их вызывающие. Мой энтузиазм не иссяк и сейчас (иначе я бы никогда не взялась за эту книгу, также как и за «Книгу для неидеальных родителей»), а вот наивности за годы работы, конечно, поубавилось. Ведь вначале я думала, что если объяснить родителю, как можно «искалечить» ребенка любовью, он перестроит свою линию поведения, если показать, какие они – дети, и чего именно ждут от взрослых, то взрослые их поймут, и все изменится. Также мне казалось, расскажи я о том, что помогает ребятам учиться, а что вызывает в них протест, то учителя меня услышат, смогут приспособиться к собственным ученикам, и наступит счастье.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: психологическое здоровье отдельно взятого учителя, осознанность его действий и центрированность на учебных потребностях школьника в целом мало что меняют в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино. Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики. Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Мне всего шесть лет, и все домашние собираются на семейный совет. Главный вопрос на повестке дня: хочу ли я пойти в школу этой осенью? Первая учительница моей сестры набирает новый класс. Очень удачно: можно отправиться в ту же школу к знакомому педагогу. Меня спрашивают, хочу ли я этого. Я не знаю, хочу или нет, потому что вообще не знаю, что такое школа. Я представляю себе большие комнаты, как у нас в детском садике, заполненные детьми-учениками, и строгую учительницу, которая следит за тем, как мы себя ведем. Картинка не очень отличается от того, что происходит в саду, но от родителей и сестры я знаю, что школа – это большая ответственность. Поскольку я боюсь в своей шестилетней жизни всего нового и на самом деле меня пугает эта ответственность, то в школу идти я скорее боюсь. Мне хочется зацепиться за мамины слова: «она же еще маленькая и так часто болеет», но я знаю, что папа будет недоволен. Он, похоже, все давно решил. Мне ничего не остается, кроме как согласиться.

Меня приводят к той самой учительнице на какие-то экзамены или тесты. И, несмотря на то что к своим шести годам я умею читать, писать и знаю таблицу умножения, меня просто парализует от тревоги и ответственности. Учительница строга, отбор в школу серьезен, я не должна подвести папу. В те времена – это лучшая школа в городе, «английская», с самым высоким процентом поступления в ВУЗы. Несмотря на охвативший меня ужас, я все же выполняю задания, и меня принимают. Я не помню, обрадовал ли меня сей факт или нет, помню только чувство огромного облегчения от того, что собеседования и тесты заканчиваются.

Воспоминания о начальной школе обрывочны: только отдельные эпизоды и ощущения. Из-за маленького роста я сижу на первой парте, прямо напротив учительского стола. Основное чувство на протяжении долгих трех лет – страх, переходящий в ужас, когда учительница повышает голос (а делала она это регулярно), полный ступор, когда она, рассердившись, бьет указкой или кулаком по своему (слава Богу!) столу, бьет так, что подпрыгивает даже моя парта. И еще: я до сих пор отчетливо помню состояние жуткой паники, когда надо было выходить к доске. Я стою перед классом и отвечаю совсем тихо, потому что ужас заполнил каждую клетку моего маленького существа. Меня прерывает ее разъяренное: «ГРОМЧЕ!» Я впадаю в столбняк и могу выдавить из себя лишь мучительный шепот. Ее очередное «ГРОМЧЕ!» ввергает меня в состояние полного паралича, и я вообще уже не могу ничего сказать. Под язвительные комментарии моей мучительницы и смех одноклассников я отправляюсь на свое место и хочу только одного: стать невидимкой, чтобы никто меня не замечал, не заставлял говорить громко и с выражением, не унижал и не стучал по моей парте. Но мне предстоит пережить еще три года постоянного сверхчеловеческого напряжения, от которого я спасаюсь лишь тем, что непрерывно болею.

Моя первая учительница была замечательной женщиной, носила звание «почетный учитель». Она отдала школе всю свою жизнь. Она учила нас, как умела, как считала нужным и правильным. Все в нашем классе выучились читать, писать, вычитать и делить, и, наверное, многие ей за это благодарны. Но теперь, уже будучи взрослой, я совершенно убеждена, что могла научиться этому и не заработав невроз, последствия которого придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь. Я уверена, что учить детей хорошо и «правильно» можно не только манипулируя их чувствами, внушая страх, подавляя в них личность, целиком подчиняя себе и своим целям. Я знаю, что дети значительно эффективнее учатся в атмосфере уважения, поддержки и принятия. Они легко, без всякого страха, следуют за учителем, когда им интересно и когда они понимают, для чего нужны все эти знания, которые взрослые почему-то считают важными априори.

Читать еще:  Виртуальная экскурсия онлайн

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:

«Будь послушной, усердной, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты. Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая их сомнению. Будь прилежной, исполнительной, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира и, возможно, даже получишь поощрение».

Что интересно, оно усвоилось значительно прочнее, чем многие знания, вбивавшиеся в мою голову с немалым напором. Знания забылись, послание всегда со мной. Да, оно до сих пор помогает мне быть усердной и много работать, но делает ли это меня счастливой? Кроме того, только мои психотерапевты знают, какие сверхчеловеческие усилия мне пришлось приложить, чтобы позволить себе иметь право на собственное мнение, чтобы научиться видеть мир не только таким, каким он уже описан в книгах, чтобы когда-нибудь разрешить себе звучать.

Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога

взгляд гуманистического психолога

Дорогой читатель, благодарю тебя за интерес к детской психологии и моим книгам, за теплые отзывы, новые знакомства и расширяющиеся возможности сотрудничества. Это так вдохновляет!

Я хотела бы выразить большую признательность моей семье за терпение, поддержку и любовь.

Я благодарна всем учащимся и сотрудникам московской школы «Золотое сечение», оказавшим мне неоценимую помощь в создании этой книги. А также лично: Елене Яковлевне Гвирцман, Алексею Леонидовичу Куликову, Ирине Борисовне Нефедовой, Дине Григорьевне Шехтман, Наталье Георгиевне Беловой, Янине Игнатьевой, Вячеславу Викторовичу Будилину и Алине Козловой.

Я очень благодарна Марине и Грегори Эббот, Ларисе и Эдмунду Йорх за их удивительное гостеприимство и заботу.

Спасибо и моим школьным учителям, они хотели научить меня только самому лучшему.

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад. Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению. В это же время я, как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Как правило, все молодые специалисты отличаются энтузиазмом и наивностью. Я не была исключением и полагала, что как психолог должна не только исправлять последствия психологических травм, но по возможности выявлять и устранять причины, их вызывающие. Мой энтузиазм не иссяк и сейчас (иначе я бы никогда не взялась за эту книгу, также как и за «Книгу для неидеальных родителей»), а вот наивности за годы работы, конечно, поубавилось. Ведь вначале я думала, что если объяснить родителю, как можно «искалечить» ребенка любовью, он перестроит свою линию поведения, если показать, какие они – дети, и чего именно ждут от взрослых, то взрослые их поймут, и все изменится. Также мне казалось, расскажи я о том, что помогает ребятам учиться, а что вызывает в них протест, то учителя меня услышат, смогут приспособиться к собственным ученикам, и наступит счастье.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: психологическое здоровье отдельно взятого учителя, осознанность его действий и центрированность на учебных потребностях школьника в целом мало что меняют в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино. Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики. Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Ирина Млодик — Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога

Описание книги «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога»

Описание и краткое содержание «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога» читать бесплатно онлайн.

Автор делится с читателями своими размышлениями о том, какой должна быть школа и что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей.

В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.

Издание предназначено для родителей, учителей и всех тех, кому небезразлично будущее детей.

Школа и как в ней выжить

взгляд гуманистического психолога

Серия «Родительская библиотека»

© Издательство «Генезис», 2008

Дорогой читатель, благодарю тебя за интерес к детской психологии и моим книгам, за теплые отзывы, новые знакомства и расширяющиеся возможности сотрудничества. Это так вдохновляет!

Я хотела бы выразить большую признательность моей семье за терпение, поддержку и любовь.

Я благодарна всем учащимся и сотрудникам московской школы «Золотое сечение», оказавшим мне неоценимую помощь в создании этой книги. А также лично: Елене Яковлевне Гвирцман, Алексею Леонидовичу Куликову, Ирине Борисовне Нефедовой, Дине Григорьевне Шехтман, Наталье Георгиевне Беловой, Янине Игнатьевой, Вячеславу Викторовичу Будилину и Алине Козловой.

Я очень благодарна Марине и Грегори Эббот, Ларисе и Эдмунду Йорх за их удивительное гостеприимство и заботу.

Спасибо и моим школьным учителям, они хотели научить меня только самому лучшему.

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад. Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению. В это же время я, как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Как правило, все молодые специалисты отличаются энтузиазмом и наивностью. Я не была исключением и полагала, что как психолог должна не только исправлять последствия психологических травм, но по возможности выявлять и устранять причины, их вызывающие. Мой энтузиазм не иссяк и сейчас (иначе я бы никогда не взялась за эту книгу, также как и за «Книгу для неидеальных родителей»), а вот наивности за годы работы, конечно, поубавилось. Ведь вначале я думала, что если объяснить родителю, как можно «искалечить» ребенка любовью, он перестроит свою линию поведения, если показать, какие они – дети, и чего именно ждут от взрослых, то взрослые их поймут, и все изменится. Также мне казалось, расскажи я о том, что помогает ребятам учиться, а что вызывает в них протест, то учителя меня услышат, смогут приспособиться к собственным ученикам, и наступит счастье.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: психологическое здоровье отдельно взятого учителя, осознанность его действий и центрированность на учебных потребностях школьника в целом мало что меняют в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Читать еще:  Фотоколлаж с текстом онлайн

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино. Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики. Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Мне всего шесть лет, и все домашние собираются на семейный совет. Главный вопрос на повестке дня: хочу ли я пойти в школу этой осенью? Первая учительница моей сестры набирает новый класс. Очень удачно: можно отправиться в ту же школу к знакомому педагогу. Меня спрашивают, хочу ли я этого. Я не знаю, хочу или нет, потому что вообще не знаю, что такое школа. Я представляю себе большие комнаты, как у нас в детском садике, заполненные детьми-учениками, и строгую учительницу, которая следит за тем, как мы себя ведем. Картинка не очень отличается от того, что происходит в саду, но от родителей и сестры я знаю, что школа – это большая ответственность. Поскольку я боюсь в своей шестилетней жизни всего нового и на самом деле меня пугает эта ответственность, то в школу идти я скорее боюсь. Мне хочется зацепиться за мамины слова: «она же еще маленькая и так часто болеет», но я знаю, что папа будет недоволен. Он, похоже, все давно решил. Мне ничего не остается, кроме как согласиться.

Меня приводят к той самой учительнице на какие-то экзамены или тесты. И, несмотря на то что к своим шести годам я умею читать, писать и знаю таблицу умножения, меня просто парализует от тревоги и ответственности. Учительница строга, отбор в школу серьезен, я не должна подвести папу. В те времена – это лучшая школа в городе, «английская», с самым высоким процентом поступления в ВУЗы. Несмотря на охвативший меня ужас, я все же выполняю задания, и меня принимают. Я не помню, обрадовал ли меня сей факт или нет, помню только чувство огромного облегчения от того, что собеседования и тесты заканчиваются.

Воспоминания о начальной школе обрывочны: только отдельные эпизоды и ощущения. Из-за маленького роста я сижу на первой парте, прямо напротив учительского стола. Основное чувство на протяжении долгих трех лет – страх, переходящий в ужас, когда учительница повышает голос (а делала она это регулярно), полный ступор, когда она, рассердившись, бьет указкой или кулаком по своему (слава Богу!) столу, бьет так, что подпрыгивает даже моя парта. И еще: я до сих пор отчетливо помню состояние жуткой паники, когда надо было выходить к доске. Я стою перед классом и отвечаю совсем тихо, потому что ужас заполнил каждую клетку моего маленького существа. Меня прерывает ее разъяренное: «ГРОМЧЕ!» Я впадаю в столбняк и могу выдавить из себя лишь мучительный шепот. Ее очередное «ГРОМЧЕ!» ввергает меня в состояние полного паралича, и я вообще уже не могу ничего сказать. Под язвительные комментарии моей мучительницы и смех одноклассников я отправляюсь на свое место и хочу только одного: стать невидимкой, чтобы никто меня не замечал, не заставлял говорить громко и с выражением, не унижал и не стучал по моей парте. Но мне предстоит пережить еще три года постоянного сверхчеловеческого напряжения, от которого я спасаюсь лишь тем, что непрерывно болею.

Моя первая учительница была замечательной женщиной, носила звание «почетный учитель». Она отдала школе всю свою жизнь. Она учила нас, как умела, как считала нужным и правильным. Все в нашем классе выучились читать, писать, вычитать и делить, и, наверное, многие ей за это благодарны. Но теперь, уже будучи взрослой, я совершенно убеждена, что могла научиться этому и не заработав невроз, последствия которого придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь. Я уверена, что учить детей хорошо и «правильно» можно не только манипулируя их чувствами, внушая страх, подавляя в них личность, целиком подчиняя себе и своим целям. Я знаю, что дети значительно эффективнее учатся в атмосфере уважения, поддержки и принятия. Они легко, без всякого страха, следуют за учителем, когда им интересно и когда они понимают, для чего нужны все эти знания, которые взрослые почему-то считают важными априори.

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:

«Будь послушной, усердной, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты. Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая их сомнению. Будь прилежной, исполнительной, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира и, возможно, даже получишь поощрение».

Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Автор делится с читателями своими размышлениями о том, какой должна быть школа и что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей.

В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.

Издание предназначено для родителей, учителей и всех тех, кому небезразлично будущее детей.

Отзывы

Популярные книги

  • 48286
  • 7
  • 1

Если для нас «любить» означает «страдать», значит, мы любим слишком сильно. В этой книге рассматрив.

Женщины, которые любят слишком сильно

  • 39183
  • 3
  • 2

Ренсом Риггз Город пустых Побег из Дома странных детей Посвящается Тахерен И вот в ладье.

Город пустых. Побег из Дома странных детей

  • 38592
  • 2
  • 17

Правило в 10 раз больше

  • 49517
  • 2
  • 9

Пока набросок. Если перерастёт по объёму из рассказа в роман, то будет под подписку .

Парный танец

  • 39674
  • 9
  • 1

Читать книгу: Лидер без титула. Автор: Робин Шарма Посвящаю эту книгу тебе, читатель. Меня .

Лидер без титула

  • 31735
  • 8

Annotation Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истре.

Жестокий век

Уважаемые читатели, искренне надеемся, что книга «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога» Млодик Ирина окажется не похожей ни на одну из уже прочитанных Вами в данном жанре. Приятно окунуться в «золотое время», где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. По мере приближения к исходу, важным становится более великое и красивое, ловко спрятанное, нежели то, что казалось на первый взгляд. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога» Млодик Ирина читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

  • 12

Самостоятельность и независимость — вот о чем мечтает каждый молодой человек. Он стремится к этому.

Иностранец 2

Самостоятельность и независимость — вот о чем мечтает каждый молодой человек. Он стремится к этому.

  • 18

С утра проснулся в квартире красивой девушки, а через три часа уже дважды чуть не умер? Что делать.

Дорога в рай

С утра проснулся в квартире красивой девушки, а через три часа уже дважды чуть не умер? Что делать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector